kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа воспитательной работы "Я гражданин" учащихся 10б, 10в классов МОУ СОШ №40 очно-заочной формы обучения г. Твери на 2022 - 2025 годы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная прграмма разработана с целью формирования патриотическй и гражданской позиции учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "Я гражданин" учащихся 10б, 10в классов МОУ СОШ №40 очно-заочной формы обучения г. Твери на 2022 - 2025 годы»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.


Название программы

«Я ГРАЖДАНИН РОССИИ».


Сроки реализации

 2022— 2025 г.г.


Разработчик программы

Винник И.И., классный руководитель, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 40 Тверской области г. Твери.


Участники программы

Учащиеся  классного коллектива, классный руководитель, администрация образовательного учреждения, родители, учителя-предметники, работающие в группах, педагог-психолог, социальный педагог, подростковый нарколог, работники ЦЗН Тверской области.


Краткая аннотация

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной программы «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ» являются идеи педагогики гуманизма, толерантности и общей заботы. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и учащихся, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, В формировании единого воспитательного пространства основной стратегией является четкая линия. Родная школа  –– родной район – родной город – родной регион - родная страна.


Внутренние связи, устанавливаемые для реализации программы.

Администрация школы, зам. директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор ОБЖ , библиотекарь школы, социальный педагог, учителя-предметники и родители, педагог-психолог. 


Управление программой

Осуществляет классный руководитель. В основу воспитательной программы положена  совместная деятельность детей, педагогов и родителей. 


Нормативно - правовые основы Программы

Программа воспитательной работы «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ» разработана в соответствии с:

1.Законом РФ «Об образовании».

2.Конвенцией ООН «О правах ребенка».

3.Концепцией модернизации содержания и структуры российского образования.

4.Уставом МОУ СОШ № 40 г. Твери.

5.Локальными правовыми актами школы.

Система организации контроля над исполнением программы

 Контроль над исполнением программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.



Программа воспитания и социализации обучающихся «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»

10-11-12 группы (2022-2025г.г.)

Пояснительная записка.


В  федеральном  государственном образовательном стандарте (ФГОС)  четко говорится, что особое требование  к структуре  основных образовательных программ,  к результатам их освоения и условия реализации – это обеспечение личностного развития обучающихся.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетами в образовательном процессе являются здоровье учащихся, процесс воспитания и социализации личности ребенка, создание безопасной и комфортной образовательной среды.

Нынешняя реальность объективно требует воспитания и развития у растущего поколения качеств самостоятельного, инициативного, ответственного человека, который способен к выстраиванию позитивных отношений в различных сферах своей жизни. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько подростки будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит в дальнейшем путь развития нашего общества  в целом, следовательно, в приоритете развитие успешной социализации детей.

Личностная ценность индивида является важнейшим фактором процесса социализации. Нравственные принципы поведения, глубокие и постоянные привязанности,  мировоззренческие убеждения человека -основное содержание ценностных ориентаций. Образование личностных смыслов учения и жизни, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка являются основными образовательными и воспитательными процессами. Значимыми становятся не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество;  целостное развитие, саморазвитие и личный рост учащегося. В силу этого ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества.

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями.

Целью воспитания и социализации учащихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.



Программа воспитания и социализации обучающихся «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ» направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа должна обеспечить:

  • усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно-значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей социокультурной группе, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

  • формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

  • формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

  • приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, деятельности детских общественных и творческих организаций, экологических и т.п.;

  • формирование у обучающихся способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

  • формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью;

  • осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование готовности к выбору жизненной траектории на основе осознания собственных возможностей;

Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей; развитие педагогической компетенции родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье.

Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (16 лет и старше).

Цель:

Создание педагогических и социально- психологических условий, позволяющих обучающимся 10-11-12 групп овладеть навыками социализации.

Задачи:

1. Воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, способного к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

2. Формировать у обучающихся умения ориентироваться в новой социальной среде;

3. Формировать положительную «Я – концепцию», способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

4. Формировать коммуникативную культуру, развитие умения общаться и сотрудничать, почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

5. Развивать волевую регуляцию поведения и деятельности, навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

6. Развивать навыки рефлексивных действий; ценностные установки воспитания и социализации российских школьников содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Общие задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России. Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися. Организация воспитания и социализации обучающихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:


1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  • Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

  • Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Основополагающими принципами программы являются:


  • Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.

  • Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной и нужной.

  • Дифференцированный подход к воспитанию детей – это отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с условиями социума и школы, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

  • Природосообразность воспитания, учет половозрастных особенностей детей, динамики их возрастного развития.

  • Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки.

  • Социализация и реадаптация, предусматривающие непрерывность и открытость освоения подростком социального опыта, определение своего места социальной среде.

Содержание программы:

Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива.

Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия. Это совместные походы , экскурсии, классные огоньки, вечера и праздники с родителями. Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, способствуют сплочению коллектива, налаживанию контакта с родителями, и во многом определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.



Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.

Задачи воспитания, классифицированные по направлениям, каждое их которых, будучи тесно связано с другими, раскрывает одну их существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина.

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов).

2.Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

3.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии).

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).



Принципы и особенности организации воспитательной среды

  • Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Содержание программы нацелено на достижение национального идеала.

  • Аксиологический принцип. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

  • Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

  • Принцип диалогического общения со значимым другим. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми играет большую роль в формировании ценностей.

  • Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Для подростков идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

  • Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др.

  • Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию различных источников информации и научного знания. Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы.

Основные применяемые формы:

- реадаптация учащихся в ходе образовательного процесса;

- социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности;

- социализация обучающихся средствами общественной деятельности;

- социализация обучающихся средствами трудовой деятельности.



Направления воспитательной работы:



Направления

Реализация направлений

1.Здоровье сберегающая деятельность

(спортивно-оздоровительная работа, деятельность по пропаганде здорового образа жизни) – защита, сохранение и укрепление здоровья (физического, духовного, социального) обучающегося, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Работа включает в себя формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни.

Главным в организации работы является комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

- способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;

- умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;

- знание основ профилактики переутомления и перенапряжения и умение управлять своим эмоциональным состоянием и поведением;

- знание о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни и умения применять знания на практике;

- представление о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему, устойчивое отрицательное отношение к потреблению табака, алкоголя, наркотиков;

- потребность в занятиях полезной деятельностью, рациональном распределении времени;

- навыки коммуникативного общения со сверстниками, взрослыми в повседневной жизни и в разных ситуациях;

- умение оценивать свое состояние (поступки, поведение), а также поведение других.

Реализация программы «За здоровый образ жизни», профилактика наркозависимости, вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся МОУ СОШ №м 40.

- Сотрудничество с подростковым наркологом.

- Сотрудничество с медицинским персоналом школы.

- Консультация для родителей обучающихся и учителей-предметников.

- Организация просветительской работы с обучающимися.

- Воспитание позитивного отношения обучающихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.

- Профилактика кризисных состояний и суицидов.


3.Безопасность жизнедеятельности – охрана жизни и здоровья детей.

• деятельность по пропаганде правил дорожного движения.

• деятельность по профилактике противопожарной безопасности.

  • изучение правил безопасного поведения в различных ситуациях.

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

• умение выделять ценность безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.


3. Нравственное воспитание (деятельность в области художественного, эстетического и духовно- нравственного воспитания) – воспитание у учащихся ценностного отношения к себе и другим людям, понимания смысла человеческого существования, соблюдение нравственных норм и правил жизни в обществе.


•профилактика бродяжничества, правонарушений, преступлений, безнадзорности и беспризорности, самовольных уходов из дома и ОУ.

• воспитание интереса обучающегося к самому себе, желания самосовершенствоваться.

• воспитание волевых качеств обучающегося, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

  • профессиональная ориентация обучающихся совместно с Центром занятости населения Тверской области.

• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;

• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;

• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;

• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.


4. Семейное воспитание – просвещение семьи и сотрудничество с родителями



• изучение семей обучающихся.

• организация Психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

• социальная защита несовершеннолетних.

• профилактика суицидов и кризисных состояний, самовольных уходов из дома, правонарушений и преступлений, безнадзорности и беспризорности.

• организация досуга обучающихся.



5. Трудовое воспитание. Профориентационная работа с обучающимися


• воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни.

• развитие потребности во всех видах труда (физическом, интеллектуальном, творческом и т.д.).

• содействие профессиональному самоопределению обучающихся, осознанному выбору профессии.

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• понимание нравственных основ образования;

• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

• самоопределение в области своих познавательных интересов;

• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов

•организация деятельности школы по развитию у обучающихся природных склонностей к различным видам деятельности, которые могут способствовать их профессиональному самоопределению.

• организация тестирования обучающихся с целью выявления склонностей к какой-либо профессии;

• формирование у обучающихся представлений о трудовом коллективе, о разнообразии профессий;

• информирование обучающихся об учебных заведениях, которые дают допрофессиональную подготовку, о существовании ЦЗН, об основных отраслях и предприятиях города и области.


6. Гражданско-патриотическое воспитание (военно-патриотическое, гражданское воспитание)


• формирование политико-правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности.

• изучение истории родного края.

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.




 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у обучающихся качества, соответствующие определенной модели.

Это должен быть ученик:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах муниципального и регионального уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культуры с положительной динамикой уровня воспитанности;

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

В качестве меры эффективности, функционирования воспитательной программы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению поставленной цели.


Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Воспитанность

Самооценка личностных качеств.

Психологический климат учащихся 10-11-12 групп

Уровень самооценки

Методика О.С. Газмана "Саморазвитие личности подростка"

Уровень саморазвития

Сформированность индивидуальности выпускника

Нравственная направленность

Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте", педагогическое наблюдение

Креативность личности выпускника

Метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся

Компетентность выпускника

Наблюдение, анкетирование

Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей

жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса

Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в гимназии

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью"

Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в ученическом сообществе

Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении"

Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в коллективе гимназии

Методика Е.Н. Степанова

"Изучение удовлетворённости родителей работой

Образовательного учреждения"

Сформированность классного коллектива

Эталонность коллектива школы в восприятии его членов

"Социально- психологическая самоаттестация коллектива" методика Р.С. Немова

Уровень самоуправления

Самоуправление в классе, школе

Методика М. Рожкова "Самоуправление"

Взаимоотношения в семье

Комфортность, защищённость ребёнка в семье

Анкетирование

Здоровье учащихся

Отношение учащихся к своему здоровью

Анкетирование


Система целевых индикаторов, показателей и методов изучения


Целевые показатели

Индикаторы

Методы изучения

Формирование основ нравственной культуры

сформированность основных нравственных качеств личности; отсутствие отрицательной динамики правонарушений и преступлений среди учащихся; повышение уровня воспитанности обучаемых

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Психолого-педагогическая диагностика:

методика определения уровня воспитанности учащихся 10-11-12 классов (Н.П. Капустин)

методика "Я и смысл моей жизни" (А.А. Андреев, Е.Н. Степанов)

Гражданско- патриотическое воспитание учащихся

рост социальной активности учащихся;

повышение степени осознания понятия "патриотизм"

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Психолого-педагогическая диагностика:

методика "Ты гражданином быть обязан" (Л.М. Фридман);

методика "Патриотизм и как я его понимаю" (Л.М. Фридман);

 методика определения уровня общественной активности учащихся (Е.Н. Степанов)

Создание благоприятной социально - психологической обстановки в классе, сплочение классного коллектива

благоприятный эмоционально - психологический климат в коллективе;

сформированность классного коллектива; развитие ученического самоуправления

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Психолого-педагогическая диагностика:

методика определения индекса групповой сплоченности КЗ. Сишора; социометрия;

методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреева)

Развитие познавательной и творческой активности учащихся

Увеличение числа победителей и призеров конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня;

отсутствие отрицательной динамики успеваемости и качества знаний учащихся; активность участия учеников класса в школьных мероприятиях; высокий уровень внеурочной занятости учащихся

Анализ итогов учебно-воспитательной работы..

Психолого-педагогическая диагностика:

2) методика изучения уровня учебной мотивации (Н.Г. Лусканова); 3)

4) анкета "Как вы относитесь к учебе по различным предметам?"(Л.П. Ромадина);

5) методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В. Байбородова)

Формирование потребности в здоровом образе жизни

Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся;

увеличение числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;

активность участия учеников класса в школьных спортивных мероприятиях

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Психолого-педагогическая диагностика:

методика изучения уровня тревожности (по шкале тревожности Р. Сирса); методика самооценки школьных ситуаций (О. Кондаша)

Оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка

Рост активности родителей в решении вопросов школьной жизни;

позитивное отношение родителей к школе

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Психолого-педагогическая диагностика по методике изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

(Е.Н. Степанов)

Создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования

Уровень самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования;

осознанность выбора профиля и способа продолжения образования

• Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

• Педагогическое наблюдение.

• Анкетирование учащихся и их родителей.

• Психолого-педагогическая диагностика:

дифференциально-диагностический опросник профессиональной готовности; методика изучения мотивов выбора профессии С.С. Гриншпуна в интерпретации Т.В. Черниковой

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

  1. Работа классного руководителя.

Ежедневно.

-встреча детей;

- контроль за состоянием закрепленного кабинета;

- контроль посещаемости.

- встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по УВР;

- работа с опаздывающими учащимися и выяснение причины отсутствия учащихся;

- организация дежурства в классном кабинете;

- индивидуальная работа с учащимися.


Еженедельно.

- классный час ( в соответствии с планом работы):

1.        Тематический.

2.        Коррекционный.

3.        Организаторский.

4.        Итоговый.


 - индивидуальная работа с родителями и детьми по посещаемости и успеваемости;

- внеклассные мероприятия по плану ВР;

- ведение электронного классного журнала;

- работа с активом класса;

- работа с учителями.


Каждый месяц.

- посещение уроков в своем классе по графику;

- встречи с родителями по необходимости;

- совещание у заместителя директора по УВР по планированию согласно графику;

- консультации у педагога-психолога;

-консультации у социального педагга.


Каждое полугодие.


- родительское собрание ;

- экскурсии;

- подведение итогов четверти;

- оформление электронного классного журнала по итогам полугодия;

- анализ выполнения плана работы за полугодие, корректировка планов воспитательной работы на новое полугодие;


  1. Содержание работы классного руководителя.



Индивидуальная                  работа с учащимися.

Работа

с классом.

Работа

с родителями.

Работа с педагогическим коллективом.

Внешние

Связи.

Обучение и посещаемость

Контроль успеваемости, посещаемости и учебной дисциплины. Создание условий для развития познавательных интересов

Реадаптация к учебной деятельности. Организация учебной деятельности класса. Координация деятельности учителей-предметников с классным коллективом. Развитие умения научно организовывать умственный труд. Развитие положительной мотивации учения.

Индивидуальная работа с родителями по вопросам учёбы. Корректировка совместных требований к учащимся. Проведение родительских собраний по вопросам успеваемости и помощи ребёнку в учёбе. Организация консультаций для родителей, учителей-предметников.

Привлечение учителей к работе с родителями. Работа с участниками различных конкурсов, олимпиад.

Осуществление взаимосвязи с КДН, ПДН, учреждениями дополнительного образования

Общение и развитие

Изучение и корректировка личностного развития учащегося, его места в классном коллективе. Координация взаимоотношений «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель». Работа по формированию высокой духовной культуры личности, гражданской позиции.

Анализ развития коллектива, подбор формы и методов  реализации целей и задач развития коллектива Организация мероприятий по повышению уровня развития коллектива.

Индивидуальная работа с родителями по вопросам развития личности ребёнка, определение задач по развитию каждого учащегося. Организация консультаций специалистов. Организация обмена опыта между родителями.

Взаимодействие с педагогом-психологом, администрацией, коллегами по решению проблем, диагностики и коррекции личности учащегося и коллектива класса.

Взаимодействие с учреждениями культуры и детскими организациями. Правовая защита семьи.

Досуг

Выявление досуговой сферы учащихся. Привлечение учащихся к организации и проведению классных и общешкольных дел, мероприятий.

Развитие творческого потенциала и мобильности коллектива. Организация интересных дел, создание  актива групп.

Выявление интересов и хобби родителей. Привлечение их к организации досуга детей. Организация совместных с родителями мероприятий. Работа с родительским активом.

Взаимодействие с учителями-предметниками и руководителями школьных кружков при подготовке классных дел. Организация совместных мероприятий, классных часов, родительских собраний.

Помощь в организации деятельности учащихся по развитию своих способностей вне школы.

Здоровье

 Наблюдение за физическим и психическим развитием учащегося. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащегося. Обеспечение помощи заболевшим учащимся по учёбе.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях и обеспечение безопасности учащихся. Пропаганда здорового образа жизни. Организация экскурсий.

Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей. Организация консультаций специалистов по вопросам физического и психического здоровья детей.

Взаимодействие с учителями физической культуры, школьным врачом по вопросам охраны здоровья детей и пропаганде здорового образа жизни. Организация отдыха учащихся летний период.

Помощь в работе по привлечению учащихся в спортивные и оздоровительные кружки и секции. Привлечение специалистов медицинских учреждений к работе с детьми и родителями.

Научно-методическая работа

Проведение ступенчатого восстановления мотивов учения в процессе реадаптации к учебной деятельности учащихся в разновозрастном ученическом коллективе.

Анализ и оценка личностного развития учащихся на различных этапах. Определение на основе результатов исследований стратегии и тактики индивидуальной воспитательной работы.

Выработка оптимальной схемы исследования становления классного коллектива, подбор методов диагностики. Определение ведущих направлений воспитательной работы с данным классом.

Анализ воспитательных явлений семьи на ребёнка, коррекция семейного воспитания, координация усилий семьи и школы в учебно-воспитательном процессе.

Повышение квалификации, обмен опытом, участие в семинарах и методических объединениях. Изучение и внедрение инновационных форм воспитательной работы. Взаимодействие с коллегами, психологами, администрацией.

Привлечение работников медицинских, досуговых, социальных организаций к работе по диагностике и коррекции личностного развития учащихся.































Психолого-педагогическая характеристика 10 б и 10 в групп МОУ СОШ № 40 г. Твери.


  1.  Характеристика 10 бв групп.

  1. Состав 10 б группы: Состав 10 в группы:

                       -  количество учащихся – 15 - количество учащихся - 14

                              из них:   девушек – 6 из них девушек - 4

                                             юношей – 9 юношей - 10

  1. Контингент родителей (какое образование преобладает, основная возрастная категория): у большинства родителей среднее и средне-специальное образование.

3. Ученический коллектив:

- уровень сплоченности (низкий, средний, высокий): средний;

- характер внутриколлективных и межколлективных отношений (наличие или отсутствие групп лидеров, отверженных,кто): яркие лидеры – Балаева Раяна (староста 1-ой смены), Завьялов Василий, Богданов Станислав; уровень сплоченности - средний.

-актив класса (формальный, неформальный, пользуется авторитетом, не пользуется авторитетом): Завьялов Василий, Балаева Раяна, Грачковский Павел, Богданов Станислав, Григорьев Георгий.

 - преобладающий в коллективе интерес и отношения (какие виды деятельности предпочитают, какие выполняют с неохотой):  актив класса пользуется авторитетом; в коллективе преобладает познавательная деятельность. Учашиеся заинтересованы появлением новых технологий. 

- наличие традиций: обсуждение новых технологий (плюсы и минусы)  и применение их в жизни, проведение классных часов, участие в трудовых делах.

4. Общественно полезная деятельность:

- отношение к общественным поручениям (мотивы активности или пассивности): большинство ребят активны к общественным поручениям.

- участие в классных и общешкольных делах (степень самостоятельности): выполняют поручения без повторных просьб и без руководства старших.

- влияние проводимых классных и общественных дел, направленных на изменение в личности

школьника: развивается творческая индивидуальность учащихся , формируется твердая гражданская позиция.

5. Отношение к учебе:

- мотивы, побуждающие к обучению у большинства учащихся класса: познавательные

- активность на уроках: средний уровень. Особенно активны на уроке: Леванян Т., Захаров С., Солянкина К.

- ответственность при выполнении заданий, развитость познавательных интересов: Леванян Т., Радзюкевич Н.

  1. Трудовая деятельность:

      - отношение к труду (мотивы, качество и своевременность выполнения): отношение к труду – положительное при наличии соревновательных мотивов; качество и своевременность выполнения трудовой деятельности  зависит от учащихся.

- трудолюбие, наличие трудовых навыков: трудолюбивы, имеют навыки самообслуживания.

  1. Наличие детей «группы риска»: Кустова С., Зоологина М.

  2. Характер взаимоотношений в классе:

- пользуется ли классных руководитель авторитетом у учащихся класса:_да

- каков стиль руководства (авторитарный, демократический, попустительский): демократический

- учитывается ли и развиваются ли классным руководителем индивидуальные возможности учащихся: систематически изучает особенности  учащихся и обеспечивает индивидуальный подход, осуществляет помощь отстающим.















План воспитательной работы учащихся 10б и 10в групп МОУ СОШ № 40 на 2022 – 2023 учебный год.



План факторов риска среди несовершеннолетних обучающихся



Мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственный

Организационно-методические мероприятия



1

Подготовка приказа о выявлении и сопровождении обучающихся группы суицидального риска

август

Зам директора по ВР





2

Обучение классных руководителей выявлению обучающихся с суицидальным риском, заполнению Таблицы факторов риска развития кризисных состояний.

Сентябрь

Завуч, педагог-психолог

3



3

Заполнение «Таблицы факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков»»

Октябрь, март

Классные руководители



4

Анализ поученной информации, составление первичных списков, обучающихся группы суицидального риска развития кризисных состояний и (или) наличие суицидальных знаков

Октябрь, март

педагог-психолог

5

Проведение психологического обследования обучающихся согласно первичного списка

Октябрь, март

педагог-психолог

6

Направление на консультацию к врачу-психиатру

Октябрь, март

Администрация школы, педагог-психолог

7

Составление и утверждение индивидуальных программ комплексного сопровождения

Ноябрь-апрель

Председатель ПМПк

8

Реализация индивидуальных программ комплексного сопровождения

В соответствии со сроком реализации

Председатель ПМПк, куратор, специалисты, задействованные в реализации программы

9

Промежуточный и итоговый контроль мероприятий по выявлению и сопровождению обучающихся группы суицидального риска



10

Размещение на сайте школы телефонов служб экстренной психологической помощи, телефонов доверия, консультативных центров (служб) сферы образования

май

администрация школы

11

Организация обучения классных руководителей процедуре выявления риска развития суицидоопасных кризисных состояний у обучающихся с привлечением специалистов ППМС-центров, кризисных центров, психолога

в течение всего периода

администрация школы, психолог

12

Проведение диагностического интервью и тестирования обучающихся, вошедших в первичную «группу риска»

сентябрь-ноябрь, далее по обращениям классных руководителей

администрация школы, психолог

13

Осуществление квалифицированной психологической помощи обучающимся «группы риска» развития суицидоопасных кризисных состояний

в течение всего периода

администрация школы, психолог

14

Разработка содержания и проведение тематических классных часов, направленных на профилактику кризисов, развитие у обучающихся конструктивных способов преодоления трудных жизненных ситуаций

в течение всего периода

администрация школы, психолог

15

Проведение тематических родительских собраний

по плану работы школы

администрация школы, психолог


16

Проведение мониторинга эффективности деятельности школы, направленной на сохранение жизни и здоровья детей, профилактику и предупреждение суицидов среди обучающихся и воспитанников

Ежеквартально и в течение года

администрация школы, психолог

17

Проведение мониторинга программ дополнительного образования обучающихся и подростков профилактической направленности

ежегодно

администрация школы, психолог


В результате реализации программы обучающиеся должны приобрести:




СОДЕРЖАНИЕ.



стр.

1.

Пояснительная записка………………………………………


2.

Содержание Программы………………………………………………


3.

Направления воспитания и социализации личности школьника……


4.

Ожидаемые результаты. ……………………………………………..


5.

Критерии оценки реализации Программы. …………………………


6.

Деятельность классного руководителя.


6.1.

Работа классного руководителя………………..………………………


6.2.

Содержание работы классного руководителя…………………………..


6.3.

Анализы воспитательной работы классного руководителя…………….


7.

Сведения об учащихся.


7.1.

Характеристика класса……………………………………………….…..


7.2.

Список учащихся класса. . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


7.3

Социальный паспорт класса……………………………………….


7.4.

Внеурочная деятельность учащихся (занятость в кружках). ..…


7.5.

Самоуправление в классе.………………………………………………


7.6.

Уровень воспитанности класса………………………………………


8.

Работа с детьми и их родителями.


8.1.

Темы месяцев………………………………………………………………


8.2.

План основных традиционных мероприятий МБОУ-СОШ № 10 х.Новосадковский.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  


8.3.

Календарь образовательных дат.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


8.4.

Беседы по охране жизни и здоровья учащихся……….


8.5.

Мероприятия по ПДД……………………………..


8.6.

Работа с одаренными детьми. ………………………………


8.7.

Работа с детьми «группы риска», «зоны риска». ……


8.8.

Взаимодействие с родителями. ………………


8.9.

Протоколы родительских собраний. ………


8.10.

Календарный план-сетка воспитательной работы. ……


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность программы «Новое поколение».

Проблемы воспитания молодого поколения в XXI веке настоятельно продвигают нас к анализу и осмыслению того, что наработано  в прошлом и настоящем опыте 

воспитательной деятельности и выбору всего значимого и позитивного.Личностно ориентированная направленность современного воспитания нацеливает учителя на создание оригинальных программ работы с ученическим коллективом. Детство фундамент, на котором воздвигается «здание общества». Политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в новом типе молодого человека будущего члена общества, его строителя, организатора, руководителя. Жизнь делает  запрос на человека, имеющего «опыт успеха», уверенного в себе, умеющего брать на себя ответственность, принимать решения, анализировать результаты,  знающего,  чего он хочет от жизни и способного изменитьее к лучшему. Поэтому актуальной становится задача отбора и подготовки социально перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые должны обладать определенным набором знаний и умений, способных выдвинуть их вбудущем на ступени общественного управления:

-умением общаться, понимать механизмы взаимодействия между людьми;

-мением вызывать к себе симпатию окружающих и понимать ценность находящихся 

рядом людей;

-умением четко и доходчиво излагать свои мысли;

умением быть внимательным, не просто слушать, но слышать окружающих, понимать те мысли, которые они высказывают или хотят высказать;

-умением нестандартно мыслить и находить выходы из сложных ситуаций, и т. д.

Для будущего России важен не только профессионализм людей, которые будут создавать богатство страны, но и то,какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. 

Каковы наши дети сегодня, таким будет обществозавтра. Если нам небезразлично, кто будет управлять нашей страной, то этих людей надо готовить уже сегодня. 

Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым иэффективным. Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого  учащегося  на  основе  педагогической  диагностики,  гармонизирует  отношения  с ним,  способствует  формированию детского  коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе. Дети  в  школе должны учиться жить, то есть осваивать нормы и правила жизни, затем учиться  быть с людьми и быть для  людей, ибо ничего нет более ценного и значимого 

в жизни, чем быть полезным, интересным, значимым, ценным. Дети должны  уносить  из школы не только багаж знаний, но и воспоминания о личных и совместных делах, 

образцы и идеалы. Вся работа педагога должна быть ориентирована на развитие индивидуальности и 

самобытности каждого ученика.

Программа «Новое поколение» рассчитана на 2 года с 2017-2019 гг.

.Идея программы - воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.

Основные задачи воспитательного процесса:

- воспитание общечеловеческих и национальных ценностей;

- формирование духовно-нравственных ориентиров;

- усиление работы по профориентации обучающихся;

- формирование социальной позиции, для определения своих возможностей в реализации лидерских функций;

- организация системной работы классного коллектива, через развитие ученического самоуправления.

Для решения поставленных задач эпизодических мероприятий недостаточно, так как нужных результатов в воспитании подростков они не дают, поэтому необходимо систематизировать воспитательную работу через  создание и реализацию воспитательной программы классного коллектива.

Цельвоспитание духовно развитой, психически и физически здоровой  личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

Задачи:
1.Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
2.Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3.Воспитание желания и стремления у обучающихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.

5. Воспитание духовно – нравственных качеств личности обучающихся.

6. Социальная адаптация и профориентация обучающихся.

Ценностные установки:

  •  Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

  • гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания,

правовое государство;

  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,

  • институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,

  • честь, достоинство;

  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс

человечества, международное сотрудничество,

  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о

  • старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,

  • целеустремленность и настойчивость;

  •  традиционные российские религии – представление о вере, духовности,

  • религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе

межконфессионального диалога;

  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание;

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

  • Принцип целостности в воспитании.

Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы

  • Принцип культуросообразности

Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека

Принцип природосообразности

Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать

  • Принцип воспитания творческой личности ребенка.

Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.

Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

  • Принцип сотрудничества.

Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества

Сроки реализации программы:

Подготовительный этап – август-ноябрь 2017г.

Практический этап-

декабрь 2017-декабрь 2018 г.

Контрольно-оценочный-январь 2019-май 2019г.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Направление «Семья».

Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.

Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности  и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.

Мероприятия по реализации данного н Ступенчатое восстановление мотивов учения

в процессе реадаптации к учебной деятельности

Артыков Т. А., начальник учебного управления

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова

Нами предложен инновационный подход к процессу обучения учащихся вечерних школ, выстроенный на

основе логики ступенчатого поэтапного восстановления мотивов и навыков учебной деятельности в ходе

реадаптации. Ступенчатое поэтапное восстановление мотивов учебной деятельности строится на основе

типологии учащихся современной вечерней (сменной) общеобразовательной школы. Типология приведена с

учетом личностных особенностей и возможностей учащегося, первоначального уровня педагогической и ди-

дактической запущенности.

В настоящее время основу контингента учащихся ве-

черней — открытой (сменной) общеобразовательной

школы — «школы взрослых» — составляют подростки,

которых можно разделить на две группы. В первую группу

попадают учащиеся, которые переведены в вечернюю

школу из дневной решением комиссии по делам несо-

вершеннолетних. Естественно, что это учащиеся, как

правило, 6–9 классов. Вторую группу составляют под-

ростки, самостоятельно перешедшие в вечернюю школу

после 9 класса, поскольку в прежней школе в 10 классе

по тем или иным причинам им не нашлось места. Основ-

ными причинами, по которым учащимся приходится попа-

дать в вечернюю школу, являются: неуспеваемость (сюда

же мы отнесем и дидактическую запущенность — они яв-

ляются субъективными показателями нарушения учебной

деятельности), сложное поведение (иногда асоциальное),

трудности в общении со сверстниками и учителями. При

переходе из дневной в вечернюю школу и те, и другие до

начала внедрения программы реадаптации в действие,

так или иначе, испытывали стресс: психологический и

социально-педагогический. Причем первая группа под-

вергалась большим трудностям, учитывая особенности

правового регулирования процесса перевода несовер-

шеннолетних из дневной общеобразовательной школы в

вечернюю сменную школу.

С целью модернизации учебно-воспитательного про-

цесса в условиях вечерней — открытой (сменной) об-

щеобразовательной школы и создания условий для более

успешного усвоения учебного материала в рамках про-

грамм полного общего образования нами была разрабо-

тана программа, в рамках которой мы апробировали сту-

пенчатое поэтапное восстановление мотивов учебной

деятельности в ходе реадаптации в условиях вечерней

школы.

Наша основная позиция заключается в том, что по от-

ношению к учащимся вечерней школы необходимо при-

менять термин — «реадаптация» к учебной деятельности.

Связано это с тем, что все учащиеся уже начинали про-

цесс обучения в дневной школе и имеют общее представ-

ление об организации учебного процесса. Поэтому они

должны пройти повторную адаптацию — реадаптацию к

учебной деятельности. Говорить о реабилитирующем об-

учении также не совсем корректно, поскольку учащиеся

в физическом и физиологическом отношении считаются

нормальными.

Чтобы реадаптация учащихся к учебной деятельности в

условиях «школы взрослых» была успешной необходимы

четыре условия:

• правильная организация процесса реадаптации на

основе первичной информации о контингенте учащихся;

• реорганизация учебной деятельности в условиях

вечерней — открытой (сменной) общеобразовательной

школы, которая включает в себя не только изменение ор-

ганизации учебного процесса, но и содержательного ком-

понента учебных программ;

• повышение познавательной активности учащихся,

направленной на восстановление учебных мотивов;

• обязательная психолого-педагогическая поддержка

процесса реадаптации учащихся и не только педагогом-

психологом школы, но классным руководителем ученика.

Наблюдения и результаты анкетирования показывали,

что контингент учащихся современной вечерней школы

очень разнообразный. Поэтому были описаны основные

группы учащихся с точки зрения построения индивиду-

альной образовательной траектории при реадаптации к

учебной деятельности. В процессе обучения наиболее

значимыми являются такие личностные характеристики,

как мотивация образовательной деятельности, учебные

способности, дидактическая запущенность и коммуни-

кабельность. Они и были положены нами в основу рас-

пределения современного контингента учащихся «школы

взрослых» по основным типам будущих образовательных

Педагогика

144 «Молодой учёный» . №9 . Сентябрь, 2009 г.

траекторий, оптимально отвечающим их возможностям и

личностным особенностям.

1. Группа учащихся, оптимально приспособленных к

условиям обучения в «школе взрослых»: учебная моти-

вация высокая и внутреннего характера; полностью со-

хранены учебные способности; дидактическая запущен-

ность вызвана в основном перерывом в учебе; в системе

социальных отношений «ученик — учитель» и «ученик —

учитель» коммуникабельность удовлетворительная, про-

является тенденция и способность к взаимодействиям на

уровне делового и творческого общения. К этой группе,

как правило, относятся работающие учащиеся, моти-

вация которых подкрепляется стремлением к повышению

квалификации. Учащиеся этой группы быстро адаптиру-

ются к учебному процессу в любых его формах.

2. Группа нормы: мотивация к учебной деятельности

преимущественно внешнего характера (внешние тре-

бования, необходимость); познавательные способности

угасшие, но поддаются постепенному восстановлению

в процессе возобновления учебной работы; дидактиче-

ская запущенность накоплена еще до перерыва в учебе,

нормальная коммуникабельность в системе «ученик —

группа», пониженная в системе «ученик — учитель».

При четком педагогическом управлении учащиеся могут

быть адаптированы к любым формам учебного процесса

вечерней школы.

3. Основная группа: негативное отношение к школьной

учебной деятельности и устойчивое сопротивление

внешним требованиям, познавательные способности

весьма избирательны, мало связаны с непосредственной

учебной работой, с трудом поддаются восстановлению;

дидактическая запущенность длительного накопления;

недостаточные или специфические коммуникативные на-

выки. Именно эта группа и составляет основу контин-

гента учащихся современной вечерней школы. Группа

работоспособна только в условиях повышенного педаго-

гического внимания, постоянного контроля и авторитар-

ного руководства на начальном этапе обучения. Наиболее

эффективна работа в организационных формах учебного

процесса, приспособленных к постоянно контролируемой

пошаговой учебной деятельности.

4. Группа социально-педагогической реабилитации и

дидактической коррекции: демонстративно негативное от-

ношение к учебной деятельности; негативная реакция на

внешние требования; пониженные общие познавательные

способности и неразвитые познавательные умения; ком-

муникативные навыки на уровне предметных отношений

и примитивной манипуляции; длительный опыт асоци-

ального и противоправного поведения. Учащиеся группы

могут работать, как правило, в рамках простейших форм

учебной деятельности и при условии четкой координации

взаимодействий учителей, школьного психолога, соци-

ального педагога, семей учащихся (там, где это целесо-

образно по возрасту учащихся и социальному портрету

родителей). К этой группе относятся учащиеся основной

школы, т. е. 6–9 классов.

Особенность данной классификации заключается в

том, что процесс определения отнесения учащегося к той

или иной группе происходит в течение первых двух ме-

сяцев с момента начала учебного процесса. Он складыва-

ется из целого ряда мероприятий, которые теперь входят

неотъемлемой частью в педагогическую систему школы:

• первоначальное анкетирование, получение пер-

вичной информации о поступающем учащемся;

• беседы с психологом;

• беседы с социальным педагогом и заместителем ди-

ректора по социальным вопросам;

• «Дни активного взаимодействия»;

• анкетирование учащихся новым классным руково-

дителем на предмет сформированности коммуникативных

навыков;

• тестирование по предметам: русский язык, литера-

тура, алгебра и начала анализа, биология, химия и физика

с целью выявления уровня дидактической запущенности.

В рамках модернизации дидактических процессов и

организационных форм была выдвинута идея ступенча-

того восстановления учебных мотивов. В общем случае

реадаптация учащихся к учебной деятельности была вы-

строена «школой взрослых» в следующий ряд последова-

тельных дидактически и психологически преемственных

ступеней (шагов):

• Ступень мягкого, минимально травмирующего пе-

ревода подростка из обычной дневной общеобразова-

тельной школы в «школу взрослых», (обеспечиваемую

длительным направленным отслеживанием условий и

причин негативов в его учебной деятельности, сопрово-

ждаемым плановой работой с семьей и самим подростком

по психологической подготовке его к обучению в другой

(вечерней) школе и обеспечиваемый щадящими и нетра-

диционными формами официального перевода);

• Ступень первоначального, минимально необходи-

мого восстановления форм и способов учебного поведения,

(обеспечиваемую тактичным, щадящим процессом выяв-

ления дидактической запущенности, остаточных знаний и

учебных навыков, сопровождаемый игровыми техноло-

гиями, технологиями косвенного выявления факта, струк-

туры и уровней дидактической запущенности и опреде-

ления остаточных знаний, умений и навыков);

• Ступень восстановления навыков и мотивации к

учебной деятельности и начального снятия психологиче-

ских барьеров, типа «ученик — школа» (на базе обеспе-

чения начальных успехов на остаточных знаниях и уме-

ниях в период углубленного повторения относительно

знакомого материала);

• Ступень обеспечения начального успеха (в работе

с новым материалом в условиях и с помощью безоценоч-

ного обучения);

• Ступень самоутверждения в учебной деятель-

ности (в условиях относительно стандартных технологий

и содержания обучения и типичных учебных нагрузок —

норма обучения);

• Ступень индивидуализированной образовательной

Педагогика

Сентябрь, 2009 г. . №9 . «Молодой учёный» 145

траектории (максимум реализации индивидуальных лич-

ностных возможностей в условиях очного, очно-заочного,

индивидуального, ускоренного и параллельного обучения

и обучения в форме экстерната).

При данной организации процесса реадаптации уча-

щихся вечерней — открытой (сменной) общеобразова-

тельной школы к учебной деятельности в результате будут

обеспечены оптимально возможный темп ликвидации ди-

дактической запущенности и последующий вывод (выход)

каждого учащегося на индивидуальную образовательную

траекторию, адекватную восстанавливающимся мотивам

и навыкам учебной деятельности.

Литература:

1. Вершинин В. Н. Центр образования взрослых: алгоритм становления. РАО Институт образования взрослых.

Инновации в образовании и социальные перемены. Материалы к конференции. — Санкт-Петербург, 1993.

2. Вершинин В. Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. — Ульяновск: ИПК

ПРО, 2002.

3. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования. — Педагогика, 2003, №8.

4. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. — Ереван:

Наука, 1988. — 246 с.

5. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. —__ аправления


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Винник Ирина Ивановна

Дата: 10.10.2024

Номер свидетельства: 657454


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства