Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем на Татарстанской земле, поэтому чтим татарское культурное наследие.
Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.
В условиях роста интереса к культуре татарского народа, особо значимыми становятся вопросы возрождения традиций нравственного воспитания с опорой на национально-культурные, региональные, этнические ценности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по внеурочке »
Сохраняем культурное наследие татарского народа.
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению. Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем на Татарстанской земле, поэтому чтим татарское культурное наследие. Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой. Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности. В условиях роста интереса к культуре татарского народа, особо значимыми становятся вопросы возрождения традиций нравственного воспитания с опорой на национально-культурные, региональные, этнические ценности.
Проблема формирования интереса к татарскому искусству решается через рассмотрения вопросов развития детского декоративного творчества. Развития средствами народного искусства освещается в работах З.А.Богатеевой, Т.С.Комаровой, И.А.Лыковой и д.р. Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенканепосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами. В практике наблюдаются две полярные тенденции: с одной стороны, чрезмерное увлечение национальными компонентами в воспитании детей, с другой – скептическое отношение к народному искусству в системе дошкольного образования как регионального компонента. Педагоги имеют недостаточные знания об общих закономерностях татарской культуры, не владеют способами передачи богатейшегонародного наследия воспитанникам. Социально-педагогические потребности современного сообщества и изучение востребованности дошкольных работников подтверждают необходимость регионального подхода в воспитании и обучении детей, прежде всего в условиях общественного дошкольного воспитания. Актуальность проблемы усиливается рядом противоречии:
1) необходимостью теоретического осмысления антипедагогического богатства, культурно-исторического наследия и снижения интереса к нему со стороны семьи и педагогов.
2)обновление деятельности ДОУ тесно связано и с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечивающего естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь родного народа, в культуру нации как составную часть общечеловеческого культурного наследия.
Можно предусматривать следующие направления работы: - Краеведческое (знакомство с историей, достопримечательностями, культурой, растительным и животным миром республики, республиканской символикой). - Художественное речевое (изучение речевого языка, ознакомление с фольклорным наследием, лучшими литературными произведениями уроженцев родного края). - Эстетическое (приобщение воспитанников к музыкальному, изобразительному и декоративно-прикладному наследию мастеров края). В условиях ФГТ осуществляется переосмысление педагогической работы и программного педагогического обеспечения МБОУ, реализации этнопедагогической и инновационной деятельности. Республика Татарстан – это наша Родина, и наши воспитанники должны знать культуру своего края.
Исходя из вышесказанного, возникла необходимость в создании системы работы по обучению воспитанников основам и формированию умений по декоративной росписи татарского народа с использованием татарского орнамента. Проект рассчитан на детей школьного возраста. Он обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач, которые реализуется по различным направлениям. Это система специально организуемых мероприятий по всем видам деятельности, театрализованные праздники, развлечения, работа с родителями, использование историко-краеведческого музея, сотрудничество.
Цель: - Создание благоприятных условий. - Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к татарскому народному творчеству, истории Татарстана. Укладу жизни татар, песням и играм: - Знакомство с народно-прикладным искусством региона и приобщение к художественному труду по народным мотивам. Задачи по ознакомлению с окружающим: - Формировать представление о родном крае, городе; - Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему родного села и края; - Формировать представления о труде людей, живущих в Татарстане и Альметьевске, воспитывать бережное отношение к результатам их труда; - Дать доступные детям представления об особенностях неживой природы, а также о животном и растительном мире. Очень важно знакомить детей с поэтической культурой татарского народа, с фольклором, со старинными ремеслами, с мужским и женским национальным костюмом, воспитывать интерес к народно-прикладному искусству (вышивка, роспись, вязание), помогать осваивать художественные техники татарских мастеров, использовать в изобразительной деятельности разнообразные материалы и средства. Живя на татарской земле , мы понимаем, что наш родной край – край песенный, поэтому стремимся формировать у детей устойчивый интерес к песенному и танцевальному народному творчеству, учим их исполнять на детских музыкальных инструментах несложные татарские мелодии, воспитываем желание принимать участие в народных праздниках вместе с взрослыми (Сабантуй и др.). Воспитываем интерес к татарским народным играм и желание играть. В своей работе мы используем такие полюбившиеся игры, как «Аркан белэнтартышу» (Кто кого перетянет), «Баганадан бару» (Пройди по бревну), «Ябалак» (Сова), «Яулыкбиреш» (Передай платочек) и др. национальные игры. В проекте предусмотрены формы работы с родителями. Это и традиционные родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы, встречи с интересными людьми, экскурсии по городу, в краеведческий музей. Вся работа построена на достижении конечных результатов в процессе обучения воспитанников изобразительному искусству. Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, мы не забываем народ, на земле которого проживаем. Декоративно-прикладное искусство татар, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, чувства отношений. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы формируем у воспитанников оценочные отношения к миру, деятельности. Знать, понимать и принимать этническую самобытность того народа, где проживаешь, и привить это воспитанникам – задача взрослого. В своем проекте мы предпринял попытку раскрыть созидательную роль татарского народа, обозначить место традиции в духовной культуре татар. Это позволило раскрыть связь местного народного искусства с другими областями познавательного пространства: детской художественной литературой, фольклором, поэзией и изобразительным искусством.
Материально-техническое обеспечение
1 Музыкальные инструменты
2. Атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).
3.Технические средства обучения: видео и аудиоаппаратура, наборы СD- и DVD дисков, микрофоны и т.д.
4. Национальные костюмы
Методическое обеспечение
1.Демонстрационный и дидактический и материал.
2.Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
3. Методическая литература.
4. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.
5. Конспекты сценариев праздников, развлечений.
Авторы проекта: Заляева Ильмира Хусаеновна
Участники проекта: дети в возрасте 7-10 лет, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: творческий
Вид проекта: долгосрочный (2013/14 уч.год; 2014/2015 уч.год)
Основное назначение проекта: ознакомление с декоративно-прикладным искусством татар, развитие у воспитанников художественно-творческих представлений и эстетического отношения к их культуре. Оригинальность идеи проекта заключается в ожидаемом результате: - Воспитанник сможет выбирать узор для украшения предметов обихода и одежды; - Овладеет навыками работы с изобразительными материалами; - Научится выбирать цвет узора, сочетать контрастные цвета; - Станет самостоятельно реализовывать замысел, проявлять творчество при выполнении самостоятельных заданий.
Этапы реализации проекта Подготовительный: - изучение состояния работы; - создание условий для реализации проекта; - подбор материала, изготовление татарских игр.
Деятельный: - внедрение проекта в образовательный процесс; - плана взаимодействия с педагогическими работниками; - ориентация проекта на нравственное воспитание школьников; - взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта. Заключительный: - оформление фотовыставки; - выставка продуктивной деятельности детей; - итоговые занятия. Аналитический: - анализ результативности проекта.
Механизм реализации проекта. Цель: Создать организационную основу. Задача: Информирование участников образовательного процесса о направление деятельности. Подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа. Задача: Определение связи с учреждениями дополнительного образования. Направление деятельности: Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию: - с краеведческим музеем. Цель: Отработать базисные направления, определяющие модели взаимодействия с семьей. Задача: Корректировка содержания. Направление деятельности: - разработка цикла интеллектуальных занятий; - составление занятий с использованием регионального компонента по прикладному искусству; - модификация развивающей среды; - индивидуальный педагогический поиск. Задача: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Направление деятельности:информирование родителей о реализации индивидуального педагогического поиска. Задача: Определение перспектив. Направление деятельности: Подведение итогов.
Мероприятия по реализации проекта: - подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа; - анкетирование педагогических работников; - анкетирование родителей воспитанников, обработка результатов; - планирование совместной работы с сотрудниками краеведческого музея; - составление плана работы с родителями воспитанников (тематические встречи, родительский клуб, мастер-класс и др.); - экскурсии в музей; - тематическое планирование; - совместная деятельность с детьми (беседы, рассматривания, слушание татарской музыки, просмотр мультиков на татарском языке); - выставка продуктов детского творчества; - литературно-художественная деятельность: праздники, досуги, развлечения; - оформление выставки книги фотоматериалов по теме, альбома «Татарские орнаменты»; - проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме; - разучивание стихов и песен по теме; - создание поделок по сказочным мотивам; - анализ результативности индивидуального педагогического поиска. В ходе реализации проекта дети получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных татарских орнаментов. Мотивы татарских орнаментов активно используются в МБОУ в художественно-эстетическом направлении развития школьников. Элементы орнамента – листики органично вводятся в содержание разных видов изобразительной деятельности. Содержание работы по развитию восприятия детьми художественных произведений:
Мероприятия 1.Тематические беседы «Татарские игрушки и посуда». Задача: расширять представления об игрушках, посуде, которые мастерят татарские мастера. 2.Дидактические игры по татарским народным сказкам. Задача: развивать интерес к дидактическим играм. 3.Подвижные татарские игры. Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры. 4.Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству. Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к татарской народной культуре. 5.Чтение татарских народных сказок. Задача: Поддерживать интерес к татарским народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрятьвысказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию. 6.Игра – драматизация. Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас. 7.Рассказывание сказок. Задача: продолжать знакомить с татарскими народными сказками. Учит точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас. 8.Хороводные татарские народные игры. Задача: формировать инонациональную выразительность речи, имитацию движений. 9.Пальчиковый театр. Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами. 10.Слушаниеаудио сказок. Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить, внимательно слушать. 11.Литературный досуг «Угадай сказку». Задача: выявить знания татарских сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией. 12.Выставка детского творчества «Наши сказки». Задача: развивать воображение, творческую активность.
«Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»
1.Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством. 2.Беседа о татарском растительном орнаменте. 3.Вырезание элемента узора «тюльпан» в составление аппликационной композиции для управления конца полотенца. 4.Украшение узором сказки башмачка. 5.Украшение подушки. 6.Украшение круглой основы тюбетейки. 7.Узорное оформление аппликациями колпака. 8.Украшение фартука. 9.Украшение аппликацией сапог ичигов. 10.Украшение татарского коврика (коллективная аппликация).
Презентация проекта. 1.Семейный конкурс рисунков «Татарские узоры». 2.Открытые занятия: - «Гордимся, что, мы -Альметьевцы» - «Мастера и мастерицы» - «В гостях у вышивальщиц» 3.Праздник татарской песни. 4.Познавательный досуг «любимой город - Альметьевск». 5.Развлечение урок-досуг «Живи веках, мой Альметьевск» 6.Выставки: - «Славься край родной!» - «Город глазами детей». - «Красота татарской вышивки». 7.Экскурсия.
Обобщая опыт по приобщению детей к татарскому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы знакомим родителей и педагогов с лучшими отечественными традициями семейного воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка. Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота. Надеемся, что опыт педагогов нашего детского сада поможет коллегам в работе по приобщению детей к татарской культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к татарским напевам, играм, танцам.
Перспективный план
работы по реализации проекта
«Путешествие в далекое и близкое»
Недели
Тема
Задачи
Сентябрь
I
1. Беседа «Что такое фольклор»
2. Колыбельные песни «Эпипэ» (Вставай Эпипе)
3. Сюжетно-ролевая игра «Гульчечек» (ВЕЧНОЦВЕТУЩАЯ РОЗА)
1.Познакомить детей с разнообразными видами татарского народного фольклора.
2. Вызвать интерес к татарскому народному фольклору.
4. Учить обыгрывать песенки в сюжетно-ролевой игре
3. Воспитывать уважение к народному творчеству.
II
1. Чтение прибаутки «Энисэ» (Мама)
2. Сюжетно-ролевая игра
« Знакомство с куклой в татарской национальной одежде»
1. Учить слушать прибаутку и применять ее в играх.
2. Познакомить с национальной одеждой.
III
1. Составление рассказов по иллюстрированным пословицам
2.Татарская народная подвижная игра «Серый волк»
1.Учить детей составлять рассказ по пословице с использованием иллюстраций.
2. Познакомить с татарской народной игрой, правилами игры.
3. Вызвать интерес к игре и желание играть
IV
1. Беседа «Осенние народные праздники»
4. Заучивание сказки: «Три дочери»
5. Изготовление эмблемы группы
1.Познакомить детей с осенними народными праздниками: «Сомбеля» - праздник урожая.
2. Способствовать заучиванию потешки и ее применению в режимных моментах.
3. Вызвать интерес к изготовлению эмблемы группы
Октябрь
I
1. Заучивание наизусть колыбельной песни «Шома бас»(“Легко танцуя”)
2.Сюжетно-ролевая игра «Тышаулыатлар» (Спутанные кони)
1.Помочь детям запомнить колыбельную песенку.
2. Учить применять фольклор в сюжетно-ролевых играх.
3. Воспитывать любовь к своей семье, ее традициям
II
1. Театрализованная игра «Читанме, бузме»(Угадай и догони)
2.Составление рассказов по иллюстрированнымзагадкам
Рисование по сказкам
1.Учить детей передавать действия персонажей в театрализованной игре.
2. Учить составлять небольшие рассказы по иллюстрированным загадкам.
3. Учить передавать в рисунке знакомые сказки.
4. Развивать эстетические чувства.
III
1.Роспись силуэта татарской народной игрушки «Татар малае» (Татарский мальчик)
2.Татарская народная подвижная игра «Кучтем-куч» (Скок-перескок)
1.Познакомить детей с татарской народной росписью, ее характерными особенностями.
2.Продолжать знакомить с татарскими народными играми.
3. Развивать ловкость, смекалку.
4. Воспитывать эстетическое восприятие.
IV
1.Различение жанров: "Снег и солнце", загадка о зиме,считалка ("Эх, тола-тола "-Эх, ноют, ноют) и колыбельная песня ("Караужа авылы кое–Легенда села")
2.Заучивание пестушки «Бедняк и два бая».
3. Сюжетно-ролевая игра «Челтэр элдем читэнгэ-Журчание воды»
1.Учить детей различать фольклорные жанры.
2. Помочь детям запомнить пестушку.
3. Закрепить умение использовать пестушку в играх
Ноябрь
I
1. Просмотр и обсуждение кукольного спектакля «Ана күзләре-Глаза матери»
2. Музыкально- фольклорная игра
- «Курсэт эле, ускэнем- Покажи теперь растущая»
3. Посещение татарского национального театра совместно с родителями.
1. Учить детей воспринимать сказку, правильно отвечать на вопросы.
2. Познакомить детей с музыкально-фольклорными играми.