Просмотр содержимого документа
«Пропедевтический курс по черчению для 7 класса.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Занимательное черчение» для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (требование по минимуму).
Примерные программы по предмету (Черчение ) для средней образовательной школы.
Программы А.Д. Ботвинникова Москва Просвещение 2018 г.
УМК А.Д. Ботвинникова издательство Москва 2018 г.
Основной образовательной программы ГБОУРО кадетской школы-интерната.
Предлагаемая программа факультативного курса «Занимательное черчение» ориентирована на обучение учащихся геометрическим построениям на плоских поверхностях. Курс нацелен на расширенное и интегрированное изучение отдельных тем программы «Черчение» и «Геометрия», которые позволят сформировать у учащихся пространственное представление и приобретение автоматических навыков владения чертежными инструментами. Модернизированная программа «Занимательное черчение» ,составлена на основе программы общеоборазовательных учреждений «Черчение» авторы : А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов. – М.; Просвещение , 2018 .Учебник Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ, Астрель. Программа создана для учащихся 7 классов. В основу курса заложено тематическое планирование для курса «Черчение» в 8-9 классах, но используются графические работы и практические построения занимательного характера. Это позволит при дальнейшем изучении курса «Черчение» в старших классах затрачивать меньше учебного времени для овладения элементарными знаниями и графическими навыками.
Цель курса - расширить и углубить знания учащихся о геометрических построениях, опираясь на имеющиеся геометрические и математические знания.
Задачи:
Не разрушая системы графической подготовки дать учащимся дополнительный объем технических и графических знаний, умений и навыков,
Используя программный материал образовательной области «Технология»,»Черчение», познакомить с чертежными понятиями и тренировать графические навыки,
Учить целесообразно использовать чертежные инструменты,
Способствовать развитию логического мышления, пространственных представлений и графических навыков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации труда;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
развитие визуально – пространственного мышления;
рациональное использование чертежных инструментов;
освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
1.К концу обучения учащиеся должнызнать:
· об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;
· об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
· о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
·
· о правилах оформления чертежей;
·
· о чертежах различного назначения.
2. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
· наблюдать и анализировать форму несложных предметов;
·
·
2.Содержание учебного предмета, курса.
содержание разделов
общее кол-во часов
число практических работ
примечание
1
Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
8
2
Замечательные кривые.
8
3
Знакомые формы и их загадочные проекции.
10
4
Я строю дом.
9
Календарно-тематическое планирование «Занимательное черчение» 7 класс на 2018 – 2019 уч. год
Подразделы и темы
Кол-во часов
Метапредметные и предметные образовательные рузультаты.УУД.
Учащиеся должны :
Знать : Уметь:
Д/З
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. 8 ч. 1 четверть.
1. Введение в предмет «Занимательное черчение».
1
Ознакомить с историей развития чертежа и правилами пользования чертежными инструментами. Формирование интереса к предмету.
Развитие визуально – пространственного мышления.
Какие инструменты и принадлежности должны быть на уроке (готовальня, циркуль, линейка, треугольники)
Настроить циркуль к работе, подготовить карандаши Т и М.
папка для черчения
2. Правила оформления чертежей.
1
Формировать устойчивые знания по оформлению чертежа. Прививать понятия о графической культуре.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Понятие о стандартах ЕСКД, размеры А4 297 х 210 мм, где помещают основную надпись на чертеже и размеры основной надписи.
Чертить рамку и основную надпись
оформление А4 верт-но
3. Линии чертежа.
1
Формирование основ графической культуры. Отработка навыков проведения линий чертежа. Закрепление знаний и навыков в работе с карандашом.
Названия линий и их назначения.
Линии на чертеже и в художественном рисунке.
Чертить линии различной толщины и начертания.
§ 2.3 стр.17-19 инструменты к Гр.р. рис.24
4. Оформление графической работы.
«Линии чертежа»
1
Формирование навыков работы по созданию
чертежа. Формирование навыков самостоятельной работы.
Развитие визуально – пространственного мышления.
Правила оформления чертежа.
Вычертить рамку и графы основной надписи по размерам начертить виды линий . Выполнить композицию из разных линий чертежа самостоятельно ( пейзаж ,эскиз предмета и т. д)..
Формат А-4
5. Что может линия.
1
Формирование навыков работы по созданию чертежа. Формирование навыков самостоятельной работы.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Знать построение с поясняющей надписью: линия, луч, прямая, отрезок, ломаная линия, кривая линия, два луча- образуют угол, замкнутые ломаные образуют фигуры. Когда линия превращается в точку.
Вычерчивание разных линий цветными карандашами.
6 .Строим параллельные линии
1
Построение параллельных линий при помощи угольника и линейки.
Линия, ближний и дальний план изображения.
Развитие логического мышления, пространственного представления. Формирование основ графической культуры
Построение параллельных линий при помощи угольника и линейки.
Выполнение начертания трёхмерного куба с передачей пространства с помощью линий чертежа и художественными приёмами.
Составить композицию с использованием параллельных линий.
7. Циркульное построение соосных углов.
1
«Улитка». Циркульное построение соосных углов. Цветовое решение с целью передачи сходства со стилизованным изображением улитки. Работа с образцом. Развитие логического мышления, пространственного представления. Формирование основ графической культуры
Работа с чертёжными инструментами.
8.Пейзаж выполненный линиями чертежа.
Выполнение графического задания, компоновка элементов композиции в формате. Формирование навыков работы по созданию чертежа. Формирование навыков самостоятельной работы.
Работа чертёжными инструментами.
1
Раздел 2. Замечательные кривые. 8 ч. 2 четверть.
9. Деление окружности и отрезка на равные части.
1
Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
Деление отрезка и окружности на равные части.
Кривые линии бывают плоские и пространственные. Лекальные кривые. Алгебраические кривые могут быть выражены алгебраическими уравнениями. Это - овал, эллипс, парабола, гипербола, циклоида, эвольвента, спираль Архимеда, синусоида
10. Деление окружности на 5 частей.
1
Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа.
Построить пятиконечную звезду.
Выполнение деления окружности на 5 частей с помощью транспортира и линейки.
11.Составление узора в квадрате.
1
Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
Применять правила деления окружности и линии при составлении орнамента .
Уметь пользоваться чертёжными инструментами.
12. Составление узора в полосе.
1
Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
Применять правила деления окружности и линии при составлении орнамента .
Уметь пользоваться чертёжными инструментами.
13. Составление узора в круге.
1
Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности
. Применять правила деления окружности и линии при составлении орнамента .
Уметь пользоваться чертёжными инструментами. Знать законы сопряжения линий чертежа.
15.Графическое изображение с элементами сопряжения.
1
Отрабатывание навыков и приемов выполнения сопряжения. Закрепление умений и навыков в работе с чертежными инструментами.
Уметь пользоваться чертёжными инструментами. Знать законы сопряжения линий чертежа.
16.Чертёжные забавы. Решение творческих задач.
1
Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
Раздел 3. Знакомые формы и их загадочные проекции. 10 ч. 3 четверть.
17.Геометрические тела и фигуры.
1
Проверка знаний и умений в построении чертежа. Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления.
18. Симметрия.
1
Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа
19. Развёртка как чертёж. Построение развёртки конуса.
1
Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления.
№16
20. Построение развёртки цилиндра.
1
Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления..
.
№16
21. Построение развёртки куба.
1
Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления .
№16
22. Построение развёртки пирамиды.
1
Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления
№16
23.. Построение развёртки призмы.
1
Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
№16
24.Конструирование из бумаги модели геометрического тела.
1
Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
25. Конструирование из бумаги модели геометрического тела
1
Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
Раздел 5. Я строю дом! 9 ч. 4 четверть.
26.Архитектурно-строительные чертежи.
1
. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
27. Инженерно- строительные чертежи.
Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления .
28.Основные изображения на чертежах.
2
. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
№38.
29.Особенности оформления строительного чертежа.
1
Формирование навыков самостоятельной работы.
Развитие логического мышления и пространственного представления.
30.Условные изображения на строительном чертеже.
1
Основные части здания: фундамент, двери, стены, перекрытия, потолки, полы, лестницы.
. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.
Уметь распознать на чертеже условные обозначения строительных элементов.
№39.
31.Чтение строительного чертежа.
1
Формировать знания об особенностях обозначений на чертеже. Развитие логического мышления и пространственного представления.
Уметь пользоваться знаниями условных обозначений и читать их на строительном чертеже.
№40.
32.Вычерчивание фасада дома.
1
. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности. Развитие логического мышления и пространственного представления.
Уметь распознать на чертеже условные обозначения строительных элементов.
33. Вычерчивание плана своей комнаты.
1
Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности. Развитие логического мышления и пространственного представления
34. Вычерчивание разреза дома.
1
Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления .
Виды контроля и возможные варианты его проведения
Индивидуальный контроль (контроль учителем):
устный опрос, домашняя работа, самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль:
проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Контроль графических и практических работ.
Методика формирования результирущей оценки:
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Оценка работ учащихся.
За устные ответы и графические (практические) работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
Используемая литература
Ботвинников А.Д. Программы для общеобразовательных учреждений «Черчение.7-8 классы»,- М.: Просвещение,2004 г.