kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пропедевтический курс по черчению для 7 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

пропедевтический курс вводит учащихся в удивительный мир графической культуры изображения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пропедевтический курс по черчению для 7 класса.»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Занимательное черчение» для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (требование по минимуму).

  2. Примерные программы по предмету (Черчение ) для средней образовательной школы.

  3. Программы А.Д. Ботвинникова Москва Просвещение 2018 г.

  4. УМК А.Д. Ботвинникова издательство Москва 2018 г.

  5. Основной образовательной программы ГБОУРО кадетской школы-интерната.

Предлагаемая программа факультативного курса «Занимательное черчение» ориентирована на обучение учащихся геометрическим построениям на плоских поверхностях. Курс нацелен на расширенное и интегрированное изучение отдельных тем программы «Черчение» и «Геометрия», которые позволят сформировать у учащихся пространственное представление и приобретение автоматических навыков владения чертежными инструментами. Модернизированная программа «Занимательное черчение» ,составлена на основе программы общеоборазовательных учреждений «Черчение» авторы : А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов. – М.; Просвещение , 2018 .Учебник Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ, Астрель. Программа создана для учащихся 7 классов. В основу курса заложено тематическое планирование для курса «Черчение» в 8-9 классах, но используются графические работы и практические построения занимательного характера. Это позволит при дальнейшем изучении курса «Черчение» в старших классах затрачивать меньше учебного времени для овладения элементарными знаниями и графическими навыками.

Цель курса - расширить и углубить знания учащихся о геометрических построениях, опираясь на имеющиеся геометрические и математические знания.

Задачи:

  • Не разрушая системы графической подготовки дать учащимся дополнительный объем технических и графических знаний, умений и навыков,

  • Используя программный материал образовательной области «Технология»,»Черчение», познакомить с чертежными понятиями и тренировать графические навыки,

  • Учить целесообразно использовать чертежные инструменты,

  • Способствовать развитию логического мышления, пространственных представлений и графических навыков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные образовательные результаты

Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

  • развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;

  • воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами организации труда;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Метапредметные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

  • определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные результаты

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

  • приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;

  • развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;

  • развитие визуально – пространственного мышления;

  • рациональное использование чертежных инструментов;

  • освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;

  • развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;

  • приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;




1.К концу обучения учащиеся должны знать:

·         об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;

·         об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;

·         о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;

·        

·        о правилах оформления чертежей;

·        

·        о чертежах различного назначения.

 

2.         К концу  7   класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

·         правильно пользоваться чертежными инструментами;

·         выполнять геометрические построения;

·         наблюдать и анализировать форму несложных предметов;

·        

·        

2.Содержание учебного предмета, курса.


содержание разделов

общее кол-во часов

число практических работ

примечание

1

Техника выполнения чертежей и правила их 
оформления.

8




2

Замечательные кривые.

8



3

Знакомые формы и их загадочные проекции.

10



4

Я строю дом.

9


















Календарно-тематическое планирование «Занимательное черчение» 7 класс на 2018 – 2019 уч. год


Подразделы и темы

Кол-во часов




Метапредметные и предметные образовательные рузультаты.УУД.

Учащиеся должны :



Знать : Уметь:

Д/З




Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. 8 ч. 1 четверть.

1. Введение в предмет «Занимательное черчение».

1


Ознакомить с историей развития чертежа и правилами пользования чертежными инструментами. Формирование интереса к предмету.

Развитие визуально – пространственного мышления.

Какие инструменты и принадлежности должны быть на уроке (готовальня, циркуль, линейка, треугольники)



Настроить циркуль к работе, подготовить карандаши Т и М.

папка для черчения

2. Правила оформления чертежей.

1


Формировать устойчивые знания по оформлению чертежа. Прививать понятия о графической культуре.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Понятие о стандартах ЕСКД, размеры А4 297 х 210 мм, где помещают основную надпись на чертеже и размеры основной надписи.

Чертить рамку и основную надпись

оформление А4 верт-но

3. Линии чертежа.

1


Формирование основ графической культуры. Отработка навыков проведения линий чертежа. Закрепление знаний и навыков в работе с карандашом.

Названия линий и их назначения.

Линии на чертеже и в художественном рисунке.

Чертить линии различной толщины и начертания.

§ 2.3 стр.17-19 инструменты к Гр.р. рис.24

4. Оформление графической работы.

«Линии чертежа»


1


Формирование навыков работы по созданию

чертежа. Формирование навыков самостоятельной работы.

Развитие визуально – пространственного мышления.

Правила оформления чертежа.

Вычертить рамку и графы основной надписи по размерам начертить виды линий . Выполнить композицию из разных линий чертежа самостоятельно ( пейзаж ,эскиз предмета и т. д)..

Формат А-4


5. Что может линия.

1


Формирование навыков работы по созданию чертежа. Формирование навыков самостоятельной работы.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Знать построение с поясняющей надписью: линия, луч, прямая, отрезок, ломаная линия, кривая линия, два луча- образуют угол, замкнутые ломаные образуют фигуры. Когда линия превращается в точку.


Вычерчивание разных линий цветными карандашами.

6 .Строим параллельные линии

1


Построение параллельных линий при помощи угольника и линейки.

Линия, ближний и дальний план изображения.

Развитие логического мышления, пространственного представления. Формирование основ графической культуры

Построение параллельных линий при помощи угольника и линейки.

Выполнение начертания трёхмерного куба с передачей пространства с помощью линий чертежа и художественными приёмами.

Составить композицию с использованием параллельных линий.

7. Циркульное построение соосных углов.

1


«Улитка». Циркульное построение соосных углов. Цветовое решение с целью передачи сходства со стилизованным изображением улитки. Работа с образцом. Развитие логического мышления, пространственного представления. Формирование основ графической культуры

Работа с чертёжными инструментами.


8.Пейзаж выполненный линиями чертежа.



Выполнение графического задания, компоновка элементов композиции в формате. Формирование навыков работы по созданию чертежа. Формирование навыков самостоятельной работы.

Работа чертёжными инструментами.



1





Раздел 2. Замечательные кривые. 8 ч. 2 четверть.

9. Деление окружности и отрезка на равные части.

1


Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.

Деление отрезка и окружности на равные части.

Кривые линии бывают плоские и пространственные. Лекальные кривые. Алгебраические кривые могут быть выражены алгебраическими уравнениями. Это - овал, эллипс, парабола, гипербола, циклоида, эвольвента, спираль Архимеда, синусоида


10. Деление окружности на 5 частей.

1


Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа.

Построить пятиконечную звезду.

Выполнение деления окружности на 5 частей с помощью транспортира и линейки.


11.Составление узора в квадрате.

1


Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.

Применять правила деления окружности и линии при составлении орнамента .

Уметь пользоваться чертёжными инструментами.


12. Составление узора в полосе.

1


Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.

Применять правила деления окружности и линии при составлении орнамента .

Уметь пользоваться чертёжными инструментами.


13. Составление узора в круге.

1


Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности

. Применять правила деления окружности и линии при составлении орнамента .

Уметь пользоваться чертёжными инструментами.

14.Сопряжение.

1


Сопряжение, построение лекальных прямых, построение алгебраических прямых.

Уметь пользоваться чертёжными инструментами. Знать законы сопряжения линий чертежа.


15.Графическое изображение с элементами сопряжения.

1


Отрабатывание навыков и приемов выполнения сопряжения. Закрепление умений и навыков в работе с чертежными инструментами.

Уметь пользоваться чертёжными инструментами. Знать законы сопряжения линий чертежа.


16.Чертёжные забавы. Решение творческих задач.

1


Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.



Раздел 3. Знакомые формы и их загадочные проекции. 10 ч. 3 четверть.

17.Геометрические тела и фигуры.

1


Проверка знаний и умений в построении чертежа. Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления.



18. Симметрия.

1


Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа



19. Развёртка как чертёж. Построение развёртки конуса.

1


Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления.


№16

20. Построение развёртки цилиндра.

1


Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления..

.

№16

21. Построение развёртки куба.

1


Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления .


№16

22. Построение развёртки пирамиды.

1


Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления


№16

23.. Построение развёртки призмы.

1


Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.


№16

24.Конструирование из бумаги модели геометрического тела.

1


Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.



25. Конструирование из бумаги модели геометрического тела

1


Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.



Раздел 5. Я строю дом! 9 ч. 4 четверть.

26.Архитектурно-строительные чертежи.

1


. Обобщение навыков построения чертежа. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.



27. Инженерно- строительные чертежи.



Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления .





28.Основные изображения на чертежах.

2


. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.


№38.

29.Особенности оформления строительного чертежа.

1


Формирование навыков самостоятельной работы.

Развитие логического мышления и пространственного представления.



30.Условные изображения на строительном чертеже.

1


Основные части здания: фундамент, двери, стены, перекрытия, потолки, полы, лестницы.

. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности.

Уметь распознать на чертеже условные обозначения строительных элементов.

№39.

31.Чтение строительного чертежа.

1


Формировать знания об особенностях обозначений на чертеже. Развитие логического мышления и пространственного представления.

Уметь пользоваться знаниями условных обозначений и читать их на строительном чертеже.

№40.

32.Вычерчивание фасада дома.

1


. Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности. Развитие логического мышления и пространственного представления.

Уметь распознать на чертеже условные обозначения строительных элементов.


33. Вычерчивание плана своей комнаты.

1


Формировать познавательный интерес к предмету. Формирование графической грамотности. Развитие логического мышления и пространственного представления



34. Вычерчивание разреза дома.

1


Совершенствование графической культуры. Развитие пространственного мышления и представления .





































Виды контроля и возможные варианты его проведения



Индивидуальный контроль (контроль учителем):

устный опрос, домашняя работа, самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль:

проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль;

Фронтальный контроль;

Контроль графических и практических работ.



Методика формирования результирущей оценки:



Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.



Оценка работ учащихся.



За устные ответы и графические (практические) работы уча­щимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За гра­фические работы рекомендуется выставление двух оценок, диф­ференцированно отражающих правильность выполнения и ка­чество графического оформления чертежа. Такой критерий удо­бен учителю и понятен учащимся.



Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

  1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

  2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.



При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

















Используемая литература

  1. Ботвинников А.Д. Программы для общеобразовательных учреждений «Черчение.7-8 классы»,- М.: Просвещение,2004 г.

  2. Н.Г. Преображенская, Т.В Кучукова, И.А.Беляева, Черчение.7 класс. Рабочая тетрадь №1 «Основные правила оформления чертежей. Построение чертежа плоской детали» - М.: Вента – Граф.2001

  3. Н.Г. Преображенская, Т.В Кучукова, И.А.Беляева, Черчение.7 класс. Рабочая тетрадь №2 «Геометрические построения» - М.: Вента – Граф.2001

  4. Н.Г. Преображенская, Т.В Кучукова, И.А.Беляева, Черчение.7 класс. Рабочая тетрадь №3 «Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа» - М.: Вента – Граф.2001

  5. Бухалов Б.И., Кардаш В.Ф., Сисина А.М. Рабочая тетрадь по черчению (графике) с учетом индивидуальных способностей и многоуровневой подготовки. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пропедевтический курс по черчению для 7 класса.

Автор: Мосина Наталья Юрьевна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502834


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства