Просмотр содержимого документа
«Проект тьюторского сопровождения "Призвание"»
Проект тьюторского сопровождения
на 2017-2018 учебный год
«Призвание»
в МАОУ «Лицей №8» гуманитарно-педагогической направленности.
Цель: сопровождение процесса самостоятельной познавательной деятельности и профессионального самоопределения обучающегося.
Задачи:
Провести диагностирование 8 гуманитарно-педагогического профиля.
Составить план проекта с учетом возрастных и личных особенностей обучающихся.
Реализовать проект через профессиональные пробы, лицейские предприятия, тьюториалы.
Проанализировать возможность осуществления цели тьюторского сопровождения.
Сроки реализации: сентябрь 2017- май 2018
Дата
Тьюторство
Профессиональные пробы
Агентство по организации праздничных мероприятий «Стиляги»
Название мероприятия
Содержание
Название мероприятия
Содержание
Название мероприятия
Содержание
сентябрь
Тьюториал
Ребята определяются с наиболее интересными для них видами деятельности
Профессия «Режиссер-постановщик»
Организация профессиональных проб профессии в рамках проекта «Лицейский театр» (постановка спектаклей «Серый волк энд Красная шапочка» и «Бременские музыканты ПДД»)
Вводная встреча
Пополнение штата сотрудников.
Утверждение рабочего плана на 2017-2018 гг.
октябрь
Тьюторская консультация
Знакомство с правилами заполнения электронного портфолио школьника.
Помощь в написании учебно-исследовательских работ.
Профессия «Хореограф»
Организация профессиональных проб профессии в рамках проекта «Лицейский театр» (постановка танцевальных номеров «Серый волк энд Красная шапочка»).
Посещение концертных мероприятий «День учителя в лицее».
Проведение праздников и мероприятий для обучающихся МАОУ «Лицей №8»
Выявление особенностей работы в создании концертной деятельности.
Разработка и реализация сценария по заказам педагогов и лицеистов
ноябрь
Образовательное событие
Нюансы работы пермского пушкинского клуба «Союз друзей»
Профессия «Актер»
Организация профессиональных проб профессии в рамках проекта «Лицейский театр» («Театр-8»).
Проведение праздников и мероприятий для обучающихся МАОУ «Лицей №8»
Разработка и реализация сценария по заказам педагогов и лицеистов
декабрь
Образовательное событие
Посещение мероприятия за рамками образовательного учреждения
Профессия «Следователь»
Видеоматериалы для ознакомления с профессией
Посещение концертных мероприятий «Лицейский бал»
Учет нюансов и анализ проведения концертных программ.
январь
Дебаты
«10 класс или училище?»
Индивидуальная тьюторская консультация
Найти в споре необходимость окончания 11-ти классов или поступления в средне-специальное учебное заведение.
Беседа с школьниками по возможным вопросам
Профессия «Мультипликатор»
Видеоматериалы для создания собственного мультфильма
Проведение праздников и мероприятий для обучающихся МАОУ «Лицей №8»
Выявление особенностей работы в создании концертной деятельности.
Разработка и реализация сценария по заказам педагогов и лицеистов
февраль
Ролевая игра «На работу»
Выявление нюансов приема на работу. Общение с работодателями.
Профессия «Художник-оформитель»
Организация профессиональных проб профессии в рамках проекта «Лицейский театр» (оформление сцены «Серый волк энд Красная шапочка»).
Проведение праздников и мероприятий для обучающихся МАОУ «Лицей №8»
Выявление особенностей работы в создании концертной деятельности.
Разработка и реализация сценария по заказам педагогов и лицеистов
март
Профессиограмма
Создание потоком точной информационной презентации с полным содержанием о профессиональных предпочтениях лицеиста.
Профессия «Телеведущий»
Экскурсионная поездка на пермское телевидение. Знакомство с содержанием профессий
1. У обучающихся развита готовность к осознанному выбору профессии
2. Участники программы владеют навыками профессий гуманитарной направленности
3. Обучающиеся являются активными участниками классных, внутришкольных и общественных мероприятий за территорией лицея.
Тьюториалы:
«Мешочек профессий»
Принесите или достаньте предмет, который наиболее точно сможет вас охарактеризовать ваши увлечения, хобби. Положите предмет в этот волшебный мешочек профессий. Я буду по очереди доставать атрибуты. Вы будете угадывать хобби человека. А можно ли любимое дело превратить в профессию? Исходя из хобби мы попробуем угадывать профессии, которые есть связанные с этим. Скажите, задумались ли вы сегодня над своим будущим выбором.
«Гадалка»
Я отгадываю темперамент человека. Исходя из темперамента определяются виды профессий. Зависит ли выбор профессии от темперамента. Стоит ли учитывать это?
Игры и упражнения на знакомство
1. «Общее имя». Удобно проводить при первом знакомстве. Тьютор говорит участникам: «Чтобы нам познакомиться быстрее, можно назвать общее имя. Это просто: одновременно со всеми каждый называет свое имя». Получается громкое и веселое имя, состоящее из звукосочетаний различных имен.
2. «Математика». Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.
3. «Снежный ком». Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.
4. «Имя с признаком». Помимо своего имени надо назвать и качество, которое тебе подходит, чтобы оно начиналось на первую букву имени, например: Вера – верность, Сергей – смелый и т.д. Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).
5. «Я больше всего люблю». Участникам предлагается изобразит жестами то, что они больше всего любят. Это может быть не только предмет, но и некоторая деятельность (чтение, рисование, занятие спортом и т.п.), а также люди, животные.
6. «Я не умею». Группа садится кругом (так чтобы все друг друга видели) и по очереди рассказывает о себе, начиная со слов: «Я не умею...». Тьютор после высказывания участника может задать возникшие вопросы. После того как выступили все участники, могут задавать вопросы все желающие (тем, к кому они появились во время проведения упражнения). Задача тьютора наблюдать и анализировать выступления. Кто-то из участников действительно старается быть искренним, признаться в своих неумениях (которые часто означают, что человек желает этому научиться), а кто-то постарается показать себя с лучшей стороны, не желая раскрываться(соответственно, высказывания «Я не умею стирать» и «Я не умею лгать» явно отличаются по информационной нагрузке). Задача тьютора – организовать свободный, интересный диалог.
В качестве примера пердставим притчу «Спасти одну звезду», которая может стать началом тьюториала, посвященному виденью и постановке личных целей, созданию ресурсной карты тьюторанта.
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды».
В качестве рефлексивных вопросов к этой притче могут быть предложены:
- Кого или что можно назвать «морской звездой», которую вы хотели бы спасти?
- Как много значит для того, кого Вы «пытаетесь спасти» то, что Вы делаете?
- К какой цели вы сейчас стремитесь?
- На какие небольшие задачи ее можно разбить?
- Что Вы намерены делать каждый день, чтобы достичь цели?
- Что случиться, если Вы опустите руки хотя бы на день? Сколько «звёзд» вы не успеете за это время спасти?
- Как вы собираетесь поддерживать свою решимость, чтобы двинуться в путь — и завершить его?
Из практики: тюториал «ГИА как праздник»
В качестве примера предлагаем сценарий тьютоииала для обучающихся 9-х классов «ГИА как праздник». Основной целью данной встречи тьютора и тьюторантов является деятельности по формированию позитивной мотивации в отношении подготовки к сдаче экзамена.
1. Знакомство (вхождение в деятельность). Дорогие ребята. Мне приятно видеть вас в стенах Тьюторского центра лицея. Настал тот момент, когда нужно мобилизовать все силы для того, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. Может быть, кому-то из вас кажется, что вы абсолютно готовы к экзаменам. Такая уверенность в себе, в своих силах похвальна, если только она основана на реальных, уже существующих отличных результатах. Но есть среди вас, наверняка, и такие ребята, кто сомневается в своих знаниях и силах. А еще, я думаю, есть те, кто просто рассчитывает на удачу.
2. «Размораживание». Сравните два синквейна:
Синквейн 1
ГИА – событие:
— ответственное, серьёзное;
— напрягает, волнует, стимулирует;
— вдохновляет на достижение успеха;
— праздник.
Синквейн 2
ГИА - событие:
— страшное, серьёзное;
— напрягает, раздражает, пугает;
— отнимает много времени и сил;
— проблема.
Какой из синквейнов соответствует вашему настроению на сегодняшний день? Предлагаю вам внимательнее рассмотреть первый вариант и придумать название нашему сегодняшнему тьюториалу.
3. Организация изучения.
– Чему сегодня будет посвящен наш тьюториал?
Обучающиеся (тьюторанты) высказывают предположения. Тьютор отбирает наиболее подходящее и фиксирует его на доске.
– Можно ли говорить, что ГИА – это итог вашей работы за 9 лет? Это серьезное событие, а к любому серьезному событию необходимо серьезно готовиться. Почему?
– Что необходимо вам для такой серьезной работы как подготовка к экзаменам?
Предлагаю каждому из вас составить для себя «Умную карту».
«Умная карта» – эффективный и популярный метод написания информации среди успешных людей. Она создается по принципу работы нашего мышления, что способствует скорейшему запоминанию информации. Рисуем окружность, в центре которой записываем цель: ГИА – праздник. От кружка рисуем лучи и записываем все слова, которые имеют отношение к ГИА. Пишем, что нужно для успешной сдачи экзаменов, что есть на сегодняшний день и то, что мешает. Нужно следующее: осознание важности события, время, здоровье, поддержка близких людей, вера в свои силы…Нужны хорошие знания. Что имеем на сегодня? У нас есть определенные знания, умения и навыки, здоровье, желание, помощь друзей. Есть учебники, интернет, хорошие бытовые условия… Что мешает? Не хватает времени, часто болит голова, мучает страх, нет веры в свои силы, лень, не хватает сил, кажется, что ничего не знаю. Таким образом, у нас появилась определенная картинка.
Давайте остановимся на каждом из этих моментов.
Важность события. У каждого из нас много планов, целей и задач. Все они делятся на разные категории: близкие – далекие, очень важные – не очень важные, легковыполнимые – трудновыполнимые. Каждому нужно задать самому себе вопросы и найти ответы на вопросы: «Что будет со МНОЙ, если Я сдам ГИА отлично? Какие перспективы передо МНОЙ открываются? Что будет со МНОЙ, если Я не сдам или плохо сдам ГИА?» От ответов на эти вопросы будет зависеть ваше дальнейшее поведение.
Здоровье и время. Учитывая тот факт, что учебная нагрузка на вас достаточно велика, дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой к экзаменам, может отрицательно сказаться на здоровье. Для того чтобы этого не случилось, нужно очень внимательно пересмотреть свое планирование. Обязательно нужно спать не менее 9 часов в сутки, не менее 4х раз в день есть здоровую и полноценную пищу и заниматься физкультурой. В период подготовки к экзаменам нужно тщательно расписывать каждый свой день, планировать и ежедневно подводить итоги.
Как определить степень подготовленности к экзамену? Нужно провести «ревизию» в знаниях. Взять лист бумаги, расчертить на колонки и озаглавить их:
Знаю, умею, могу.
Слабо знаю, умею, могу.
Совсем не знаю, не умею, не могу.
В каждой колонке нужно ежедневно записывать то, что ты обнаружил, листая свои учебники, свои плюсы и минусы.
Каждому из вас нужно расписать для себя задания, определить время на выполнение. Подойти к учителю или тьютору, если нужна консультация по предмету. И учить, учить, учить, пока все пробелы в знаниях не будут ликвидированы. Это называется «учиться по Индивидуальному образовательному маршруту» (ИОМ). ИОМ – это результат выбора человеком основных ориентиров самовоспитания, самообучения и саморазвития, определение целей и ожидаемого результата – образовательного продукта – на основании направленности своих интересов и склонностей, а также социального и государственного заказов.
Главное, что нужно осознать: только каждый из нас сам способен изменить ситуацию в лучшую сторону, сам управляет своим процессом подготовки к экзаменам.
Например, вы отметили такое препятствие как лень как мешающий подготовке фактор. Лень нужно постараться укротить.
Сформируем несколько подходов.
– Предлагаю сформулировать несколько советов каждому, кто страдает этим «недугом» – ленью.
– Начни с малого: протри пыль, прочитай небольшую новость на иностранном языке, прогуляйся до ближайшего магазина. Эти небольшие дела взбодрят тебя.
– Поощряй себя. Определи для себя объем работ и установи вознаграждение – чай с конфеткой или 15 минут перерыва на игру.
– Всю работу подели на части и вознаграждай себя за каждую хорошо выполненную часть.
– Соблюдай расписание. Установи четкие временные рамки. Расписание составь максимально подробно.
– Мотивируй себя. Четко представь себе последствия от сделанной или не сделанной работы. И правильно расставь приоритеты.
Одно из современных учений в психологии гласит: в любой жизненной ситуации оценивай себя как удачливого, всеми любимого и уважаемого человека и сообщай об этом миру и, в первую очередь, себе. Это поможет тебе быстрее освоить правильные нормы поведения, обрести чувство гармонии с жизнью, своим восприятием себя в этом мире сформируешь успешную ситуацию.Мотивация для девушки, например, может состоять из следующих фраз, которые нужно повторять, если вдруг совсем пропала вера в себя и свои силы: Я умная. Я сильная. Я стильная. Я трудолюбивая. Я успешная. Я справлюсь. Я красивая. Я смелая. Я добрая. Я всё делаю правильно. Я веду себя достойно. Я спокойна и сдержанна. Я ценю себя. Я – Личность. Я хорошо готовлю. Я умею красиво танцевать. У меня красивая фигура. У меня хорошие друзья. Я учусь в престижном лицее. У меня порядок в мыслях и в делах.
Обратите внимание на советы от тьютора
– Ключом к успеху является твоё умение письменно формулировать цели и планы их достижения.
– Всегда работай, опираясь на список дел. Составляй его, сортируй дела и выполняй самое важное. Каждое воскресенье составляй план на следующую неделю, продумывай расписание на каждый день накануне вечером.
– Устанавливай высокие стандарты. Рассматривай себя как образец для подражания.
– Хорошо помогает каждому свой совет дня. Это может быть любая фраза или цитата, которая в данный момент оказалась для вас моральной поддержкой.
Например: «Самодисциплина – это способность заставить себя выполнять то, что ты должен делать, когда ты должен это делать, независимо от того, хочется тебе этого или нет».
Хорошо, если каждый день каждый из вас будет определять для себя пословицу дня. Например: «Кто хочет, тот может», «Делу - время, потехе – час», «Дорогу осилит идущий», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Сделал дело – гуляй смело», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и другие.
Список литературы.
Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина. М.: АПКиППРО. 2009. 188 с. С. 5-11.
Паркин М. Сказки для коучинга: Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и малыми группами. М.: ООО «Издательство «Добрая книга». 2009. 304 с. С. 140-141.
Андреева, Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87.
Ворожцова, И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32. – Библиогр. в конце ст.
Гаврилова, С. В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С. В. Гаврилова, Ю. Э. Дьяченко. – URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/file_download (дата обращения: 20.09.2012).
Гущина, Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: [тьюторское сопровождение] / Т. Н. Гущина // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 50–58. – Библиогр. в конце ст.
Золоторева, А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор – школе / А. В. Золоторева // Директор школы. – 2011. – № 8. – С. 82–87.
Ковалева, Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26.
Ковалева, Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.
Пьянин, В. С. Создание тьютором образовательного маршрута учащихся / В. С. Пьянин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 220–222. – URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=15552370 (дата обращения: 20.09.2012).