Программа по внеурочной деятельности профориентационной направленности 5 класс "Путешествие в мир профессий"
Программа по внеурочной деятельности профориентационной направленности 5 класс "Путешествие в мир профессий"
Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности профориентационной направленности 5 класс "Путешествие в мир профессий"»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
профориентационной направленности
«Путешествие в мир профессий»
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Основными особенностями учащихся этого возраста являются: любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед учащимися стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая. Программа «Путешествие в мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени, а также в силу возрастных возможностей школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии. Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.
Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи: - познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; - развивать интерес у школьников к трудовой и профессиональной деятельности; - содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией; - формировать чувства ответственности за свои действия и решения;
- формировать положительное отношение к труду и людям труда.
Общая характеристика курса «Путешествие в мир профессий».
Нынешние школьники раньше начинают задумываться о своём будущем, включаться в деятельность, занятия, обеспечивающие их знания и умения, которые потребуются в их предстоящей работе. Они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими. Данная программа создаёт условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с профессиями людей. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке. Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Мероприятия позволят расширить знания школьников о профессиях родного края. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы. Новизна рабочей программы состоит в том, что уже на ранних стадиях формирования социальной сферы дети знакомятся с профессиями взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно - исследовательской деятельности учащихся.
Содержание курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир профессий».
Введение в мир профессий. В этом разделе программы обучающиеся знакомятся с профессий, учатся ориентироваться в их многообразии. Определение профессии. Определение специальности.
Профессии моих родителей. Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда. Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей и родителей.
Знакомство с различными профессиями. Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель, директор, повар, младший обслуживающий персонал).Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий). Здоровье и профессия.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Основные принципы реализации программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип практической направленности;
принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
Методы обучения:
кружки по интересам;
анкетирование учащихся;
моделирование ситуаций;
беседа;
классные часы;
наблюдение за работой взрослых и знакомство с результатами труда;
просмотр телепрограмм, видеофильмов о людях различных профессий;
игровые методы;
тесты;
конкурсы.
Формы проведения занятий:
экскурсии
беседа
практическая работа
наблюдение
коллективные и индивидуальные занятия
самостоятельная работа
консультация.
Технологии:
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- компьютерные технологии.
Описание места учебного курса В учебном плане курс «Путешествие в мир профессий» включён во внеурочную деятельность. Основной формой организации является занятие.
Продолжительность занятия составляет 40 минут. Программа рассчитана на 1 год, 1 час в неделю , 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач
общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве.
Предметные:
В результате изучения курса обучающиеся должны
Знать: Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта, района.
Уметь:
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Количество учебных недель -34.
Количество часов в год -34.
Количество часов в неделю -1.
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
план
факт
1
1 четверть. (8 часов)
Раздел 1. «Введение в мир профессий»
Зачем человек трудится?
1
05.09
2
Какие профессии ты знаешь?
1
12.09
3
Мир интересных профессий
1
19.09
4
Чем пахнут ремесла? (Дж. Родари)
1
26.09
5
Кем я хочу стать? (В. Маяковский «Кем быть» Чтение отрывка из стихотворения).
1
03.10
6
Профессии в моей семье.
1
10.10
7
Мой труд дома
1
17.10
8
Конкурс рисунков «Моя будущая профессия».
1
24.10
2 четверть. (8 часов)
1
Профессия «Водитель автомобиля»
1
7.11
2
Профессия «Цветовод».
1
14.11
3
Профессия - библиотекарь
1
21.11
4
«Профессия – продавец».
1
28.11
5
«Профессия – продавец». Практика.
1
5.12
6
Моя мама – парикмахер.
1
12.12
7
«Профессия – парикмахер». Практика.
1
19.12
8
Викторина «Что мы узнали?».
1
26.12
3 четверть. (10 часов)
1
Профессия – повар.
1
16.01
2
Профессия – повар. Практика.
1
23.01
3
Профессия – почтальон.
1
30.01
4
Профессия – почтальон. Практика.
1
6.02
5
Профессия --- швея.
1
13.02
6
Практика: как рубашка в поле выросла
1
20.02
7
Профессия – строитель
1
27.02
8
Практика: как появляется дом?
1
6.03
9
Профессия – пожарный. Опасные профессии. Экскурсия в пожарную часть.
1
13.03
10
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
20.03
1
4 четверть. (7 часов)
Весёлая викторина о профессиях
1
3.04
2
Профессия – летчик, космонавт.
1
10.04
3
Профессия – врач.
1
17.04
4
Профессия-хлебороб.
1
24.04
5
Профессии в кроссвордах
1
8.05
6
Праздник в городе мастеров. Профессии от «А» до «Я».
1
15.05
7
Практика: конкурс «Лучший рисунок о труде «Быть нужным людям».
1
22.05
Всего: 33 часа.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.;
Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.;
«Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.
Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2006.
«Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. - М., 2006.;
Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М. 1990
Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
Г. Резапкина «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» – № 14 2006 г.
Пряжников H.C. Профориентация в школе: игры, упражнения, вопросники 8-11 кл. - Москва. ВАКО, 2008
Профориентация старшеклассников: сборник учебно-метод. Материалов /Сост., ред. коммент. T.B. Черниковой. — Волгоград. Учитель, 2007
Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьников, психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005.
Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2003.
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.