ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЩЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЩЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Программа курса «Волшебные пальчики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа курса реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» и несет общекультурное направление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЩЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №7»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
на заседании МО заместитель директора директор МКОУ «НОШ № 7»
Протокол № от__________ по УВР_____________ Коновалова А.В.___________
программа КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСти
«Волщебные пальчики»
для 1 -4 классов
Составитель:
Совмен Ирина Влвдимировна,
учитель изобразительного искусства
Коркино 2015г.
1.Пояснительная записка
Программа учебного курса разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами и инструктивно – методическими материалами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образова-
тельного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 22.12.2009 г. № 17785).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный об-
разовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистри-
рован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стан-
дарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства обра-
зования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (Зарегистри-
рован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.02.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный об-
разовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г.
№ 373» (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и вве-
дении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Феде-
рации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010
ООП НОО МКОУ «НОШ №7»
2.Общая характеристика курса
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Программа курса «Волшебные пальчики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа курса реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» и несет общекультурное направление.
Одним из действенных средств развития детей признано прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания повышается интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующей его духовному оздоровлению.
Настоящая программа предусматривает изучение технологических приемов работы с пластиком, текстилем, кожей, деревом, яичной скорлупой, бисером, пенопластом и другим, различным по качеству, подручным, бросовым материалом в процессе последовательного решения художественно - педагогических задач, позволяющих целенаправленно развить у учащихся чувство гармонии окружающего мира, радости материального преобразования и труда.
Настоящая программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей - будущих взрослых граждан - способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и на взаимодействие с окружающим миром.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с различными видами, произведениями прикладного искусства, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образное представление, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий.
Программа рассчитана на четыре года обучения, для детей в возрасте от 6 лет. Реализация программы начинается с первого года обучения учащихся.
Цели учебного курса:
воспитание человека будущего, который должен быть создателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом;
формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство;
духовное и творческое развитие личности учащихся, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство, а так же развитие мышления учащихся;
обучение школьников основам цветоведения; изучение средств, приемов, законов композиции;
формирование художественно – образного восприятия, творческой индивидуальности учащихся;
развитие фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического отношения учащихся к предметам и явлениям действительности.
Задачи учебного курса:
Обучающие:
знакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
формировать образное, пространственное мышление учащихся и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения учащихся и формировать навыки работы нужными инструментами при обработке различных материалов;
формировать у учащихся навыки учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
пробуждать любознательность школьников в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес учащихся к творчеству художника, дизайнера;
формировать творческие способности учащихся, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
развивать умение учащихся ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность учащихся к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: Формы:
объяснение, лекция, рассказ, беседа;
демонстрация готового изделия;
разработка эскизов по теме;
обращение к изобразительным средствам наглядности;
обучение эстетическому восприятию и различным технологиям прикладного искусства;
зрительный анализ художественных и декоративных произведений искусств;
применение изученных технологий на пробных работах малого формата.
Методы:
1. Информационно-рецептивный (метод, состоящий из предъявления готовой информации и ее усвоения в готовом виде);
2. Репродуктивный (выполнение заданий и упражнений по образцу);
3. Исследовательский (учитель организует поисковую творческую деятельность учеников путем постановки новых проблем и задач на уроке);
4. Частично-поисковый, или эвристический (выполняя задания теоретического типа, учащиеся совершенствуют и углубляют усвоенные раннее знания).
5. Метод проблемного изложения (проблему ставит и решает учитель, показывая противоречивые пути самого вопроса).
6.Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
7. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
3.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
иметь представление об историческом прошлом своего народа, его художественном творчестве.
знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
умение работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
умение изготавливать игрушки из различных материалов;
навыки заполнения объемной формы узором;
навыки ритмического заполнения поверхности;
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
знать разные виды прикладного искусства.
научиться различать реальный и фантастический мир.
уметь самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.
уметь пользоваться композиционными приемами:
в рисовании - свободно экспериментировать в технике рисования гуашью и акварелью.
в лепке - создавать выразительные образы, сюжеты, пользоваться приемами декорирования.
в аппликации - знать способы создания (обрывание, вырезание симметричное и силуэтное, модульная аппликация). Знать виды аппликаций (из бумаги, ткани, природного материала).
4.Содержание курса внеурочной деятельности и тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Первый год обучения
Тема №1. «Витраж».
Цели: познакомить учащихся с понятием «Витраж» и способами его изготовления.
отрезать 6 полос гофрированной бумаги размером 3×18 см вдоль линий гофрирования;
скрутить полоску в середине 2 раза, сложить её пополам;
сделать выпуклый лепесток, растягивая оба слоя бумаги;
сжать и закрутить основание лепестка;
нарезать полоски зелёной бумаги шириной 2 см поперёк линий гофрирования, взять проволоку для стебля (15-20 см) и оклеить её полосками, сложенными вдвое;
поместить вокруг стебля 3 внутренних лепестка, затем сверху — 3 наружных, плотно примотать полосой, смазанной клеем;
из плотной двусторонней бумаги вырезать листья и слегка закрутить их;
закрепить листья на стебле;
декорировать, оформив цветы в букет.
Максимальная учебная нагрузка: 8 ч.
Тема №4. «Цветочное панно».
Цели: познакомить учащихся со способом изготовлением цветов из бумажных салфеток.
Рабочий материал: А-4, цветные карандаши, мелки или фломастеры, простой карандаш, ластик, ДВП для основы, плотный картон или фанера (не менее А-4), цветные, толстые, шерстяные нитки, клей ПВА, «Мастер» или «Титан» (любой, хорошо фиксирующий), ножницы.
Порядок работы:
изучить виды и способы изготовления панно в технике «Кроше», используя цветные, шерстяные нити, нарезанные соломкой;
изготовить эскиз;
перенести эскиз на основу, определить цветовую раскладку;
нарезать нитки соломкой;
наклеить их на основу, согласно цветовому решению эскиза;
Рабочий материал: белый или цветной картон, цветная бумага, ножницы по бумаге и маникюрные, клей ПВА, линейка, карандаш, различные декоративные элементы для оформления готового изделия.
Порядок работы:
изучить технику складывания полос из цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали;
разработать эскиз будущей композиции;
изготовить шаблон и рамку;
нарезать полосы бумаги и сложить пополам;
наклеить готовые полосы на рамку по шаблону в необходимой, согласно технике, последовательности;
декорировать готовое изделие, определяя контуры и рамки.
Максимальная учебная нагрузка: 6ч.
Тема №29-34. «Объемное пластилиновое теснение».
Цели: познакомить учащихся со способом отделки объемных форм из пластилина в технике «Теснения».
Рабочий материал: пластилин, гофрированная или креппбумага, цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка, ластик и т.д.
Порядок работы
изучить понятие и приемы работы;
изготовить эскиз будущего изделия в цвете;
изготовить каркас из пластилина;
отделать пластилиновую основу гофрированной или креппбумагой, предварительно нарезанной на квадратики нужного размера;
декорировать готовое изделие.
Максимальная учебная нагрузка: 6 ч.
Третий год обучения
Тема №1-10. «Ниткография».
Цель: изучить особенности изготовления панно из ниток в технике «ниткография».
Демонстрационный материал: готовые работы, схемы и фото готовых изделий, слайды.
Рабочий материал: толстый картон или ДВП, клей, нитки (шерстяные, акриловые и др.)
Порядок работы:
на толстый картон или ДВП нанести рисунок;
покрыть основу клеем;
на клей выложить нитки;
готовую работу прогладить утюгом (по желанию);
оформить работу в багет.
Максимальная учебная нагрузка: 10 ч.
Тема №11-20. «Текстильная игрушка».
Цель: изучить работу с тканью и другим подручным материалом в процессе изготовления текстильной игрушки и, на примере известных технологий, изготовить свою игрушку.
Рабочий материал: медицинский скальпель или резак с тонким острым лезвием, маникюрные ножницы с загнутыми концами; металлическая линейка; листовой пенопласт толщиной не менее 3 мм; тонкая растягивающаяся ткань различных цветов, гладкая и набивная (трикотаж, шелк, органза и т. п.); цветные нитки (например, крученый шелк); клей ПВА; копировальная бумага; калька.
Порядок работы:
выбранный сюжет перевести на кальку, а с кальки – на пенопласт (размер пенопластовой плитки определяется размером будущего панно);
полученный на плитке рисунок обработать скальпелем, т.е. по всем линиям рисунка прорезать канавки глубиной 1,5 – 2 мм (стенки канавки должны быть перпендикулярны поверхности плитки);
в полученные канавки, с помощью нерабочей стороны скальпеля, заправить ткань нужного цвета (профиль канавки с заправленной тканью должен соответствовать; лоскут ткани должен быть шире размера канавки на 3 – 4 мм с каждой стороны, длина лоскута определяется рисунком; при заправке может быть лишняя ткань - её нужно обрезать ножницами; заправлять ткань нужно осторожно, чтобы не «разбивать» канавку);
при изготовлении элементов рисунка, имеющих какие-то уточнения в центре (например, жилки на листьях), начинать заправлять ткань в канавки нужно с жилок, а затем - по периметру листа (в случае соединяющихся фрагментов, в одну канавку заправить два лоскута ткани разного цвета).
Максимальная учебная нагрузка: 7 ч.
Четвертый год обучения
Тема №1-6. «Пластиковая пластика».
Цель: изучить работу с пластиковыми бутылками, показать, что из пластиковых бутылок можно изготовить элементы и предметы растительного характера, морской тематики и т.д.
Рабочий материал: клей, акриловые краски, свеча или электроплитка, пинцет, ножницы, резак, пластиковый материал и т.д.
Порядок работы:
изучить особенности обработки и формирования форм с помощью нагревания;
провести исследование: взяв кусочек пластика и подержав его над зажженной свечой или электроплиткой, сделать вывод, что пластик будет сжиматься, как бы отодвигаясь от огня, приобретать форму;
если предварительно кусочку пластика придать ножницами нужную для композиции форму (лепестка, листка т.д.) и подержать над огнем, то можно сделать вывод, что пластик под воздействием температуры приобретает замысловатые формы, которые можно использовать при изготовлении листьев, лепестков цветов;
в процессе нагревания пластик плавится и в горячем состоянии, моментально приложенный к другому пластику, приклеивается; это можно использовать для состыковки деталей в композицию;
также для склеивания деталей можно использовать клей сильной фиксации (для большей прочности).
изучив особенности обработки, приступить к изготовлению:
приготовить (по шаблонам) заготовки деталей того, что нужно сделать (с помощью ножниц, резака вырезать заготовки из пластиковой бутылки);
каждую деталь сформировать над огнем для приобретения нужной формы;
готовые детали склеить сильным клеем или, расплавив над огнем место стыка листка к основе, моментально поднести к месту, придерживая до остывания;
склеить детали последовательно, формируя форму бутона;
декорировать готовое изделие.
Максимальная учебная нагрузка: 7ч.
Тема №8-17. «Декоративная бутылка».
Цель: изучить виды и способы декорирования бутылок. Продолжить развитие у учащихся знаний о новых нестандартных материалах, используемых в ДПИ.
Рабочий материал: клей ПВА, картон, прочные нитки, игла, ножницы, шило, ткань, желатин, кисти и т.д.
Порядок работы:
развести желатин, согласно инструкции;
хорошо смочить ткань в остывшем растворе;
ткань разровнять и повесить сушиться, затем - прогладить утюгом;
по готовым шаблонам - выкройкам вырезать из ткани заготовки и обработать горячими бульками;
после подготовки деталей собрать их в нужный бутон на стебель, который отделывается гофрированной бумагой.
Максимальная учебная нагрузка: 8 ч.
Тема №26-34 «Креке» - панно из яичной скорлупы».
Цель: изучить работу с яичной скорлупой, проверить на практике целесообразность и результативность данной технологии, развить знания учащихся о новых нестандартных материалах, которые можно использовать в ДПИ.
Рабочий материал: кисти, поверхностьдля декорирования, яичная скорлупа, краска для окрашивания, клей ПВА, пинцет, лак.
Порядок работы:
промыть скорлупу в холодной воде, аккуратно снять плёнки с внутренней стороны и высушить;
окрасить скорлупу одним из способов: жидкими акриловыми красками или пищевыми красителями;
перевести рисунок будущей мозаики на черную поверхность;
покрыть небольшой участок рисунка клеем;
с помощью тонкого пинцета отломить кусочек скорлупы и уложить ее, подбирая по цвету и форме (как в обычной мозаике);
готовое изделие покрыть лаком.
Максимальная учебная нагрузка: 9ч.
