Департамент образования Администрации города Ноябрьска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от 30.08.2014 г. Руководитель методического объединения _______________ Бобровникова С. В. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________ Соколовская З.Н. 30 августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский ________________Горбачева А. А. Приказ ОУ от 30.08.2014г. № 404-од |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Геометрика»
1 час в неделю (3 года обучения, всего 101 час)
Составитель: учитель начальных классов Бобровникова Светлана Викторовна |
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Геометрика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников И.В.Логиновой «Геометрика» и в соответствии со следующими нормативными документами:
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.
Реализация программы осуществляется в научно-познавательном ключе. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью развития для ребенка общего интеллекта и таких навыков, как пространственное мышление и математическая грамотность. Система практических заданий и занимательных упражнений из программы позволяет формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом и позволяющий провести время в детском саду интересно и с пользой. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. И в этом несомненная актуальность программы.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа «Геометрика» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Эмоционально-эстетическое развитие на занятиях творческого конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам конструирования. Если педагог строит работу учащихся с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о гармоничном устройстве мира, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие также может быть эффективным, если педагог активно изучает с учащимися образы и конструкции природных объектов. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним - занятия в рамках реализуемой программы побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную конструкторскую деятельность.
Конструкторская деятельность сочетает в себе умственные и физические действия, связана с определенной мускульной работой, соответственно, способствует ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребенка.
Таким образом, занятия в кружке моделирования «Геометрика», построенные на основе творческого конструирования, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки младших школьников, становления их духовной культуры и всестороннего развития личности.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
системно-деятельностный подход – обучение на основе реализации теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и психические действия;
теория развития личности учащегося, основанная на освоении универсальных способов деятельности.
Основными принципами программы являются принципы диалогичности, коллективности, проектности и поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип диалогичности предполагает, что развитие детей осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, учащихся друг с другом, содержанием которого являются совместное продуцирование объектов окружающего мира, их художественно-эстетическое оформление.
Трактовка принципа коллективности предполагает, что совместное конструирование дает учащимся опыт жизни в обществе и опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, художественно-эстетического самоопределения, творческой самореализации.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Приобретение воспитанниками опыта самоопределения происходит в процессе конкретной практической деятельности, в ходе которой, учащиеся взаимодействуют, обмениваются собственными знаниями и опытом, по собственному замыслу конструируют, тем самым формируя багаж своих интересов, выбирая жизненные приоритеты.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентации всей деятельности педагога в кружке моделирования «Геометрика» на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. Совместное проектирование основывается на таких ценностных ориентирах, как коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная и управленческая компетентность. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно - Проектирую».
Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Конструктор ТИКО помогает детям в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекает интересными проектами.
Программа разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в ФГОС НОО и направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;
воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Новизна данной рабочей программы определена Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
совершенствование навыков классификации;
обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
развитие комбинаторных способностей;
развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
изучение и конструирование различных видов многоугольников;
исследование «периметра» и «площади» многоугольников;
знакомство с осевой и центральной симметрией, конструирование на основе симметрии;
овладение навыками пространственного ориентирования;
обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Тематика, предлагаемая для плоскостного проектного конструирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
формирование целостного восприятия предмета;
выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
изучение и конструирование различных видов многогранников;
исследование «объема» многогранников;
знакомство с изометрическими проекциями многогранников на плоскость;
усвоение алгоритма планирования и организации проектной деятельности;
развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
освоение проектной деятельности.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Учащиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. Так, например, для изучения темы: «План, вид сверху, сбоку» – дети строят старинные замки, крепости или здание кремля родного города. Для изучения пропорции выбраны такие темы, как «Животные», «Динозавры», «Подводные лодки». Таким образом, параллельно с достижением основной цели, учащиеся узнают много интересного о военном транспорте, животном мире, истории, архитектуре и т.д.
Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных предметах: математика, окружающий мир, технология, наглядная геометрия, информатика.
Изучив курс «Геометрика», дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать; это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «Геометрика» открывает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкций, рекомендуется организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Геометрика» отводится по 1 занятию в неделю продолжительностью 40 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы - 3 года обучения, всего 101 час (1 класс – 33 ч, 2-3 классы – 34 ч).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты:
- ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
- ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
- ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
- ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
- ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
Метапредметные результаты
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
формирование социально адекватных способов поведения;
формирование умения работать с информацией;
формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
Предметные результаты
1 год обучения
По окончании дети должны знать и уметь:
иметь представление о различных видах многоугольников;
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
вычислять периметр фигуры практическим путем;
иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.
2 год обучения
По окончании дети должны знать и уметь:
измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;
ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
конструировать симметричные фигуры;
придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.
3 год обучения
По окончании дети должны знать и уметь:
уметь работать со схемами и лабиринтам;
иметь представление о различных видах призм и пирамид;
измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
решать задачи логического характера;
конструировать различные виды призм и пирамид;
иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
конструировать фигуры с центром симметрии.
В модуле «Плоскостное конструирование» младший школьник научится:
излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции предметов;
декорировать и эстетически оформлять ТИКО-конструкции;
выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера, периметра и площади геометрической фигуры;
внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
доводить решение задачи до готовой модели;
генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции.
В модуле «Объемное конструирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:
исследовать, анализировать и сравнивать свойства геометрических тел, фиксировать результаты исследований в таблице;
определять форму тела и воспроизводить ее;
анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу;
устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
видеть и схематически изображать изометрические проекции геометрических тел;
выдвигать несложную проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера и объема геометрического тела.
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды конт- роля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной | В начале учебного года | Определения уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная творчес кая работа, выставки работ, презентации творческих работ, демонстрации моделей. |
Промежуточный | По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, опрос, самостоятельная работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Выставка, конкурс, презентация творческих работ, демонстрация моделей, итоговые занятия, коллективный анализ работ. |
Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:
- выставки работ;
- конкурс поделок;
- презентация творческих работ;
- демонстрация моделей.
Содержание курса
В качестве содержательной базы в данной программе предлагается формирование у младших школьников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение учащегося специфическими математическими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии из курса геометрии. Программа предусматривает лишь формирование представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы.
Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного мышления младших школьников. Психологи установили возрастной срок, когда объемное пространственное мышление развивается с реактивной скоростью – 7 – 8 лет. Если дети не решали в это время трехмерные задачи, у них эта способность отключается. Таким образом, выполняя функцию пропедевтики к курсу геометрии, программа «Геометрика» через практическую деятельность с конструктором для объемного моделирования ТИКО знакомит младших школьников с трехмерным моделированием.
Так как в кружке «Геометрика» учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.
Программа «Геометрика» является комплексной и интегрированной в самом глубоком смысле. Содержание программы включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической работы; описание конструкции фигуры и способов ее сборки; повествование о ходе действий и построение плана деятельности; построение логических связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
математика (моделирование – конструирование моделей объектов реального мира, мысленная трансформация объектов, исследование абстрактных величин на практическом материале, построение форм на основе элементарных математических представлений, работа с плоскими и объемными геометрическими фигурами);
окружающий мир (изучение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для конструирования; деятельность человека как созидателя материально-культурной среды обитания);
технология (схематическое изображение моделей будущих конструкций, создание предметов общественно-полезной направленности);
изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление предметных моделей на основе законов и правил дизайна);
информатика (абстракция, логика).
Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого материала. На начальных этапах первоклассник, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (словесная инструкция).
Затем педагог знакомят детей с различными видами творческого конструирования:
1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным или совместным проектам.
В процессе занятий учащиеся много работают со схемами, выполняя задания:
- выбор по схеме комплектующих;
- сбор модели по готовой схеме или силуэтному изображению;
- создание собственной схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях по конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.
Методической основой организации учащихся на занятиях кружка моделирования «Геометрика» является метод проекта. В соответствии с этим программа ориентируется на системную проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами конструкторской работы в сторону проектирования конструкций на основе сознательного и творческого использования приемов и методов моделирования.
Таким образом, программа «Геометрика», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
1 год обучения
Учащиеся первого года обучения в процессе конструирования на занятиях моделирования «Геометрика» получают первоначальные представления о том, что объекты природы и предметы окружающего мира, сделанные человеком, представлены различными формами – одни формы похожи между собой, другие отличаются. С этой целью учащиеся конструируют и сравнивают простейшие формы, выделяя их из многообразия предметного мира. Специальной работы по формированию геометрических понятий и представлений на этой ступени программой не предусмотрено.
Значительное внимание в данный возрастной период приходится уделять развитию основных психофизиологических и функциональных возможностей детей, на основе которых можно построить их познавательную деятельность. В частности, у первоклассников (второклассников) недостаточно развита координация мелких движений руки – практическая работа с конструктором для объемного моделирования ТИКО способствует ускорению и гармонизации психофизиологического развития ребенка.
Учащиеся учатся соединять детали конструктора, конструируют фигуры различными способами, выполняют практические задания. Манипуляции с конструктором позволяют развивать основные сенсорные процессы.
Когда дети начинают «чувствовать» конструктор, не испытывают затруднений в соединении деталей, подборе цветов, они начинают экспериментировать, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать подбор фигур и последовательность их соединения для того, чтобы получить устойчивую, без изъянов, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку доводить начатое дело до конца. Выработанные на данном этапе приемы работы с конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи».
С другой стороны, возраст 7 – 8 лет является наиболее благоприятным в плане интеллектуального развития. В этот период дети с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки. Программа «Геометрика» насыщена логическими играми и задачами с конструктором ТИКО, это позволяет наилучшим образом «ввести» учеников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению для рук. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, все более подчиняясь интеллекту.
Значительное место отводится формированию у учащихся приемов умственной деятельности и развитию познавательных процессов. Именно практические результаты могут весьма эффективно продемонстрировать ученику, насколько хорошо он сумел рассмотреть, проанализировать, запомнить то, что предлагает учитель (т.е. выявляют качество познавательных действий). А потому важно не сводить работу к механическому повторению, а заставлять детей думать, осуществлять самостоятельную ориентировку в задании и т.д. Таким образом, выполняя те или иные практические действия, первоклассник не просто изготавливает поделки, а всякий раз осуществляет активную познавательную деятельность.
Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы первого класса. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.
Для этого на первом году обучения предусмотрено выполнение тематических конструкторских проектов, как плоскостных, так и объемных.
Основные содержательные компоненты программы 1 года обучения
Знакомство с конструктором ТИКО и организация работы
Конструктивные особенности конструктора ТИКО: шарнирное соединение, поворот деталей под любым углом, перпендикулярное соединение, наличие деталей с отверстиями (круглыми, квадратными, треугольными).
Правильное размещение конструктора на рабочем месте; поддержание порядка во время занятия; уборка рабочего места после занятия.
Знакомство с конструкторской деятельностью
Конструирование по образцу, по картинке. Конструирование по схеме (см. приложение № 1). Конструирование по контурной схеме (см. приложение № 2). Конструирование на слух – устная инструкция (см. приложение № 3). Конструирование по собственному замыслу. Тематическое конструирование.
Информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством педагога
Восприятие, анализ, оценка информации при работе с дидактическими материалами (рисунки, схемы, алгоритмы и т.д.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и полученной информацией.
Наблюдения: рассматривание устройств и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых, деревьев; осенний, зимний и весенний пейзажи; предметы быта; техника и т.д.).
Классификация:
Выделение признаков предметов, операции с признаками; рассуждение, дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.
Логические задачи, задания на пространственное мышление:
Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; работа с кругами Эйлера – операции с множествами; комбинаторные задачи; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов; классификация фигур по 2 – 3 признакам (цвет, форма, размер).
Для удобства работы с логическими задачами, их проверки педагогом, рекомендуем заносить результаты заданий в тетрадь (после выполнения задания с помощью конструктора, дети зарисовывают в тетрадь правильный ответ).
Поисковая деятельность учащихся, где есть анализ, сравнение, обобщение, организованное в коллективном учебном диалоге. В модуле «Плоскостное моделирование» учащиеся исследуют периметры различных многоугольников.
Разработка и реализация конструкторских проектов .
В процессе работы над проектами учащиеся осваивают универсальны
учебные умения: поиск проблемы; формулировка темы; участие в диалоговом общении; усвоение алгоритма проектной деятельности; пошаговая реализация проекта под руководством педагога; презентация проекта.
Модуль «Плоскостное моделирование» (17 ч)
1.1. Знакомство с конструктором. Организация работы (1 ч)
1. Знакомство с конструктором. Организация работы (1 ч).
Виды деталей конструктора. Изучение буклета. Логические задания на замещение фигур конструктора (см. приложение № 4).
1.2. Классификация (3 ч)
1. Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Комбинат» (см. приложение № 5). Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры - маленький квадрат (6 шт.), прямоугольник (1 шт.); сконструируйте флаг.
2. Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры – ромб (6 шт.), прямоугольник (1 шт.), остроугольный треугольник (1 шт.); сконструируйте цветок.
3. Классификация по 2 – 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Угощение Зайчонка ТИКО». Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры – прямоугольник (4 шт.), большой квадрат (2 шт.), шестиугольник (2 шт); сконструируйте машину.
1.3. Логические задачи (5 ч)
1. Конструирование логического квадрата.
Правильный логический квадрат. Выявление способов конструирования и проверки логического квадрата (см. приложение № 6).
2. Комбинирование по цвету. Конструирование по схеме.
Понятия «комбинация», «комбинирование». Вычисление возможных вариантов комбинирования фигур по цвету – красный, синий, желтый (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры «Ворона».
3. Комбинирование по форме. Конструирование по схеме.
Вычисление возможных вариантов комбинирования фигур по форме – квадрат, прямоугольник, остроугольный треугольник (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры «Сова».
4. Логические операции с множествами – объединение двух множеств.
Понятие «множество». Задания с кругами Эйлера на объединение двух множеств (см. приложение № 8). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры «Жираф».
5. Логические операции с множествами – пересечение двух множеств.
Понятие «множество». Задания с кругами Эйлера на пересечение двух множеств (см. приложение № 8). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры «Черепаха».
Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры «Лиса».
1.4. Пространственное ориентирование (3 ч)
1. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «справа», «слева» (1 ч).
Расположение фигур в пространстве в заданном направлении (см. приложение № 5).
Конструирование по собственному выбору – по выбранной схеме.
2. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали» (2 ч).
Конструирование по заданию педагога - устная инструкция (см. приложение № 3). Конструирование по собственному выбору – по выбранной схеме.
1.5. Периметр (2 ч)
1. Конструирование фигур и сравнение их периметров.
Конструирование фигур различного периметра из квадратов (см. презентацию «Периметр»).
2. Конструирование фигур и сравнение их периметров.
Конструирование фигур различного периметра из равносторонних треугольников и пятиугольников (см. презентацию «Периметр»).
1.6. Узоры и орнаменты (2 ч).
1. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.
Понятия «узор», «орнамент». Конструирование узора по заданным условиям: чередование 3 – 4 цветов; чередование фигур по размеру. Самостоятельная работа: достраивание симметричного узора по образцу.
2. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.
Конструирование узора по заданным условиям: чередование формы фигур; расположение фигур в шахматном порядке. Самостоятельная работа: составление симметричного узора по собственному замыслу.
1.7. Разработка и реализация конструкторских проектов (1 ч).
Рекомендуемые темы:
1. Проект «Домашние питомцы».
2. Проект «Плотницкие инструменты».
3. Проект «Профессия - врач».
4. Проект «Магазин».
5. Проект «Парикмахерские принадлежности».
6. Проект «Океанариум».
7. Проект «Автомобили».
8. Проект «Цветы».
Модуль «Объемное моделирование» (16 ч)
2.1. Объемные фигуры (13 ч)
1. Выделение из окружающего мира и конструирование предметов кубической формы.
Поиск предметов кубической формы. Конструирование куба (гексаэдра) по образцу. Самостоятельная работа: фантазия из куба – конструирование предметов окружающего мира на основе кубической формы.
2. Выделение из окружающего мира и конструирование предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
Поиск предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. Конструирование прямоугольного параллелепипеда по образцу. Самостоятельная работа: фантазирование и конструирование предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
3. Конструирование треугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
Конструирование треугольной пирамиды по образцу. Самостоятельная работа: конструирование предметов, имеющих форму треугольной пирамиды.
Последующие темы изучаются аналогично.
4. Конструирование четырехугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
5. Конструирование пятиугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
6. Конструирование шестиугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
7. Конструирование восьмиугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
8. Конструирование треугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
9. Конструирование четырехугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
10. Конструирование пятиугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
11. Конструирование шестиугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
12. Конструирование восьмиугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
13. Конструирование октаэдра. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
14. Комбинирование объемных форм.
Конструирование башни на основе комбинирования четырехугольной призмы и четырехугольной пирамиды.
2.2. Разработка и реализация конструкторских проектов (3 ч).
Рекомендуемые темы:
1. Проект «Кукольный уголок» .
2. Проект «Тридевятое царство».
3. Проект «Космос».
4. Проект «Транспорт».
2 год обучения
Программа второго года обучения является началом формирования у младших школьников основных понятий и представлений из области геометрии, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности. Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, учащиеся знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание». Кроме того, они получают первоначальные представления о взаимосвязи формы геометрического тела с этими понятиями.
Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача учителя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок, а в том, чтобы постепенно формировать у учеников созидательное отношение к вещи и окружающему миру в целом. Знакомство с объемными геометрическими формами на этом этапе происходит через изучение и конструирование предметов окружающего мира. С этой целью учащиеся включаются в процесс моделирования предметов с ярко выраженной формой.
На втором году обучения ученики получают также представление о некоторых наиболее ярких конструктивно-художественных идеях природы и о том, что человек в создании своего предметного мира заимствует их у природы. Например, симметрия и ассиметрия, ритм элементов относятся к таким замыслам природы, которые позволяют ей создавать гармоничные формы и конструкции.
Продолжается работа по расширению и детализации сенсорного опыта, развитию психофизиологических процессов и приемов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанию культуры и организации труда.
Идет продолжение работы по развитию поисковых умений учащихся. В модуле «Плоскостное моделирование» школьники исследуют площади различных геометрических фигур, в модуле «Объемное моделирование» знакомятся с понятием «объем», исследуют объемы различных геометрических тел.
Предусмотрено также выполнение школьниками творческих и проектных работ, которые разработаны на основе психологической теории творчества и развития технического мышления и органично включены в общую систему освоения программы.
Основные содержательные компоненты 2 года обучения
Формы предметов окружающего мира и геометрическая форма.
Изучение и анализ форм природы и предметной среды, созданной человеком. Сопоставление с геометрическими формами. Воссоздание природных и предметных форм посредством сочетания нескольких геометрических объектов.
Комбинаторика в формообразовании. Использование геометрических модулей в формообразовании предметов.
Поиск и сравнительный анализ предметов или их частей, имеющих форму куба, призмы или пирамиды.
Конструкторская деятельность
Продолжается развитие навыков конструкторской деятельности. Основными видами конструирования становятся следующие - конструирование по контурной схеме (см. приложение № 2), конструирование с помощью письменной инструкции – индивидуальные карточки (см. приложение № 3), конструирование на основе комбинирования геометрических модулей, тематическое моделирование объектов окружающего мира.
Информационно-познавательные умения, исследовательские навыки.
Наблюдения: рассматривание объектов окружающего мира на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание предметов, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления).
Логические задачи, задания на пространственное мышление:
достраивание симметричных форм; расположение деталей в заданной последовательности (вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали); трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного периметра; перестраивание геометрических форм по заданным условиям.
Для удобства работы с логическими заданиями и их проверки педагогам продолжаем заносить результаты заданий в тетрадь.
Разработка и реализация конструкторских проектов: на втором году обучения по программе «Геометрика» учащиеся уже знакомы с алгоритмом проектной деятельности, пробуют организовывать собственные творческие проекты в рамках заданной тематики. У учащихся постепенно формируются специфические проектные умения: распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы; определить перспективу и спланировать необходимые шаги; найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте); точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения; оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем); осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности.
Модуль «Плоскостное моделирование» (12 ч)
1.1. Логические задачи (3 ч)
1. Логические операции с множествами – объединение трех множеств.
Задания с кругами Эйлера на объединение трех множеств. Самостоятельная работа: конструирование по контурной схеме – фигуры «Автомобиль».
2. Конструирование по заданным условиям.
Задание: подберите детали и сконструируйте плоскостные фигуры «Крест», «Ведро», «Ваза», «Снежинка», «Дерево».
Конструирование по устной инструкции «Джип».
3. Комбинирование по форме и по цвету.
Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием трех фигур разных цветов (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме (по выбору учащегося).
Конструирование квадрата из ТИКО-деталей (см. приложение № 4).
Конструирование предметов окружающего мира на основе квадрата.
1.2. Пространственное ориентирование (2 ч)
1. Пространственное ориентирование. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».
Устные инструкции для конструирования (см. приложение № 3).
Конструирование по собственному замыслу.
2. Пространственное ориентирование. Составление устных диктантов.
Алгоритм составления устных диктантов:
1) сконструируй несложную плоскостную фигуру;
2) составь устную инструкцию для сборки фигуры;
3) прочитай диктант соседу по парте, а он пусть сконструирует фигуру;
4) если есть ошибки, внеси исправления в текст инструкции.
1.3. Площадь (2 ч)
1. Конструирование многоугольников, сравнение их площадей.
Конструирование многоугольников из квадратов. Вычисление площадей фигур.
2. Конструирование многоугольников, сравнение их площадей.
Конструирование многоугольников из равносторонних треугольников. Вычисление площадей фигур.
1.4. Симметрия (2 ч)
1. Осевая симметрия. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера (см. презентацию «Симметрия»).
Понятие «симметрия», «ось симметрии». Достраивание узора по образцу. Самостоятельная работа: конструирование «коврика».
2. Центральная симметрия. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.
Понятие «симметрия», «центр симметрии». Достраивание узора по образцу. Самостоятельная работа: конструирование «подноса».
1.5 Разработка и реализация конструкторских проектов (3 ч).
Рекомендуемые темы:
1. Проект «Животный мир планеты».
2. Проект «Птицы – наши друзья! ».
3. Проект «Растительный мир планеты».
