Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детский Центр «Чайка».
Адрес учреждения
г. Выкса, ул. Корнилова, дом 102/5, помещение №10.
Цель проекта
Создание условий для позитивного и интересного времяпрепровождения детей на дворовой площадке «Мы будущее страны» при МБУ ДО ДЦ «Чайка».
Задачи проекта
- сформировать и сплотить коллектив детей;
- создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения каждого из участников проекта через увлекательные и актуальные для него виды деятельности.
- формировать установку на сохранение и укрепление своего здоровья, осознанное отношение к здоровью;
- развивать у детей и подростков чувство гражданственности, творческое мышление, патриотизм, интерес к социально-значимой деятельности;
- создание благоприятной атмосферы жизнедеятельности детей во дворе.
содержательная и позитивная занятость детей и подростков на дворовой площадке;
развитие интереса у детей и подростков к, творческим делам, социально-значимой деятельности;
укрепления физического и психического здоровья участников проекта через раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию;
развитие патриотической и гражданской активности, лидерских качеств и умений;
самореализация участников проекта
2. Пояснительная записка.
Современный мир, в котором мы живем, динамично развивается и совершенствуется, и чтобы не отстать от жизни, необходимо быть в курсе того, что происходит.
Каждый день приносит новые открытия и новые достижения. И наши дети - это дети 21 века, которые должны помнить о том, что будущее зависит от них, именно им жить в этом мире и улучшать его. Участвуя в организационно-массовых мероприятиях, дети познакомятся с миром взрослых идей и событий, не только узнают, как устроен современный мир, но и научатся управлять некоторыми явлениями, которые в нем происходят.
В наше время создается очень большое количество различных проектов, направленных на формирование и развитие у детей творческого потенциала, коммуникативных качеств личности, которые в будущем помогут детям реализовать себя в современных условиях.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут сделать свою жизнь полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время.
Ну, где ещё ребенок почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на дворовых площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Проект «Мы будущее страны» знакомит детей с явлениями современного мира, дает им возможность проявить себя и побуждает к активной деятельности, помогает утвердить их жизненную позицию, самим стать организаторами своей деятельности.
Данный проект адресован детям в возрасте от 12 до 15 лет. Психолого-физиологические особенности детей данного возраста по М.Е. Вайндорф-Сысоевой представлены в Приложении 1. Проект не предполагает предварительной подготовки детей и не предъявляет никаких специальных требований к занимающимся на площадке детям.
Более того, учитывая переменное количество детей, и их разный возраст, ежедневно программой предусмотрено законченное мероприятие, не требующее продолжения участия ребёнка в нём в другие дни.
Система поощрения наиболее активных участников предусматривает не только вручение призов по итогам каждого дня работы площадки, но и поощрение детей по итогам работы площадки.
Важным является обеспечение питьевого режима детей в условиях летней жары.
Цель проекта
Создание условий для позитивного и интересного времяпрепровождения детей на дворовой площадке «Мы будущее страны» при МБУ ДО ДЦ «Чайка».
Задачи:
сформировать и сплотить коллектив детей;
создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения каждого из участников проекта через увлекательные и актуальные для него виды деятельности.
формировать установку на сохранение и укрепление своего здоровья, осознанное отношение к здоровью;
развивать у детей и подростков чувство гражданственности, творческое мышление, патриотизм, интерес к социально-значимой деятельности;
создание благоприятной атмосферы жизнедеятельности детей во дворе.
Ожидаемые результаты:
наличие сплоченного коллектива детей;
содержательная и позитивная занятость детей и подростков на дворовой площадке;
развитие интереса у детей и подростков к, творческим делам, социально-значимой деятельности;
укрепления физического и психического здоровья участников проекта через раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию;
развитие патриотической и гражданской активности, лидерских качеств и умений;
самореализация участников проекта
Поскольку программа направлена на детей старшего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
• Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.
• Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
• Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
• Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
• Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.
3. Содержание проекта.
Проект создает условия для использования наиболее эффективной формы профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде – организации позитивной и содержательной занятости детей и молодежи по месту жительства.
Идея проекта: «Мы будущее страны» - создание условий для позитивного и интересного времяпровождения детей.
1 декабря 2016 года в своем ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию В. В. Путин сказал о нравственности, образовании и воспитании.
На 25 минуте своего доклада Владимир Владимирович, говоря о базовых задачах образования, отметил академика Лихачева Д. С, цитируя: "Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую".
По замыслу проекта каждый участник имеет «ПАСПОРТ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ», в котором отражены значимые качества личности, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Образец паспорта – Приложение 2. При проявлении таких качеств: активность, творчество, трудолюбие, лидерство, участники проекта будут получать отметку в «ПАСПОРТЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ». По окончании смены ребята, набравшие наибольшее количество отметок будут награждены грамотами и сувенирами. Остальные ребята получат свидетельство об участии в смене.
Площадка располагается на территории МБУ ДО Детский Центр «Чайка» (футбольный корт), время работы понедельник, среда пятница с 16:00 до 20:00 часов; вторник, четверг с 14:00 до 18:00 часов.
В дождливое время для ребят всегда открыты кабинеты учреждения.
Посещение редакции группы изданий «Красные Зори». Мастер-класс по написанию рекламы.
Изготовление газеты о работе площадки.
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание.
Фокина Н. С.
26.06.2017г.
Улица «Прощальная»
День 15.
16.00 – 16.20
16.20 – 18.00
18.00 - 20.00
Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Прощальный огонек « Вспомним все»
Рефлексия. Заполнение анкет.
Подведение итогов.
Награждение.
Прощание.
Фокина Н. С.
Способ оценки планируемых результатов.
Система оценки результативности необходима для изучения интересов и потребностей детей, посещающих дворовую площадку, их взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на личностный рост ребенка, динамику личностного роста каждого участника проекта в процессе реализации проекта, характера реализованных инициатив (собственнический или социальный), изменение уровня асоциальных явлений.
Основные методы педагогической диагностики, используемые в качестве диагностического инструментария:
• информационно – констатирующие: анкета, беседа;
• поведенческие: наблюдение, ситуации (искусственные и естественные), анализ взаимодействия;
• продуктивные: изучение продуктов деятельности подростков (выставки, рисунков, акции), посещающих дворовые площадки.
Входящая диагностика.
Входящая диагностика проводится на организационном этапе.
Цель: выявить интересы и ожидания детей и подростков; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе.
Формы:
- анкета "Твои ожидания" (Приложение 4)
Текущая диагностика.
Текущая диагностика проводится на основном этапе.
Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей и подростков. Если есть необходимость – корректировка проекта с учетом полученных данных.
Формы:
- наблюдение
- беседы
- выставки поделок, рисунков, акции
Итоговая диагностика.
Итоговая диагностика проводится на заключительном этапе.
Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачи проекта; подвести итог реализации проекта
Формы:
- анкета "Твои впечатления" (Приложение 5)
В случае возникновения проблемной ситуации необходимо проведение проблемной диагностики.
Цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации.
Формы:
- наблюдение
- беседа
Рефлексия: После каждого мероприятия ребята выбирают сердечко настроения: синее – было скучно, не получилось задуманное; желтое – получилось все, но не так, как было задуманное; красное – все удалось. В завершении работы площадки набравшие наибольшее количество отметок в «ПАСПОРТЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ» будут награждены грамотами и сувенирами. Остальные ребята получат свидетельство об участии в смене.
В завершении работы ребята проходят «Итоговое анкетирование». (Приложение 6).
Реализация данного проекта предполагает следующие результаты:
наличие сплоченного коллектива детей;
содержательная и позитивная занятость детей и подростков на дворовой площадке;
развитие интереса у детей и подростков к, творческим делам, социально-значимой деятельности;
укрепления физического и психического здоровья участников проекта через раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию;
развитие патриотической и гражданской активности, лидерских качеств и умений;
самореализация участников проекта
6. Список литературы.
Проанализировав состав мероприятий, входящих в план реализации проекта, я подобрала методическую литературу, содержащую методические разработки, сценарии мероприятий и т.д., используя при этом следующие ресурсы:
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2014
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2012 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 201
Приложение 1.
Развитие детей (12-14 лет)(по М.Е. Вайндорф-Сысоевой)
Физический рост и развитие
девочки обычно выше мальчиков
половое созревание
быстрый рост мускулатуры
мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года
различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть
Характерные особенности
дети испытывают внутреннее беспокойство
антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
стремятся к соревновательности
подчиняют свои интересы мнению команды
сопротивляются критике
появляется интерес к заработку
возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности
отчуждение от взрослых
стремление утвердить свою самостоятельность
остро ощущаемая потребность в активности
горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие
формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки
развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых
ускоряется развитие скелета, рук, ног
активно развивается нервная система ребёнка, отличаясь повышенной возбудимостью
увлекаются коллективной деятельностью
выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает
не увлекают далёкие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлечённые беседы
неудача вызывает резкую потерю интереса к делу
Приложение 2.
Факторы риска и меры их профилактики:
№
Факторы риска
Меры профилактики
1
Плохая погода, не позволяющая активно отдыхать
Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении.
2
Пассивность
Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы: стимулирование мотивации.
3
Утомляемость детей
Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, и др.
4
Эмоциональное сгорание
Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности.
5
Травматизм
Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей.
6
Подвижные игры на улице
Чередование игр на улице и в помещении.
Приложение 3.
Социальные партнеры:
1. ГБУЗ НО «Выксунская ЦРБ»
2. ГБУ "Выксунский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
3. МБУ ДО ДЮЦ «Лидер».
4. ОГИБДД ОМВД России по Выксунскому району.
5. Группа изданий «Красные Зори»
Информационные партнеры:
Информационное агентство «Выкса.РФ»
Сайт Выкса в курсе.РФ.
Общественно-политическая газета «Выксунский рабочий».
Приложение 4.
АНКЕТА «ТВОИ ОЖИДАНИЯ»
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь на нашей площадке более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
• Твои первые впечатления от площадки?
• Что ты ждешь от посещения площадки?
• Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь на нашей площадке интересной и радостной для всех?
• В каких делах ты хочешь участвовать?
• Что тебе нравиться делать?
• Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
• Кто твои друзья на площадке?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел на площадку, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
Приложение 5.
АНКЕТА « ТВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
• Что ты ожидал (а) от посещения площадки?
• Что тебе понравилось на площадке?
• Что тебе не понравилось?
• С кем из ребят ты подружился?
• Какие из мероприятий понравились тебе больше всего? Почему?
• Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в следующую смену?
• Было ли скучно на площадке?
• Было ли тебе страшно?
• Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания на площадке? О чем?
• Что из того, что ты получи (а)на площадке , ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
• Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
• Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
• Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
• Самое важное событие на площадке? Было или оно?
• Можно ли сказать, что ты чему-то научился на площадке?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
Приложение 6.
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.
1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
2. Из дел, проведённых на площадке, мне больше всего понравилось …
4. Несколько слов о нашемдворовой команде…
5. Мои впечатления о площадке.
6. Если бы я был вожатым, то бы я …
7. Хочу пожелать нашей команде…
8. Хотел бы ты ещё раз отдохнуть на нашей площадке?