Рабочая программа по курсу дополнительного образования детей «Патриоты Сыни»
Рабочая программа по курсу дополнительного образования детей «Патриоты Сыни»
В 2005 году разработана «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирования у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В связи с этим на базе МБОУ «Овгортская ОШИС(п)ОО» создался военно-патриотический кружок «Патриоты Сыни», в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Программа кружка рассчитана на военно-спортивную, патриотическую и краеведческую работу с учащимися младшей группы: 5 - 7 классов и старшей: 8 – 11 классов в спортзале, на школьном стадионе, на пересеченной местности в окрестностях поселка два раза в неделю по два часа (сентябрь-май), всего 136 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу дополнительного образования детей «Патриоты Сыни» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Согласовано Утверждаю
зам. директора по ВР директор МБОУ ООШИС(п)ОО
«__» ___________2014 г. «__» _____________2014 г.
_________ /Е.Ю. Рочева/ _________/А.С. Костишин /
Рабочая программа
по курсу дополнительного образования детей
«Патриоты Сыни»
педагога дополнительного образования
Михайловой Аллы Олеговны
на 2014-2015 учебный год
Программа рассчитана для обучающихся 5-11 классы
Срок реализации программы – 2014-2015 учебный год
Направление: военно - патриотическое
Общее количество часов – 136
В том числе:
Теория- 48ч
Практика- 88ч
Овгорт
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи кружка
Нормативно-правовая база
Организация занятий, формы и методы работы
Материально-методическое оснащение программы
Учебно-тематическое планирование
Содержание изучаемого курса
Ожидаемые результаты
Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема патриотического воспитания в числе приоритетных. В условиях ослабления в нашем обществе традиционного российского патриотического сознания, распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. И провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь.
Патриотическое воспитание подростающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине, уважения к страницам прошлого, к великим свершениям своего народа. Роль школы в воспитании этих чувств невозможно переоценить.
Формирование качеств патриота и гражданина в образовательных учреждениях осуществляется через учебные предметы, внеклассную работу, внешкольные мероприятия.
В 2005 году разработана «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирования у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В связи с этим на базе МБОУ «Овгортская ОШИС(п)ОО» создался военно-патриотический кружок «Патриоты Сыни», в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Программа кружка рассчитана на военно-спортивную, патриотическую и краеведческую работу с учащимися младшей группы: 5 - 7 классов и старшей: 8 – 11 классов в спортзале, на школьном стадионе, на пересеченной местности в окрестностях поселка два раза в неделю по два часа (сентябрь-май), всего 136 часов.
Этапы реализации:
I этап – подготовительный – знакомство учащихся с особенностями программы и ее содержанием.
II этап – основной – выработка умений и специальных навыков, предусмотренных программой.
III этап – подведение итогов – подготовка и сдача нормативов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКА
ЦЕЛЬ: развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной обеспечить воспитание настоящего гражданина и патриота, привить учащимся чувство любви к Родине.
ЗАДАЧИ:
подготовить подрастающее поколение к военной службе и воспитать уважение к Российской Армии;
воспитать гражданственность, патриотизм и любовь к Родине;
сформировать профессионально значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;
воспитать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, землякам;
развить физические умения и навыки, духовно-нравственные качества детей и подростков;
выработать специальные навыки по строевой и огневой подготовке, защите от оружия массового поражения;
познакомить с важнейшими положениями воинских уставов;
обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Важнейшее значение в патриотическом воспитании учащихся имеет законодательная база.
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Уставы Вооруженных сил России.
- Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;
- ФЗ от 10 июня 1992 г .№3266-1 «Об образовании»;
- ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- ФЗ от 31 мая1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
- ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе»;
- ФЗ №32 «О днях воинской славы (победных днях) Росии»;
- ФЗ «О дополнительном образовании»
- Постановление Правительства РФ от 24.06.2000г № 551 « О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;
- Рекомендации «Концепции патриотического воспитания граждан РФ»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с этой целью применяются: видеофильмы, плакаты, учебное оружие и снаряжение, личный показ руководителя кружка.
Каждое занятие состоит из следующих частей:
Общее построение, на котором делаются объявления, сообщения и объявляется тема занятия;
Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приемов;
Изучение нового материала (теория и практика);
Общефизическая разминка;
Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по круговой системе (переходя с одного рабочего места на другое);
Подведение итогов, дежурство.
Занятия проводятся комплексно – изучается материал сразу нескольких разделов. Учащиеся занимаются во внеурочное время, это формирует потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, отвлекает детей от вредных привычек, приобщает учащихся к здоровому образу жизни.
Для контроля качества обучения и стимулирования деятельности учащихся проводятся зачеты, соревнования, конкурсы и сдача нормативов. Достижения учащихся отмечаются вручением специальных знаков, дипломов, грамот и благодарностей.
Методы по преимущественному источнику получения знаний.
Теория
Словесные – формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств;
Наглядные – формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами;
Практика
Практические – формы овладения материалом на основе физических упражнений, практических отработок, тренировочных занятий.
Формы организации программы: групповая, индивидуальная
Основные принципы деятельности:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
принцип ответственности за собственное развитие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Разделы и темы занятий
Количество часов
Формы работы
Формы контроля
всего
Теория
Практика
1
Физическая подготовка
30
3
27
Теория и методика наращивания силы
Теория и методика развития выносливости
Теория и методика рукопашного боя
10
10
10
1
1
1
9
9
9
Тренировочные
занятия
Сдача зачетов
2
Выживание в природных условиях
18
2
16
Ориентирование на местности
Добывание огня и разведения костра
Строительство временных укрытий от непогоды
Добывание пищи в лесу
Организация туристических походов
2
1
1
1
13
1
-
-
-
1
1
1
1
1
12
Выходы на
Местность.
Создание
экстремальных
условий
Трехдневный туристический поход
3
Строевая подготовка
15
2
13
Элементы строя, виды строя
Индивидуальная строевая
подготовка
Строевая подготовка в составе отделения
Строевые приемы с оружием
1
5
6
3
1
-
1
-
-
5
5
3
Выполнение
движения в строю.
Занятия в группах
Соревнование
4
Огневая подготовка
18
7
11
Меры безопасности при стрельбе
Пневматическое оружие
Изготовка к стрельбе и
Стрельба из пневматического оружия
Автомат Калашникова
Ручные осколочные гранаты
1
2
9
4
2
1
1
3
1
1
-
1
6
3
1
Выполнение в
группах
Внутренние
соревнования
Сдача норма- тивов и со- ревнования
5
Уставы Вооруженных Сил РФ
3
3
Общевоинские уставы
3
3
-
Разбор ситуа ций армейской
жизни
Тестирование
6
История Вооруженных Сил России
20
20
-
Александр Невский
Куликовская битва
Петр I: создание регуляр- ной армии и военного флота
Походы А.В. Суворова
Отечественная война
1812 г.
Крымская война
Первая мировая война
Великая Отечественная
война 1941-1945гг.
Боевые традиции ВС России
2
2
3
2
2
1
2
4
2
2
2
3
2
2
1
2
4
2
-
-
-
-
-
-
-
-
Лекции.
Сообщения.
Собеседование
7
Вооружение Российских
Вооруженных Сил
7
7
-
Сухопутные войска
Военно-морской флот
Военно-воздушные силы
3
2
2
3
2
2
-
-
-
Плакаты.
Доклады.
Викторина
8
Защита от ОМП
3
1
2
Фильтрующий противогаз
ОЗК
1
2
-
1
1
1
Практическая
отработка
Зачет
9
Тактическая подготовка
5
3
2
Действия солдата на поле боя
Боевые свойства и принцип действия противопехотных мин
3
2
1
2
2
-
Обыгрывание
ситуаций на
местности
Игра на
местности
10
Проведение соревнований, игр, конкурсов
17
2
15
Соревнование по стрельбе
Военизированная эстафета
Конкурс «Вперед, маль- чишки!»
Соревнования по зимнему многоборью
Соревнование по летнему биатлону
Сдача нормативов на звания «Легионер»
3
2
2
2
2
6
-
-
-
-
-
2
3
2
2
2
2
4
Всего
136
48
88
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Физическая подготовка
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Теория и методика наращивания силы, занятия на гимнастических снарядах, с отягощениями, развитие прыгучести. Теория и методика развития выносливости, бег на длинные и средние дистанции, марш-броски на 3-6 км. Теория и методика рукопашного боя, защита от ударов рукой, ногой, палкой, ножом, штыком.
Строевая подготовка
Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание чести на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание чести, приветствие командиру, исполнение строевой песни.
Огневая подготовка
Меры безопасности при стрельбе. Боевые свойства и устройство пневматического оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положения стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания.
Выживание в природных условиях
Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивака.
Уставы Вооруженных сил РФ
Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарного устава. Боевой устав мотострелковых войск, действия солдат и подразделений в бою.
История Вооруженных сил России
Александр Невский и Дмитрий Донской. Куликовская битва: условия, ход, примеры воинской доблести и мужества, значение. Битва на Чудском озере: причины, ход,, примеры героизма. Походы Суворова: личность Суворова, его победы, «Наука побеждать». Крымская война: причины побед поражений. Отечественная война 1812 года: причины, ход, роль Кутузова и народа. Первая мировая война: причины, ход, участие России. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, ход, примеры массового героизма, значение.
Защита от оружия массового поражения
Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение.
Вооружение ВС России
Сухопутные войска, Военно-морской флот. Военно-воздушные силы.
Тактическая подготовка
Действия солдата в бою: способы передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение.
- комплекты плакатов: Вооружение Российской армии, «Строевая подготовка».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:
становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту Родины;
воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;
создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;
привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности поколений.
сдача нормативов по физической подготовке, соответствующих нормативам по физической подготовке призывной молодежи.
сдача нормативов на звания «Юный стрелок», «Меткий стрелок» и «Инструктор военного дела».
участие членов кружка в районных оборонно-спортивных состязаний «Школа мужества - 2015»
Более отдаленные результаты будут отслеживаться во время призыва на военную службу в Вооруженные силы РФ.