kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности профориентационной направленности 5 класс "Путешествие в мир профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности профориентационной направленности 5 класс "Путешествие в мир профессий"»















Рабочая программа курса внеурочной деятельности

профориентационной направленности

«Путешествие в мир профессий»

5 класс



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Основными особенностями учащихся этого возраста являются: любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед учащимися стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая. Программа «Путешествие в мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени, а также в силу возрастных возможностей школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии. Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.



Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи: - познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; - развивать интерес у школьников к трудовой и профессиональной деятельности; - содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией; - формировать чувства ответственности за свои действия и решения;

- формировать положительное отношение к труду и людям труда.


Общая характеристика курса «Путешествие в мир профессий».


Нынешние школьники раньше начинают задумываться о своём будущем, включаться в деятельность, занятия, обеспечивающие их знания и умения, которые потребуются в их предстоящей работе. Они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими. Данная программа создаёт условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с профессиями людей. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке. Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Мероприятия позволят расширить знания школьников о профессиях родного края. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы. Новизна рабочей программы состоит в том, что уже на ранних стадиях формирования социальной сферы дети знакомятся с профессиями взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно - исследовательской деятельности учащихся.

Содержание курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир профессий».

Введение в мир профессий. В этом разделе программы обучающиеся знакомятся с профессий, учатся ориентироваться в их многообразии.  Определение профессии. Определение специальности.

Профессии моих родителей. Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда. Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей и родителей.

Знакомство с различными профессиями. Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель, директор, повар, младший обслуживающий персонал).Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий).   Здоровье и профессия.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.



Основные принципы реализации программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип практической направленности;

  • принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся.



Методы обучения:

  • кружки по интересам;

  • анкетирование учащихся;

  • моделирование ситуаций;

  • беседа;

  • классные часы;

  • наблюдение за работой взрослых и знакомство с результатами труда;

  • просмотр телепрограмм, видеофильмов о людях различных профессий;

  • игровые методы;

  • тесты;

  • конкурсы.


Формы проведения занятий:

  • экскурсии

  • беседа

  • практическая работа

  • наблюдение

  • коллективные и индивидуальные занятия

  • самостоятельная работа

  • консультация.


Технологии:

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- компьютерные технологии.


Описание места учебного курса В учебном плане курс «Путешествие в мир профессий» включён во внеурочную деятельность. Основной формой организации является занятие.

Продолжительность занятия составляет 40 минут. Программа рассчитана на 1 год, 1 час в неделю , 34 часа в год.

Планируемые результаты изучения учебного курса.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

 положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

 осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

 умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

 стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми.


Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

 принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

 планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

 действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

 контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);


Коммуникативные:

Обучающийся научится:

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач

общения;

 вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

 уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве.



Предметные:

В результате изучения курса обучающиеся должны

Знать: Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта, района.

Уметь:

Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;



Календарно-тематическое планирование 5 класс


Количество учебных недель -34.

Количество часов в год -34.

Количество часов в неделю -1.


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт


1


1 четверть. (8 часов)

Раздел 1. «Введение в мир профессий»

Зачем человек трудится?



1



05.09


2

Какие профессии ты знаешь?

1

12.09


3

Мир интересных профессий

1

19.09


4

Чем пахнут ремесла? (Дж. Родари)

1

26.09


5

Кем я хочу стать? (В. Маяковский «Кем быть» Чтение отрывка из стихотворения).

1

03.10


6

Профессии в моей семье.

1

10.10


7

Мой труд дома


1

17.10


8

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия».


1

24.10




2 четверть. (8 часов)





1

Профессия «Водитель автомобиля»

1

7.11


2

Профессия «Цветовод».

1

14.11


3

Профессия - библиотекарь

1

21.11


4

«Профессия – продавец».


1

28.11


5

«Профессия – продавец». Практика.

1

5.12


6

Моя мама – парикмахер.

1

12.12


7

«Профессия – парикмахер». Практика.

1

19.12


8

Викторина «Что мы узнали?».

1

26.12



3 четверть. (10 часов)





1

Профессия – повар.

1

16.01


2

Профессия – повар. Практика.

1

23.01


3

Профессия – почтальон.

1

30.01


4

Профессия – почтальон. Практика.

1

6.02


5


Профессия --- швея.

1


13.02


6


Практика: как рубашка в поле выросла

1


20.02


7

Профессия – строитель

1

27.02


8

Практика: как появляется дом?

1

6.03


9

Профессия – пожарный. Опасные профессии. Экскурсия в пожарную часть.

1

13.03


10

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»


20.03



1


4 четверть. (7 часов)

Весёлая викторина о профессиях


1



3.04


2

Профессия – летчик, космонавт.

1

10.04


3

Профессия – врач.

1

17.04


4

Профессия-хлебороб.

1

24.04


5

Профессии в кроссвордах

1

8.05


6

Праздник в городе мастеров. Профессии от «А» до «Я».

1

15.05


7

Практика: конкурс «Лучший рисунок о труде «Быть нужным людям».

1

22.05




Всего: 33 часа.







Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.


  1. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;

  2. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.;

  3. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.
    Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.;

  4. «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.

  5. Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2006.

  6. «Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. - М., 2006.;

  7. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М. 1990

  8. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

  9. Г. Резапкина «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» – № 14 2006 г.

  10. Пряжников H.C. Профориентация в школе: игры, упражнения, вопросники 8-11 кл. - Москва. ВАКО, 2008

  11. Профориентация старшеклассников: сборник учебно-метод. Материалов /Сост., ред. коммент. T.B. Черниковой. — Волгоград. Учитель, 2007

  12. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьников, психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005.

  13. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2003.

  14. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.

15. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Елена Николаевна

Дата: 12.08.2025

Номер свидетельства: 673151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства