Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная гостиная» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Программа рассчитана на 34 часа в учебный год (1 час в неделю).
Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.
Задачи программы
Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах, ритмические способности и координацию движений.
Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела; создавать образы с помощью жеста и мимики.
Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания, расширять диапазон и силу звучания голоса.
Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков, учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
Пополнять словарный запас, образный строй речи, подбирать рифмы к заданным словам, строить диалог и монолог между героями импрвизационно и по тексту.
Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени, рассказывать сказку от имени разных героев, развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
Учить изготавливать и пользоваться разными видами кукол
Знакомить детей с терминологией театрального искусства, видами театра. Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер и т.д
Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
Доминантной формой является игровая деятельность:
Театрализованная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову.
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.
Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Игры развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные и интонационные упражнения.
Творческие игры со словом.
Этюдный тренаж позволяет отработать практические навыки перевоплощения и кукловождения, импровизации.
Изучение вопроса «Основы театральной культуры» призвано обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, культуры зрителя.
Ценностные ориентиры содержания курса “Театральная гостиная”
Ценность добра – осознания себя как части мира, в котором люди соединены многочисленными связями, и осознания законов нравственной жизни.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви к природе через тексты художественных и научных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности напевности и музыкальности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность духовной истины – осознание ценности научного и духовного познания культуры человека.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование позитивного отношения к семье, близким, уважения к старшим.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие целеустремленности, ответственности, самостоятельности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, ее истории, языку, культуре, ее народу.
CОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА “ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ”
«Учимся актерскому мастерству. История театра» 3 класс
Люблю путешествовать Истории про театр. 9ч
Повторение: Иду в театр! «Такие разные театры!» О национальных театрах Древней Греции, Востока – Японии, Китая, театры России, Европы
Наш школьный театр. Особенности театрального искусства 7ч.
Импровизация. Мастерская актера и режиссера
Учимся театральному мастерству. Актер, костюмер, декоратор
Актер и звукооператор
Наше время. Театры современности 4ч.
Знаменитые театры современности. Опера. Опера, оперетта, мюзикл
Театры Москвы. Театры Кемерово
Наш школьный театр. Сценическое мастерство 5ч.
Наш школьный театр. Так начинается спектакль. Репетиции. Импровизация
Театр кукол. Актерское мастерство 9ч.
Из истории театра кукол. Учимся актерскому мастерству в театре кукол
Драматизация и театр кукол вместе
Итоговое занятие. Праздничный концерт
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс «Учимся театральному мастерству. История театра»
№ п/п | Тема занятия | Кол час | Виды упражнений | Использование ИКТ | Приме чание |
| Люблю путешествовать Истории про театр | 9 ч. | | | |
1 | Повторение: Иду в театр! | 1ч | Упражнения на развитие речи, воображения. Ритмопластика «Я и мои друзья» (П,К,Л,Р) Театральный словарь: повторение изученных слов. Виды театра. Профессии театра | Просмотр презентации «Как вести себя в театре Театральный этикет» | |
2-3 | «Такие разные театры!» Греция
| 2ч | Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Зеркало», «Театральные жмурки» Тренинг по пластике.(с мячами) (П,К,Л,Р) Театральный словарь: театр, музы, Олимпийские игры Спортивный театр. | | |
4 | «Такие разные театры!» Театры Востока. Япония | 1ч | Игровой тренинг «Снежный ком», «Куклы и кукловод» (П,К,Л,Р) Театральный словарь: Но и Кабуки. | Интернет ресурсы | |
5 | «Такие разные театры!» Театры Востока. Китай | 1ч | Артикуляционные упражнения Ритмопластика: танец с веерами. Импровизация. | Интернет ресурсы | |
6-7 | «Такие разные театры!» Россия | 2ч | Упражнения со звуком Игровой тренинг «Петрушка» Тренинг по пластике.(П,К,Л,Р) Театральный словарь: хоровод Театр Петрушки. Повторение: Вертеп. Русский театр | Интернет ресурсы | |
8-9 | «Такие разные театры!» | 2ч | Игровой тренинг. Тренинг по пластике. (П,К,Л,Р) Театральный словарь: драма, комедия; Театр «Глобус». Религиозная драма | Просмотр презентации | |
| Наш школьный театр. Особенности театрального искусства | 7ч. | | | |
10 | Импровизация. | 1ч | Тест: «Такие разные театры» Упражнения на развитие воображения Ритмопластика «Мы жонглеры» | | |
11-12 | Мастерская актера и режиссера | 2ч | Работа в парах «Зеркало» Ритмопластика «Такой разный танец» Мини-постановки по выбору Пробуем себя в профессиях актер и режиссер. (П,К,Л,Р) Упражнение «Стул режиссера» | | |
13-15 | Учимся театральному мастерству. Актер, костюмер, декоратор | 3ч | Упражнения «Воробьи-вороны», «Хлопки» Викторина «Театральные слова» Пробуем себя в профессиях актер, костюмер, декоратор Упражнение «Сценический костюм»(П,К,Л,Р) | | |
16 | Учимся театральному мастерству. Актер и звукооператор | 1ч | Викторина «Истории театра» Мини-постановки по выбору. Пробуем себя в профессиях актер и звукооператор Этюд «Озвучка» (П,К,Л,Р) | | |
| Наше время. Театры | 4ч. | | | |
17 | Знаменитые театры современности. Опера. | 1ч | Работа по графическим карточкам Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон» Ритмопластика с лентами (П,К,Л,Р) Театральный словарь Гранд Опера. Франция, Париж - Венская опера. Австрия, Вена, Ла Скала. Италия, Милан |
Интернет-ресурсы | |
18 | Знаменитые театры современности. Опера, оперетта, мюзикл. | 1ч | Упражнения на развитие воображения, дикции Просмотр отрывков известных спектаклей Тест: «Узнай меня» (П,К,Л,Р) Театральный словарик: опера, оперетта, лебретто; Бродвейский театр. США, Нью-Йорк. Колон. Аргентина, Буэнос-Айрес. | | |
19 | Знаменитые театры современности Театры Москвы | 1ч | Упражнения на развитие воображения Тренинг по пластике. (П,К,Л,Р) Театральный словарик Большой, малый театр, «Современник» театр кукол | Презентация Театры в Москве. | |
20 | Театры современности. Театры Кемерово | 1ч | Тест: «Театры Москвы» (П,К,Л,Р) Театральный словарик: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва, Кемеровский драматический театр им. А.В.Луначарского, Кемеровский областной театр кукол им. А.Гайдара (П,К,Л,Р) | Презентация «Театры Кемерово» | |
| Наш школьный театр Сценическое мастерство | 5 ч | | | |
21-22 | Наш школьный театр. Так начинается спектакль | 2ч | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Тест «Театры Кемерово» Работа в парах «Зеркало» (П,К,Л,Р) Повторение театральных слов: диалог |
| |
23-24 | Наш школьный театр Репетиции | 2ч | Просмотр презентации. Мини-постановки по выбору Театральный словарик Монолог (П,Л,Р) Подготовка к концерту ко Дню Театра | | |
25 | Наш школьный театр Импровизация | 1ч | Мини-постановки по выбору. Ритмопластика «Мы жонглеры» (П,К,Л,Р) Работа в малых группах Импровизация | | |
| Театр кукол Актерское мастерство | 9 ч | | | |
26--28 | Из истории театра кукол | 3ч | Артикуляционные упражнения У Просмотр отрывков известных спектаклей театра Образцова «Необыкновенный концерт» «Божественная комедия» (П,Л,) упражнения по кукловождению. (П,К,Л,Р) | Презентация «Виды куколь ных театров» | |
29-31 | Учимся актерскому мастерству в театре кукол | 3ч | Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я делаю» с различными видами кукол: пальчиковыми, марионетками и т.д. | Интернет-ресурсы | |
32-33 | Драматизация и театр кукол вместе | 2ч | Музыкально-пластические импровизации. Ритмопластика «Мы жонглеры» Подготовка к итоговому занятию. Игра «Вопрос-ответ» Репетиция выступления (П,К,Л,Р) | | |
34 | Итоговое занятие. Праздничный концерт | 1ч | Отрывки из постановок и импровизаций, миниатюры | | |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ТЕАТР»
«Учимся актерскому мастерству. История театра» 3 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: |
занятия | теория | практика |
1. | Люблю путешествовать Истории про театр | 9 | 9 | | |
2. | Наш школьный театр. Особенности театрального искусства | 7 | 7 | | |
3. | Наше время. Театры | 4 | 4 | | |
4. | Наш школьный театр Сценическое мастерство | 5 | 5 | | |
5. | Театр кукол. Актерское мастерство | 9 | 8 | | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
-Эмоциональность, умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-Эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать, сопереживать ;
-Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, музыки, пластики тела;
- Интерес к чтению, к изучению правильной устной речи, к театральному искусству;
-Осознание ответственности за произнесенное слово и действие.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
-Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса, его эмоциональную окраску;
-Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
-Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
-Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки, выполнять комплекс упражнений по ритмопластике с предметом и без него;
-Работать по плану, корректировать свою деятельность;
-В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и других.
Познавательные УУД
-Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
-Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
-Уметь произносить скороговорки и стихотворный, прозаический текст в движении и разных позах;
-Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;
-Уметь управлять разными видами кукол, изготавливать простейшие куклы.
Коммуникативные УУД
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической и монологической формами речи;
- Высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь импровизировать;
- Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.