kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЩЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Программа курса «Волшебные пальчики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа курса реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» и несет общекультурное направление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЩЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №7»








Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

на заседании МО заместитель директора директор МКОУ «НОШ № 7»

Протокол № от__________ по УВР_____________ Коновалова А.В.___________











программа КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСти

«Волщебные пальчики»

для 1 -4 классов










Составитель:

Совмен Ирина Влвдимировна,

учитель изобразительного искусства











Коркино 2015г.

1.Пояснительная записка

Программа учебного курса разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами и инструктивно – методическими материалами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образова-

тельного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом

России 22.12.2009 г. № 17785).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный об-

разовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом

Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистри-

рован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357

«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стан-

дарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства обра-

зования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (Зарегистри-

рован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

18.02.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный об-

разовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г.

№ 373» (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и

науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и вве-

дении в действие федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Феде-

рации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

  1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010

  4. ООП НОО МКОУ «НОШ №7»





2.Общая характеристика курса

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Программа курса «Волшебные пальчики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа курса реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» и несет общекультурное направление.

Одним из действенных средств развития детей признано прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания повышается интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующей его духовному оздоровлению.

Настоящая программа предусматривает изучение технологических приемов работы с пластиком, текстилем, кожей, деревом, яичной скорлупой, бисером, пенопластом и другим, различным по качеству, подручным, бросовым материалом в процессе последовательного решения художественно - педагогических задач, позволяющих целенаправленно развить у учащихся чувство гармонии окружающего мира, радости материального преобразования и труда.

Настоящая программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей - будущих взрослых граждан - способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и на взаимодействие с окружающим миром.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с различными видами, произведениями прикладного искусства, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образное представление, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий.

Программа рассчитана на четыре года обучения, для детей в возрасте от 6 лет. Реализация программы начинается с первого года обучения учащихся.

Цели учебного курса:

  1. воспитание человека будущего, который должен быть создателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом;

  2. формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство;

  3. духовное и творческое развитие личности учащихся, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство, а так же развитие мышления учащихся;

  4. обучение школьников основам цветоведения; изучение средств, приемов, законов композиции;

  5. формирование художественно – образного восприятия, творческой индивидуальности учащихся;

  6. развитие фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического отношения учащихся к предметам и явлениям действительности.

Задачи учебного курса:

Обучающие:

  • знакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

  • формировать образное, пространственное мышление учащихся и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения учащихся и формировать навыки работы нужными инструментами при обработке различных материалов;

  • формировать у учащихся навыки учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

Развивающие:

  • пробуждать любознательность школьников в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес учащихся к творчеству художника, дизайнера;

  • формировать  творческие способности учащихся, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

  • развивать умение учащихся ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способность учащихся к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: 
Формы: 

  • объяснение, лекция, рассказ, беседа;

  • демонстрация готового изделия;

  • разработка эскизов по теме;

  • обращение к изобразительным средствам наглядности;

  • обучение эстетическому восприятию и различным технологиям прикладного искусства;

  • зрительный анализ художественных и декоративных произведений искусств;

  • применение изученных технологий на пробных работах малого формата.

Методы:

1. Информационно-рецептивный (метод, состоящий из предъявления готовой информации и ее усвоения в готовом виде); 

2. Репродуктивный (выполнение заданий и упражнений по образцу);

3. Исследовательский (учитель организует поисковую творческую деятельность учеников путем постановки новых проблем и задач на уроке);

4. Частично-поисковый, или эвристический (выполняя задания теоретического типа, учащиеся совершенствуют и углубляют усвоенные раннее знания).

5. Метод проблемного изложения (проблему ставит и решает учитель, показывая противоречивые пути самого вопроса).

6.Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,

7. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

3.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

  • знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;

  • иметь представление об историческом прошлом своего народа, его художественном творчестве.

  • знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;

  • умение работать с различными материалами;

  • умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;

  • умение изготавливать игрушки из различных материалов;

  • навыки заполнения объемной формы узором;

  • навыки ритмического заполнения поверхности;

  • навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

  • знать разные виды прикладного искусства.

  • научиться различать реальный и фантастический мир.

  • уметь самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.

  • уметь пользоваться композиционными приемами:

  • в рисовании - свободно экспериментировать в технике рисования гуашью и акварелью.

  • в лепке - создавать выразительные образы, сюжеты, пользоваться приемами декорирования.

  • в аппликации - знать способы создания (обрывание, вырезание симметричное и силуэтное, модульная аппликация). Знать виды аппликаций (из бумаги, ткани, природного материала).


4.Содержание курса внеурочной деятельности и тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся


Первый год обучения

Тема №1. «Витраж».

Цели: познакомить учащихся с понятием «Витраж» и способами его изготовления.

Демонстрационный материал: готовое изделие, эскизы, слайды, шаблоны, репродукции.

Рабочий материал: плотная черная бумага, прозрачная цветная бумага или пленка, калька, карандаш, клей, нож, ножницы, линейка, ластик.

Порядок работы:

  1. изучить понятие и способ изготовления витража на цветном картоне с помощью цветной бумаги;

  2. изготовить эскиз в цвете будущего витража;

  3. сделать выкройку в натуральную величину и перевести рисунок на обратную сторону плотной черной бумаги;

  4. изготовить сетку, аккуратно вырезав из витража (канцелярским ножом или маникюрными ножницами) все участки, которые должны быть цветными;

  5. вырезанные места заклеить с обратной стороны разноцветной прозрачной бумагой.

Максимальная учебная нагрузка: 6ч.,

Тема №2. «Фото- рамка в технике «Квиллинг».

Цели: изготовить фото-рамку, используя для декорирования детали квиллинга.

Демонстрационный материал: готовые изделия, слайды, шаблоны, схемы.

Рабочий материал: белая или цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, карандаш, линейка, зубочистка.

Порядок работы:

  1. изучить основные приемы скручивания полос из бумаги и последующие способы их формовки;

  2. изготовить эскиз будущей рамки;

  3. изготовить каркас рамки;

  4. изготовить детали квиллинга;

  5. наклеить детали на основу рамки;

  6. декорировать готовое изделие.

Максимальная учебная нагрузка: 9 ч.


Тема №.3 «Букет для мамы».

Цели: изучить разновидность и способы изготовления тюльпанов из гофрированной бумаги.

Демонстрационный материал: готовое изделие, слайды, шаблоны.

Рабочий материал: пластилин, гофрированная бумага, нитки, ножницы, цветная бумага, клей, проволока, деревянные стержни.

Порядок работы:

  1. отрезать 6 полос гофрированной бумаги размером 3×18 см вдоль линий гофрирования;

  2. скрутить полоску в середине 2 раза, сложить её пополам;

  3. сделать выпуклый лепесток, растягивая оба слоя бумаги;

  4. сжать и закрутить основание лепестка;

  5. нарезать полоски зелёной бумаги шириной 2 см поперёк линий гофрирования, взять проволоку для стебля (15-20 см) и оклеить её полосками, сложенными вдвое;

  6. поместить вокруг стебля 3 внутренних лепестка, затем сверху — 3 наружных, плотно примотать полосой, смазанной клеем;

  7. из плотной двусторонней бумаги вырезать листья и слегка закрутить их;

  8. закрепить листья на стебле;

  9. декорировать, оформив цветы в букет.

Максимальная учебная нагрузка: 8 ч.

Тема №4. «Цветочное панно».

Цели: познакомить учащихся со способом изготовлением цветов из бумажных салфеток.

Демонстрационный материал: готовое изделие, эскизы, слайды, шаблоны, репродукции.

Рабочий материал: цветной картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей, ножницы, карандаш, линейка, ластик, степлер.

Порядок работы:

  1. изучить виды и способы изготовления цветов из бумажных салфеток;

  2. изготовить эскиз в цвете будущего панно;

  3. изготовить бутоны;

  4. взять столовую салфетку, состоящую из трёх слоёв;

  5. разделить все слои;

  6. взять два тонких слоя и сложить каждый вчетверо; сложить каждый слой ещё раз вчетверо;

  7. наложить слои друг на друга;

  8. соединить все слои, пробив их степлером;

  9. вырезать круг;

  10. сделать надрезы глубиной примерно 10 мм через равные промежутки;

  11. поднять верхний тонкий слой и последующие, сжимая их пальцами вокруг центра по очередности;

  12. изготовить стебли цветов и листья из цветной бумаги;

  13. наклеить заготовки на цветной картон, согласно эскизу;

  14. декорировать панно рамкой при необходимости.

Максимальная учебная нагрузка: 6 ч.


Тема №25-29. «Чудо - макаронина»- панно из макаронных изделий».

Цели: изучить разновидность и способы изготовления панно из макаронных изделий.

Демонстрационный материал: готовые изделия, слайды, образцы макаронных изделий.

Рабочий материал: пластилин, ДВП или фанера, макаронные изделия различной формы, клей, краски, кисти.

Порядок работы:

  1. изучить формы макарон и способы их использования в изготовлении панно;

  2. изучить способы окрашивания макарон;

  3. изготовить эскиз в цвете будущего панно;

  4. выполнить работу в материале;

  5. декорировать панно.

Максимальная учебная нагрузка: 4 ч


Тема №30-33 «Веселые зверюшки» - коллаж из ватных дисков.

Цели: изучить приемы и способы работы с ватными дисками. Демонстрационный материал: готовые изделия, слайды, шаблоны.

Рабочий материал: ватные диски, цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка, ластик, краски, кисти и т.д.

Порядок работы:

  1. изучить особенности изготовления коллажа с использованием ватных дисков;

  2. рассмотреть варианты изготовления различных форм;

  3. изучить способы окрашивания ватных дисков;

  4. изготовить эскиз будущего коллажа в цвете;

  5. приготовить шаблоны из бумаги для деталей композиции;

  6. выполнить работу в материале;

  7. декорировать панно.

Максимальная учебная нагрузка:4 ч.


Второй год обуцчения


Тема №1-6 «Кроше» - стилизация букета цветов».

Цели: изготовить панно в технике Кроше».

Демонстрационный материал: готовые изделия, фото, слайды, шаблоны.

Рабочий материал: А-4, цветные карандаши, мелки или фломастеры, простой карандаш, ластик, ДВП для основы, плотный картон или фанера (не менее А-4), цветные, толстые, шерстяные нитки, клей ПВА, «Мастер» или «Титан» (любой, хорошо фиксирующий), ножницы.

Порядок работы:

  1. изучить виды и способы изготовления панно в технике «Кроше», используя цветные, шерстяные нити, нарезанные соломкой;

  2. изготовить эскиз;

  3. перенести эскиз на основу, определить цветовую раскладку;

  4. нарезать нитки соломкой;

  5. наклеить их на основу, согласно цветовому решению эскиза;

  6. декорировать готовое изделие.

Максимальная учебная нагрузка: 6ч.


Тема №7-22. «Нитянная фантазия – дерево изобилия»- стилизация пейзажа».

Цели: изготовить панно в технике «Коллаж» используя плетеные вязальным крючком косички.

Демонстрационный материал: готовые изделия, фото, слайды, шаблоны.

Рабочий материал: А-4, цветные карандаши, мелки или фломастеры, простой карандаш, ластик, ДВП для основы, плотный картон или фанера (не менее А-4), карандаш, ластик, цветные, толстые, шерстяные нитки, вязальный крючок, клей ПВА, «Мастер» или «Титан», ножницы, готовые косички, ткань, ленты, бусины, стразы, пуговицы, соленое тесто и т.д.

Порядок работы:

  1. изучить виды и способы изготовления коллажа, используя плетеные вязальным крючком косички;

  2. изготовить эскиз;

  3. определить цветовое решение;

  4. перенести эскиз на основу;

  5. сплести косички разного цвета вязальным крючком, согласно эскизу;

  6. наклеить готовые косички на основу, согласно цветовому решению эскиза;

  7. познакомиться с изготовлением соленого теста и способами работы с ним;

  8. изготовить элементы декора (фрукты овощи, цветочки, бублики…) из соленого теста.

