Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки Крыма"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки Крыма"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности проектного направления «Знатоки Крыма», 4 класс
Планирование составлено на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.)Кол-во часов всего- 68 , в неделю - 2 час.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки Крыма" »
27
«Утверждаю»
Директор
Калиновского УВК
________ Ищенко Л.Н.
Приказ № ____
от «___»_______2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
УВК по УВР
___________Акимова Э.Ш..
«____»__________2014г.
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения
Протокол № ___
от «____»________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности проектного направления «Знатоки Крыма», 4 класс
Планирование составлено на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.)
Кол-во часов всего- 68 , в неделю - 2 час
учитель начальных классов
Исламова Эльзара Рустемовна
2014 - 2015 учебный год
Проектное направление
Программа факультатива
«Знатоки Крыма»
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
Краткая аннотация программы:
Программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОСТ НОО. В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и его влияние на патриотическое воспитание учащихся начальных классов.
Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности в педагогической деятельности по формированию патриотизма, любви к Родине. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами школьного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.)
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ начального общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочного занятия по проектному направлению «Знатоки Крыма » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Крыма, герои крымской земли в годы Великой Отечественной войны; география Крыма, особенности расположения полуострова; населения Крыма, многонациональность, праздники народов Крыма. Программа внеурочного занятия «Знатоки Крыма» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Цели программы: • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; • расширить и углубить знания учащихся о родном крае; • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; • воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
ознакомление с географией Крыма;
ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; - воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
-воспитание бережного отношения к родному краю;
- воспитание любви к родной земле, гордости за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Развивающие задачи: • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, практикумы в библиотеке, работа с книгами, работа с компьютером, другими информационными носителями). Программа предназначена для учащихся начальных классов.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Содержание программы
Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.
Класс: 4.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 2 часа в неделю. Всего: 68 ч .
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это интернет, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Возможные экскурсии — это экскурсии на природу, либо на действующие предприятия.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского, крымскотатарского татарского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
По окончанию реализации программы учащиеся научаться:
– выбирать тему исследования, структуру исследования;
– видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента;
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
Предполагаемые результаты реализации программы
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом;
газета;
плакат ;
серия иллюстраций ;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом;
III. Содержание тематического планирования внеурочного занятия по проектному направлению
«Знатоки Крыма»
Раздел I. Введение в ИКТ. (6 часов).
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point. Работа с интернетом, знакомство с сайтом википедия. Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел 2.Крым – мой край. (11часов)
«Большая» и «малая» Родина. Знакомьтесь, Крым! Символика Крыма. Симферополь – столица Крыма. Мое село - Калиновка. Улицы села, его достопримечательности. Центр села. Моя семья. Моя фамилия, имя, отчество. Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Пословицы и поговорки о семье. Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Раздел 3. История Крыма.(11 часов)
История Крыма в фотографиях. Древние люди в Крыму. Тавры и генуэзцы. Крымское ханство. Крым в составе России. Коренные народы Крымского полуострова. Крым в годы ВОВ. . Земляки – герои во время отечественной войны. Книга памяти. Современный Крым. Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Раздел 4. География Крыма.(17ч)
Географическое положение Крыма. Административные районы и города. Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Характерные сезонные особенности погоды Крыма. Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Реки, озера Крыма. Растительный и животный мир Крыма. Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Раздел 5.Праздники, традиции и ремесла народов Крыма.(23 часа)
Традиционные ремесла. Декоративно-прикладное искусство народов Крыма. Народные, национальные праздники народов Крыма. Традиционные костюмы народов Крыма.Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Календарно-тематический план
№
Тема
Коли-чество часов
Дата проведения за-нятия
Форма проведения
Дополнительная деятельность, содержание занятий.
Примечание
Раздел I.
Введение в ИКТ (6 часов)
1
Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий.
1
Беседа (теория)
Правила ТБ при работе с ПК.Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
2-3
Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.
2
Практическое занятие, групповая работа
Работа с компьютером.
4
Работа с интернетом, знакомство с сайтом википедия.
1
Практическое занятие, групповая работа
Работа с компьютером. Работа с интернетом.
5
Формы и методы исследовательской работы.
1
Практическое занятие, групповая работа
6
Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов. Выбор тем.
1
Лекция.
Обсуждение и выбор тем исследова-ния, актуализация проблемы. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Раздел II.
Мой родной край(11ч)
7-8
«Большая» и «малая» Родина.
2
Лекция.
9-11
Знакомьтесь, Крым! Символика Крыма. Симферополь – столица Крыма
3
Практическое занятие, групповая работа
Коллективно-творческая работа с картой Крыма.
12-13
Мое село - Калиновка. Улицы села, его достопримечательности. Центр села.
2
Лекция, викторина, экскурсия.
Экскурсии по селу
14-15
Моя семья. Моя фамилия, имя, отчество. Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Пословицы и поговорки о семье.
2
Лекция, экскурсия, практическое занятие.
Оформление «родового» дерева. Экскурсия в сельскую библиотеку.
16-17
Люди прославившие Крым (Айвазовский, Гаспринский и др)
2
Лекция, практическое занятие
Экскурсия в библиотеку.
18-19
Оформление творческих работ. Выставки фотографий, рисунков.
2
Практическое занятие, групповая работа,
Выставка рисунков и фотографий по теме. Создание семейного альбома.
Раздел III.
История Крыма(11ч)
20
История Крыма в фотографиях. Древние люди в Крыму. Тавры и генуэзцы.
1
Лекция.
Просмотр документальног фильма о Крыме.
21-22
Крымское ханство. Крым в составе России.
2
Лекция, беседа, практическое занятие.
Просмотр рисунков и фотографий по теме, просмотр видеосюжетов про Хан сарай(бахчисарайский дворец).
23
Коренные народы.
1
Беседа (теория)
Просмотр видеосюжетов по теме
24-27
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм крымчан на фронтах войны. Книга Памяти.
4
Лекция, практическое занятие, групповая работа.
Просмотр видеосюжетов по теме.Работа над созданием “Книги Памяти”. Сбор информации.
28-30
Вклад крымчан в победу над врагом. Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. Книга Памяти.
3
Беседа, практическое занятие, групповая работа.
Создание книги Памяти(оформление и содержание). Презентация книги.
Раздел IV
География Крыма (17ч)
31-32
Географическое положение Крыма.
2
Практическое занятие, групповая работа
Работа с географической картой Крыма.
33
Административные районы и города.
1
Лекция, практическое занятие, групповая работа
Работа с контурной картой.
34-35
Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы.
2
Лекция, практическое занятие, групповая работа
Просмотр рисунков, фотографий по теме, работа с контурной картой.
36-37
Характерные сезонные особенности погоды Крыма. Признаки и народные приметы изменения погоды.
2
Практическое занятие, групповая работа
Экскурсия на природу, наблюдение за погодой родного края.
38-39
Стихийные погодные явления. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.
Просмотр видеосюжетов по теме. Создание кулинарной книги Крыма(сбор рецептов)
66-67
Оформление и защита творческих работ.
Подготовка к празднику дружбы.
2
Практическая работа, групповая работа
Выставка детских работ, презентация кулинарной книги.
68
Итоговый урок. Защита творческих работ.
Праздник Дружбы
1
Групповая работа
Презентация проектов учащихся.
Проведение праздника дружбы.
Программа составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений. Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Окружающий мир», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса. Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения, которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 68ч (2 ч в неделю).
Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Отличительными особенностями программы являются ее результативность и доступность, простота в использовании.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Актуальность. Перед современными педагогами в настоящее время строят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле на которой родился.
Данный курс решает следующие проблемы:
знакомство с естественно – историческим направлением;
культуроведческое направление;
Цели программы:
изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, природных особенностей родного края,
формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие
реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, села, региона.
разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Содержание программы:
1.Крым – мой край.
«Большая» и «малая» Родина. Знакомьтесь, Крым! Символика Крыма. Симферополь – столица Крыма. Мое село - Калиновка. Улицы села, его достопримечательности. Центр села. Моя семья. Моя фамилия, имя, отчество. Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Пословицы и поговорки о семье.
2. История Крыма.
История Крыма в фотографиях. Древние люди в Крыму. Тавры и генуэзцы. Крымское ханство. Крым в составе России. Коренные народы Крымского полуострова. Современный Крым.
3. География Крыма.
Географическое положение Крыма. Административные районы и города. Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Характерные сезонные особенности погоды Крыма. Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Реки, озера Крыма. Растительный и животный мир Крыма. Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.
4.Праздники, традиции и ремесла народов Крыма.
Традиционные ремесла. Декоративно-прикладное искусство народов Крыма. Народные, национальные праздники народов Крыма. Традиционные костюмы народов Крыма.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации Программы ожидается:
1) знать название страны, области, села, улицы, культурных центров;
2) знать основные народные и современные праздники;
4) знать свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек, соседей, выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах;
5) уметь рассказать о своих близких, друзьях, их интересах, о профессиях родителей, о любимом животном;
6) знать 2-4 известных крымских писателей, поэтов;
7) иметь представления о растительном и животном мире родного края;
8) знать представителей Красной книги Крыма.
Формы проведения занятия и виды деятельности.
Формы проведения занятия
и виды деятельности
Тематика
игры
Ролевая игра "Поиграем в волшебников"
беседы
Мой любимый край
тесты и анкетирование
Усвоение темы «Край в котором я живу» тест,
«Природа родного края»
«Знаток родного края» итоговый тест.
Викторины
«История края» « Памятники и памятные места», «Растительный и животный мир родного края»
школьные конференции
В мире интересного
экскурсии
«Улицы нашего села», «Моя школа»
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок
Конкурс стенгазет "По историческим местам
Крыма",
Мини-проекты
Защита проектных работ учениками
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4класс
№ п\п
темы
Кол-во часов
Теория
практика
1
Вводное занятие: «Знакомьтесь, Крым!»
2
1
1
2.
Симферополь – столица Крыма
2
1
1
3.
Мое село -Калиновка
2
1
1
4.
Моя семья. Родословная.
2
1
1
5.
Что такое проект. Учимся работать над проектами. Выбор тем проектных работ.
1
1
-
6.
Природа родного края. Осень. Праздник осени. Конкурс рисунков.
2
1
1
7.
Географическое положение Крыма. Работа с картой.
2
1
1
8.
Основные формы рельефа. Крымские горы. Работа с картой.
2
1
1
2.
Крым в разные времена года. Зима. Праздники зимы. Конкурс рисунков
5
1
4
3.
Растительный мир
3
1
2
4.
Животный мир
3
1
2
Весна в Крыму. Весенние праздники.
3
1
2
5.
Природа и мы
2
1
1
6.
Красная книга Крыма. Красная книга своими руками.
3
1
2
7.
Заповедные места Крыма
2
1
1
9
История Крыма
6
4
1
10
Традиционные ремесла
6
2
4
11
Декоративно-прикладное искусство народов Крыма
4
2
2
12.
Национальные и народные праздники народов Крыма
6
2
4
Лето. Особенности погодных условий.
2
1
1
13.
Традиционные костюмы народов Крыма
2
1
1
14
Государственные праздники
5
1
4
9.
Творческий отчет. Защита проектных работ
1
1
10
Всего часов:
68
28
40
Перечень учебно-методической литературы
1. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения. Экспериментальное методическое пособие под. ред. канд. пед. наук Е.Г. Валеновой. - М. : Мирос, 1995.
2. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры - М., 1983.
3. Панкеев И. Русские праздники. -М.: Яуза, 1998.
4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: 2010
5. Супрычев. Крымоведение. Рабочая тетрадь. Издательство «Наша школа», 2014г