Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные леди"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные леди"
Программа кружка «Юные леди» разработана для внеклассной работы учащихся четвёртого класса. Объем – 34 часа в год. Длительность занятий в 4 классе составляет 25-30 минут, 1 раз в неделю. Данная образовательная программа была составлена на основе программы А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные леди"»
«Юные леди»
Пояснительная записка
Программа кружка «Юные леди» разработана для внеклассной работы учащихся четвёртого класса. Объем – 34 часа в год. Длительность занятий в 4 классе составляет 25-30 минут, 1 раз в неделю.
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, пп. 9,10);
ФГОС, п. 19.5;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана;
Учебный план образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год;
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие слова произносит, как садится, как ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Проведя ряд наблюдений и опросов, мне удалось выяснить, что ребятам этого класса необходимо прививать любовь к природе, расширять и углублять их знания об окружающем мире, дабы это направление вызывает у них яркий интерес и потребность в глубоком знании данного курса.
Основные цели программы:
1) Развивающая: развивать духовное единство между людьми, устанавливать взаимное доверие.
2) Воспитательная: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
3)Образовательная: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи программы:
1)Формирование у ребенка эстетических представлений и их творческая реализация в проектной деятельности.
2)Повышение культуры ребенка в общении с окружающим миром.
3) Приобщение ребенка к исследовательской деятельности по предмету.
Программа построена с учетом возрастных особенностей третьеклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.
Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы с детьми: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, игровые; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; праздники и др.
Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр.
Любая наука представляет собой систему понятий, находящихся друг с другом в определенных связях и отношениях. Каждое понятие – это значение наиболее общих, и в то же время существенных признаков объекта, а также связей и отношений между ними.
При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.
Кем бы ни стал в будущем ученик, ему всегда нужны будут знания, хорошая память, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать факты.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
• сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
В реализации данной программы я использую гуманно-личностную технологию Амонашвили, так как именно она направлена на развитие творческих способностей ребенка, путем раскрытия его личностных качеств, на развитие и становление познавательных сил ребенка, на обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Требования к уровню сформированности знаний и умений учащихся в 4 классе
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:
· основные моральные нормы,
· основы светской и религиозной морали,
· представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России,
· ценности нравственности и духовности в человеческой жизни,
· простые правила этикета.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь:
· уметь видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять,
· ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступках окружающих людей,
· решать моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентироваться на их мотивы и чувства,
· следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи,
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебно - тематический план кружка «Юные леди»
№
Раздел
1
Этика – наука о морали.
3
2
Школьный этикет.
3
3
Зачем быть вежливым.
2
4
Сказка о вежливости.
2
5
Этическая грамматика.
4
6
Твои поступки и твои родители.
3
7
Обязанности ученика в школе и дома.
2
8
Ты и твое здоровье.
3
9
Праздничный этикет.
3
10
Наш класс.
3
11
«Этика общения»
4
12
«Подведение итогов работы»
2
Содержание программы
Количество часов – 34
Введение. Этика – наука о морали. (3 часа)
Как я выгляжу. Мой внешний вид.
Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.
Как я выгляжу. Я – девочка.
Школьный этикет. (3 часа)
Внешний вид школьника. Порядок.
Поведение в школе.
Зачем быть вежливым. (2 часа)
Зачем быть вежливым.
Сказка о вежливости. (2 часов)
Вежливое поведение в природе. Вежливые и невежливые поступки.
О дружбе и взаимопомощи людей. Как исправить плохой поступок?
Этическая грамматика. (4 часа)
Вежливость как основа воспитанности.
Какого ты рода, племени?
Точность, обязательность, аккуратность.
Внешняя и внутренняя воспитанность человека. Если бы вещи умели говорить.
Твои поступки и твои родители. (3 часа)
Твои поступки и твои родители.
Обязанности ученика в школе и дома. (2 часа)
Обязанности ученика в школе и дома.
Твои обязанности по отношению к родителям.
Ты и твое здоровье. (3 часа)
Ты и твое здоровье.
Твое здоровье в твоих руках.
Праздничный этикет. (3 часа)
Праздничный этикет.
Наш класс. (3 часа)
Толерантность - путь к миру.
«Этика общения» (4 часа)
Добро творить – себя веселить.
Подумай о других.
Подарок коллективу.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
«Подведение итогов работы» (2 часа)
«Мой творческий проект»
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература для педагога:
1. Белопольская Н. А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
2. Богданова О. С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
3. Богусловская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
4. Буйлова Л. Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова Н. А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
7. Костылёва О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
9. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. “Совсем необычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
11. Максимова Т. Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
13. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
14. Пахомова О. А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
15. Пятак С. В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
17. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
18. Симановский А. Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
19. Смирнов Н. А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
20. Сухомлинский В. А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
21. Шемшурина А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
22. Шорыгина Т. А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2010.
23. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
24. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
25. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
26. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г. В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
27. Конституция РФ.- М.: Известие, 2002.
28. Подборка журналов «Начальная школа».
29. Подборка журналов «Воспитание школьников».
Интернет-ресурсы:
1.http://www. km. ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».