Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для учащихся 2 и 3 класса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 2,3классов
«Основы православной культуры»
Форма организации: кружок
Направление: духовно - нравственное
Срок реализации: 2 года
Программа составлена: Архиповой с.В., учителем начальных классов МБОУ Школы № 137 г.о. Самара
Самара, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры»» для 2-3 классов разработана на основе примерной программы «Духовно нравственная культура России», для общеобразовательных школ, начальная школа.
Авторы - составители: игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. – Самара: ,2019г.
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»).
Данная программа направлена на приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенных в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, в искусстве; воспитание духовно- нравственного гражданина России, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства.
Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.
Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций.
Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
И, конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
При обучении детей по программе «Основы православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного обучения;
•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Сведения о сроках реализации программы
Полный курс рассчитан на 3года обучения по 1 часу в неделю.
Согласно плану школы всего на изучение курса «Основы православной культуры России» в начальной школе выделяется 102 часа, из них по 34 часа во 2-х, 3-х (1час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Цель программы:
духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.
Задачи программы:
__ изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные универсальные учебные действия
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.
Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
Бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения.
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно - познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Младший школьник получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России. Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• находить на карте столицы национально- территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций;
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о истории Ветхого и Нового Завета, о главных мировых религиях христианских церквей , истории Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам, развитие ценностных отношений школьника к другому человеку.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Методы обучения
Классификация по источнику получения знаний Н.М. Верзилина, Е.И. Перовского:
наглядный метод;
словесный метод;
практический метод.
Классификация в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный метод;
метод проблемного изложения;
частично-поисковый (эвристический) метод;
исследовательский метод.
Классификация на основе комбинирования разных признаков Ю.К. Бабанского:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Учебно-тематический план программы
2 класс
№
Название раздела
Число аудиторных
занятий
Число внеаудиторных
занятий
Общее количество часов
1
В начале было слово
1
1
2
Сотворение мира. Рай
1
1
3
Матерь Господа Нашего
1
1
4
Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники
1
1
5
Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского
1
1
6
Образ Богородицы: язык и символика одежды
1
1
7
Плоды земные
1
1
8
Мир пироды
1
1
9
Казанская Икона Божией Матери – хранительница русского дома
1
1
10
Вера и суеверия
1
1
11
На пути к высотам мудрости
1
1
12
Чистота телесная и духовная
1
1
13
Красота внешняя и внутренняя
1
1
14
Нравственные понятия: добро и зло
1
1
15
Люби ближнего как самого себя
1
1
16
Рождественская ёлка
1
1
17
Крещение господне
1
1
18
Церковная седмица и государственная неделя
1
1
19
Дела милосердия
1
1
20
Отношение к родителям
1
1
21
Урок нравственности
1
1
22
День Защитника Отечества
1
1
23
Православная и народная традиция. Пост
1
1
24
Иисус Христос – Спаситель мира
1
1
25
Чудеса в жизни и в сказках
1
1
26
Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления
1
1
27
Вербное воскресение
1
1
28
Пасхальная седмица
1
1
29
Ученики Иисуса Христа
1
1
30
День славянской письменности и культуры
1
1
31
Посещение храма
1
1
32
Творческие работы.
1
1
33
Экскурсии
1
1
34
Экскурсии
1
1
Итого
12 часов
22 часа
34 часа
35%
65%
100%
3 класс
№
Название раздела
Число аудиторных
занятий
Число внеаудиторных
занятий
Общее количество часов
1
Аз и Буки – начало науки
1
1
2
Начать с азов
1
1
3
Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства.
1
4
Традиции празднования именин
1
1
5
Семья преподобного Сергия Радонежского
1
1
6
Покров Пресвятой Богородицы: история праздника
1
7.
« В поте лица твоего будешь есть хлеб»
1
1
8
Природный и духовный мир
1
1
9
Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери
1
1
10
Язычество древних славян
1
1
11
Уроки нравственности
1
1
12
Традиции семейной трапезы (Филипповский пост)
1
1
13
Введение во Храм Пресвятой Богородицы
1
1
14
Выбор пути духовного и земного.
1
1
15
Заповеди о любви. Совесть
1
1
16
Рождество Христово
1
1
17
Крещение Господне
1
1
18
Любовь к детям. Христос и дети
1
1
19
Дела милосердия
1
1
20
Отношение святых отцов к животным
1
1
21
Урок нравственности
1
1
22
День защитника Отечества
1
1
23
Общение с миром. Время очищения
1
1
24
Строение семьи. Мир в семье
1
1
25
Значение Имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем»
1
1
26
Благовещение Богородицы
1
1
27
Вход Господень в Иерусалим: историческое событие
1
1
28
Пасхальная седмица
1
1
29
Радоница – Вселенская Пасха
1
1
30
День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла
1
1
31
Посещение храма. Внутреннее устройство храма
1
1
32
Труд – основа жизни
1
1
33- 34
Экскурсии
2
Итого
10часов
30%
24часа
70%
34часа
Содержание курса
2 класс
№
Разделы, темы
Краткое содержание темы
Формы организации образовательного процесса
Сроки
1
В начале было слово
Слово – помощник. Бессловесность. Устное народное творчество. Библия.
Урок – беседа.
Сентябрь,
1 неделя
2
Сотворение мира. Рай
Сотворение мира. Рай. Блаженство. Первые люди в раю.
Урок – сообщение.
Сентябрь,
1 неделя
3
Матерь Господа Нашего
Икона. Иисус Христос. Дева Мария - Богородица.
Экскурсия в храм.
Сентябрь,
1 неделя
4
Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники
Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники. Молитва. День Ангела.
Урок – беседа.
Сентябрь,
1 неделя
5
Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского
Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского. Житие. Псалтирь. Преподобный.
Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Октябрь,
1 неделя
6
Образ Богородицы: язык и символика одежды
Образ Богородицы: язык и символика одежды. Грех. Материальная и духовная защита.
Интеллектуально – познавательная игра.
Октябрь,
1 неделя
7
Плоды земные
Плоды земные. Откуда хлеб на стол пришёл? Нравственная задача.
Урок – беседа.
Октябрь,
1 неделя
8
Мир природы
Мир природы. Природа. Умиротворение
Акция по уборке пришкольного участка.
Октябрь,
1 неделя
9
Казанская Икона Божией Матери – хранительница русского дома
Казанская Икона Божией Матери – хранительница русского дома. Красный угол. Праздник примирения и согласия.
Экскурсия в храм.
Ноябрь,
1 неделя
10
Вера и суеверия
.Вера и суеверия. Заповедь «Не сотвори себе кумира». Доброе имя.
Просмотр и обсуждение видеоматериалов
Ноябрь,
1 неделя
11
На пути к высотам мудрости
На пути к высотам мудрости. Честь. Благочестие. Репутация. Долг чести
Урок – викторина.
Ноябрь,
1 неделя
12
Чистота телесная и духовная
Чистота телесная и духовная. Мысли. Желания. Воля. Чистая душа
Урок - беседа.
Декабрь,
1 неделя
13
Красота внешняя и внутренняя
Красота внешняя и внутренняя.
Творческие проекты учащихся.
Декабрь,
1 неделя
14
Нравственные понятия: добро и зло
Нравственные понятия: добро и зло. Фреска. Обида. Вежество.
Обыгрывание проблемных ситуаций.
Декабрь,
1 неделя
15
Люби ближнего как самого себя
Люби ближнего как самого себя. Гордость. Гнев. Зависть. Недовольство.
Встреча со священнослужителем.
Декабрь,
1 неделя
16
Рождественская ёлка
Рождественская ёлка. Рождество Христово. История праздника.
Урок – концерт.
Декабрь,
1 неделя
17
Крещение Господне
Крещение Господне. Таинство крещения.
Экскурсия в храм.
Январь
2 неделя
18
Церковная седмица и государственная неделя
Церковная седмица и государственная неделя. Церковный календарь.
Урок – сообщение.
Январь,
3 неделя
19
Дела милосердия
Дела милосердия. Притча. Милосердие.
Акция «Помоги ближнему».
Январь,
4 неделя
20
Отношение к родителям
Отношение к родителям.Заповедь Божия « Чти отца твоего и матерь твою»
Обыгрывание проблемной ситуации.
Февраль,
1 неделя
21
Урок нравственности
Урок нравственности. Полезные и вредные привычки.
Творческие проекты.
Февраль,
2 неделя
22
День Защитника Отечества
Творческие проекты. День Защитника Отечества. Отечество. Как быть полезным своему Отечеству
Февраль,
3 неделя
23
Православная и народная традиция. Пост
Православная и народная традиция. Пост. Говеть.
Творческие проекты.
Февраль,
4 неделя
24
Иисус Христос – Спаситель мира
Иисус Христос – Спаситель мира. Икона «Святая Троица». Библейские рассказы.
Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Март,
1 неделя
25
Чудеса в жизни и в сказках
Чудеса в жизни и в сказках. Чудо. Чудотворные предметы. Чудотворцы
Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Март,
2 неделя
26
Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления
Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления. Благовещение. Архангел.
Урок – сообщение.
Март,
3 неделя
27
Вербное воскресение
Вербное воскресение .История праздника
Урок – беседа.
Апрель,
1 неделя
28
Пасхальная седмица
Пасхальная седмица. История праздника. Пасха в царской семье. Традиции каждой семьи
Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Апрель,
2 неделя
29
Ученики Иисуса Христа
Ученики Иисуса Христа. Андреевский флаг. Апостол Андрей Первозванный. Святые первоверховые апостолы Пётр и Павел
Урок – сообщение.
Апрель,
3неделя
30
День славянской письменности и культуры
День славянской письменности и культуры. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Знакомство с церковнославянскими буквицами
Творческие проекты.
Апрель,
4 неделя
31
Посещение храма
Храм внутри. Правила поведения в храме
Посещение храма.
Май, 1 неделя
32
Творческие работы.
Рассказ о православных храмах Самары
Творческие проекты.
Май, 2 неделя
33
Экскурсии
Экскурсии (святой источник)
Экскурсии.
Май, 3,4 неделя
34
Экскурсии
3 класс
№
Разделы, темы
Краткое содержание темы
Формы организации образовательного процесса
Сроки
1
Аз и Буки – начало науки
Аз и Буки – начало науки. Азбука. Букварь. Библиотека твоей семьи.
Библиотечный урок.
Сентябрь,
1 неделя
2
Начать с азов
Начать с азов. Начать с азов (аз есмь…). Азы церковнославянского языка: А – АЗЪ. Словарная работа :Аминь. Аллилуйя.
Урок - беседа.
Сентябрь,
2 неделя
3
Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства.
Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства. Описание жизни Богородицы.
Б-БУКИ, В – Веди. Словарная работа: образ.
Урок - сообщение.
Сентябрь,
3 неделя
4
Традиции празднования именин
Традиции празднования именин. Отличие именин от дня рождения. Азы церковнославянского языка: Д- ДОБРО. Словарная работа: ангел – хранитель.
Праздник «День именинника.
Сентябрь,
4 неделя
5
Семья преподобного Сергия Радонежского
Семья преподобного Сергия Радонежского. Семья отрока Варфоламея. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители. Азы церковнославянского языка: Е – ЕСТЬ. Словарная работа: обитель, монах.
Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Октябрь,1 неделя
6
Покров Пресвятой Богородицы: история праздника
Покров Пресвятой Богородицы: история праздника. История события 10 в. по РХ в Греческой империи. Явление присвятой Богородицы во Влахернском храме. Азы церковнославянского языка: Ж – Живете.
Словарная работа: жизнь.
Урок – сообщение.
Октябрь,
2 неделя
7.
« В поте лица твоего будешь есть хлеб»
Ветхозаветная история «… в поте лица твоего…» (Быт.3:17). Уважительное отношение к труду хлебороба. Азы церковнославянского языка: З – ЗЕЛО, s – ЗЕМЛЯ
Словарная работа: хлеб, земля.
Экскурсия в пекарню « В поте лица твоего будешь есть хлеб».
Октябрь,
3 неделя
8
Природный и духовный мир
Природный и духовный мир. Постоянство и изменчивость Божьего мира.
Азы церковнославянского языка: И- ИЖЕ, i - И .
Творческие проекты.
Октябрь,
4 неделя
9
Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери
Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери.
Празднование праздника иконы Казанской Божьей Матери в России («Казанская» летняя и «Казанская» зимняя.
Азы церковнославянского языка: К- КАКО
Творческие проекты.
Ноябрь, 1 неделя
10
Язычество древних славян
Язычество древних славян. Изображение идолов в русских народных сказках, былинах. Элементы языческой культуры в русской жизни. Азы церковнославянского языка: Л- ЛЮДИ. Словарная работа: язычество, капища.
Урок - беседа.
Ноябрь,
2 неделя
11
Уроки нравственности
Ноябрь,
3 неделя
12
Традиции семейной трапезы (Филипповский пост)
Уроки нравственности. «Грех – родоначальник всех зол в мире… от первого падения человека».Азы церковнославянского языка: М – Мыслите, Н-НАШЪ. Словарная работа: добродетель 12. Урок – беседа. Игра «Трапеза». Традиции семейной трапезы (Филипповский пост). Подготовка к трапезе. Моё место за столом. Отношение к еде и сотрапезникам. Благодарение за трапезу. Азы церковнославянского языка: О- ОНЪ, W- ОМЕГА. Словарная работа: трапеза
Обыгрывание проблемной ситуации.
Ноябрь,
4 неделя
13
Введение во Храм Пресвятой Богородицы
Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Описание события введения во храм. Израильская традиция посвящения Богу. Азы церковнославянского языка: П – ПОКОЙ. Словарная работа: лик.
Урок – сообщение.
Декабрь,
1 неделя
14
Выбор пути духовного и земного.
Выбор пути духовного и земного. Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности. Азы церковнославянского языка: Р – РЦЫ. Словарная работа: распутье
Обыгрывание проблемной ситуации.
Декабрь,
2 неделя
15
Заповеди о любви. Совесть
Заповеди о любви. Совесть. Как любить самого себя? Чистая совесть – что это? Как ты проявляешь любовь к родителям? Азы церковнославянского языка: С – СЛОВО. Словарная работа: совесть, любовь дочерняя и сыновья, братская любовь
Обыгрывание проблемной ситуации.
Декабрь,
3 неделя
16
Рождество Христово
Рождество Христово. О празднике Рождества Христова, «Дары Волхвов». Азы церковнославянского языка: Т – ТВЕРДО (твердь, тварь, творец, утварь). Словарная работа: сочельник
Урок - инсценировка
Декабрь,
4 неделя
17
Крещение Господне
Крещение Господне. Как подготовиться к празднику Крещения. Чудо Крещенской воды. Азы церковнославянского языка: Т – ТВЕРДО и Х – ХЕРЪ – греческие буквы в русском алфавите
Выставка творческих работ.
Январь,
2 неделя
18
Любовь к детям. Христос и дети
Любовь к детям. Христос и дети. Новозаветная история: Христос и дети (Мф. 19:13 -15; МК. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк. 7:11-16) Любовь родителей к детям
Азы церковнославянского языка: Ц –ЦЫ, Ч ЧЕРВЬ. Словарная работа: благословление
Урок – беседа.
Январь,
3 неделя
19
Дела милосердия
Акция «Помоги ближнему». Дела милосердия. Новозаветная история: Как накормили апостолов Воскресшего Христа (Лк. 24: 36 -43). Накормить алчущего и напоить жаждущего. Азы церковнославянского языка: Ш-ША, Щ – ЩА
Словарная работа: алкать, алчущий
Январь, 4неделя
20
Отношение святых отцов к животным
Отношение святых отцов к животным. Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасим Иорданский, миниатюры из лицевого жития пр. Сергия Радонежского (16 в.) Азы церковнославянского языка: Ю –Ю
Урок - сообщение.
Февраль,
1 неделя
21
Урок нравственности
Урок нравственности. «Не осуждай – не будешь осужден». Грех ябедничества. Прощение и Прощённое воскресение. Азы церковнославянского языка: Ъ – ЕРЪ, Ь –ЕРЬ, Ы – ЕРЫ; Словарная работа: суждение, осуждение, ябеда.
Обыгрывание проблемной ситуации
Февраль,
2 неделя
22
День защитника Отечества
День защитника Отечества. Утренник «Встань за веру, русская земля!» Встреча с ветеранами войны и труда. Азы церковнославянского языка: L ЯТЬ
Праздник «Защитники Отечества».
Февраль,
3 неделя
23
Общение с миром. Время очищения
Общение с миром. Время очищения. «Имеющий уши, да услышит» ( Откровение Иоана Богослова, глю3; п. 22): умение слушать и слышать. Азы церковнославянского языка: Т –ТЬ
Урок – сообщение.
Февраль,
4 неделя
24
Строение семьи. Мир в семье
!!!» Строение семьи. Мир в семье. Мироустроение семьи. Взаимоотношения в семье. Просите ли вы прощение друг у друга? Умеете ли вы прощать? Жития святых: прп. Тита Печерского, бывшего воина. Азы церковнославянского языка: ОУ – U; у – ОУКЪ;
Творческая работа «Семья – это 7 Я!»
Март,
1 неделя
25
Значение Имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем»
Значение Имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем». Иисус; Спаситель; Мессия; Эммануил; Господь Саваоф; Азы церковнославянского языка: Э –Я
Урок – беседа.
Март,
2 неделя
26
Благовещение Богородицы
Иконы с изображением Пресвятой Богородицы. Благовещение Богородицы. Дева Мария и архангел Гавриил. Азы церковнославянского языка: Я - ЮСЬ;
Творческая работа.
Март,
3 неделя
27
Вход Господень в Иерусалим: историческое событие
Вход Господень в Иерусалим: историческое событие. Вход Господень в Иерусалим – историческое событие. Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.
Урок – сообщение.
Апрель,
1 неделя
28
Пасхальная седмица
Пасхальная седмица. Русская традиция празднования пасхальной седьмицы.
Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв. Словарная работа: благовест
Выставка творческих работ.
Апрель,
2 неделя
29
Радоница – Вселенская Пасха
Радоница – Вселенская Пасха. История возникновения традиции празднования Радоницы. Смысл понятия «Радоница». Правила поведения на кладбище. Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.
Творческая работа.
Апрель,
3 неделя
30
День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла
День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла
Особенности начертания букв
Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Апрель,
4 неделя
31
Посещение храма. Внутреннее устройство храма
Посещение храма. Внутреннее устройство храма. Внутреннее убранство храма: притвор, средняя часть, алтарь, иконостас, царские врата. Храмовые иконы
Урок – экскурсия.
Май,
1 неделя
32
Труд – основа жизни
Труд – основа жизни. Труд духовный, физический, умственный.
Встреча со священнослужителем
Май,
2 неделя
33- 34
Экскурсии
Экскурсии по святым местам. Святой источник. Храм Кирилла и Мефодия г. Самара. Православный центр
Урок – экскурсия.
Май,
3,4 неделя
Формы диагностики и подведения итогов
1. Выставки работ.
2.Конкурсы.
3. Создание и защита проекта;
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Аудиторные занятия.
Беседа
Сообщения
Встречи со священнослужителями
Просмотр и обсуждение видеоматериалов
Внеаудиторные занятия
-Посещение храма
-Выставки декоративно-прикладного искусства
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
Литература для учителя
1.Учебная программа курса «Основы православной культуры». Авт. Игумен Георгий (Шестун), игумен Киприан ( Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.И. Булкина, М.В.Захарченко, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2008.-180с.
2.Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010.
3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008
«Духовно нравственная культура России». Книга для учащихся 1 и 2 классов по курсу « Основы православной культуры»/ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.-216с.
2. Кириллица – священная азбука/ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.- 216с.
3.Детская Библия
Приложения к программе
2 класс
№
Тема проекта
Предполагаемый продукт проекта
Практическая значимость
1.
Красота внешняя и внутренняя
Творческая работа
Формирование умения излагать свои мысли, оценивать поступки людей.
2.
Полезные и вредные привычки.
Творческая работа. Презентация
Формирование умения излагать свои мысли, оценивать поступки людей.
3.
Православная и народная традиция. Пост
Творческая работа «Меню постного дня»
Альбом « Добрые дела – помощь душе»
Приобщение к культуре родного народа.
Воспитание милосердия у детей
4.
День славянской письменности и культуры. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Творческая работа.. Презентация.
Приобщение к национальной культуре народа
5.
Рассказ о православных храмах Самары
Творческая работа. Проект. Презентация. Альбом.
Умение работать с информационным материалом
3 класс
№
Тема проекта
Предполагаемый продукт проекта
Практическая значимость
1.
Природный и духовный мир
Творческая работа
Формирование умения излагать свои мысли
2.
«Семья – это 7 Я!»
Творческая работа. Фотовыставка. Альбом.
Формирование умения излагать своё мнение. Умение работать с информационным материалом
3.
Благовещение Богородицы
Творческая работа. Проект. Презентация.
Умение работать с информационным материалом
4.
Радоница – Вселенская Пасха
Творческая работа. Проект. Презентация.
Умение работать с информационным материалом. Приобщение к национальной культуре народа