Программа художественно-эстетической направленности.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.
Бисер – материал древний и вечно юный. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по бисероплетению "Бусинка"»
Пояснительная записка
Программа художественно-эстетической направленности.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.
Бисер – материал древний и вечно юный. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду
Цель программы:
- формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого;
- развитие творческих способностей обучающихся через овладение разнообразными методами техники низания и приобщения к национальной культуре.
- развитие трудовых навыков, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование дружного сплоченного коллектива;
- развитие творческой и трудовой активности детей и их стремление к самостоятельной деятельности.
Основные дидактические принципы:
- природосообразности;
- культуросообразности;
- коллективности;
- патриотической направленности;
- проектности;
- диалога культур;
- поддержки самоопределения воспитанника;
- успешности.
Отличительные особенности образовательной программы:
Формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры русского народа, знакомства с художественными традициями в бисероплетении.
Подача материала осуществляется в процессе практических занятий, во время познавательно-досуговой деятельности.
Работа строится по следующим направлениям: обучающая деятельность, исследовательская деятельность, воспитательная деятельность.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Работа в кружке состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются вводные беседы о содержании и задачах работы кружка, раскрытие тем и заданий на ближайший период. На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления изделий. На занятиях прослеживаются связи с историей, технологией.
Программа включает в себя постепенное освоение приемов плетения; выполнение изделий от простого и доступного до сложного и необычного. Выполнение изделий не должно быть направлено на механическое копирование образцов — это творческий процесс. Познав секреты мастерства, ребенок в каждую свою работу должен вносить что-то личное, отражающее собственное видение.
Дети работают в разновозрастных группах, поэтому работа строится по принципу «мастер – ученик», где более старшие (или более подготовленные) дети помогают остальным. Широко используются совместные практические занятия детей первого и второго года обучения: дети помогают и дополняют друг друга, консультируют, что способствует более полному усвоению материала. Также решаются задачи взаимосотрудничества, уважительного отношения друг к другу.
Программа предусматривает коррекционные изменения в зависимости от интересов детей и уровня их подготовки. Вполне возможно, что в ходе учебного процесса потребуется сократить материал по одной теме плана, увеличить по другой, изменить его последовательность. Подобные изменения (их можно вносить на протяжении всего года) закономерны. Возникновение повышенного интереса к тем или иным темам или даже отдельным вопросам в ходе работы свидетельствует, что учебный процесс идет по правильному пути, развивает пытливость, любознательность, учит думать.
Образовательная программа рассчитана на один год обучения для детей в возрасте 10 — 13 лет. Программа рассчитана на 34 часа в год.
Режим обучения: занятия проводятся один раз в неделю.
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.
Ожидаемые результаты
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению самостоятельно, изготавливать цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Учебно -тематическое планирование.
№
Тема
количество
часов
Ознакомление с искусством бисероплетения. Основные способы плетения
1
Вводное занятие
1
теор.
2
Способы параллельного и спаренного плетения.
1
практич.
3
Анютины глазки
3
практич.
4
Способ плетения «низание петлями по кругу»
1
практич
5
Плетение осенней берёзки.
2
практич
Французская техника плетения
2
теор.
практич.
6
Плетение розы.
7
практич
7
Плетение дерева Инь-Ян
3
теор., практич.
8
Ландыши
1
практич.
9
Плетение мимозы
2
практич.
10
Нарцисс
3
практич.
11
Орхидея
4
практич.
12
Сирень
3
практич.
13
Итоговое занятие. Выставка работ
1
Содержание программы.
Вводное занятие
Знакомство с ТБ. История бисероплетения. Виды бисера. Цветоведение.
Способы параллельного и спаренного плетения.
Познакомить с техниками параллельного и спаренного плетения. Изготовление простых изделий.
Изготовление березки способом петельного плетения. Сборка готового дерева.
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Для работы кружка требуется следующие материалы иинструменты:
* Бисер различного размера и качества.
* Стеклярус разной длины
* Бусины
* Леска и резинка для плетения браслетов
*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
* Нитки, флористическая лента
* алебастр для заливки.
* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
* кусачки для отрезания проволоки;
* ножницы для бумаги и ниток;
Список использованной литературы
1. Бисер. Л.В.Базулина, И.В.Новикова – Ярославль: Академия развития: Академия,К : Академия Холдинг, 2001
2.. Плетем подводный мир из бисера. Т. Ткаченко, Э. Исаева.