Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ч.2, ч. 3 п. 6 ст. 28;
- Письмом минобразования РО от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность 3 класс(программа)»
Город Новочеркасск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 20
___________ Е.И. Юзбекова
Приказ от ________20___ г. № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»
на 2015-2016 учебный год
в 3Б классе
социальное направление деятельности
Количество часов -36
Педагог дополнительного образования Дворникова Т.А.
Программа разработана на основеФГОС НОО основной образовательной программы, учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ч.2, ч. 3 п. 6 ст. 28;
- Письмомминобразования РО от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н;
- Письмом «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
- Приказа Минобрнауки России от 30.8.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
- Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,
- Уставом МБОУ СОШ № 20.
Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» - это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» отводится 36 часов (1 час в неделю). Часы взяты из инвариантной части учебного плана школы.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Концептуальной основой содержания программы является положение В. В Давыдова о том, что «образование и развитие - это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо создает условия для негон. Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению асе нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «...изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».
Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет асе объекты положительным отношением, поэтому предметы и яаления становятся аффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.
Метод проекта - это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, хоторая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, а которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Задачи курса:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности:
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности х организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования;
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Основное содержание темы
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
Планируемые метапредметные и личностные результаты
1-2
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Этапы работы над проектом
Дать понятие «хобби, круг интересов, увлечения».
Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби».
Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.
3-
4
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи
Самостоятельная работа учащихся
Дать понятия «проблема», «задача проекта», «решение».
Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «проблема», Работа над проектным понятием «задача проекта». «решение». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче.
Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.
5-
6
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач
Повторить понятия «формулировка», «гипотеза».
Понимать значение слов «формулировка», «гипотеза». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии».
Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.
7-8
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
Дать понятие слов «паспорт проекта».
Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем.
Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.
Учиться согласованным действиям с помощниками.
9-10
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование
Знакомство с видами вопросов для анкет, формировать умения в составлении вопросов для анкет
Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя. Составлять вопросы для анкет.
Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
11-12
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
Познакомить с условиями размещения материала на постере, формировать умения в создании постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами. Учить создавать сообщения различной природы (устные и письменные)
Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.
Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы.
Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным.
13-
14
Практическая работа. Создание мини-постера
Самостоятельная работа учащихся
15-17
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
Формировать умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами.
Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы.
Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
18-19
Программы МРР. Анимация. Настройка анимации
Формировать умения настраивать анимации на слайде
Учиться работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения. Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде
Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.
20-
23
24-25
26-27
28-29
Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
Требования к компьютерной презентации. Программа МРР.
Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР
Показать возможности программы МРР-Microsoft Power Point. Обучить первым шагам составления презентации на компьютере
Формировать умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами
Знать требования к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка»
Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.
Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
30-31
Составление презентации по заданному тексту
Знакомство с понятием «презентация проекта». Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге.
Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация»
Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.
32-36
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
Формирование умения оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику
Самостоятельно работать с последующей самопроверкой проверкой, уметь оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику.
Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы
Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности
Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема занятия
Примечания
1-2
02-9.09
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Этапы работы над проектом
3-4
16-23.09
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи
Самостоятельная работа учащихся
5-6
30-07.10
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач
7-8
14-21.10
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
9-10
28-11.11
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование
11-12
18-25.11
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
13-14
02-9.12
Практическая работа. Создание мини-постера
Самостоятельная работа учащихся
15-17
16-30.12
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
18-19
13-20.01
Программы МРР. Анимация. Настройка анимации
20-23
27-17.02
Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн
24-25
24.02-02.03
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
26-27
9.03-16.03
Требования к компьютерной презентации. Программа МРР.
28-29
23.03-06.04
Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР
30-31
13.04-20.04
Составление презентации по заданному тексту
32-36
27.04-25.05
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы:
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не .получилось, видеть трудности, ошибки);
-Целе.полагать (ставить и удерживать цели);
-Планировать (составлять план своей деятельности);
-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, а том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешности анеучебной деятельности:
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень: предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Итогиреализации программы могут быть представленычерез презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям.выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
Результаты
Формируемые умения
Средства формирования
личностные
-формирование у детей мотивации к обучению;
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
-организация на уроке;
-работа в парах;
-групповая работа.
Метапредметные
регулятивные
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
познавательные
-умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основы смыслового чтения художественных и познавательных техстов, выделение существенной информации из техстов разных видов;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; организация на уроке; работа в парах; групповая работа;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
коммуникативные
-учиться выполнять различные роли а группе (лидера, исполнителя, критика).
-умение координировать свои усилия с усилиями других;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению;
-задавать вопросы;
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения и интересы, стремиться к сотрудничеству, обосновывать собственную позицию;
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Печатные пособия:
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Экранно- звуковое обеспечение:
- проектор
- лингофонное устройство
- интерактивная доска
- документ- камера
Технические средства обучения:
- компьютер
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
5. Программа «Учусь создавать проект» http://gigabaza.ru/doc/24370.html
6. Программа «Учусь создавать проект» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/05/vneurochnaya-deyatelnost-uchus-sozdavat-proekt-2-klass
Согласовано Согласовано
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР