Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Если хочешь быть здоров"»
Рабочая программа учебного курса
«Если хочешь быть здоров»
для 1-4 класса
Срок реализации программы - 1 год
Курс «Если хочешь быть здоров»
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.
Цель и задачи программы
Цели данного курса:
-Создание условий для развития личности ребёнка и формирования у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
-Обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе
· Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
· Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих
· Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
· Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;
· Обучить детей методам обеспечения личной безопасности;
Задачи:
- Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- Привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-Развитие творческих способностей школьников (через участие в конкурсах, выступлениях агитбригад по пропаганде ПДД);
-Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений, и навыков безопасного поведения в реальной жизни
- приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
- формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
- Добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности;в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 270 часов. В 1 классе – 66 часа, 2-4 классы по 68 часов Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 10-15 человек.
Планируемые результаты
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
· чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
· правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах; · правила безопасного поведения в лесу, в поле;
· возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
· ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
· от чего зависит наше здоровье. Причины некоторых заболеваний; Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
· травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
· какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
· как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
- О пользе физических упражнений для гармоничного развития человека
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
Выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Взаимодействие человека с окружающей средой (Пдд, ТБ, Правила внутреннего распорядка гимназии)
Объектовая тренировка учащихся в случае эвакуации при пожаре
Опасные и безопасные ситуации (Безопасное поведение детей на улицах и в подъездах)
Учусь принимать решения в опасной ситуации (Правила поведения в бассейне)
Особенности обеспечения безопасности современного жилища
Безопасность в доме
Как вести себя со злоумышленниками. Незнакомец.
Огонь друг или враг?
ПДД, ТБ на каникулах. Правила безопасного поведения
ПДД, ТБ, Правила внутреннего распорядка гимназии
Искру тушим до пожара, беду отводим до удара
Осторожно - огонь! Что делать в случае пожара в квартире?
Беседа по ТБ: "Поведение на новогодних утренниках. Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей
Экстремальная ситуация для человека в природной среде - что это?
Учусь ориентироваться
Зимняя река и география безопасности
Объектовая тренировка учащихся в случае эвакуации при пожаре
ПДД, ТБ на каникулах. «Азбука выживания»
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
Профилактика простудных заболеваний устный журнал "Расти здоровым"
Характеристика здорового человека
Путешествие в страну "Витаминия"
Первая помощь при несчастных случаях
Табак и никотин
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Итого:
23 часа
Часть 3.
ПДД (Правила дорожного движения или Дорожная азбука)
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Кол-во часов
Кто проводит
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней
1 час
Пешеходные переходы
2 часа
Нерегулируемые перекрестки
2 часа
Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы
2 часа
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае
2 часа
Дорожные знаки
1 час
Где можно и где нельзя играть
1 час
Зачет
ИТОГО
11 часов
Содержание
1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)
Элементы дороги. Тротуар. Пешеходная дорожка. Обочина. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.
2. Пешеходные переходы (2 часа)
Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.
3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.
4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика.
5. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа)
Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности.
6. Дорожные знаки (1 час)
Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.
7. Где можно и где нельзя играть (1 час)
Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на велосипеде.
Используемая литература:
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» (1 – 4 классы) –М.: ВАКО, 2008
Т. Н. Максимова Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – М: ВАКО, 2011