Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову.
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя
напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен
Поэтому мною разработана программа курса «Магия слова» для обучающихся 4-го класса.
Цели программы:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи программы:
Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
Обогащать словарный запас учащихся.
Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы..
развитие интереса к изучению тайн русского языка;
воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
развитие творческой инициативы и обогащению словарного запаса у обучающихся;
совершенствование умения анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;
формирование уважительного, вежливого отношения к людям, развитию доброжелательности, тактичности, деликатности;
приобщать детей к практической и творческой деятельности;
развитие индивидуальных способностей учащихся.
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку
Общая характеристика курса «Магия слова»
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.
Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий.
Основу курса «Магия слова » составляет развитие речи и творческих способностей младших школьников. Программа кружка «Магия слова» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса.
Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «магию знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Интерес к «Магии слова» должен пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. На занятиях проводится работа по воспитанию этики общения, правильного речевого поведения и развитием грамотной речи.
Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Кружковая работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьника, позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Магия слова» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Направленность курса - практическая, развивающая.
Форма учебной работы: внеурочная деятельность
Форма организации - кружок.
Место учебного предмета в учебном плане.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа четвёртого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Рабочая программа к курсу «Магия слова» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Программа составлена для работы с обучающимися 4 классов.
Программа курса рассчитана на 1 год - на 34 учебных недели в год – 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Отличительные особенности программы
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
• коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
• системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
• этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
• концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла
Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка - сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
научность
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология;
информационно-коммуникационная технология;
здоровьесберегающая технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Основные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
проблемного изложения;
эвристический;
исследовательский;
проектный;
Эвристический, исследовательский и проектный методы являются приоритетными при реализации данной программы.
С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. После каждого занятия происходит рефлексия.
Формы занятий:
беседы;
тренинги;
диагностика;
викторины;
конкурсы;
интеллектуальные игры;
творческие работы;
проектные работы;
выставки-отчеты.
Формы работы учащихся на занятиях:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
участие в олимпиадах, международной игре «Кенгуру»;» Эму» и др.
знакомство с научно-популярной литературой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Предполагается участие младших школьников в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов—получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговыйконтроль в формах:
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по курсу «Магия слова»
Проверка знаний, умений и навыков по данному курсу проводится без выставления отметок.
Результаты проверки учащиеся получают в форме устных оценочных суждений учителя.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- для отслеживания динамики творческих способностей обучающихся проведение тестов (в начале и в конце учебного года);
- для отслеживания, полученных в ходе занятий знаний, умений и новых проведения текущих конкурсов творческих работ с их коллективным анализом, а так же итоговая творческая контрольная работа «Придумай задания сами» (в конце учебного года);
- для публичной демонстрации итогов работы проведение презентации «Наше творчество» (в конце учебного года
- одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», конкурса-игры «Эму», игры-конкурса по информатике «Инфознайка»
14. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
15. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
16. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.:Просвещение, 1975.
17. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4классы. – М.: ВАКО, 2007.
18. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
19. РодариДж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1990.
20. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
22. Сахарова С.Р.О культуре речи и общения. Методические рекомендации к урокам культуры речи и общения в начальных классах. Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара. – Арзамас, 1995.
23. Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
23. Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения:
Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: рус. яз., 1979.
24. Фольклор и родное слово: Учебное пособие. / Авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е.Корепова. – 2-е изд., с измен. и допол. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
25. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. – М.: Айрис-пресс, 2011.
26. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя.Изд. 2 – е, испр. и доп. Под. ред. чл. – кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971.
Использованная литература при составлении данной программы:
1. Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2011, № 6. – с. 191 – 197.
2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Наименование разделов,блоков, тема урока
Всего
часов
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
план
факт
Теория
Практика
1 четверть Поговорим о родном языке
1
Русский язык – язык великого народа
Поэты и писатели о русском языке. Русский язык среди других языков мира. Красота и богатство русского языка.
1
1
Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающий выразить их мысли и чувства; что язык – великая ценность и культурное достояние русского народа
Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека.
Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.
Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Искать и анализировать полученную информацию, её значении в жизни человека
Составлять рассказ о профессиях людей
Участвуют в конкурсе стихов о русском языке.
2
«Вначале было Слово…»
Как и почему люди начали говорить. Как рождаются, живут и умирают слова (из истории возникновения некоторых слов)
1
1
Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе
Слушают сообщения учащихся о происхождении некоторых слов. Работают с этимологическим словарём русского языка.
Выбирают языковые средства в зависимости от ситуации общения.
3
Словесные раскопки.
Происхождение и значение личных имён и фамилий. Из истории некоторых слов: географических названий, дней недели и других слов. Что такое ономастика
1
1
Слушают сообщения учащихся об истории русских имён и фамилий, происхождении названий месяцев, дней недели, монет.
Лингвистические и энциклопедические словари. Как живут слова в разных словарях. В. И. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»
1
1
Сообщать учащимся об истории создания толкового словаря. Самостоятельно работать со словарями. Играть в игру «Кто больше?».
Делать предварительный отбор источников информации
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
6.
Слово и образ или поговорим о словарях. Составление словарей
на разнообразную тематику.
1
1
Делать предварительный отбор источников информации
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
7
Лингвистический турнир «Тайны русского языка»
1
1
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выбирают языковые средства в зависимости от ситуации общения
2 четверть Занимательная лексика
8
Пёстрое семейство синонимов.
Понятие синонима. Использование синонимов писателями. Смысловые, контекстуальные синонимы
1
1
Сравнивать слова по значению и форме находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы .
Работают с отрывками из произведений И. С. Тургенева, М. Горького, выявляют роль синонимов в текстах.
9
Великое противостояние антонимов
Понятие антонима. Разнокорневые и однокорневые антонимы.
1
1
Сравнивать слова по значению и форме (антонимы ) находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы.
Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения
10
Слова-двойники. Омонимы.
Отличие многозначных слов от омонимов. Употребление омонимов в поэтической речи.
1
1
Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.
Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах
Договариваться с партнёром по общению.
11
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Понятие диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Отличие историзмов от архаизмов. Исконно русские слова и заимствованные слова, их признаки.
1
1
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения
Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
12
Мир фразеологии.
Понятие фразеологизма. Фразеологические обороты. Метафорические сочетания. Почему мы так говорим.
1
1
Сообщать учащимся о появлении и значении некоторых фразеологизмов. Систематизировать знания о роли фразеологизмов в тексте.
Путешествовать к словам с крыльями
Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах
Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова
Слушать речь собеседник, т.е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично четко формулировать мысль в словесной форме
13
Добрый “волшебник” - Ударение.
Орфоэпия – наука о правильном произношении слова. Новое и старое в слове. Произношение и ударение. Что такое орфоэпическая норма. Отличие орфоэпии от орфографии. Орфоэпические словари русского языка.
1
1
Говорить выразительно, понятно, логично четко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связано и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги.
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы
14
Конкурс «Лучший знаток русского языка»
1
1
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
3четверть
Путешествие в королевство «Текст».
15
Текст. Тема текста.
Основная мысль текста.
Деление сплошного текста на предложения.
1
1
Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст
Формулировать тему и главную мысль текста.
Грамотно оформлять собственные речевые произведения.
16
О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа.
1
1
Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение.
17
Обучающее изложение по плану, вопросам.
1
1
Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом
Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану
18
Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.
1
1
Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат.
Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе
Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения
19
Сжатое изложение по готовому плану.
1
1
Слушать речь собеседник, т.е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично четко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связано и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основные на известных учащимся правилах продуктивного общения.
20
Изложение с элементами
описания и рассуждения
1
1
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи
Формировать умения самостоятельно работать с тестами. Освоение умения оценивать личные достижения, анализировать неудачи.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его
21
Занятия в веселой академии «Складно да ладно».
1
1
Освоение представления о методах самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера
Оценивать выступления по заданным критериям
22
Стихотворный размер. Ритм. Игры на умение находить рифму
1
1
высказывать собственное мнение и аргументировать его
23
Сочинение стихотворений.
1
1
Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность
24
Будем сказки сочинять
1
1
Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения
Оценивать выступления по заданным критериям
25
Сочинение словарных сказок
1
1
Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом
Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса
26
Редактирование текста.
Текст – поздравление к празднику.
1
1
По заданным критериям оценивать работы одноклассников
27
Редактирование текста.Письмо – текст. Письмо другу, подруге.
1
1
По заданным критериям оценивать работы одноклассников
4 четверть Игры со словами
28
Слово – это… Как мы используем слова. Красивые слова. Добрые дела – добрые слова. Языковые проблемы.
Слова – «паразиты».
1
1
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса
29
Мир общения.
Слово веселит, огорчает, помогает, утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. Давайте договоримся
1
1
Оценивать выступления по заданным критериям
Воспитание системы нравственных межличностных отношений
Формировать способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
30
Смеемся, грустим, задумываемся.
Чтение книг детских писателей.
1
1
Формировать способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
31
Поиграем в слова.
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). Как вести себя во время разговора. Благодарим за подарок, услугу. Вежливая просьба. Скрытая просьба. Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. Успокоить, утешить словом..
Похвала (комплимент).
1
1
Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения
32
Составление кроссвордов. Кроссворды по словарным словам.
1
1
Формировать способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата
33
Шарады. Ребусы.
Ребусы по разгадыванию словарных слов. Загадки.
Конкурс грамотеев.
1
1
Формировать способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата
34
Игра «Умники и умницы»
1
1
Воспитание системы нравственных межличностных отношений