  9. декорировать готовое изделие, определяя контуры и рамки.

Максимальная учебная нагрузка:16 ч.


Тема №23-28. «Айрис – фолдинг».

Цели: изготовить панно в технике «Айрис – фолдинг».

Демонстрационный материал: готовые изделия, фото, слайды, шаблоны, схемы.

Рабочий материал: белый или цветной картон, цветная бумага, ножницы по бумаге и маникюрные, клей ПВА, линейка, карандаш, различные декоративные элементы для оформления готового изделия.

Порядок работы:

  1. изучить технику складывания полос из цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали;

  2. разработать эскиз будущей композиции;

  3. изготовить шаблон и рамку;

  4. нарезать полосы бумаги и сложить пополам;

  5. наклеить готовые полосы на рамку по шаблону в необходимой, согласно технике, последовательности;

  6. декорировать готовое изделие, определяя контуры и рамки.

Максимальная учебная нагрузка: 6ч.


Тема №29-34. «Объемное пластилиновое теснение».

Цели: познакомить учащихся со способом отделки объемных форм из пластилина в технике «Теснения».

Демонстрационный материал: готовые изделия, эскизы, слайды, шаблоны, репродукции.

Рабочий материал: пластилин, гофрированная или креппбумага, цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка, ластик и т.д.

Порядок работы

  1. изучить понятие и приемы работы;

  2. изготовить эскиз будущего изделия в цвете;

  3. изготовить каркас из пластилина;

  4. отделать пластилиновую основу гофрированной или креппбумагой, предварительно нарезанной на квадратики нужного размера;

  5. декорировать готовое изделие.

Максимальная учебная нагрузка: 6 ч.


Третий год обучения

Тема №1-10. «Ниткография».

Цель: изучить особенности изготовления панно из ниток в технике «ниткография».

Демонстрационный материал: готовые работы, схемы и фото готовых изделий, слайды.

Рабочий материал: толстый картон или ДВП, клей, нитки (шерстяные, акриловые и др.)

Порядок работы:

  1. на толстый картон или ДВП нанести рисунок;

  2. покрыть основу клеем;

  3. на клей выложить нитки;

  4. готовую работу прогладить утюгом (по желанию);

  5. оформить работу в багет.

Максимальная учебная нагрузка: 10 ч.


Тема №11-20. «Текстильная игрушка».

Цель: изучить работу с тканью и другим подручным материалом в процессе изготовления текстильной игрушки и, на примере известных технологий, изготовить свою игрушку.

Демонстрационный материал: готовые игрушки, эскизы, репродукции, схемы выкроек, шаблоны.

Рабочий материал: ткань, различный наполнитель, нитки, игла и т.д.

Порядок работы:

  1. изучить виды и способы изготовления игрушки из текстиля, используя для декорирования подручный, бросовый материал;

  2. создать эскиз будущей игрушки;

  3. найти цветовое и фактурное решение;

  4. подобрать материал;

  5. изготовить выкройки;

  6. выполнить композицию в материале;

  7. декорировать готовое изделие.

Максимальная учебная нагрузка:10 ч.


Тема №21-27. «Ватные фантазии».

Цель: изучить работу с ватой и показать учащимся, что в техники аппликации из ваты можно изготовить интересное панно.

Демонстрационный материал: подрамники с готовыми работами, эскизы.

Рабочий материал: бархатная бумага, вата, игла, ДВП, картон, фанера.

Порядок работы:

  1. взять бархатную бумагу темного цвета (черная, темно- синяя, бордо) для лучшего контраста;

  2. наклеить бархатную бумагу на твердую основу (ДВП, картон, фанера);

  3. на бархатную бумагу нанести рисунок (в витражном стиле);

  4. распушить вату от комочков;

  5. небольшие пучки ваты формировать в равномерные по толщине, плоские слои;

  6. обработанные слои ваты нанести в пределах ограниченных участков рисунка на бархатной бумаге;

  7. сверху придавить пальцем;

  8. контуры ограничить и поправить иглой;

  9. если необходимо, иглой также выровнять слой нанесенного пуха;

  10. готовое панно оформить под стекло в подрамник.

Максимальная учебная нагрузка: 7ч.

Тема №28-34. «Пенопластика».

Цель: изучить особенности техники «пенопластика», научить учащихся заправке ткани в канавки, прорезанные в пенопласте.

Демонстрационный материал: готовые изделия, слайды, фото, схемы изготовления, шаблоны.

Рабочий материал: медицинский скальпель или резак с тонким острым лезвием, маникюрные ножницы с загнутыми концами; металлическая линейка; листовой пенопласт толщиной не менее 3 мм; тонкая растягивающаяся ткань различных цветов, гладкая и набивная (трикотаж, шелк, органза и т. п.); цветные нитки (например, крученый шелк); клей ПВА; копировальная бумага; калька.

Порядок работы:

  1. выбранный сюжет перевести на кальку, а с кальки – на пенопласт (размер пенопластовой плитки определяется размером будущего панно);

  2. полученный на плитке рисунок обработать скальпелем, т.е. по всем линиям рисунка прорезать канавки глубиной 1,5 – 2 мм (стенки канавки должны быть перпендикулярны поверхности плитки);

  3. в полученные канавки, с помощью нерабочей стороны скальпеля, заправить ткань нужного цвета (профиль канавки с заправленной тканью должен соответствовать; лоскут ткани должен быть шире размера канавки на 3 – 4 мм с каждой стороны, длина лоскута определяется рисунком; при заправке может быть лишняя ткань - её нужно обрезать ножницами; заправлять ткань нужно осторожно, чтобы не «разбивать» канавку);

  4. при изготовлении элементов рисунка, имеющих какие-то уточнения в центре (например, жилки на листьях), начинать заправлять ткань в канавки нужно с жилок, а затем - по периметру листа (в случае соединяющихся фрагментов, в одну канавку заправить два лоскута ткани разного цвета).

Максимальная учебная нагрузка: 7 ч.




Четвертый год обучения


Тема №1-6. «Пластиковая пластика».

Цель: изучить работу с пластиковыми бутылками, показать, что из пластиковых бутылок можно изготовить элементы и предметы растительного характера, морской тематики и т.д.

Демонстрационный материал: готовые изделия, эскизы, репродукции, схемы выкроек, шаблоны.

Рабочий материал: клей, акриловые краски, свеча или электроплитка, пинцет, ножницы, резак, пластиковый материал и т.д.

Порядок работы:

  1. изучить особенности обработки и формирования форм с помощью нагревания;

  2. провести исследование: взяв кусочек пластика и подержав его над зажженной свечой или электроплиткой, сделать вывод, что пластик будет сжиматься, как бы отодвигаясь от огня, приобретать форму;

  3. если предварительно кусочку пластика придать ножницами нужную для композиции форму (лепестка, листка т.д.) и подержать над огнем, то можно сделать вывод, что пластик под воздействием температуры приобретает замысловатые формы, которые можно использовать при изготовлении листьев, лепестков цветов;

  4. в процессе нагревания пластик плавится и в горячем состоянии, моментально приложенный к другому пластику, приклеивается; это можно использовать для состыковки деталей в композицию;

  5. также для склеивания деталей можно использовать клей сильной фиксации (для большей прочности).

  6. изучив особенности обработки, приступить к изготовлению:

  7. приготовить (по шаблонам) заготовки деталей того, что нужно сделать (с помощью ножниц, резака вырезать заготовки из пластиковой бутылки);

  8. каждую деталь сформировать над огнем для приобретения нужной формы;

  9. готовые детали склеить сильным клеем или, расплавив над огнем место стыка листка к основе, моментально поднести к месту, придерживая до остывания;

  10. склеить детали последовательно, формируя форму бутона;

  11. декорировать готовое изделие.

Максимальная учебная нагрузка: 7ч.

Тема №8-17. «Декоративная бутылка».

Цель: изучить виды и способы декорирования бутылок. Продолжить развитие у учащихся знаний о новых нестандартных материалах, используемых в ДПИ.

Демонстрационный материал: готовые изделия, эскизы, репродукции, схемы выкроек, шаблоны.

Рабочий материал: бутылки различной формы, краски, бусины, кисти, текстильный материал и т.д.

Порядок работы:

  1. рассмотреть различные варианты декорирования бутылок: роспись, декупаж, оклеивание текстильным или природным материалом;

  2. разработать эскиз будущего изделия, исходя из рассмотренных вариантов, решить композицию в цвете;

  3. перед началом работы хорошо вымыть бутылку, удалив наклейки;

  4. на поверхность бутылки нанести задуманный рисунок;

  5. задекорировать бутылку, согласно эскизу;

  6. при необходимости, покрыть лаком готовое изделие.

Максимальная учебная нагрузка: 10 ч.

Тема №18-25. «Цветы из ткани».

Цель: изучить технику изготовления цветов из накрахмаленной ткани разного качества с помощью булек.

Демонстрационный материал: готовые изделия, эскизы, шаблоны, выкройки.

Рабочий материал: клей ПВА, картон, прочные нитки, игла, ножницы, шило, ткань, желатин, кисти и т.д.

Порядок работы:

  1. развести желатин, согласно инструкции;

  2. хорошо смочить ткань в остывшем растворе;

  3. ткань разровнять и повесить сушиться, затем - прогладить утюгом;

  4. по готовым шаблонам - выкройкам вырезать из ткани заготовки и обработать горячими бульками;

  5. после подготовки деталей собрать их в нужный бутон на стебель, который отделывается гофрированной бумагой.

Максимальная учебная нагрузка: 8 ч.


Тема №26-34 «Креке» - панно из яичной скорлупы».

Цель: изучить работу с яичной скорлупой, проверить на практике целесообразность и результативность данной технологии, развить знания учащихся о новых нестандартных материалах, которые можно использовать в ДПИ.

Демонстрационный материал: готовые изделия, эскизы, репродукции, схемы выкроек, шаблоны.

Рабочий материал: кисти, поверхность для декорирования, яичная скорлупа, краска для окрашивания, клей ПВА, пинцет, лак.

Порядок работы:

  1. промыть скорлупу в холодной воде, аккуратно снять плёнки с внутренней стороны и высушить;

  2. окрасить скорлупу одним из способов: жидкими акриловыми красками или пищевыми красителями;

  3. перевести рисунок будущей мозаики на черную поверхность;

  4. покрыть небольшой участок рисунка клеем;

  5. с помощью тонкого пинцета отломить кусочек скорлупы и уложить ее, подбирая по цвету и форме (как в обычной мозаике);

  6. готовое изделие покрыть лаком.

Максимальная учебная нагрузка: 9ч.


5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности

Реализация программы курса «Волшебные пальчики» требует наличия оборудованного учебного кабинета:

Оборудование, инструменты и материалы: рабочие столы, мольберты, экспозиционный стол или стол преподавателя, ученическая доска; инструменты для выполнения изделий ДПИ; графический материал для эскизирования и выполнения проектов (бумага, карандаш, тушь, акварель и др.); материалы для создания наглядных пособий и изделий ДПИ (картон, калька, краски, глина и др.);
Технические средства обучения: аудио, - видеоаппаратура; компьютерное оборудование.
Учебно-наглядные пособия: словари и справочники, муляжи, дидактические материалы (конспекты лекций, учебные иллюстрированные программы, учебные тематические планы; учебники и учебные пособия); наглядные пособия, стенды и методические пособия по темам теории ДПИ с практикумами обработки материалов; вспомогательный визуальный ряд (репродукции, фотоматериал, учебные проекты, работы учащихся).

Воспитательное и образовательное значение учебного предмета «Прикладная композиция» тесно взаимосвязано с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»: с лепкой (работа с глиной развивает зрительное восприятие предмета в объеме, формирует представление учащихся о пластике форм, что в дальнейшем помогает при изготовлении объемных основ для будущего изделия), с «Основами изобразительной грамоты и рисованием», где формируются и приобретаются технические навыки работы с художественным материалом, обеспечиваются знания основ цветоведения и композиции; с «Беседами об искусстве» и «Историей изобразительного искусства», где дети знакомятся с различными направлениями в искусстве, его жанрами и др., что, в дальнейшем, помогает при работе над замыслом будущей композиции; со «Станковой композицией» (изучение основ данного предмета позволяет правильно находить композиционное решение будущего панно и т.д.).


Календарно - тематическое планирование по программе

«Волшебные пальчики»

1 год обучения (33 часа в год)

дата

Темы занятий

часы

Раздел 1. Работа с бумагой

1


Тема: «Витраж». Водная беседа: понятие и способы изготовления

1

2


Работа над эскизом витража

1

3-4


Перенос эскиза на картон, изготовление сетки

2

5-6


Заполнение сетки цветной бумагой

2

7


Тема: «Фото- рамка в технике «Квиллинг». Виды и способы скручивания полос, формовка, эскиз рамки

1

8


Эскиз рамкив технике «Квиллинг»

1

9


Изготовление каркаса рамки

1

10-12


Изготовление деталей квиллинга.

3

13


Наклеивание деталей на основу

1

14


Декоративное оформление рамки

1

15


Тема: «Букет для мамы». Вводная беседа, виды и способы изготовления цветов из гофрированной бумаги

1

16-20


Изготовление бутонов цветов, закрепление их на стебле

5

21-22


Сборка цветов в букет

2

23


Тема: «Цветочное панно». Вводная беседа о видах и способах изготовления цветов из бумажных салфеток

1

24


Творческая работа, выполнение композиции в материале

1

Раздел.2 Природный материал

25


Тема: «Чудо - макаронина»- панно из макаронных изделий» Вводная беседа, формы макарон и их использование в декоративно- прикладном искусстве, способы окрашивания

1

26


Эскиз панно из макарон

1

27-29


Творческая работа, выполнение композиции в материале

3

30


Тема: «Веселые зверюшки» - коллаж из ватных дисков. Приемы и способы работы с ватными дисками

1

31


Эскиз панно

1

32-33


Творческая работа, выполнение композиции в материале

2



Календарно - тематическое планирование по программе

«Волшебные пальчики»

2 год обучения (34 часа в год)

дата

Темы занятий

часы

Раздел 1. Работа с нитками

1


Тема: «Кроше» Вводная беседа, виды и способы изготовления панно в технике «кроше», используя цветные, шерстяные нити, нарезанные соломкой

1

2


Работа над эскизом в цвете

1

3


Перенос эскиза на основу, определение цветовой раскладки

1

4-5-6


Нарезание соломки из ниток и наклеивание их на основу, согласно цветовому решению эскиза

3

7


Тема: «Нитяная фантазия – дерево изобилия» Вводная беседа, виды и способы изготовления коллажа, используя плетеные вязальным крючком косички

1

8


Работа над эскизом в цвете.

1

9


Перенос эскиза на основу, определение цветовой раскладки

1

10-15


Плетение косичек разного цвета вязальным крючком, согласно эскизу.

6

16-19


Наклеивание готовых косичек на основу, согласно цветовому решению эскиза

4

20-21


Изготовление элементов декора (фрукты овощи, цветочки, бублики… изподручного материала)

2

22


Декоративное оформление работы, определение контура и рамки

1

Раздел 2. Работа с бумагой

23


Тема: «Айрис – фолдинг». Вводная беседа, виды и способы изготовления открытки в технике «Айрис-фолдинг»

1

24


Изготовление шаблона и рамки

1

25-27


Изготовление полос и дальнейшее наклеивание их на рамку по шаблону

3

28


Декорирование готового изделия

1

Раздел.3 Работа с пластичным материалом

29


Тема: «Объемное пластилиновое теснение». Понятие и приемы работы, материалы и инструменты, необходимые для теснения

1

30


Изготовление каркаса из пластилина.

1

31-33


Объемное теснение, отделка пластилиновой основы гофрированной бумагой с помощью деревянного стержня.

3

34


Декорирование готового изделия

1



Календарно - тематическое планирование по программе

«Волшебные пальчики»

3 год обучения (34 часа в год)

дата

Темы занятий

часы

Раздел 1. Работа с нитками

1


Тема: «Ниткография». Вводная беседа, виды и способы изготовления.

1

2


Работа над эскизом в цвете. Цветовое решение, подбор ниток

1

3


Перенос эскиза на основу, определение цветовой раскладки

1

4-9


Исполнение композиции в материале.

6

10


Декорирование готового изделия


1

Раздел 2. Работа с тканью

11


Тема: «Текстильная игрушка». Вводная беседа, виды и способы изготовления игрушки из текстиля.

1

12


Работа над эскизом. Цветовое и фактурное решение. Подбор материала.

1

13-19


Творческая работа, выполнение композиции в материале.

7

20


Декорирование готового изделия.

1

Раздел 3. ДПИ

21


Тема: «Ватные фантазии». Вводная беседа, способы изготовления декоративной композиции на бархатной бумаге, используя вату.

1

22


Работа над эскизом. Графика.

1

23-26


Творческая работа, выполнение композиции в материале.

4

27


Декорирование готового изделия.

1

28


Тема: «Пенопластика». Вводная беседа, виды и способы изготовления.

1

29


Работа над эскизом. Поиски, решение форм, декора. Цветовое решение, подбор ткани.

1

30


Перенос эскиза на основу.

1

31-33


Исполнение композиции в материале.

3

34


Декорирование готового изделия.

1



Календарно - тематическое планирование по программе

«Волшебные пальчики»

4 год обучения (34 часа в год)

дата

Темы занятий

часы

Раздел 1. ДПИ

1


Тема: «Пластиковая пластика». Знакомство с материалами и инструментами. Приемы работы. Цветок. Листок.

1

2


Работа над эскизом будущей композиции.

1

3-6


Творческая работа по выполнению композиции в материале.

4

7


Декорирование готового изделия.

1

8


Тема: «Декоративная бутылка». Вводная беседа, виды и способы выполнения.

1

9


Работа над эскизом. Поиски, решения композиции.

1

10-16


Творческая работа, выполнение композиции в материале.

7

17


Декорирование готового изделия.

1

Раздел 2. Работа с тканью

18


Тема: «Цветы из ткани». Вводная беседа, виды и способы изготовления цветов из ткани путем складывания определенных форм.

1

19


Работа над эскизом.

1

20-24


Творческая работа, выполнение композиции в материале. (шкатулка)

5

25


Декорирование готового изделия.

1

Раздел 3. Природный материал

26


Тема: «Креке» - панно из яичной скорлупы». Вводная беседа, виды и способы изготовления панно в технике «Креке».

1

27


Работа над эскизом. Цветовое и фактурное решение. Подбор материала.

1

28-33


Творческая работа, выполнение композиции в материале.

6

34


Декорирование готового изделия.

1



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учащихся:

  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.

  2. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.

  3. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.

  4. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.

  5. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.

  6. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.

  7. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону, 2004.

  8. Клиентов А.Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2006.

  9. Магина А. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.

  10. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.

  11. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону, 2004.

  12. Ротемунд Х. Рамочки для фотографий своими руками.- М., 2006.

  13. Фигурки из бисера/Сост. Ю. Лындина. – М., 2001.

  14. Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.



Для преподавателей

  1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. учебных заведений / под ред. Н.С. Лейтеса.– М.: Академия, 2000.

  2. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.

  3. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.

  4. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

  5. Божко Л. Бисер. – М., 2000.

  6. Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: ООО «Астрель», ООО «АСТ», 2001.

  7. Вешкина О. Декупаж. Стекло. Фарфор. Керамика.– М.: Эксмо, 2008.

  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 1999.

  9. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1986.

  10. Евсеев И.С. Роспись посуды и аксессуаров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  11. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.

  12. Крайг Г. Психология развития. – Санкт- Петербург: СПб, 2000.

  13. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001.

  14. Пиллан Н. Цветы. – М.: Эксмо – Пресс, 2002.

  15. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.

  16. Фокина Н. В. Орнамент: учебное пособие. – Ростов на- Дону: Феникс, 2005.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЩЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ

Автор: Совмен Ирина Владимировна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303410


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства