Актуальность Программы обусловлена её практической значимостью. Результаты творческой деятельности способствуют развитию активной личности, способной ориентироваться на будущее, прогнозировать, фантазировать, гибко переходить к новым видам деятельности, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
В ходе реализации Программы обучающиеся удовлетворяют свои познавательные интересы. В процессе овладения основами оригами у обучающихcя развиваются логическое и творческое мышление, закладываются основы конструкторского и образного мышления, пространственные представления.
Используя самый доступный и дешевый материал для творчества – бумагу, обучающиеся учатся работать руками, у них совершенствуются мелкая моторика рук и точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Обучающиеся продолжают знакомство с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), пройденными на уроках математики, применяя на практике полученные знания. Происходит обогащение словарного запаса специальными терминами.
Педагогическая целесообразность
В ходе реализации программы обучающиеся не только овладевают основами оригами, но и создают творческие проекты (как индивидуальные, так и коллективные) - композиции на заданные и произвольные темы. В процессе работы у обучающихся формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа
бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так обучающиеся осваивают законы перспективы. Таким образом, овладевая основами оригами, создавая композиции, обучающиеся применяют знания, полученные на уроках математики, технологии, рисования, окружающего мира. Создавая коллективные проекты, обучающиеся приобретают опыт совместной деятельности, учатся слушать и слышать друг друга.
Цель программы: обучение основам техники оригами, развитие творческих способностей обучающихся через организацию коллективно-творческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
знакомство обучающихся с базовыми формами оригами;
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
обучение различным приемам работы с бумагой;
применение знаний, полученных на уроках математики, окружающего мира, технологии, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству и философии оригами;
расширение коммуникативных способностей;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Возрастная категория обучающихся:
Возрастная категория обучающихся по программеот 8 до 12 лет.
Срок реализации:
Срок реализацииПрограммы составляет 1 год (30 часов в год, 1 час в неделю).
Планируемые результаты реализации Программы:
В результате обучения по данной Программе обучающиеся будут знать:
основные геометрические фигуры;
базовые формы оригами;
различные приемы при работе с бумагой; основы техники оригами.
будут уметь:
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия и композиции (как индивидуальные, так и коллективные) в технике оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
У обучающихся будут развиваться:
логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
мелкая моторика рук и глазомер;
художественный вкус, творческие способности, фантазия.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
уровень - репродуктивный с помощью педагога;
уровень – репродуктивный без помощи педагога; ;
III уровень - продуктивный;
IV уровень – творческий.
В течение года педагог отмечает в личной карточке достижений обучающегося уровень выполнения работы.
Механизм оценивания результатов освоения Программы:
Входной контроль.
Беседа, с целью выявления уровня знаний обучающихся об оригами.
Текущий контроль.
В процессе обучения в течение года обучающиеся выполняют творческие и практические задания с целью контроля уровня базовых знаний.
Итоговый контроль.
Итогом обучения является законченная творческая работа. Участие в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня.
Формы подведения итогов реализации Программы:
По окончании обучения проводится итоговая аттестация в виде выполнения творческого проекта.
Конечным результатом выполнения Программы предполагается выход обучающихся на III – IV уровни обученности, результативное участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.