Рабочая программа эколого-краеведческого кружка «Мир глазами детей»
Рабочая программа эколого-краеведческого кружка «Мир глазами детей»
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у подрастающего поколения знаний по экологии, экологической культуры. Эти знания и культуру нужно прививать с детства и на протяжении всей жизни человека. Экология пока не стала обязательным предметом для образовательных учебных заведений, но сама жизнь требует, чтобы эта наука имела место в общеобразовательной школе. Возможности для этого предоставляет внеклассная работа с учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа эколого-краеведческого кружка «Мир глазами детей»»
Бюджетное учреждение Омской области
"Комплексный центр социального обслуживания населения
Оконешниковского района"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Эколого-краеведческого кружка « Мир глазами детей»
2-8 класс
Разработчик программы:
специалист по работе с семьёй
Керимова И.В.
Оконешниково – 2015 г.
Пояснительная записка
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у подрастающего поколения знаний по экологии, экологической культуры. Эти знания и культуру нужно прививать с детства и на протяжении всей жизни человека. Экология пока не стала обязательным предметом для образовательных учебных заведений, но сама жизнь требует, чтобы эта наука имела место в общеобразовательной школе. Возможности для этого предоставляет внеклассная работа с учащимися.
Программа кружка ориентирована на учащихся 2-8 классов. Основная цель кружка – формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения. В задачи кружка входят: усвоение научных знаний о природе, понимание ценности природы для общества и человека, овладение нормами правильного поведения в природной среде, развитие потребности общения с природой, активизация деятельности по улучшению природной среды, воспитание патриотических и эстетических чувств.
Программа включает теоретические занятия, практические работы и экскурсии в природу. Теоретические занятия проводятся в виде бесед, лекций, просмотров видеофильмов, встреч с работниками лесного хозяйства. Экология не является кабинетной наукой. Девизом кружка можно взять слова Леонардо да Винчи: «В наставницы себе я взял природу – учительницу всех учителей». Основным содержанием экскурсий или походов являются наблюдения, выполнение практических исследований в природе, а также общественно-полезная деятельность и пропаганда охраны природы. Учащиеся будут учиться работать с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составлять отчеты, готовить доклады.
Программа кружка рассчитана на три года обучения. Основой первого года является раскрытие понятий среды, экологических факторов и их взаимодействия. Во второй год занятий раскрывается взаимосвязь организмов, их влияние друг на друга. Третий год посвящается изучению леса как биоценоза. После второго и третьего года обучения планируется проведение полевых практикумов, где учащиеся могут практически применить изученные методики исследования природных объектов. Результатом работы кружка является знание экологических особенностей своего края, умение проводить описание природных объектов, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, овладение лекторской, пропагандистской работой.
Примерный тематический план первого года занятий.
№
Тема занятия
Всего часов
Теорет
занят
Практ
раб.
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Предмет и задачи экологии
2
1
1
3
Основные формы организации жизни
3
1
2
4
Среды жизни на Земле и экологические факторы
2
2
-
5
Свет как абиотический фактор
3
2
1
6
Вода как абиотический фактор
3
2
1
7
Температура как абиотический фактор
2
1
1
8
Эдафогенные факторы
3
2
1
9
Биотические факторы
4
2
2
10
Жизненные формы растений
3
2
1
11
Антропогенные факторы
4
2
2
12
Массовые мероприятия
2
-
2
13
Итоговое занятие
1
-
1
Итого: 34 часа
Примерный тематический план второго года занятий.
№
Тема занятия
Всего часов
Теорет
занят
Практ
раб.
1
Вводное занятие
3
-
3
2
Экологические системы
4
3
1
3
Популяция и ее основные характеристики
8
5
3
4
Экологические взаимоотношения организмов
5
4
1
5
Биоценоз – элемент биосферы
6
6
-
6
Эковикторина
2
-
2
7
Полевой практикум
6
-
6
Итого: 34 часа
Примерный тематический план третьего года занятий.
№
Тема занятия
Всего часов
Теорет
занят
Практ
раб.
1
Вводное занятие
3
1
2
2
Основные типы леса
2
2
-
3
Флора лесов
12
5
7
4
Животный мир лесов
6
4
2
5
Антропогенное влияние на лес
1
1
-
6
Полевой практикум
10
-
10
Итого: 34 часа
Содержание работы первого года занятий
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Организационные вопросы. Перспективы занятий на последующие годы. Литература по экологии.
Экскурсия в природу. Организация фенологических наблюдений.
Предмет и задачи экологии. Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Структура современной экологии. Законы экологии Коммонера.
Практическая работа. Сбор гербарного материала для зимних букетов, сбор семян и плодов для подкормки птиц зимой.
Основные формы организации жизни. Граница биосферы. Отличия живого от неживого. Биосфера, биоценоз, популяции, организм – ступени организации жизни. Их характеристика и свойства.
Практическая работа. Составление схем уровней организации жизни. Составление схемы биоценоза как биологической системы.
Экскурсия. Знакомство с растительными сообществами.
Среды жизни на Земле и экологические факторы. Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Воздействие среды на организм. Экологические факторы. Диапазон действия фактора: эврибионты и стенобионты.
Свет как абиотический фактор. Свет – основной источник энергии в живой природе. Светолюбивые, теневые, теневыносливые виды. Активность животных, ведущих дневной, ночной, сумеречный образ жизни. Сезонные явления.
Практическая работа. Определение высоты деревьев. Влияние освещенности на рост побегов древесных и кустарниковых растений.
Вода как абиотический фактор. Вода в составе живых организмов. Приспособление организмов к условиям водного режима. Экологические группы растений по отношению к влажности.
Практическая работа. Определение экологических групп растений по гербариям.
Температура как абиотический фактор. Температура и физиологические процессы в организме. Теплолюбивые и холодолюбивые организмы. Влияние оптимальных температур, сезонных и суточных колебаний на рост и развитие организмов, их распространение и поведение.
Практическая работа. Анализ графиков температур по результатам фенологических наблюдений.
Эдафогенные факторы. Почва и ее воздействие на организмы. Структура почвы и ее состав. Экологические группы растений по отношению к богатству почв.
Практическая работа. Методика описания почвенного разреза.
Биотические факторы. Преобразующая роль живых организмов. Влияние растительных организмов друг на друга, на животных, почву, климат. Влияние животных на почву, на распространение и плодовитость растений, на рост, развитие и распространение других животных. приспособленность живых организмов к совместному проживанию.
Практическая работа. Методика геоботанического описания леса, луга. Составление таблицы ярусности различных участков леса, луга.
Жизненные формы растений как результат приспособленности растений к комплексу экологических факторов. Деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травянистые монокарпики и травянистые поликарпики.
Практическая работа. Изучение различных жизненных форм по гербарию.
Антропогенные факторы. Влияние сельскохозяйственной, промышленной, транспортной и других видов хозяйственной деятельности человека на абиотические и биотические факторы среды. Охрана редких растений и животных и мест их обитания.
Практическая работа. Составление памятки о поведении в природе. Уход за березовой рощей у школы.
Праздники и вечера. Участие в подготовке и проведении праздника урожая, дня Земли.
Итоговое занятие. Летние задания (изучение видового состава лекарственных растений, сорных растений, деревьев, кустарников). Продолжение фенологических наблюдений.