kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса по риторике для 6 класса "Искусство слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Курс направлен на совершенствование коммуникативной деятельности школьников. Основан на УМК Ладыженской Т.Н. "Школьная риторика", но существенно изменен, т.к. апробируется на учащихся,  ранее риторику не  изучавших. Программа курса предполагает практическую направленность, рассчитана на 34 часа, включает национально-региональный компонент ( Республика Бурятия)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа элективного курса по риторике для 6 класса "Искусство слова" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Коменская средняя общеобразовательная школа»





ПРИНЯТО

педагогическим советом школы

№______ от ______________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________Г.А.Баторова

«_____»_______20_ г.











Рабочая программа

Элективного курса по риторике

«Искусство слова»

6 класс

на 2014-2015 учебный год














Составитель:

Шек Ольга Александровна

учитель русского языка и ююююлитературы

I квалификационной категории





Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по риторике составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • программа по риторике для общеобразовательных учреждений (Автор Т.А. Ладыженская);

  • образовательная программа МОУ «Коменская СОШ»;

  • учебный план МОУ «Коменская СОШ».

Так как авторская программа Т.А.Ладыженской в 6 классе рассчитана на 68 часов и предполагает у шестиклассников пятилетний опыт изучения данной дисциплины, программный материал элективного курса по риторике «Искусство слова» существенно изменен. Программа рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 6 класса, ранее не изучавших риторику как учебную дисциплину.

Предлагаемый курс направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Это и есть основная цель элективного курса.

Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.

Задачи элективного курса «Искусство слова»:

  1. формирование коммуникативных компетенций шестиклассников;

  2. формирование представления о речевой культуре и ее роли в жизни людей;

  3. способствование усвоению учащимися основных правил нормативной речи на разных уровнях;

  4. обучение ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.

В рабочей программе курса риторики для 6 класса выделены три смысловых блока, первый из них основан на авторской программе Т.А.Ладыженской, два других составлены с учётом национально - регионального компонента и спецификой данного класса.

Первый блок – «Общение»- даёт представление о

  • сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением;

  • речевой (коммуникативной) ситуации;

  • качестве речи;

  • культуре общения, его психологических аспектах.

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевой практикум»» – даёт возможность практики речевой деятельности по заданной теме, подразумевает отработку навыков монологической речи и диалога. Краеведческая тематика материала для публичных выступлений даёт широкую возможность для реализации национально - регионального компонента программы.

Третий блок – «Письменная речь»» – знакомит с наиболее распространенными письменными речевыми жанрами и правилами их оформления.

Так как риторика как учебный предмет имеет практическую направленность, то большая часть времени на занятиях уделяется проектной деятельности.

Используются специфические приёмы работы: риторический анализ устных и письменных текстов, речевая ситуация, риторические задачи, дыхательная и артикуляционная гимнастики, риторические (коммуникативные игры) игры.

Таким образом, преподавание элективного курса по риторике основывается на системно-деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений: школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами, практикуются в продолжительной монологической речи.



Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Общение

8

Речевой практикум

19

Письменная речь

6

ИТОГО

34





Содержание тем учебного курса

Введение 1ч.

Чему учит риторика. Зарождение риторики как науки. Выдающиеся ораторы истории.


Общение 8 ч.


Что такое общение? Коммуникативная задача. Речевая ситуация. Общение словесное – несловесное. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы речи. Нормативные словари. Ортология. Хорошая речь. Богатство языка и богатство своей собственной речи. Разные виды точности, лексическое богатство речи. Как важно начать. Развернутый ответ.


Речевой практикум 19 ч.


Публичное выступление. Построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли. Проектная деятельность. Самопрезентация. Формы самопрезентации. Особенности жанра интервью (обстановка, роль участников, положение участников, своеобразие языка, речевой этикет). Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Аргументация собственного мнения. Притча как речевой жанр. Композиция притчи. Мораль. Речевые ситуации притчи. Языковые особенности притчи. Персонажи притч. Введение притчи в высказывание. Небывальщины. Особенности выступления в рамках предвыборной кампании. Понятие социальной рекламы.



Письменная речь 6 ч.

Аннотация. Виды аннотаций. Аннотация. Понятие о жанре. Главные и факультативные элементы аннотаций. Разновидности аннотаций. Речевая задача отзыва. Составление отзыва. Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма. Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу. Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.



Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов

В результате изучения курса ученики должны знать:

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.

• успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.

• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога и диалога;

• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы русского речевого этикета;

• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;





• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Перечень учебно-методического обеспечения

Название документа

Автор

Год

1

Программа по риторике 5-11 классы

М.: Баласс

Ладыженская Т.А.

2012 г.

2

Учебник «Школьная риторика. 6 класс» в 2-х кн.

М.: Баласс

Ладыженская Т.А., Ипполитов Н.А., Вершинина Г.Б. и др. Под ред. Ладыженской Т.А.

2014г.

3

Методические рекомендации для учителя. Школьная риторика. 6 класс.

М.: Баласс


Ладыженская Т.А., Ипполитов Н.А., Вершинина Г.Б. и др.

2012 г.



Список литературы

  1. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзоко М.В., Шапова Л.А. Умеете ли вы общаться? – М.: Просвещение, 2011 г.

  2. Грудицина Н.Г. Азбука общения: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2010 г.

  3. Ладыженская Т.А. Живое слово. – М.: Педагогика, 2010 г

  4. Ладыженская Г.А., Сорокина Г.К., Никольская Р.К. Детская риторика в рисунках и рассказах. – М.: Педагогика, 2013 г.

  5. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 2012г.

  6. Смелкова З.С. Азбука общения: книга для преподавателя риторики в школе. –Самара, 2012г.

  7. CD-ROM Коммуникативные игры и речевые ситуации. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2010 г








Приложение 1



Календарно-тематическое планирование



Дата урока

Тема

результат деятельности учащихся

Введение 1 ч.

1

3.09

Что такое риторика?

Знать определение понятия риторика, историю развития науки, имена знаменитых риторов; уметь определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.

Общение 8 ч.

2

10.09

Общение. Речевая ситуация

Уметь приводить примеры важности общения в жизни людей, восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.

3

17.09

Виды общения. Мимика. Жесты.

Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. Уметь правильно использовать разные виды мимики и жестов в зависимости от ситуации общения. Анализировать мимику и используемые жесты.

4

24.09

Психология общения

Уметь правильно использовать психологические аспекты в зависимости от ситуации общения. Анализировать психологическое состояние общения.

5

15.10

Качества речи

Уметь находить отклонения от норм в устной и письменной речи; искоренять ошибки в своей собственной речи; определять коэффициент лексического богатства речи; определять нарушения в точности речи.

6

22.10

Чистоговорки, скороговорки, правила артикуляции

Произносить скороговорки и чистоговорки. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова. Знать назначение данных жанров, применять правила артикуляции, тренировать артикуляционный аппарат.

7

5.11

Речевая деятельность.

Правила слушающего

Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего/пишущего; определять вид слушания и приемы слушания; критически оценивать слушание собеседников.

Исправлять тексты по условным обозначениям редактора; обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

8

12.11

Речевая деятельность. Правила говорящего

Находить отклонения от норм в устной и письменной речи; искоренять ошибки в своей собственной речи; определять коэффициент лексического богатства речи; определять нарушения в точности речи.

9

19.11

Речевая деятельность.

Советы читающему

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 6-го класса). Делать вывод, рассуждать по тексту. Уметь находить главное в учебном тексте

Речевой практикум 19 ч.

10

26.11

Урок-практикум «Умение договориться»

Уметь работать в группе, оценивать работу других, уметь использовать психологические аспекты общения.

11

3.12

Урок-практикум «Услышать себя со стороны»

Уметь использовать обращения в этикетных диалогах, выбирать способ обращения, вступать в речевое общение в соответствии с нормами этикета.

12

10.12

Публичное выступление «Эти забавные животные»

Создавать текст, используя риторические определения, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ.

13

17.12

Публичное выступление «Тайны Байкала»

Уметь отбирать занимательный материал для выступления, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ. Поддерживать интерес слушателей за счёт вербальных и невербальных средств общения.

14

24.12

Я ритор? Урок-обобщение.

Создавать текст, используя риторические определения, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ.

15-

17

12.01, 19.01, 26.01

Проект-самопрезентация

Различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим.

18

19

4.02

11.02

Публичное выступление «Герои Бурятии»

Уметь отбирать занимательный материал для выступления, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ. Поддерживать интерес слушателей за счёт вербальных и невербальных средств общения.

20


Игры на коммуникацию

Уметь сжато излагать исходный текст, создавать комплимент и похвальное слово, используя языковые средства в соответствии с ситуацией общения.

21


Интервью

Моделировать речевые ситуации с использованием интервью. Использовать речевые формулы интервьюера

22


Искусство спора

Уметь вести спор, соблюдая правила ведения спора; определять задачи спора.

23


Притча. Небывальщина

Конструировать текст притчи. Различать текст притчи и сказки. Использовать (уместно) текст притчи в своём высказывании. Различать правдивые истории и выдуманные. Составлять тексты выдуманных историй

24


Коммуникативная игра «Предвыборная кампания»


Оценивать действия участников ведущего и других участников игры. Моделировать ситуацию предвыборной кампании в зависимости от коммуникативного намерения.

25-

26


Проект «Мастер художественного слова»

Проявить способность передать чувства автора с помощью вербальных и невербальных средств общения.

27 –

28


Проект «Социальный видеоролик»

Уметь работать в группе, оценивать работу других, уметь использовать обращения, выбирать способ обращения, вступать в речевое общение в соответствии с целью выступления.

Письменная речь 6 ч.

29


Аннотация

Знать виды аннотаций. Различать подробный пересказ и текст аннотации. Составлять аннотацию к прочитанной книге.

30


Отзыв как речевой жанр

Распознавать тексты-отзывы. Анализировать тексты отзывов. Создавать письменные и устные отзывы.

31


Резюме. Заявление

Составлять резюме, писать заявление

32


Личное письмо Благодарственное письмо. Письмо-поздравление. Письмо-просьба.

Анализировать личное письмо. Различать личное письмо и официальное письмо. Выделять структурные части личного письма. Строить текст личного письма по заданной схеме. Уметь составлять благодарственное письмо и письмо-просьбу.

33


Дневниковые записи

Создавать дневниковые записи

34


Урок-зачёт

Обобщение и практическое применение видов речевой деятельности














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа элективного курса по риторике для 6 класса "Искусство слова"

Автор: Шек Ольга Александровна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 181953


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства