kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для учащихся 2 и 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности  знакомит учащихся с основами духовной - нравственной культуры России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для учащихся 2 и 3 класса»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для учащихся 2,3классов

«Основы православной культуры»





Форма организации: кружок

Направление: духовно - нравственное

Срок реализации: 2 года

Программа составлена: Архиповой с.В., учителем начальных классов МБОУ Школы № 137 г.о. Самара



















Самара, 2019







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры»» для 2-3 классов разработана на основе примерной программы «Духовно нравственная культура России», для общеобразовательных школ, начальная школа.

Авторы - составители: игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. – Самара: ,2019г.

Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»).

Данная программа направлена на приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенных в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, в искусстве; воспитание духовно- нравственного гражданина России, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.


Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства.

Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций.

Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

И, конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

При обучении детей по программе «Основы православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•единства образовательного и воспитательного процессов;

•рефлексивного обучения;

•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.


Сведения о сроках реализации программы


Полный курс рассчитан на 3года обучения по 1 часу в неделю.

Согласно плану школы всего на изучение курса «Основы православной культуры России» в начальной школе выделяется 102 часа, из них по 34 часа во 2-х, 3-х (1час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)


Цель программы:

  • духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

  • совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.


Задачи программы:

__ изучение православной религиозной традиции;

— изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

— ознакомление с православным календарём

— ознакомление с особенностями церковного искусства;

— изучение устроения православного храма;

— ознакомление с особенностями православного богослужения

— формирование целостного восприятия мира;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

— формирование культуры общения;

— предупреждение возможных тупиков личностного развития;

— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

— воспитание патриотизма;

— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;

— возрождение православных основ семьи;

— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностные универсальные учебные действия


  • Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.

  • Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

  • Положительный  опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.

  • Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

  • Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

  • Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

Бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения.

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.





Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно - познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Младший школьник получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.



Познавательные универсальные учебные действия

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; Школьник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.



Коммуникативные универсальные учебные действия

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. Школьник получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).















Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;


• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;


• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;


• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;


• приводить примеры беззаветного служения Родине – России. Школьник получит возможность научиться:


• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;


• находить на карте столицы национально- территориальных образований России;


• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

  • находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

  • рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

  • готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

  • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

  • оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

  • использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

  • сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

  • использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций;




Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека

Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о истории Ветхого и Нового Завета, о главных мировых религиях христианских церквей , истории Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам, развитие ценностных отношений школьника к другому человеку.


Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.








Методы обучения

Классификация по источнику получения знаний Н.М. Верзилина, Е.И. Перовского:

  • наглядный метод;

  • словесный метод; 

  • практический метод.

Классификация в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный метод;

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый (эвристический) метод;

  • исследовательский метод.

Классификация на основе комбинирования разных признаков Ю.К. Бабанского:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.



Учебно-тематический план программы

2 класс


Название раздела

Число аудиторных

занятий

Число внеаудиторных

занятий

Общее количество часов

1

В начале было слово

1


1

2

Сотворение мира. Рай

1


1

3

Матерь Господа Нашего


1

1

4

Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники

1


1

5

Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского


1

1

6

Образ Богородицы: язык и символика одежды


1

1

7

Плоды земные

1


1

8

Мир пироды


1

1

9

Казанская Икона Божией Матери – хранительница русского дома


1

1

10

Вера и суеверия

1


1

11

На пути к высотам мудрости


1

1

12

Чистота телесная и духовная

1


1

13

Красота внешняя и внутренняя


1

1

14

Нравственные понятия: добро и зло


1

1

15

Люби ближнего как самого себя

1


1

16

Рождественская ёлка


1

1

17

Крещение господне


1

1

18

Церковная седмица и государственная неделя

1


1

19

Дела милосердия


1

1

20

Отношение к родителям


1

1

21

Урок нравственности


1

1

22

День Защитника Отечества


1

1

23

Православная и народная традиция. Пост


1

1

24

Иисус Христос – Спаситель мира

1


1

25

Чудеса в жизни и в сказках


1

1

26

Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления

1


1

27

Вербное воскресение

1


1

28

Пасхальная седмица


1

1

29

Ученики Иисуса Христа

1


1

30

День славянской письменности и культуры


1

1

31

Посещение храма


1

1

32

Творческие работы.


1

1

33

Экскурсии


1

1

34

Экскурсии


1

1

Итого


12 часов

22 часа

34 часа



35%

65%

100%



















3 класс

Название раздела

Число аудиторных

занятий

Число внеаудиторных

занятий

Общее количество часов






1

Аз и Буки – начало науки


1

1

2

Начать с азов

1


1

3

Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства.



1

4

Традиции празднования именин


1

1

5

Семья преподобного Сергия Радонежского

1


1

6

Покров Пресвятой Богородицы: история праздника



1

7.

« В поте лица твоего будешь есть хлеб»


1

1

8

Природный и духовный мир


1

1

9

Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери


1

1

10

Язычество древних славян

1


1

11

Уроки нравственности


1

1

12

Традиции семейной трапезы (Филипповский пост)

1


1

13

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

1


1

14

Выбор пути духовного и земного.


1

1

15

Заповеди о любви. Совесть


1

1

16

Рождество Христово


1

1

17

Крещение Господне


1

1

18

Любовь к детям. Христос и дети

1


1

19

Дела милосердия


1

1

20

Отношение святых отцов к животным

1


1

21

Урок нравственности


1

1

22

День защитника Отечества


1

1

23

Общение с миром. Время очищения

1


1

24

Строение семьи. Мир в семье


1

1

25

Значение Имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем»

1


1

26

Благовещение Богородицы


1

1

27

Вход Господень в Иерусалим: историческое событие

1


1

28

Пасхальная седмица


1

1

29

Радоница – Вселенская Пасха


1

1

30

День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла


1

1

31

Посещение храма. Внутреннее устройство храма


1

1

32

Труд – основа жизни


1

1

33- 34

Экскурсии



2

Итого


10часов

30%

24часа

70%

34часа



Содержание курса

2 класс

Разделы, темы

Краткое содержание темы

Формы организации образовательного процесса

Сроки

1

В начале было слово

Слово – помощник. Бессловесность. Устное народное творчество. Библия.

Урок – беседа.

Сентябрь,

1 неделя

2

Сотворение мира. Рай

Сотворение мира. Рай. Блаженство. Первые люди в раю.

Урок – сообщение.

Сентябрь,

1 неделя

3

Матерь Господа Нашего

Икона. Иисус Христос. Дева Мария - Богородица.

Экскурсия в храм.

Сентябрь,

1 неделя

4

Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники

Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники. Молитва. День Ангела.

Урок – беседа.

Сентябрь,

1 неделя

5

Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского

Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского. Житие. Псалтирь. Преподобный.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Октябрь,

1 неделя

6

Образ Богородицы: язык и символика одежды

Образ Богородицы: язык и символика одежды. Грех. Материальная и духовная защита.

Интеллектуально – познавательная игра.

Октябрь,

1 неделя

7

Плоды земные

Плоды земные. Откуда хлеб на стол пришёл? Нравственная задача.

Урок – беседа.

Октябрь,

1 неделя

8

Мир природы

Мир природы. Природа. Умиротворение

Акция по уборке пришкольного участка.

Октябрь,

1 неделя

9

Казанская Икона Божией Матери – хранительница русского дома

Казанская Икона Божией Матери – хранительница русского дома. Красный угол. Праздник примирения и согласия.

Экскурсия в храм.

Ноябрь,

1 неделя

10

Вера и суеверия

.Вера и суеверия. Заповедь «Не сотвори себе кумира». Доброе имя.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов

Ноябрь,

1 неделя

11

На пути к высотам мудрости

На пути к высотам мудрости. Честь. Благочестие. Репутация. Долг чести

Урок – викторина.

Ноябрь,

1 неделя

12

Чистота телесная и духовная

Чистота телесная и духовная. Мысли. Желания. Воля. Чистая душа

Урок - беседа.

Декабрь,

1 неделя

13

Красота внешняя и внутренняя

Красота внешняя и внутренняя.


Творческие проекты учащихся.

Декабрь,

1 неделя

14

Нравственные понятия: добро и зло

Нравственные понятия: добро и зло. Фреска. Обида. Вежество.

Обыгрывание проблемных ситуаций.

Декабрь,

1 неделя

15

Люби ближнего как самого себя

Люби ближнего как самого себя. Гордость. Гнев. Зависть. Недовольство.

Встреча со священнослужителем.

Декабрь,

1 неделя

16

Рождественская ёлка

Рождественская ёлка. Рождество Христово. История праздника.

Урок – концерт.

Декабрь,

1 неделя

17

Крещение Господне

Крещение Господне. Таинство крещения.

Экскурсия в храм.

Январь

2 неделя

18

Церковная седмица и государственная неделя

Церковная седмица и государственная неделя. Церковный календарь.

Урок – сообщение.

Январь,

3 неделя

19

Дела милосердия

Дела милосердия. Притча. Милосердие.


Акция «Помоги ближнему».

Январь,

4 неделя

20

Отношение к родителям

Отношение к родителям.Заповедь Божия « Чти отца твоего и матерь твою»


Обыгрывание проблемной ситуации.

Февраль,

1 неделя

21

Урок нравственности

Урок нравственности. Полезные и вредные привычки.

Творческие проекты.

Февраль,

2 неделя

22

День Защитника Отечества

Творческие проекты. День Защитника Отечества. Отечество. Как быть полезным своему Отечеству


Февраль,

3 неделя

23

Православная и народная традиция. Пост

Православная и народная традиция. Пост. Говеть.

Творческие проекты.

Февраль,

4 неделя

24

Иисус Христос – Спаситель мира

Иисус Христос – Спаситель мира. Икона «Святая Троица». Библейские рассказы.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Март,

1 неделя

25

Чудеса в жизни и в сказках

Чудеса в жизни и в сказках. Чудо. Чудотворные предметы. Чудотворцы

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Март,

2 неделя

26

Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления

Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления. Благовещение. Архангел.

Урок – сообщение.

Март,

3 неделя

27

Вербное воскресение

Вербное воскресение .История праздника

Урок – беседа.

Апрель,

1 неделя

28

Пасхальная седмица

Пасхальная седмица. История праздника. Пасха в царской семье. Традиции каждой семьи

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Апрель,

2 неделя

29

Ученики Иисуса Христа

Ученики Иисуса Христа. Андреевский флаг. Апостол Андрей Первозванный. Святые первоверховые апостолы Пётр и Павел

Урок – сообщение.

Апрель,

3неделя

30

День славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Знакомство с церковнославянскими буквицами

Творческие проекты.

Апрель,

4 неделя

31

Посещение храма

Храм внутри. Правила поведения в храме

Посещение храма.

Май, 1 неделя

32

Творческие работы.

Рассказ о православных храмах Самары


Творческие проекты.

Май, 2 неделя

33

Экскурсии

Экскурсии (святой источник)


Экскурсии.

Май, 3,4 неделя

34

Экскурсии









3 класс

Разделы, темы

Краткое содержание темы

Формы организации образовательного процесса

Сроки






1

Аз и Буки – начало науки

Аз и Буки – начало науки. Азбука. Букварь. Библиотека твоей семьи.

Библиотечный урок.

Сентябрь,

1 неделя

2

Начать с азов

Начать с азов. Начать с азов (аз есмь…). Азы церковнославянского языка: А – АЗЪ. Словарная работа :Аминь. Аллилуйя.

Урок - беседа.

Сентябрь,

2 неделя

3

Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства.

Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства. Описание жизни Богородицы.

Б-БУКИ, В – Веди. Словарная работа: образ.

Урок - сообщение.

Сентябрь,

3 неделя

4

Традиции празднования именин

Традиции празднования именин. Отличие именин от дня рождения. Азы церковнославянского языка: Д- ДОБРО. Словарная работа: ангел – хранитель.

Праздник «День именинника.

Сентябрь,

4 неделя

5

Семья преподобного Сергия Радонежского

Семья преподобного Сергия Радонежского. Семья отрока Варфоламея. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители. Азы церковнославянского языка: Е – ЕСТЬ. Словарная работа: обитель, монах.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Октябрь,1 неделя

6

Покров Пресвятой Богородицы: история праздника

Покров Пресвятой Богородицы: история праздника. История события 10 в. по РХ в Греческой империи. Явление присвятой Богородицы во Влахернском храме. Азы церковнославянского языка: Ж – Живете.

Словарная работа: жизнь.

Урок – сообщение.

Октябрь,

2 неделя

7.

« В поте лица твоего будешь есть хлеб»

Ветхозаветная история «… в поте лица твоего…» (Быт.3:17). Уважительное отношение к труду хлебороба. Азы церковнославянского языка: З – ЗЕЛО, s – ЗЕМЛЯ

Словарная работа: хлеб, земля.

Экскурсия в пекарню « В поте лица твоего будешь есть хлеб».

Октябрь,

3 неделя

8

Природный и духовный мир

Природный и духовный мир. Постоянство и изменчивость Божьего мира.

Азы церковнославянского языка: И- ИЖЕ, i - И .


Творческие проекты.

Октябрь,

4 неделя

9

Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери

Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери.

Празднование праздника иконы Казанской Божьей Матери в России («Казанская» летняя и «Казанская» зимняя.

Азы церковнославянского языка: К- КАКО

Творческие проекты.

Ноябрь, 1 неделя

10

Язычество древних славян

Язычество древних славян. Изображение идолов в русских народных сказках, былинах. Элементы языческой культуры в русской жизни. Азы церковнославянского языка: Л- ЛЮДИ. Словарная работа: язычество, капища.

Урок - беседа.

Ноябрь,

2 неделя

11

Уроки нравственности



Ноябрь,

3 неделя

12

Традиции семейной трапезы (Филипповский пост)

Уроки нравственности. «Грех – родоначальник всех зол в мире… от первого падения человека».Азы церковнославянского языка: М – Мыслите, Н-НАШЪ. Словарная работа: добродетель 12. Урок – беседа. Игра «Трапеза». Традиции семейной трапезы (Филипповский пост). Подготовка к трапезе. Моё место за столом. Отношение к еде и сотрапезникам. Благодарение за трапезу. Азы церковнославянского языка: О- ОНЪ, W- ОМЕГА. Словарная работа: трапеза

Обыгрывание проблемной ситуации.

Ноябрь,

4 неделя

13

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Описание события введения во храм. Израильская традиция посвящения Богу. Азы церковнославянского языка: П – ПОКОЙ. Словарная работа: лик.

Урок – сообщение.

Декабрь,

1 неделя

14

Выбор пути духовного и земного.

Выбор пути духовного и земного. Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности. Азы церковнославянского языка: Р – РЦЫ. Словарная работа: распутье

Обыгрывание проблемной ситуации.

Декабрь,

2 неделя

15

Заповеди о любви. Совесть

Заповеди о любви. Совесть. Как любить самого себя? Чистая совесть – что это? Как ты проявляешь любовь к родителям? Азы церковнославянского языка: С – СЛОВО. Словарная работа: совесть, любовь дочерняя и сыновья, братская любовь

Обыгрывание проблемной ситуации.

Декабрь,

3 неделя

16

Рождество Христово

Рождество Христово. О празднике Рождества Христова, «Дары Волхвов». Азы церковнославянского языка: Т – ТВЕРДО (твердь, тварь, творец, утварь). Словарная работа: сочельник

Урок - инсценировка

Декабрь,

4 неделя

17

Крещение Господне

Крещение Господне. Как подготовиться к празднику Крещения. Чудо Крещенской воды. Азы церковнославянского языка: Т – ТВЕРДО и Х – ХЕРЪ – греческие буквы в русском алфавите

Выставка творческих работ.

Январь,

2 неделя

18

Любовь к детям. Христос и дети

Любовь к детям. Христос и дети. Новозаветная история: Христос и дети (Мф. 19:13 -15; МК. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк. 7:11-16) Любовь родителей к детям

Азы церковнославянского языка: Ц –ЦЫ, Ч ЧЕРВЬ. Словарная работа: благословление


Урок – беседа.

Январь,

3 неделя

19

Дела милосердия

Акция «Помоги ближнему». Дела милосердия. Новозаветная история: Как накормили апостолов Воскресшего Христа (Лк. 24: 36 -43). Накормить алчущего и напоить жаждущего. Азы церковнославянского языка: Ш-ША, Щ – ЩА

Словарная работа: алкать, алчущий


Январь, 4неделя

20

Отношение святых отцов к животным

Отношение святых отцов к животным. Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасим Иорданский, миниатюры из лицевого жития пр. Сергия Радонежского (16 в.) Азы церковнославянского языка: Ю –Ю

Урок - сообщение.

Февраль,

1 неделя

21

Урок нравственности

Урок нравственности. «Не осуждай – не будешь осужден». Грех ябедничества. Прощение и Прощённое воскресение. Азы церковнославянского языка: Ъ – ЕРЪ, Ь –ЕРЬ, Ы – ЕРЫ; Словарная работа: суждение, осуждение, ябеда.

Обыгрывание проблемной ситуации

Февраль,

2 неделя

22

День защитника Отечества

День защитника Отечества. Утренник «Встань за веру, русская земля!» Встреча с ветеранами войны и труда. Азы церковнославянского языка: L ЯТЬ

Праздник «Защитники Отечества».

Февраль,

3 неделя

23

Общение с миром. Время очищения

Общение с миром. Время очищения. «Имеющий уши, да услышит» ( Откровение Иоана Богослова, глю3; п. 22): умение слушать и слышать. Азы церковнославянского языка: Т –ТЬ

Урок – сообщение.

Февраль,

4 неделя

24

Строение семьи. Мир в семье

!!!» Строение семьи. Мир в семье. Мироустроение семьи. Взаимоотношения в семье. Просите ли вы прощение друг у друга? Умеете ли вы прощать? Жития святых: прп. Тита Печерского, бывшего воина. Азы церковнославянского языка: ОУ – U; у – ОУКЪ;

Творческая работа «Семья – это 7 Я!»

Март,

1 неделя

25

Значение Имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем»

Значение Имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем». Иисус; Спаситель; Мессия; Эммануил; Господь Саваоф; Азы церковнославянского языка: Э –Я

Урок – беседа.

Март,

2 неделя

26

Благовещение Богородицы

Иконы с изображением Пресвятой Богородицы. Благовещение Богородицы. Дева Мария и архангел Гавриил. Азы церковнославянского языка: Я - ЮСЬ;

Творческая работа.

Март,

3 неделя

27

Вход Господень в Иерусалим: историческое событие

Вход Господень в Иерусалим: историческое событие. Вход Господень в Иерусалим – историческое событие. Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.

Урок – сообщение.

Апрель,

1 неделя

28

Пасхальная седмица

Пасхальная седмица. Русская традиция празднования пасхальной седьмицы.

Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв. Словарная работа: благовест


Выставка творческих работ.

Апрель,

2 неделя

29

Радоница – Вселенская Пасха

Радоница – Вселенская Пасха. История возникновения традиции празднования Радоницы. Смысл понятия «Радоница». Правила поведения на кладбище. Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.


Творческая работа.

Апрель,

3 неделя

30

День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла

День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла

Особенности начертания букв

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Апрель,

4 неделя

31

Посещение храма. Внутреннее устройство храма

Посещение храма. Внутреннее устройство храма. Внутреннее убранство храма: притвор, средняя часть, алтарь, иконостас, царские врата. Храмовые иконы

Урок – экскурсия.

Май,

1 неделя

32

Труд – основа жизни

Труд – основа жизни. Труд духовный, физический, умственный.

Встреча со священнослужителем

Май,

2 неделя

33- 34

Экскурсии

Экскурсии по святым местам. Святой источник. Храм Кирилла и Мефодия г. Самара. Православный центр

Урок – экскурсия.

Май,

3,4 неделя













Формы диагностики и подведения итогов

1. Выставки работ.

2.Конкурсы.

3. Создание и защита проекта;



Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Аудиторные занятия.

  • Беседа

  • Сообщения

  • Встречи со священнослужителями

  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов


Внеаудиторные занятия

-Посещение храма

  • -Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Трудовые дела

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Акции благотворительности, милосердия

  • Творческие проекты, презентации













Учебно – методическое и информационное обеспечение курса

Литература для учителя

1.Учебная программа курса «Основы православной культуры». Авт. Игумен Георгий (Шестун), игумен Киприан ( Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.И. Булкина, М.В.Захарченко, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2008.-180с.

2.Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010.

3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008

4.Библия. Ветхий и Новый Завет

5.Книги о художниках и художественных музеях.

6.Словарь искусствоведческих терминов.

7.Портреты русских и зарубежных художников.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные обучающие программы.

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.

DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи;

DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы;

DVD- фильмы, творчество художников

Технические средства обучения

Музыкальный центр

CD\DVDпроигрыватель.

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор

Экран

Литература для учащихся

  1. «Духовно нравственная культура России». Книга для учащихся 1 и 2 классов по курсу « Основы православной культуры»/ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.-216с.

2. Кириллица – священная азбука/ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.- 216с.

3.Детская Библия

Приложения к программе

2 класс

Тема проекта

Предполагаемый продукт проекта

Практическая значимость

1.

Красота внешняя и внутренняя

Творческая работа

Формирование умения излагать свои мысли, оценивать поступки людей.

2.

Полезные и вредные привычки.

Творческая работа. Презентация

Формирование умения излагать свои мысли, оценивать поступки людей.

3.

Православная и народная традиция. Пост

Творческая работа «Меню постного дня»

Альбом « Добрые дела – помощь душе»

Приобщение к культуре родного народа.

Воспитание милосердия у детей

4.

День славянской письменности и культуры. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Творческая работа.. Презентация.

Приобщение к национальной культуре народа

5.

Рассказ о православных храмах Самары


Творческая работа. Проект. Презентация. Альбом.

Умение работать с информационным материалом









3 класс

Тема проекта

Предполагаемый продукт проекта

Практическая значимость

1.

Природный и духовный мир

Творческая работа

Формирование умения излагать свои мысли

2.

«Семья – это 7 Я!»

Творческая работа. Фотовыставка. Альбом.

Формирование умения излагать своё мнение. Умение работать с информационным материалом

3.

Благовещение Богородицы

Творческая работа. Проект. Презентация.

Умение работать с информационным материалом

4.

Радоница – Вселенская Пасха

Творческая работа. Проект. Презентация.

Умение работать с информационным материалом. Приобщение к национальной культуре народа






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Светлана Васильевна Архипова

Дата: 15.01.2023

Номер свидетельства: 623133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Отчет о ходе реализации ФГОС НОО МКОУ "Уянская СОШ" "
    ["seo_title"] => string(58) "otchiet-o-khodie-riealizatsii-fgos-noo-mkou-uianskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "106610"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403045787"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства