ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ
Программа внеурочной деятельности «Бисероплетение» составлена на основе авторской программы курса "Бисероплетение" педагога дополнительного образования Каменской С.Б. При составлении программы были также использованы материалы методического пособия «Бисер. Уроки труда в начальной школе» Басковой Т.Н., авторской программы «Технология» Н.М. Конышевой. Программа модифицирована по содержанию и количеству часов.
Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №7»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО заместитель директора директор МКОУ «НОШ № 7»
Протокол № от__________ по УВР_____________ Коновалова А.В.
программа КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСти
«Очумелые ручки»
для 1 -4 классов
Составитель:
Совмен Ирина Влвдимировна,
учитель изобразительного искусства
Коркино 2015г.
1.Пояснительная записка
Программа учебного курса разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами и инструктивно – методическими материалами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образова-
тельного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 22.12.2009 г. № 17785).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный об-
разовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистри-
рован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стан-
дарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства обра-
зования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (Зарегистри-
рован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.02.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный об-
разовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г.
№ 373» (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и вве-
дении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Феде-
рации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010
ООП НОО МКОУ «НОШ №7»
2.Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности «Бисероплетение» составлена на основе авторской программы курса "Бисероплетение" педагога дополнительного образования Каменской С.Б. При составлении программы были также использованы материалы методического пособия «Бисер. Уроки труда в начальной школе» Басковой Т.Н., авторской программы «Технология» Н.М. Конышевой. Программа модифицирована по содержанию и количеству часов.
Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Курс «Очумелые ручки» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности школы. Программа работы курса рассчитана на четырехгодичное обучение. Группа первого года обучения комплектуется из учащихся первых классов школы. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2 – 4 классах.
Программа курса, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Цели:
• раскрыть перед обучающимися социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
• сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи:
• привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
• развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
• воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
возникает
желание добиться планируемого результата;
приобретается навык самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
Программа курса "Очумелые ручки" составлена с учетом требований современной педагогики.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Учебно-тематический план
4.Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения
Вводное занятие (1 час). Введение в программу. История искусства бисероплетения. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами. Подготовка к работе. Материалы и фурнитура. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки.
Низание в одну нить(4 часов). История украшений. Продольное низание цепочки из бусин одной величины. Продольное низание цепочки из бусин одной величины разного цвета. Использование бусины-связки при низании в одну нить. Низание снизки с пупырышками: в одну бусинку, ромбиком сплошные, ромбиком с промежутками, петельки. Продольное низание в несколько нитей. Продольное низание зигзагообразной цепочки. Низание кривулек.
Практические работы:
• Изготовление образцов цепочек разными способами низания в одну нить.
• Изготовление цепочки, бус, браслета способом низания в одну нить.
Низание в две нити (4 часа). Бусина-связка. Схема изделия. Работа с проволокой.
Практические работы:
• Изготовление изделия «Маленькая бабочка».
• Изготовление изделия «Бабочка».
Низание «в крестик»
Цепочка «колечки»
Цепочка «жемчужина»
Цепочка «незабудки» (10 часов). Цвет и его значение. Сочетание цветов в изделии. Схема плетения.
Практические работы:
• Изготовление образцов плетения.
• Изготовление браслета низанием «в крестик» разноцветными бусинами.
Выполнение творческих проектов (14 часов)
Изготовление украшений (колье, серьги) из бисера с вышивкой
Выбор и обоснование темы проекта. Подбор необходимых материалов. Составление схем плетения. Изготовление изделий по схеме. Составление композиций. Оформление работ. Оценка проделанной работы.
2 год обучения
Вводное занятие (1 час). Введение в программу. Подготовка к работе. Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы.
Плетение на леске (8 ч.)
Низание в одну нить.
Практические работы: низание в одну нить,, изготовление снизок, цветы из 8 лепестков, цветы из 6 лепестков, ожерелье с фестонами.
Низание в две нити.
Практические работы: лодочка и ее варианты, витая цепочка.
- Низание на проволоке с использованием бисера, бусин и стекляруса. Практические работы: «Стрекоза-красотка», «Ящерица», «Божья коровка», «Паук», «Рыбка», Бабочка».
Выполнение творческих проектов (13 ч.)
Выбор и обоснование темы проекта. Подбор необходимых материалов. Составление схем плетения. Изготовление изделий по схеме. Составление композиций. Оформление работ. Оценка проделанной работы.
3 год обучения
Вводное занятие (1 час). Введение в программу. Подготовка к работе. Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами. Виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения.
Плетение на леске (8 ч.). Техника выполнения низания: в одну иглу, в две иглы, низание в несколько нитей. Простые изделия. Сложные изделия. Эскизы. Рабочие рисунки. Низание из бисера «в одну нить». Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Низание на проволоке с использованием бисера, бусин и стекляруса (17 ч.)
Изготовление цветов. Выполнение отдельных элементов цветов. Техника выполнения серединки цветов, лепестков, листьев. Сборка изделий: букета цветов. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.
Изготовление фигурок насекомых. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Подбор цветовой гаммы. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Изготовление объемных фигурок животных. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приѐмов.
Изготовление изделий по замыслу(8 ч.)
Основные приёмы бисероплетения. Комбинирование приёмов. Подбор цветовой гаммы. Анализ моделей. Зарисовка схем.
4 год обучения
Вводное занятие (1 час). Введение в программу. Повторение техники безопасности по работе с ножницами, иголкой, нитками, бисером. Повторение техник плетения (параллельного, петельного, игольчатого).
Изготовление браслетов, колье, подвесок (24 ч.) Знакомство с приёмами и способами (ажурная сетка, колечки, ажурная сетка ромбы, ткачество без станка) плетения различных
колье, цепочек. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги.) Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застѐжек. Закрепление застѐжек. Зарисовка схем для выполнения украшений.
Изготовление изделий по замыслу (9 ч.) Основные приѐмы бисероплетения. Комбинирование приѐмов. Подбор цветовой гаммы. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Оформление работ для выставки (4 часа). Подбор дополнительных материалов для оформления работ. Крепление изделий к рамке, стенду и т.д.
5.Календарно-тематическое планирование по программе «Очумелые ручки»
1 год обучения (33 часа в год)
№
Наименование разделов, тем
Количество часов
Характеристика деятельности
Всего часов
Теоретич.
Практич.
1
Вводное занятие.
1
1
Находить и различать инструменты, материалы. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.
2
Низание в одну нить.
4
1
3
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся). Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя.
3
Низание в две нити.
4
1
3
Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения бусин. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя.
4
Низание
«в крестик»
Цепочка «колечки»
Цепочка «жемчужина»
Цепочка «незабудки»
10
2
8
5
Выполнение творческих проектов Изготовление украшений (колье, серьги) из бисера с вышивкой
14
2
12
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Планировать работу, обсуждать ее с членами группы. Распределять общий объем работы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ в заданном формате. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место.
Итого:
33
2 год обучения
№
Наименование разделов, тем
Всего,
часов
Количество часов
Характеристика деятельности
Теоретич.
Прак тич.
1
Вводное занятие.
1
1
Выслушать краткую информацию учителя о работе кружка, подготовке к работе, поддержании порядка на рабочем месте в течение занятия и его уборке. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к занятию. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами. Рассматривать и обсуждать образцы изделий и материалы.
2
Плетение на леске
Низание в одну нить.
Низание в две нити.
8
2
6
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Рассматривать образцы изделий. Осваивать новые приемы работы. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место.
3
Работа с проволокой
- Низание в одну и в две нити.
- Низание на проволоке с использованием бисера, бусин и стекляруса.
12
2
10
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Рассматривать образцы изделий. Осваивать новые приемы работы. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место.
4
Выполнение творческих проектов
13
4
9
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Планировать работу, обсуждать ее с членами группы. Распределять общий объем работы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ в заданном формате. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место.
Итого:
34
3 год обучения
№
Наименование разделов, тем
Всего, час
Количество часов
Характеристика деятельности
Теоретич.
Практич.
1
Вводное занятие.
1
1
Выслушать краткую информацию учителя о работе кружка, подготовке к работе, поддержании порядка на рабочем месте в течение занятия и его уборке. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к занятию. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами. Рассматривать и обсуждать образцы изделий и материалы.
2
Плетение на леске
8
2
6
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Рассматривать образцы изделий. Осваивать новые приемы работы. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место.
3
Низание на проволоке с использованием бисера, бусин и стекляруса
-Изготовление цветов.
-Изготовление фигурок насекомых.
-Изготовление объемных фигурок животных.
17
3
14
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Рассматривать образцы изделий. Осваивать новые приемы работы. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Планировать работу, обсуждать ее с членами группы. Распределять общий объем работы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ в заданном формате. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место.
4
Изготовление изделий по замыслу
8
1
7
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место.
Итого:
34
4 год обучения
№
Наименование разделов, тем
Всего, час
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Теоретич.
Прак тич.
1
Вводное занятие.
1
1
Выслушать краткую информацию учителя о работе кружка, подготовке к работе, поддержании порядка на рабочем месте в течение занятия и его уборке. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к занятию. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами. Рассматривать и обсуждать образцы изделий и материалы.
2
Изготовление браслетов, колье, подвесок.
24
3
21
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Рассматривать образцы изделий. Осваивать новые приемы работы. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место.
3
Изготовление изделий по замыслу
9
1
8
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место.
Итого:
34
6.Методическое обеспечение программы
Программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
На курсе совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.
Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться подростку замкнутому в себе.
Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов.
Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.
Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.
Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.
О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках, конкурсах и фестивалях.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Немаловажная роль уделяется правильному написанию терминов и специальных слов, необходимых в изучении данного курса, которые фиксируются в индивидуальных тетрадях обучаемых. Традиционны на занятиях рассказ и беседа преподавателя не только познавательного характера, но и с воспитательной целью.
Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой дома, в библиотеках школы и города. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, начиная с истоков - эскиза, вкладывают мысли и душу, а не пользуются готовыми наработками.
В этой деятельности выделяются более одаренные дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведется дополнительно индивидуальная работа.
Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных камней, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки низания, учатся выполнять простейшие цепочки, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.
В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.
Результативность курса
На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы.
Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.
На втором и третьем году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения (ажурная сетка, ткачество, вышивка). Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Результаты четвертого года обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, колье, ожерелий, сумок для сотовых телефонов, галстуков). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения. По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.
Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
o историю возникновения бисероплетения;
o виды материалов, используемые в бисероплетении;
o инструменты для работы;
o роль цвета в бисероплетении;
o условные обозначения на схемах;
o терминологию бисерных украшений;
o правила безопасности труда при работе;
o основные правила бисероплетения.
Учащиеся должны уметь:
o пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;
o начинать и заканчивать плетение;
o пользоваться схемами и переводить их;
o оформлять готовое изделие (соединять его с фурнитурой);
o подбирать цвета в изделии;
o умело подбирать украшения к одежде.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
• осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
• уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
• понимание культурно-исторической ценности традиций, отражѐнных в предметном мире;
Могут быть сформированы:
• устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
• установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений;
• привычка к организованности, порядку, аккуратности;
• адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
• чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Учащиеся научатся:
• использовать в работе приѐмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами;
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
• работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие схемы и эскизы, читать их и выполнять работу с опорой на них;
• изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим эскизам, схемам, рисункам;
Учащиеся получат возможность научиться:
• творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
• понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
• планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
• следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
• руководствоваться правилами при выполнении работы;
• устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
• осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
• прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую для выполнения работы информацию в доп. литературе, Интернете;
• анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
• анализировать устройство изделия;
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
• использовать знаково-символические средства для решения задач умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
• самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определѐнной конструкторской задачи или передачи определѐнной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
• понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
• формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
• выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
• в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
• проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. На первом и втором году обучения возможно достижение первого уровня воспитательных результатов, т.е. приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. На третьем – четвертом году работы в кружке возможно достижение второго уровня воспитательных результатов – опыт переживания и формирование позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. На данном этапе обучения кружковцы активно взаимодействуют между собой в группе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.
Материально-техническое обеспечение
• Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
• Стол учительский с тумбой.
• Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
• Магнитная доска.
• Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.
• Демонстрационный и раздаточный материал.
• Аудиомагнитофон.
• Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Информационно-методическое обеспечение курса
Список литературы для учителя:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010
2. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. – СПб.: «Паритет», 2005
3. Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.