Рабочая программа "Избранные задачи по планиметрии"
Рабочая программа "Избранные задачи по планиметрии"
Рабочая программа курса «Избранные задачи по планиметрии» разработана на основе нормативных документов. Общеизвестно, что геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физики, черчения и т.д.) и курса стереометрии.Цель данной программы: Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации;
-федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 года № 1089;
-базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 года № 1312;
-Положением о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденным приказом « Сусловская СОШ» от 30.08.2013 № 160;
- учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом МБОУ « Сусловская СОШ» от 30.08.2013 № 160;
- модернизированной программой компонента общеобразовательных учреждений « Избранные задачи по планиметрии» Л.Н.Харламова. – Волгоград: Учитель,2008.
Общеизвестно, что геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физики, черчения и т.д.) и курса стереометрии.
С другой стороны , необходимость усиления геометрической линии обуславливается следующей проблемой: задание частей В и С единого государственного экзамена предполагает решение геометрических задач. Итоги экзамена показали, что учащиеся плохо справлялись с этими заданиями или вообще не приступали к ним. Для успешного выполнения этих заданий необходимы прочные знания основных геометрических фактов
и опыт в решении геометрических задач.
Цели образовательного компонента:
1.Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
1.Приобщить учащихся к работе с математической литературой.
2.Выделять и способствовать осмыслению логических приемов мышления, развитию образного и ассоциативного мышления.
3.Обеспечить диалогичность процесса обучения математике.
2. Общая характеристика курса
Программа « Избранные задачи по планиметрии» предназначена для учащихся 8 классов, рассчитана на 34 часа, предполагает систематизацию и обобщающее повторение ключевых тем планиметрии: четырехугольники, решение треугольников, площади, вписанные и описанные окружности и т.д. с использованием компьютерных технологий.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат:
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными ( как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Учащиеся должны знать:
- знать ключевые теоремы, формулы планиметрии в разделе « Треугольники»,
« Четырехугольники»;
- знать основные алгоритмы решения треугольников.
Учащиеся должны уметь:
- уметь применять имеющиеся теоретические знания при решении задач;
- использовать возможности персонального компьютера (ПК) для самоконтроля и отработки основных умений, приобретенных в ходе изучения учебного материала.
Формы контроля и оценки знаний учащихся
Контроль осуществляется на каждом занятии с помощью тестов компьютерной программы « Планиметрия», которая включает в себя проверку теоретических ведений и решение одношаговых, многоплановых задач.
Описание места курса в плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом ОУ от 01.09.2012г. № 186 (раздел 3 п.3.2. План внеурочной деятельности) компонента общеобразовательного учреждения «Избранные задачи по планиметрии» изучается в восьмом классе 1 час в неделю (34 учебных недели в год). Общий объем учебного времени составляет 34 часа учебный год.
На основании данного тематического планирования составлено календарно – тематическое планирование, которое является обязательным приложением к данной программе компонента « Избранные задачи по планиметрии».
2. Содержание компонента
Включенный в программу материал может применяться для разных групп учащихся, что достигается обобщенностью включенных в нее заданий, их отбором в соответствии с задачами предпрофильной подготовки.
Тема 1. « Четырехугольники» (7 ч.)
Многоугольники; параллелограмм и трапеция; прямоугольник, ромб, квадрат.
Тема 2 .«Решение треугольников» (8 ч.)
Предполагает прохождение тем: « Сумма углов треугольника», « Прямоугольный треугольник», « Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».
Тема 3. Решение задач по теме « Площади» (8 ч.)
Площадь многоугольника; площадь параллелограмма, треугольника, прямоугольника, трапеции; « Теорема Пифагора».
Тема 4. Компьютерная модель « Измерение площади» (1 ч.)
Компьютерная модель по теме « Измерение площади» предполагает проверку знаний и умений по теме с помощью программы « Планиметрия»
Тема 5. Решение задач по теме « Вписанные углы» (9 ч.)
Касательная к окружности; центральные и вписанные углы; четыре замечательные точки треугольника; вписанная и описанная окружности.
Тема 6. Компьютерная модель « Вписанные и описанные окружности» (1 ч.)
Компьютерная модель « Вписанные и описанные окружности» предполагает проверку знаний и умений по теме с помощью программы «Планиметрия».
3.Тематическое планирование
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
всего
Теоретичес-ких
Практичес-ких
контроль
1
Четырехугольники
7
2
Решение треугольников
8
3
Решение задач по теме
« Площади»
8
4
Компьютерная модель
« Измерение площади»
1
5
Решение задач по теме
« Вписанные углы»
9
6
Компьютерная модель
« Вписанные и описанные окружности»
1
Итого
34
На основании данного тематического планирования составлено календарно – тематическое планирование, которое является обязательным приложением к данной программе компонента « Избранные задачи по планиметрии».
4. Календарно – тематическое планирование
№
Содержание учебного предмета
Количество часов
сроки
I.
1.
2.
3.
II.
4.
5.
6.
III.
7.
8.
9.
IV.
V.
10.
11.
12.
13.
VI.
Четырехугольники
Многоугольники
Параллелограмм и трапеция
Прямоугольник, ромб, квадрат.
«Решение треугольников».
Сумма углов треугольника.
Прямоугольный треугольник.
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Решение задач по теме «Площади»
Площадь многоугольника
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции, прямоугольника.
«Теорема Пифагора».
Компьютерная модель « Измерение площади».
Решение задач по теме «Вписанные углы».
Касательная к окружности.
Центральные и вписанные углы.
Четыре замечательные точки треугольника.
Вписанная и описанная окружность.
Компьютерная модель «Вписанная и описанная окружности»
7 ч.
2
2
3
8 ч.
2
2
4
8 ч.
2
4
2
1 ч.
9 ч.
2
2
2
3
1 ч.
5. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно – методического обеспечения.
1.Алгебра: учебн. Для 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений ( Ю. Н. Макарычев и др.; под ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 19988
2.Геометрия: 7-9 кл./ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 20004-2011
3.Учебные комплекты «Математика-8», «Математика-9» / под ред. Г. В. Дорофеева.- М.:Дрофа, 1999-2002