Модуль «Объемное моделирование» (22 ч)
2.1. Призма (6 ч)
1. Конструирование и анализ треугольной призмы.
Конструирование треугольной призмы по изображению (см. буклет «ТИКО. Конструктор для объемного моделирования»). Анализ объемной фигуры. Понятия «грань», «ребро», «основание». Фиксирование данных в таблице (таблица на доске). Фантазирование: моделирование объектов окружающего мира на основе треугольной призмы.
Последующие темы изучаются аналогично.
2. Конструирование и анализ четырехугольной призмы.
3. Конструирование и анализ пятиугольной призмы.
4. Конструирование и анализ шестиугольной призмы.
5. Конструирование и анализ восьмиугольной призмы.
6. Конструирование и анализ восьмиугольной призмы.
2.2. Пирамида (6 ч)
1.Конструирование и анализ треугольной пирамиды.
2. Конструирование и анализ четырехугольной пирамиды.
3. Конструирование и анализ пятиугольной пирамиды.
4. Конструирование и анализ шестиугольной пирамиды.
5. Конструирование и анализ восьмиугольной пирамиды.
6. Конструирование и анализ восьмиугольной пирамиды.
2.3. Объем (2 ч)
1. Сравнительный анализ объемов малого куба и прямоугольного параллелепипеда.
Понятие «объем». Конструирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Сравнение объемов «на глаз» и с помощью наполнителя (см. презентацию «Объем»).
2. Сравнительный анализ объемов малого и большого кубов.
Понятие «объем». Конструирование маленького и большого кубов. Сравнение объемов «на глаз» и с помощью наполнителя (см. презентацию «Объем»).
2.4. Разработка и реализация конструкторских проектов (8 ч)
Рекомендуемые темы:
1. «Техника. Транспорт»
2. «Техника. Бытовая техника»
3. «Техника. Военная техника»
4. «Роботехника»
5. «Резиденция Деда Мороза»
6. «Олимпийские виды спорта. Мячи»
7. «Парк развлечений»
8. «Игровая площадка»
3 год обучения
Основная проблема, рассматриваемая в программе третьего года обучения, - «человек – предмет - среда». Дальнейшее ознакомление с геометрическими формами строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.
Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных предметов природы. Вывод: природой во всем предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи.
На третьем году обучения учащиеся активно включаются в работу по анализу и исследованию геометрических форм. Совершенствуя моделирующую деятельность, дети изучают проблему неразрывной связи предмета со средой. Работая над проектом, дети теперь конструируют объекты реального мира не отдельно, а в непосредственной связи с инфраструктурой и окружающей средой. Например, работая над моделированием замков и крепостей, учащиеся конструируют объекты природы, малые архитектурные сооружения, расположенные невдалеке от старинных зданий. Одновременно, формируется интерес детей к разнообразным зданиям и сооружениям.
Изобретая новые конструкции по теме, учащиеся делают зарисовки, подробный план будущего здания, продумывают дизайнерское оформление фасада. При проведении с детьми художественно-конструкторского анализа готового изделия педагог обращает внимание детей на композиционную целостность постройки целом и пропорциональность отдельных частей.
Основные содержательные компоненты 3 года обучения
Основные геометрические представления, с которыми знакомятся учащиеся в третьем классе – многогранники, комбинирование и трансформация многогранников.
Исследование многогранников
Неотъемлемой частью занятий в кружке моделирования «Геометрика» является исследование многогранников (см. приложение № 9), проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят геометрическую модель, затем преобразовывают ее в предмет. Результаты исследований учащиеся заносят в таблицу, расчерченную в тетради.
Такой вид занятий является основным в модуле «Объемное моделирование». Отличительной чертой занятий также является свободное, не ограниченное жесткими (принятыми) рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.
В процессе моделирования ученики приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы; знакомятся с основами геометрии, математики, логики, с процессами анализа, планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных результатов.
Наблюдения происходят с целью поиска в окружающем мире предметов, аналогичных по форме изучаемым многогранным формам. В первую очередь это различные вариации призм и пирамид (трех-, четырех-, пяти, шести- и восьмиугольные; усеченные и наклонные).
Логические задачи и задания на пространственное мышление: трансформация плоской развертки в объемное изделие и наоборот; конструирование плоского симметричного узора в декоре объемной фигуры; вычисление площади и объема геометрических фигур; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию в соответствии с поставленной задачей.
Разработка и реализация конструкторских проектов:
На третьем году обучения по программе «Геометрика» учащиеся продолжают осваивать специфические проектные умения. Значительно расширяется тематика проектов: моделирование природных объектов различных широт.
Модуль «Плоскостное моделирование» (10 ч)
Симметрия (2 ч)
1. Осевая симметрия. Конструирование симметричного узора в объемной фигуре.
Изучение и анализ узоров с центральной симметрией. Конструирование и декор мяча симметричным узором.
Центральная симметрия. Конструирование симметричного узора в объемной фигуре.
Изучение и анализ узоров с осевой симметрией. Конструирование и декор вазы симметричным узором.
Логические задачи (4 ч)
1. Логические операции с множествами – объединение и пересечение множеств.
Задания с кругами Эйлера на объединение и пересечение множеств. Конструирование по собственному замыслу.
2. Логические операции с множествами – выделение и пересечение множеств.
Задания с кругами Эйлера на выделение и пересечение множеств.
Конструирование по собственному замыслу.
3. Логические операции с множествами – вычитание и пересечение множеств.
Задания с кругами Эйлера на выделение и пересечение множеств.
Конструирование по собственному замыслу.
4. Конструирование по заданным условиям.
Конструирование равностороннего треугольника из ТИКО-деталей (см. приложение № 4). Конструирование по собственному замыслу.
Разработка и реализация конструкторских проектов (4 ч)
Рекомендуемые темы:
Проект «Космос».
Проект «Экзотические животные».
Проект «В гостях у сказки».
Проект «Грибы».
Модуль «Объемное моделирование» (24 ч)
2.1. Многогранники (8 ч)
1. Исследование треугольной и четырехугольной призмы.
Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму треугольной призмы. Конструирование треугольной призмы из развертки (развертка собирается по схеме или самостоятельно). Исследование фигуры и занесение результатов в таблицу (тетрадь для исследований). Понятия «грань», «ребро», «основание».
2. Фантазирование на основе треугольной и четырехугольной призмы.
Конструирование различных видов треугольной призмы. Фантазия: конструирование объектов окружающего мира на основе треугольной и четырехугольной призмы.
Последующие темы изучаются аналогично.
3. Исследование пятиугольной и шестиугольной призмы.
4. Фантазирование на основе пятиугольной и шестиугольной призмы.
5. Исследование треугольной и четырехугольной пирамиды.
6. Фантазирование на основе треугольной и четырехугольной пирамиды.
7. Исследование пятиугольной и шестиугольной пирамиды.
8. Фантазирование на основе пятиугольной и шестиугольной пирамиды.
9. Исследование восьмиугольной пирамиды.
10. Фантазирование на основе восьмиугольной пирамиды.
11. Исследование октаэдра, додекаэдра, икосаэдра (см. презентацию «Многогранники. 1 часть»).
12. Комбинирование объемных форм.
Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм.
2.2. Объем (2 ч)
1. Исследование объемов многогранников.
Конструирование многогранников (по заданию педагога). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований).
2. Исследование объемов многогранников.
Конструирование многогранников (по собственному выбору). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований).
2.3. Разработка и реализация конструкторских проектов (10 ч)
Рекомендуемые темы:
1. «Космодром»
2. «Солнечная система»
3. «Замки и крепости»
4. «Джунгли»
5. «Арктика»
6. «Пустыня»
Учебно-тематический план
Класс | Название модуля и занятий | Количество часов |
1 год обуче ния | 1. Плоскостное моделирование | 17 |
| 1.1. Знакомство с конструктором. Организация работы | 1 |
| 1.2. Классификация | 3 |
| 1.3. Логические задачи | 5 |
| 1.4. Пространственное ориентирование | 3 |
| 1.5. Периметр | 2 |
| 1.6. Узоры и орнаменты. | 2 |
| 1.7. Разработка и реализация конструкторских проектов | 1 |
| 2. Объемное моделирование | 16 |
| 2.1. Объемные фигуры | 13 |
| 2.2. Разработка и реализация конструкторских проектов | 3 |
| ИТОГО | 33 |
2 год обуче ния | 1. Плоскостное моделирование | 12 |
| 1.1. Логические задачи | 3 |
| 1.2. Пространственное ориентирование | 2 |
| 1.3. Площадь | 2 |
| 1.4. Симметрия | 2 |
| 1.5. Разработка и реализация конструкторских проектов | 3 |
| 2. Объемное моделирование | 22 |
| 2.1. Призма | 6 |
| 2.2. Пирамида | 6 |
| 2.3. Объем | 2 |
| 2.4. Разработка и реализация конструкторских проектов | 8 |
| ИТОГО | 34 |
3 год обуче ния | 1. Плоскостное моделирование | 10 |
| 1.1. Симметрия | 2 |
| 1.2. Логические задачи | 4 |
| 1.3. Разработка и реализация конструкторских проектов | 4 |
| 2. Объемное моделирование | 24 |
| 2.1. Многогранники | 12 |
| 2.2. Объем | 2 |
| 2.3. Разработка и реализация конструкторских проектов ИТОГО | 10 34 |
| ВСЕГО | 101 |
| | |
| | |
| | |
Материально-техническое обеспечение программы
I. Дополнительная литература:
Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
Карпова Н.М. Тико-конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Великий Новгород: МАОУ ПКС «ИОМКР», 2011.-68 с.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: «АЙРИС-пресс», 2007.
Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс (игры с логическими блоками Дьенеша). – СПб.: ООО «Корвет», 2008.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
II. Специфическое оборудование:
тематические наборы конструктора Тико «Эрудит», «Школьник», «Класс», «Архимед», «Геометрия»;
Учебно-наглядные пособия:
Приложения:
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Задания на замещение ТИКО-фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задачи.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задачи.
Приложение № 8. Игры с кругами.
Приложение № 9. Исследование фигур.
Презентации:
Презентация «Периметр»
Презентация «Объем»
Презентация «Симметрия»
Презентация «Многогранники. 1 часть»
Презентация «Многогранники. 2 часть»
Интернет-ресурсы:
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/tiko_konstruirovanie_v_nachalnoy_shkole/
III. Электронно-программное обеспечение:
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
IV. Технические средства обучения:
телевизор;
видеомагнитофон/видеоплейер;
CD/DVD-проигрыватели;
мультимедийный проектор;
компьютер;
демонстрационный экран;
интерактивная доска;
принтер лазерный;
сканер;
нетбуки для обучающихся (30 штук);
тележка для хранения и зарядки нетбуков.
Приложение 1
Формы и методы работы на занятиях
Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов.
Алгоритм организации и проведения конструкторского проекта:
1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» учащимися проблемы.
Проблема: необходимо сконструировать башню для «принцессы» из сказки «Спящая красавица» Ш.Перро — сможем ли мы сделать ее высокой, устойчивой и красивой?
2. Целеполагание и ожидаемый результат: достижение цели способствует решению проблемы проекта.
Наша цель: высокая, устойчивая, красивая башня, построенная из конструктора ТИКО. Это позволит решить имеющуюся проблему.
3. Планирование:
а) постановка задач, исходящих из цели: какие шаги необходимо осуществить для реализации цели?
б) определение последовательности предстоящих шагов: в какой
последовательности будут осуществляться эти шаги?
в) выбор способов работы (технологии): какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой?
5. Реализация плана: осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.
6. Рефлексия: оценивание –
- удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели (построить башню);
- сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом (получилась ли высокая, устойчивая и красивая башня — опора на предложенные критерии оценивания);
- анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы);
- самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения).
7. Презентация: демонстрация проектной конструкции и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного участниками нового опыта.
На первом этапе знакомства с проектной деятельностью рекомендуется организация и проведение краткосрочных индивидуальных, парных или групповых проектов продолжительностью в одно занятие. Важно, что дети сразу видят и могут оценить результаты своей деятельности.
По мере усвоения учащимися проектных умений и навыков конструкторская проектная деятельность усложняется – педагог организовывает проекты средней продолжительности, которые реализует комплекс из пяти занятий:
1 занятие. Индивидуальная работа: конструирование отдельных фигур по теме.
2 занятие. Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции.
3 занятие. Коллективная работа: объединение композиций в коллективную работу.
4 занятие. Презентация проекта.
5 занятие. Демонтаж построек.
В реализации проекта принимает участие весь коллектив кружка. В результате работы над проектом дети создают несколько ТИКО-конструкций, объединенных композиционно одной темой.
Ведущей формой организации образовательной деятельности является групповая работа. Наряду с групповой формой работы, обязательно осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Разнообразие разного уровня сложности ТИКО-конструкций предполагает применение различных форм работы с учащимися на занятиях. Изготовление конструкций средней и высокой сложности более продуктивно в парах, в группах. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, о правилах конструктивной групповой работы.
Проектная конструкторская деятельность формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление конструкторской проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Все это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Особенность конструкторских проектов заключается в обеспечении высокого уровня мотивации учащихся на всех этапах реализации проекта, стремление к успеху.
Метод проектов применяется на занятиях в тесной связи с поисково-исследовательской деятельностью учащихся. Подобный тандем поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованию, приобретению опыта успешной собственной творческой деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных занятий с младшими школьниками (1 ч в неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками (проектная деятельность). Каждое занятие состоит из теоретического блока и практического задания.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.