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Реализация программы курса «Волшебные пальчики» требует наличия оборудованного учебного кабинета:
Оборудование, инструменты и материалы: рабочие столы, мольберты, экспозиционный стол или стол преподавателя, ученическая доска; инструменты для выполнения изделий ДПИ; графический материал для эскизирования и выполнения проектов (бумага, карандаш, тушь, акварель и др.); материалы для создания наглядных пособий и изделий ДПИ (картон, калька, краски, глина и др.); Технические средства обучения: аудио, - видеоаппаратура; компьютерное оборудование. Учебно-наглядные пособия: словари и справочники, муляжи, дидактические материалы (конспекты лекций, учебные иллюстрированные программы, учебные тематические планы; учебники и учебные пособия); наглядные пособия, стенды и методические пособия по темам теории ДПИ с практикумами обработки материалов; вспомогательный визуальный ряд (репродукции, фотоматериал, учебные проекты, работы учащихся).
Воспитательное и образовательное значение учебного предмета «Прикладная композиция» тесно взаимосвязано с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»: с лепкой (работа с глиной развивает зрительное восприятие предмета в объеме, формирует представление учащихся о пластике форм, что в дальнейшем помогает при изготовлении объемных основ для будущего изделия), с «Основами изобразительной грамоты и рисованием», где формируются и приобретаются технические навыки работы с художественным материалом, обеспечиваются знания основ цветоведения и композиции; с «Беседами об искусстве» и «Историей изобразительного искусства», где дети знакомятся с различными направлениями в искусстве, его жанрами и др., что, в дальнейшем, помогает при работе над замыслом будущей композиции; со «Станковой композицией» (изучение основ данного предмета позволяет правильно находить композиционное решение будущего панно и т.д.).
Календарно - тематическое планирование по программе
«Волшебные пальчики»
1 год обучения (33 часа в год)
№
дата
Темы занятий
часы
Раздел 1. Работа с бумагой
1
Тема: «Витраж». Водная беседа: понятие и способы изготовления
1
2
Работа над эскизом витража
1
3-4
Перенос эскиза на картон, изготовление сетки
2
5-6
Заполнение сетки цветной бумагой
2
7
Тема: «Фото- рамка в технике «Квиллинг». Виды и способы скручивания полос, формовка, эскиз рамки
1
8
Эскиз рамкив технике «Квиллинг»
1
9
Изготовление каркаса рамки
1
10-12
Изготовление деталей квиллинга.
3
13
Наклеивание деталей на основу
1
14
Декоративное оформление рамки
1
15
Тема: «Букет для мамы». Вводная беседа, виды и способы изготовления цветов из гофрированной бумаги
1
16-20
Изготовление бутонов цветов, закрепление их на стебле
5
21-22
Сборка цветов в букет
2
23
Тема: «Цветочное панно». Вводная беседа о видах и способах изготовления цветов из бумажных салфеток
1
24
Творческая работа, выполнение композиции в материале
1
Раздел.2 Природный материал
25
Тема: «Чудо - макаронина»- панно из макаронных изделий» Вводная беседа, формы макарон и их использование в декоративно- прикладном искусстве, способы окрашивания
1
26
Эскиз панно из макарон
1
27-29
Творческая работа, выполнение композиции в материале
3
30
Тема: «Веселые зверюшки» - коллаж из ватных дисков. Приемы и способы работы с ватными дисками
1
31
Эскиз панно
1
32-33
Творческая работа, выполнение композиции в материале
2
Календарно - тематическое планирование по программе
«Волшебные пальчики»
2 год обучения (34 часа в год)
№
дата
Темы занятий
часы
Раздел 1. Работа с нитками
1
Тема: «Кроше» Вводная беседа, виды и способы изготовления панно в технике «кроше», используя цветные, шерстяные нити, нарезанные соломкой
1
2
Работа над эскизом в цвете
1
3
Перенос эскиза на основу, определение цветовой раскладки
1
4-5-6
Нарезание соломки из ниток и наклеивание их на основу, согласно цветовому решению эскиза
3
7
Тема: «Нитяная фантазия – дерево изобилия» Вводная беседа, виды и способы изготовления коллажа, используя плетеные вязальным крючком косички
1
8
Работа над эскизом в цвете.
1
9
Перенос эскиза на основу, определение цветовой раскладки
1
10-15
Плетение косичек разного цвета вязальным крючком, согласно эскизу.
6
16-19
Наклеивание готовых косичек на основу, согласно цветовому решению эскиза
4
20-21
Изготовление элементов декора (фрукты овощи, цветочки, бублики… изподручного материала)
2
22
Декоративное оформление работы, определение контура и рамки
1
Раздел 2. Работа с бумагой
23
Тема: «Айрис – фолдинг». Вводная беседа, виды и способы изготовления открытки в технике «Айрис-фолдинг»
1
24
Изготовление шаблона и рамки
1
25-27
Изготовление полос и дальнейшее наклеивание их на рамку по шаблону
3
28
Декорирование готового изделия
1
Раздел.3 Работа с пластичным материалом
29
Тема: «Объемное пластилиновое теснение». Понятие и приемы работы, материалы и инструменты, необходимые для теснения
1
30
Изготовление каркаса из пластилина.
1
31-33
Объемное теснение, отделка пластилиновой основы гофрированной бумагой с помощью деревянного стержня.
3
34
Декорирование готового изделия
1
Календарно - тематическое планирование по программе
«Волшебные пальчики»
3 год обучения (34 часа в год)
№
дата
Темы занятий
часы
Раздел 1. Работа с нитками
1
Тема: «Ниткография».Вводная беседа, виды и способы изготовления.
1
2
Работа над эскизом в цвете. Цветовое решение, подбор ниток
1
3
Перенос эскиза на основу, определение цветовой раскладки
1
4-9
Исполнение композиции в материале.
6
10
Декорирование готового изделия
1
Раздел 2. Работа с тканью
11
Тема: «Текстильная игрушка». Вводная беседа, виды и способы изготовления игрушки из текстиля.
1
12
Работа над эскизом. Цветовое и фактурное решение. Подбор материала.
1
13-19
Творческая работа, выполнение композиции в материале.
7
20
Декорирование готового изделия.
1
Раздел 3. ДПИ
21
Тема: «Ватные фантазии». Вводная беседа, способы изготовления декоративной композиции на бархатной бумаге, используя вату.
1
22
Работа над эскизом. Графика.
1
23-26
Творческая работа, выполнение композиции в материале.
4
27
Декорирование готового изделия.
1
28
Тема: «Пенопластика».Вводная беседа, виды и способы изготовления.
1
29
Работа над эскизом. Поиски, решение форм, декора. Цветовое решение, подбор ткани.
1
30
Перенос эскиза на основу.
1
31-33
Исполнение композиции в материале.
3
34
Декорирование готового изделия.
1
Календарно - тематическое планирование по программе
«Волшебные пальчики»
4 год обучения (34 часа в год)
№
дата
Темы занятий
часы
Раздел 1. ДПИ
1
Тема: «Пластиковая пластика». Знакомство с материалами и инструментами. Приемы работы. Цветок. Листок.
1
2
Работа над эскизом будущей композиции.
1
3-6
Творческая работа по выполнению композиции в материале.
4
7
Декорирование готового изделия.
1
8
Тема: «Декоративная бутылка». Вводная беседа, виды и способы выполнения.
1
9
Работа над эскизом. Поиски, решения композиции.
1
10-16
Творческая работа, выполнение композиции в материале.
7
17
Декорирование готового изделия.
1
Раздел 2. Работа с тканью
18
Тема: «Цветы из ткани». Вводная беседа, виды и способы изготовления цветов из ткани путем складывания определенных форм.
1
19
Работа над эскизом.
1
20-24
Творческая работа, выполнение композиции в материале. (шкатулка)
5
25
Декорирование готового изделия.
1
Раздел 3. Природный материал
26
Тема: «Креке» - панно из яичной скорлупы». Вводная беседа, виды и способы изготовления панно в технике «Креке».
1
27
Работа над эскизом. Цветовое и фактурное решение. Подбор материала.
1
28-33
Творческая работа, выполнение композиции в материале.
6
34
Декорирование готового изделия.
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся:
Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону, 2004.
Клиентов А.Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2006.
Магина А. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону, 2004.
Ротемунд Х. Рамочки для фотографий своими руками.- М., 2006.
Фигурки из бисера/Сост. Ю. Лындина. – М., 2001.
Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.
Для преподавателей
Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. учебных заведений / под ред. Н.С. Лейтеса.– М.: Академия, 2000.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Божко Л. Бисер. – М., 2000.
Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: ООО «Астрель», ООО «АСТ», 2001.
Вешкина О. Декупаж. Стекло. Фарфор. Керамика.– М.: Эксмо, 2008.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 1999.
Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1986.
Евсеев И.С. Роспись посуды и аксессуаров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
Крайг Г. Психология развития. – Санкт- Петербург: СПб, 2000.
Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001.
Пиллан Н. Цветы. – М.: Эксмо – Пресс, 2002.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.
Фокина Н. В. Орнамент: учебное пособие. – Ростов на- Дону: Феникс, 2005.