Программа лагеря дневного пребывания «Казачья застава»
Программа лагеря дневного пребывания «Казачья застава»
Ведущее значение в программе уделяется формированию у детей, подростков гражданственности, патриотизма, чувства товарищества и милосердия, морально-психологической устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в экстремальных условиях, а также укреплению здоровья, закаливанию организма детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря дневного пребывания «Казачья застава»»
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
села ХРУЩЕВКА в селе КРУТЫЕ ХУТОРА имени ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Д.КУЗНЕЦОВА
ЛИПЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
директор МОБУСОШ Хрущевка
_______________/Л.И.Попова/
«____»_______ 2018 г.
Программа
лагеря дневного пребывания
«Казачья застава»
Программа разработана
начальником лагеря:
М.В.Додоновой
2018 год
Крутые Хутора
Содержание
Паспорт программы……………………………………………………..………….3
Пояснительная записка…………………………………………………..………….6
Актуальность проекта………………………………………..…..………………….6
Цель программы………………………………………………….…………………6
Задачи…………………………………………………………….………….….……7
Система работы………………………………………………………………………7
Концепция программы………………………………………………………………7
Уникальность программы…….……………………………………………….……8
Социальная значимость…………………………………………………………..…8
Сроки реализации…………………………………………………………...………8
Этапы реализации………………………………………………………………..……9
Формы работы………………………………………………..……………...………9
Принципы программы………………………………………………………………9
Основное содержание программы…………………………….………….………10
Ожидаемые результаты………………………………………………….…………11
Кадровое обеспечение программы……………………………………………….11
Схема управления программой……………………………………….…………..12
Список литература…………..……………………………………………………..13
Приложения…………………..…………………….………………………………14
Паспорт программы
Основания для разработки программы
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
- Конституцией РФ;
- Закон «Об образовании РФ»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
- Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599 - 10);
-Приказ комитета образования администрации Липецкого муниципального района от № «Об организации работы лагерей труда и отдыха на базе муниципальных общеобразовательных организаций в период летних каникул 2018 года».
- Приказ МОБУ СОШ с. Хрущевка № от 03.05.2018г. года «Об организации работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием в период летних каникул»;
- Положение о лагере дневного пребывания;
- Правила внутреннего трудового распорядка лагеря дневного пребывания;
- Должностные обязанности сотрудников лагеря дневного пребывания;
- Инструкции по технике безопасности.
Полное название программы
Программа профильного лагеря дневного пребывания детей на базе филиала МОБОУ СОШ с. Хрущевка в селе Крутые Хутора имени Героя Советского Союза П.Д. Кузнецова Липецкого муниципального района Липецкой области «Казачья застава»
Цель программы
Создание оптимальных условий для укрепления здоровья, полноценного отдыха детей и непрерывного воспитательного процесса на примере традиций казачества.
Основные задачи программы
- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.
- Изучение истории казачества, бытовых и духовных традиций казачества, быте и культуре казаков.
- Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей и осмысленного отношения каждого к своему здоровью на примере традиций казачества.
- Сокращение детского травматизма.
- Профилактика детской безнадзорности, правонарушений в летний период.
- Привитие навыков общения и толерантности, культурного поведения; навыков здорового образа жизни, санитарно-гигиенической и экологической культуры.
- Развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей.
- Создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей на примере традиций казачества.
- Расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире.
- Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений.
Участники программы
Учащиеся 7 -14 лет, учителя, родители.
Кадровое обеспечение и структура управления
В течение смены по штатному расписанию лагеря работают:
начальник лагеря,
воспитатели,
работники столовой,
технический персонал,
инструктор по физической культуре,
медик.
Принципы программы
- Массовость и добровольность участия в делах лагеря;
-развитие творчества и самодеятельности;
- единство оздоровительной и воспитательной работы;
- взаимосвязь с семьёй и социальной средой;
- учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
- построения отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;
-соответствие типу сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности;
- уважение и доверие.
Условия реализации
1.Лагерь организуется на базе филиала МОБОУ СОШ с. Хрущевка в селе Крутые Хутора имени Героя Советского Союза П.Д. Кузнецова Липецкого муниципального района Липецкой области «Казачья застава».
- начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
- сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
- воспитатели отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- Укрепление здоровья детей.
- Воспитание чувства патриотизма.
- Улучшение социально-психологического климата в лагере.
- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей.
- Создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и заместитель директора школы.
Авторы программы
Додонова М.В.– учитель начальных классов.
Адрес организации
399515 Липецкая область, Липецкий район, улица Школьная,
дом 1. Телефон 76-76-38
Пояснительная записка
Желаемая форма устройства летнего труда и отдыха видится нам в организации единого воспитательного пространства, в котором создаются благоприятные условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха с одной стороны и организация творческой, познавательной, даже исследовательской деятельности школьников с другой стороны: такое идеальное совмещение приятного с полезным. Одно важное и непременное условие – деятельность эта должна быть школьникам интересна, увлекательна, желанна.
Что же конкретно нашим детям интересно? Каким добрым и полезным общим делом их увлечь?
Профильный лагерь дневного пребывания «Казачья застава» - это успешная совместная деятельность детей, педагогов и родителей. Участники смены имеют возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенному направлению деятельности, продемонстрировать свои способности и талант. Ведущее значение в программе уделяется формированию у детей, подростков гражданственности, патриотизма, чувства товарищества и милосердия, морально-психологической устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в экстремальных условиях, а также укреплению здоровья, закаливанию организма детей.
Актуальность программы
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание программы для организации летнего отдыха учащихся. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
все большим распространением в области информации казачьей направленности;
- проблемой формирования национального этнического самосознания подрастающего поколения, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине, чувства патриотизма;
- сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Цели программы:
Создание оптимальных условий для укрепления здоровья, полноценного отдыха детей и непрерывного воспитательного процесса на примере традиций казачества.
Задачи:
- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.
- Изучение истории казачества, бытовых и духовных традиций казачества, быте и культуре казаков.
- Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей и осмысленного отношения каждого к своему здоровью на примере традиций казачества.
- Сокращение детского травматизма.
-Профилактика детской безнадзорности, правонарушений в летний период. - Привитие навыков общения и толерантности, культурного поведения; навыков здорового образа жизни, санитарно-гигиенической и экологической культуры.
- Развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей.
- Создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей на примере традиций казачества.
- Расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире.
- Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений.
Система работы
в лагере предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались духовно-нравственное, патриотическое, гражданское, художественно- эстетическое, спортивное и трудовое воспитание. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях школьного оздоровительного лагеря.
Концепция программы
История - это фундамент, на котором мы с вами строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…
Казаки понимали: чем крепче корни, тем больше порядка и дисциплины. У них до сих пор сохранился боевой дух, и они готовы нести службу, жить и работать на земле одной семьей. Казачество невозможно без России, как и Россия без казачества. И сегодня оно вновь становится активным творцом одним из надежных гарантов национальных интересов России.
Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны. Мы являемся свидетелями того, как российское казачество возрождается и крепнет. Поэтому изучение истории казачества в лагере представляется достаточно актуальным. Самая доступная форма освоения ребятами культурных традиций казачества - это знакомство с историей казачества, традициями, песнями казаков.
Комплексная программа призвана обеспечить знакомство детей с казачеством.
Уникальность программы
Проект направлен на организацию содержательного досуга детей и подростков и предполагает проведение систематизированной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников проекта и формированию у них патриотизма. Проект призван объединить общими целями и задачами все детские коллективы и структурные подразделения, образованные на базе школы в период летних каникул. Вместе мы – сила, вместе мы – армия! Наш программа будет включать в себя профильный лагерь с дневным пребыванием детей и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Профильный лагерь с дневным пребыванием детей откроет двери для детей 1-8 классов и будет работать в одну смену.
Социальная значимость
программы растет с возрастанием степени вовлечения в программу сторонних организаций. Механизм реализации её предполагает тесное сотрудничество с школьным музеем и библиотекой, музеями города Липецка и Липецкой области.
Все мероприятия и коллективные дела программы нацелены на формирование у ребят устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, помогать друг другу, уважать окружающих людей, любить Родину и отчий край, любить и беречь окружающий нас мир природы.
Участники лагерной смены – учащиеся филиала МОБОУ СОШ с. Хрущевка в селе Крутые Хутора.
Возраст участников проекта: программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Сроки реализации: июнь.
Этапы реализации программы:
I этап – подготовительный (апрель – май) – подготовка документации и материальной базы для открытия лагерной смены; подготовка кадрового потенциала, обучение воспитателей, изучение интересов детей.
II этап - основной (июнь) - организация работы профильного лагеря дневного пребывания «Казачья застава»: реализация мероприятий программы, организация оздоровительной и досуговой деятельности; организация взаимосвязи, посещений и общих мероприятий с другими летними детскими организациями. Во время реализации программы дети оформляют отрядный уголок с тематикой казачества, выставку рисунков.
III этап – заключительный (июнь) - подведение итогов работы, оценка результатов реализации программы, фото-отчеты, выставки.
Формы работы:
- встречи, беседы с представителями казачества;
- просмотр фильмов о казаках, фотографий;
- использование мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов;
- экскурсии;
- участие в культурно-массовых мероприятиях,
- участие в спортивных соревнованиях.
Принципы работы
Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации программы:
1. Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, добровольность включения детей в ту или иную деятельность.
2. Обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3. Изучение и освоение культуры народа.
4. Гуманизация межличностных отношений.
Данная программа способствует формированию у школьников эмоционально–положительного отношения к казачеству, гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Основное содержание программы
Патриотический модуль
Задачи
Основные формы работы
Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Приобщение к духовным ценностям российской истории.
День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
Спортивные соревнования «Снайпер»
Беседа «Символика Российской Федерации»
Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»
Подвижные народные игры (Лапта, городки, «Всадники»);
Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья»
Игра «Зарничка»
Совместные мероприятия с казаками.
Физкультурно-оздоровительный модуль
Задачи
Основные формы работы
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры на спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе («Разбойники», «Кто быстрее сядет на коня»)
Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра веселые старты «Казачьи игры», «А ну-ка, казаки» «Солнце, воздух и вода»)
Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ)
Художественно-творческий модуль
Задачи
Основные формы работы
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
Развитие творческих способностей детей.
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты»)
Конкурсные программы («Любо, братцы, любо», «Алло, мы ищем таланты»)
Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека»)
Игровые творческие программы («Я и моя казачья семья»)
Концерты («Знакомьтесь, братцы, это мы»)
Творческие игры на занятиях в кружках
Выставки, ярмарки поделок
Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.
Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.
Ожидаемые результаты:
- Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
- Укрепление здоровья воспитанников, через соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
- Развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом.
- Воспитание уважения к родной природе.
- Развитие творческой активности каждого ребенка.
- Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
- Проведение интересного и содержательного отдыха в лагере.
- Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.
- Привитие навыков самообслуживания.
Кадровое обеспечение
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. Педагогический коллектив представлен педагогами филиала МОБОУ СОШ с. Хрущевка в селе Крутые Хутора, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. В мае для педагогов проводится стажерская площадка «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Заместитель начальника лагеря проводит воспитательную работу в лагере, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Инструктор по физической культуре исполняет следующие обязанности:
1. Принимает участие в распределении детей по группам в зависимости от физической подготовки детей.
2. Составляет распорядок занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов детей, проводит занятия.
3. Ведет занятия с детьми, обучает их технике выполнения физических упражнений, формирует нравственно-волевые качества детей, проводит закаливающие процедуры.
4. Организует и проводит физкультурно-спортивные праздники, соревнования, спартакиады, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера.
5. Принимает участие в пешеходных оздоровительных экскурсиях, туристских походах.
6.Обеспечивает безопасность детей при проведении физических и спортивных занятий, оказывает им первую доврачебную помощь.
7. Совместно с врачом контролирует состояние здоровья детей, принимает участие в оценке качества оздоровительной работы в лагере.
8.Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений для проведения спортивных мероприятий, плоскостными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, игровыми площадками, состоянием спортивного оборудования и инвентаря, гигиенического состояния плавательного бассейна, открытых водоемов.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Схема управления программой
Программа разработана начальником лагеря, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки с работниками лагеря( воспитатели, заместитель начальника лагеря, медик, инструктор, технический персонал);
-составляются планы работы отрядов, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-оказывается методическая и консультативная помощь работникам лагеря;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья, мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателем работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;
-отвечать за одно, из направлений работы.
Список литературы:
1. «Казачество – щит Отечества» М. Издат. дом. ТОНЧЦ,2005 г. – 336 с.
2. Казачество. Энциклопедия. ГЛ. РЕД. А. П. ФЕДОТОВ. — М .: ИНФРА-М, 2003 . — 400 С.
4. Российское казачество. Научно-справочное издание: РАН Институт этнологии и антропологии. М, 2003. .,-880с.
5. Степанченко В.И., «Казачьему.
6. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
7. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
8. Кириленко Е.А. Здравствуй, лето!
9. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2071 г.
10. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2016 г.
11. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2017 г.