kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного курса "Если хочешь быть здоров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа сформирует у обучающихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Если хочешь быть здоров"»


Рабочая программа учебного курса

«Если хочешь быть здоров»

для 1-4 класса

Срок реализации программы - 1 год


Курс «Если хочешь быть здоров»

Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.


  1. Цель и задачи программы

Цели данного курса:

- Создание условий для развития личности ребёнка и формирования у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

- Обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе

· Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

· Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

· Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

· Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;

· Обучить детей методам обеспечения личной безопасности;

Задачи:

- Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- Привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-Развитие творческих способностей школьников (через участие в конкурсах, выступлениях агитбригад по пропаганде ПДД);

-Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.

-  развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; 

-  стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений, и навыков безопасного поведения в реальной жизни

- приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

- формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;

- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

- Добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

  1. Особенности программы

Данная программа строится на принципах:

  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.



  1. Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 270 часов. В 1 классе – 66 часа, 2-4 классы по 68 часов Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 10-15 человек.


  1. Планируемые результаты

К концу изучения курса учащиеся должны знать: 

· чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

· правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах; · правила безопасного поведения в лесу, в поле;

· возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;

· ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;

· от чего зависит наше здоровье. Причины некоторых заболеваний; Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;

· травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

· какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;

· как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

- О пользе физических упражнений для гармоничного развития человека

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • Выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

  • Осуществлять активную оздоровительную деятельность;

  • Формировать своё здоровье.

  • Правильно перейти водоем по льду;

  •  Правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»;

  •  Ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;

  •  Правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;

  •  Распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;

  •  Оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;

  •  Действовать по сигналу «Внимание всем!»





Часть 1. Моё здоровье.

Тематическое планирование в 1 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Кто проводит

1.

Дружи с водой

    1. Советы доктора Воды

    2. Друзья Вода и Мыло

2 часа


2.

Забота о глазах

2.1. Глаза – главные помощники человек

1 час


3.

Уход за ушами

3.1. Чтобы уши слышали

1 час


4.

Уход за зубами

    1. Почему болят зубы

    2. Чтобы зубы были здоровыми

    3. Как сохранить улыбку красивой

3 часа


5.

Уход за руками и ногами

5.1. Рабочие инструменты человека

1 час


6.

Забота о коже

6.1. Зачем человеку кожа

6.2. Надёжная защита организма

6.3. Если кожа повреждена

3 часа


7.

Как следует питаться

7.1. Питание - необходимое условие для жизни человека

7.2. Здоровая пища для всей семьи

2 часа


8.

Как сделать сон полезным

8.1. Сон – лучшее лекарство

1 часа


9.

Настроение в школе

9.1. Как настроение?

1 час


10.

Настроение после школы

10.1. Я пришёл из школы

1 час


11.

Поведение в школе

11.1. Я – школьник

11.2. Когда мои друзья со мной

2 часа


12.

Вредные привычки

12.1

12.2

2 часа


13.

Мышцы, кости и суставы

13.1.Скелет – наша опора

13.2.Осанка – ровная спина

2 часа


14.

Как закаляться. Обтирание и обливание

14.1.Если хочешь быть здоров. Сказка о микробах.

1 час


15.

Как правильно вести себя на воде

15.1.Правила безопасности на воде

15.2 Игры и упражнения на воде

2 часа


16.

Народные игры

16.1. Русская игра «Городки»

2 часа


17.

Подвижные игры

17.1. Игры на свежем воздухе «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики»

17.2. Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч»

17.3. Разучивание игр «Круговые салки», «Весёлая эстафета», «Поезд»

17.4. Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай», «Западня»

17.5. «Весёлые старты»

5 часов


18.

Обобщающие занятия Доктора здоровья

18.1. Правила здоровья

1 час



Итого:

33 часа



Тематическое планирование во 2 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Кто проводит

1.

Почему мы болеем?

1.1. Причины болезни

1.2. Признаки болезни

1.3. Как здоровье?

3 часа


2.

Кто и как предохраняет нас от болезней?

2.1. Как организм помогает себе сам

2.2. Здоровый образ жизни

2 часа


3.

Кто нас лечит?

3.1. Какие врачи нас лечат

1 час


4.

Прививки от болезней

4.1. Инфекционные болезни

4.2. Прививки от болезней

2 часа


5.

Что нужно знать о лекарствах

5.1. Какие лекарства мы выбираем

5.2. Домашняя аптечка

2 часа


6.

Как избежать отравлений

6.1. Отравление лекарствами

6.2. Пищевые отравления

2 часа


7.

Безопасность при любой погоде

7.1. Если солнечно и жарко

7.2. Если на улице дождь и гроза

2 часа


8.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

8.1. Опасность в нашем доме

8.2. Как вести себя на улице

2 часа


9.

Правила безопасного поведения на воде

9.1. Вода – наш друг

1 час


10.

Правила обращения с огнём

10.1. Чтобы огонь не причинил вреда

1 час


11.

Как уберечься от поражения электрическим током

11.1. Чем опасен электрический ток

1 час


12.

Уберечься от порезов, ушибов, переломов

12.1. Травмы

1 час


13.

Как защититься от насекомых

13.1. Укусы насекомых

1 час


14.

Предосторожность при обращении с животными

14.1.Что мы знаем про собак и кошек

1 час


15.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом...

15.1. Отравление ядовитыми веществами

15.2. Отравление угарным газом

2 часа


16.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

16.1. Как помочь себе при тепловом ударе

16.2. Как уберечься от мороза

2 часа


17.

Первая помощь при травмах

17.1. Растяжение связок и вывих костей

17.2. Переломы

17.3. Если ты ушибся или порезался

3 часа


18.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

18.1. Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное тело

1 час


19.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

19.1. Укусы змей

1 час


20.

Сегодняшние заботы медицины

20.1. Расти здоровым

20.2.Воспитай себя

20.3. Я выбираю движение

3 часа



Итого:

34 часа



Тематическое планирование в 3 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Кто проводит

1.

Чего не надо бояться

    1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие


1 час


2.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2.1. Учимся думать

2.2. Спеши делать добро

2 часа


3.

Почему мы говорим неправду

3.1. Поможет ли нам обман

3.2. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках

2 часа


4.

Почему мы не слушаемся родителей

4.1. Надо ли прислушиваться к советам родителей

4.2. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

2 часа


5.

Надо уметь сдерживать себя

5.1. Все ли желания выполнимы

5.2. Как воспитать в себе сдержанность

2 часа


6.

Вредные привычки

6.1. Не грызи ногти, не ковыряй в носу

6.2. Как отучить себя от вредных привычек

2 часа


7.

Отношение к подаркам

7.1. Я принимаю подарок

7.2. Я дарю подарки

2 часа


8.

Как следует относиться к наказаниям

8.1. Справедливое и несправедливое наказание

1 час


9.

Как нужно одеваться

9.1. Одежда – её назначение.

1 час


10.

Как вести себя с незнакомыми людьми

10.1. Ответственное поведение

1 час


11.

Как вести себя, если что-то болит

11.1. Боль

1 час


12.

Как вести себя за столом

12.1. Сервировка стола

12.2. Правила поведения за столом

2 часа


13.

Как вести себя в гостях

13.1. Ты идёшь в гости

1 час


14.

Как вести себя в общественных местах

14.1. Как вести себя в транспорте и на улице

14.2. Как вести себя в театре, кино, школе

2 часа


15.

«Нехорошие слова», недобрые шутки

15.1. Умеем ли мы вежливо общаться

15.2. Умеем ли мы разговаривать по телефону

2 часа


16.

Что делать если не хочется в школу

16.1. Помоги себе сам

1 час


17.

Чем заняться после школы

17.1. Умей организовать свой досуг

1 час


18.

Как выбирать друзей

18.1. Что такое дружба

18.2. Кто может считаться настоящим другом

2 часа


19.

Как помочь родителям

19.1. Как доставить родителям радость

1 час


20.

Как помочь больным и беспомощным

20.1. Если кому-нибудь нужна твоя помощь

20.2. Спешите делать добро

2 часа


21.

Повторение

21.1.Огонёк здоровья

21.2. Путешествие в страну здоровья

21.3. Урок-соревнование «Культура здорового образа жизни»

3 часа



Итого:

34 часа



Тематическое планирование в 4 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Кто проводит

1.

Наше здоровье

    1. Что такое здоровье?

    2. Что такое эмоции?

    3. Чувства и поступки

    4. Стресс

4 часа


2.

Как помочь сохранить себе здоровье

    1. Учимся думать и действовать

    2. Учимся находить причину и последствия событий

    3. Умей выбирать

3 часа


3.

Что зависит от моего решения

    1. Принимаю решение

    2. Я отвечаю за свои решения

2 часа


4.

Злой волшебник табак

    1. Что мы знаем о курении

1 час


5.

Почему некоторые привычки называются вредными

    1. Зависимость

    2. Умей сказать НЕТ

    3. Как сказать НЕТ

    4. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

    5. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

5 часов


6.

Помоги себе сам

    1. Волевое поведение

1 час


7.

Злой волшебник – алкоголь

    1. Алкоголь

    2. Алкоголь – ошибка

    3. Алкоголь – сделай выбор

3 часа


8.

Злой волшебник – наркотик

    1. Наркотик

    2. Наркотик – тренинг безопасного поведения

2 часа


9.

Мы – одна семья

1.1. Мальчишки и девчонки

    1. Моя семья

2 часа


10.

Нестандартные уроки и уроки-праздники

    1. Дружба

    2. День здоровья

    3. Умеем ли мы правильно питаться?

    4. Я выбираю кашу

    5. Чистота и здоровье

    6. Откуда берутся грязнули? (Игра-путешествие)

    7. Чистота и порядок

    8. Будем делать хорошо и не будем плохо

    9. КВН «Наше здоровье»

    10. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

    11. Будьте здоровы!

11 часов



Итого:

34 часа



Часть2. Основы безопасности жизнедеятельности

Тематическое планирование



Тема занятия

Кол-во часов

Кто проводит

Теория

Практика

1.


Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

    1. Взаимодействие человека с окружающей средой (Пдд, ТБ, Правила внутреннего распорядка гимназии)

    2. Объектовая тренировка учащихся в случае эвакуации при пожаре

    3. Опасные и безопасные ситуации (Безопасное поведение детей на улицах и в подъездах)

    4. Учусь принимать решения в опасной ситуации (Правила поведения в бассейне)

    5. Особенности обеспечения безопасности современного жилища

    6. Безопасность в доме

    7. Как вести себя со злоумышленниками. Незнакомец.

    8. Огонь друг или враг?

    9. ПДД, ТБ на каникулах. Правила безопасного поведения

    10. ПДД, ТБ, Правила внутреннего распорядка гимназии

    11. Искру тушим до пожара, беду отводим до удара

    12. Осторожно - огонь! Что делать в случае пожара в квартире?

    13. Беседа по ТБ: "Поведение на новогодних утренниках. Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей

    14. Экстремальная ситуация для человека в природной среде - что это?

    15. Учусь ориентироваться

    16. Зимняя река и география безопасности

    17. Объектовая тренировка учащихся в случае эвакуации при пожаре

    18. ПДД, ТБ на каникулах. «Азбука выживания»











1 час


1 час



1 час

1 час


1 час


1 час




1 час


1 час


1 час




1 час


1 час

1 час



1 час




1 час




1 час















1 час














1 час



1 час


2.

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

    1. Профилактика простудных заболеваний устный журнал "Расти здоровым"

    2. Характеристика здорового человека

    3. Путешествие в страну "Витаминия"

    4. Первая помощь при несчастных случаях

    5. Табак и никотин





1 час

1 час

1 час

1 час




1 час



Итого:

23 часа



Часть 3.

ПДД (Правила дорожного движения или Дорожная азбука)

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Кто проводит

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

1 час


Пешеходные переходы

2 часа


Нерегулируемые перекрестки

2 часа


Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы

2 часа


Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

2 часа


Дорожные знаки

1 час


Где можно и где нельзя играть

1 час


Зачет




ИТОГО

11 часов





Содержание

1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)

Элементы дороги. Тротуар. Пешеходная дорожка. Обочина. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

2. Пешеходные переходы (2 часа)

Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.

3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)

Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика.


5. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа)

Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности.


6. Дорожные знаки (1 час)

Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

7. Где можно и где нельзя играть (1 час)

Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на велосипеде.


Используемая литература:

  1. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» (1 – 4 классы) –М.: ВАКО, 2008

  2. Т. Н. Максимова Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – М: ВАКО, 2011



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учебного курса "Если хочешь быть здоров"

Автор: Михайлова Елена Витальевна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства