Процесс занятий драматического кружка строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр, этюдов и упражнений, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Крайне важно воспитывать в ходе занятий в
детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированность в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и прекрасней становится их эмоциональный мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа драматического кружка (3 класс) »
1.Пояснительная записка
Начальная школа должна в первую очередь решать такие задачи, как сплочение коллектива класса, развитие памяти, мышления, речи, воспитание культуры поведения, расширение культурного диапазона детей. Как раз ведение драматического кружка эффективно влияет как на учебный процесс, так и на воспитательный. В процессе занятий драматического кружка решаются все главные задачи начального обучения.
В ходе занятий происходит развитие способностей, фантазии, памяти, внимания, речи, воображения, мышления, воли, художественного вкуса детей, самовыражение, становление, самореализация личности ребёнка.
Приобщение детей к миру искусства – средство формирования духовного мира ребёнка.
На занятиях кружка царит творческое общение, снимается напряжение, стрессы, создаётся перспектива радости. Здесь ребёнок отдыхает после учебной деятельности.
Важный момент в работе драматического кружка – постановка спектаклей. Спектакль – это своеобразная демонстрация моральных качеств коллектива участников спектаклей, их собранности, дисциплинированности, ответственности, взаимопонимания. При создании спектаклей дети являются создателями и творцами, происходит активизация творческого потенциала каждого ребёнка. Театральная деятельность является средством познания жизни, школой нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания учащихся, гармонического отношения ребёнка к окружающему миру, обладает огромной силой воздействия на эмоции ребёнка.
Главная цель драматического кружка – формирование духовного мира ребёнка, формирование и развитие всесторонней, гармоничной личности.
Процесс занятий драматического кружка строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр, этюдов и упражнений, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Крайне важно воспитывать в ходе занятий в
детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированность в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и прекрасней становится их эмоциональный мир.
Работа кружка строится по трём направлениям:
1. Воспитание основ зрительской культуры ( игры, упражнения, беседы ).
2. Накопление знаний о театре (беседы, видео, просмотры, прослушивания, посещение мероприятий, представление своих работ).
3. Развитие навыков театрально - исполнительской деятельности ( игры и упражнения на развитие фонематического слуха, выработку умения устойчивого произношения звуков в словах, развитие эмоциональной выразительности, постановка правильного дыхания при произношении звуков, слов, фраз, предложений; игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, речи, владения правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонации, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения).
Состав постоянный – все дети класса (дети класса разделены на 2 подгруппы). Изучение программного материала строится по концентрической системе. Ступенчатое построение материала при концентрической структуре основывается на объективных законах усвоенных знаний детьми. Повторное изучение материала проходит всегда на более высоком уровне обобщения с учётом возросших познавательных возможностей. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю и расчитаны на 35 часа за учебный год..
2.Планируемыеи результаты
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
Метапредметные результаты:
1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2.Овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
4.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
4.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок
Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть
Читать выразительно стихи, басни.
Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений
Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и
Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров
3.Содержание тем курса кружка.
Тема 1: Вводное занятие:
Знакомство с коллективом.
выявление возможностей для распределения ролей (голосов, дикция, внешних данных).
Тема 2: «Что такое театр?»
Беседа:
«Значение театра, его отличие от других видов искусства».
«Сценическое действие как основа актёрского творчества».
«Первостепенная роль актёра».
Тема 3: «Слово и современная сцена».
а) «Слово в жизни и на сцене».
б) «Дикция в звучащем слове».
в) «Дикция и артикуляционный аппарат».
г) «Артикуляционная гимнастика».
д) «Речевые игры».
Тема 4: «Игры, упражнения, этюды».
а) Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
б) Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах. Действия с реальными предметами в предлагаемых обстоятельствах.
г) Упражнения на развитие образных представлений.
д) Упражнения и этюды, развивающие способность живо и инициативно реагировать на изменения условия вымысла.
е) Действия с воображаемыми предметами.
ё) Сюжетные этюды на общение без слов.
ж) Сюжеты литературные с минимальным использованием слов в целях воздействия на партнёра.
з) Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика.
и) Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
Групповые и индивидуальные занятия. просмотр видеоматериалов.
14-15
Разбор по событиям. Анализ поступков и поведения действующих лиц.
2ч.
Беседы,диспуты.
Тема 6 : «Работа над текстом. Чтение по ролям.» (2ч.)
16-17
Активное отношение к тексту.
2ч.
Групповые занятия.
Тема 7 : «Словесное действие, Упражнения.» (2ч.)
18-19
Воздействие действием на партнера.
2ч.
Групповые занятия и индивидуальные занятия.
Тема 8: « Общение. Взаимодействия. Этюды.» (3ч.)
20
Элементы общения.
1ч.
Работы в малых группах.
21.
Элементы взаимодействия.
1ч.
Поход в театр.
23
Этюды на виды взаимодействия без слов.
1ч.
Игра: « Море волнуется раз.». Конкурс понтаниммы.
Тема 9 : «Понятие о мизансценировании».(2ч.)
24-25
Мизансценирование сценок, басен.
2ч.
Групповые занятия и занятия в малых группах.
Тема 10 : «Репетиции. Работа с оформлением.»(8ч.)
26-27
Освоение элементов оформления. Реквизит.
2ч.
Групповая работа.
28-32
Репетиции. Понятие о выгородке той или иной постановки.
5ч.
Сообщение учащихся, групповые занятия.
33
Показ постановки.
1ч.
Групповая работа.
Тема 11 : « Подведение итогов» (2ч.)
34
Анализ показа постановки.
1ч.
Беседа
35
Анкетирование, прогнозы на следующий год.
1ч.
Индивидуальная работа, собеседование.
8.Материально-техническое обеспечение процесса.
Козлянинова И.П. Дикция.- М.: ВТО,1964..
Образцов С.В. Моя профессия. – М.: Искусство,1981.
Пименов В.А. Театр на ладошках: Репертуарный сборник для дошкольников и школьников. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета.-1998.
Саричева Е.Ф. Сценическое слово.- М.: Советская Россия,1963.
Станиславский К.С. Этика.- М.:Искусство,1981.
Фатеев С. Театр в школе, дома и детском саду. – М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ЛАДА»,2005.
Хайченко Г.А. Страницы истории Советского театра. М.: «Искусство»,1965.
Школьников С.П. Грим. Минск, «Вышэйш.школа»,1969.
Для вас, ребята!: Репертуарный сборник. М.: Сов.Россия,1979. (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» №8)
Сазонов Е.Ю. Театр наших детей.- М.: Знание,1988. (Нар. ун-т. Пед.фак.; №12)Самодеятельный театр кукол- Издательство «Советская Россия»-Москва.1961
Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену: Кн. для учителя.-М.: Просвещение,1993.
Ремез О.Я. Мой друг театр, Издательство «Советская Россия» Москва-1967
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. Пособие для учителей нач.классов.М., «Просвещение»,1975.
Чернявкая И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: Уроки внеклассные чтения в нач. школе. М.: Просвещение,1982.
Максимова В.А. … И рождается чудо спектакля: Кн.для учащихся.М.:Просвещение,1980.
Макарьев Л.Ф. С утра до вечера в театре.(Рассказы режиссера.) Изд.2-е, доп. Л., «Детская литература»,1793
Ремез О.Я. Мой друг театр, Издательство «Советская Россия» Москва,1967
Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре-2-е изд., переработ. И доп. Л.: Детская литература,1990.Арсенина Е.Н, Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград: Учитель,2006.
Журнал «Начальная школа» № 7, Москва, «Просвещение»,1989
Вакуленко Ю.А. Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр1-4 классы. Волгоград: Учитель,2007г.
Кияновский А.А. Санько С.Н.Школьный театр в начальной школе. М.: Чистые пруды,2007г.
Учебное издание Программы общеобразовательных учреждений Театр I—XI классы, Москва, Просвещение,1995 .
Произведения С.Михалкова, А.Алексина, С.Маршака, Л.Кассиля
Большая хрестоматия для начальной школы.- М.: Эксмо,Форум,2007.