Программа дополнительного образования детей по мастерству актера «Театр, в котором играют дети»
Программа дополнительного образования детей по мастерству актера «Театр, в котором играют дети»
Программа «Театр, в котором играют дети» относится к программам художествено-эстетической направленности,так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Новизнапрограммы заключается в том, что включает в себя изучение нескольких самостоятельных дисциплин.
Педагогическая целесообразность - должна четко проявиться динамика развития личности, способность к коллективному творчеству, умение подчинить свои интересы интересу группы, становление таких качеств, как адаптивность, последовательность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир, эмоционально – психологическое развитие.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям, она помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Программа «Театр, в котором играют дети» относится к программам художествено-эстетической направленности,так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Новизнапрограммы заключается в том, что включает в себя изучение нескольких самостоятельных дисциплин.
Педагогическая целесообразность - должна четко проявиться динамика развития личности, способность к коллективному творчеству, умение подчинить свои интересы интересу группы, становление таких качеств, как адаптивность, последовательность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир, эмоционально – психологическое развитие.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям, она помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Программа «Театр, в котором играют дети» относится к программам художествено-эстетической направленности,так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Новизнапрограммы заключается в том, что включает в себя изучение нескольких самостоятельных дисциплин.
Педагогическая целесообразность - должна четко проявиться динамика развития личности, способность к коллективному творчеству, умение подчинить свои интересы интересу группы, становление таких качеств, как адаптивность, последовательность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир, эмоционально – психологическое развитие.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям, она помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Программа «Театр, в котором играют дети» относится к программам художествено-эстетической направленности,так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Новизнапрограммы заключается в том, что включает в себя изучение нескольких самостоятельных дисциплин.
Педагогическая целесообразность - должна четко проявиться динамика развития личности, способность к коллективному творчеству, умение подчинить свои интересы интересу группы, становление таких качеств, как адаптивность, последовательность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир, эмоционально – психологическое развитие.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям, она помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Программа «Театр, в котором играют дети» относится к программам художествено-эстетической направленности,так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Новизнапрограммы заключается в том, что включает в себя изучение нескольких самостоятельных дисциплин.
Педагогическая целесообразность - должна четко проявиться динамика развития личности, способность к коллективному творчеству, умение подчинить свои интересы интересу группы, становление таких качеств, как адаптивность, последовательность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир, эмоционально – психологическое развитие.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям, она помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей по мастерству актера «Театр, в котором играют дети»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
СОГЛАСОВАНО________
ЗДВР ПЬЯНКОВА Ю.Ю.
«___»______________ 2016г.
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ВОСПИТАНИЯ
«___» ___________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ________
ДИРЕКТОР СОШ №6
СОФРОНОВА Л.В.
«___»_____________2016 г.
Адаптированная программа дополнительного образования детей по мастерству актера
«Театр, в котором играют дети»
Возраст детей: 11-16 лет
Срок реализации: 4 года
Составил: Мелентьева Наталья Георгиевна, педагог дополнительного образования
Г. Краснокаменск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театр.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно иного сказать миру добра».
Программа «Театр, в котором играют дети» относится к программам художествено-эстетической направленности,так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Новизнапрограммы заключается в том, что включает в себя изучение нескольких самостоятельных дисциплин.
Педагогическая целесообразность - должна четко проявиться динамика развития личности, способность к коллективному творчеству, умение подчинить свои интересы интересу группы, становление таких качеств, как адаптивность, последовательность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир, эмоционально – психологическое развитие.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям, она помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Специфичность программы проявляется:
в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3.Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Цель: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
. развивать интерес к сценическому искусству;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· развивать речевое дыхание и артикуляцию;
· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
· пополнять словарный запас;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· познакомить детей с театральной терминологией;
· познакомить детей с видами театрального искусства;
· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре;
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей и подростков 11-16 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы четыре года.
В театральный кружок принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса:
педагогика сотрудничества;
педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:
групповые технологии;
технологии индивидуального обучения;
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:
игровые технологии ;
проблемное обучение
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.;
для других – дальнейшее развитие природных задатков.
На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки педагогом работы воспитанников является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.
Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения.
Цели:
развитие изначальной природной одарённости воспитанников;
обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин;
воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.
Задачи:
- в развитии:
развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
- в обучении:
научить основам психофизического тренинга;
научить основам верного дыхания;
научить оценивать сценические события;
познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.
- в воспитании:
воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других студийцев;
привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам, репетиционному помещению и т.д.;
воспитывать в студийцах творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения воспитанник должен
Знать:
- понятия: “органика”, “этюд”, “оценка”, “органическое молчание”, “реквизит”, “сценическое событие”, “декорации”, “действие”, “предлагаемые обстоятельства”, “если бы я ...”;
- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;
- 5-10 упражнений психофизического тренинга;
- приемы разминки и разогрева тела;
- 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;
- 5-10 упражнений речевого тренинга.
Уметь:
- построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой;
- целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;
- обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;
- направлять звук в основные резонаторы трех регистров;
- создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;
- участвовать в воплощении пластического образа в этюде;
- подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;
- построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей студийцев. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).
Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.
По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.
Цели:
Развитие актёрской психотехники воспитанников;
Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;
Воспитание партнерских отношений в работе студийцев.
Задачи:
- в развитии:
развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;
развить актёрское внимание, воображение и фантазию студийцев через упражнения психофизического тренинга;
развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.
- в обучении:
научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;
научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;
научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;
научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
научить основам реализации пластического образа персонажа.
- в воспитании:
воспитать чувство ответственности за партнёров;
привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.
К концу второго года обучения воспитанник должен
Знать:
- приемы освобождения мышц;
- правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе с текстом;
- законы логического построения речи;
- как развивать свой психофизический аппарат;
- комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;
- тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;
- устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;
- организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;
- находить элементы характерного поведения персонажа;
- давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;
- самостоятельно проводить групповую разминку;
- сочинить и воплотить пластический образ в этюде;
- объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение;
- произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей, именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.
Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Более глубоко и расширенно проходит процесс создания актёрского образа: студийцы сочиняют сценические биографии своих героев, чтобы более достоверно вжиться в свой персонаж; ищут средства воплощения образа в эпизодической роли, в массовой сцене. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.
На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и присвоения текста роли актёром.
Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год и один - два чтецких номера в репертуаре студийцев.
Цели:
Развитие абстрактного творческого мышления;
Формирование профессиональных навыков и умений;
Объединение студийцев в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.
Задачи:
- в развитии:
Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;
Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;
Развивать у студийцев способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.
- в обучении:
Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;
Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;
Обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.
- в воспитании:
воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;
- правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;
- организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;
- 5-10 новых скороговорок;
- 3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.
Уметь:
- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;
- проанализировав собственную роль, найти способы воплощения актёрского образа;
- проводить на занятиях весь комплекс актёрского тренинга (пластический, речевой, психофизический) самостоятельно;
- в репетиционном процессе организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;
- произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Четвертый год обучения посвящен уже не только тщательной проработке актерской линии в постановках группы, но и, в большей степени, развитию режиссерского видения и постановочных навыков у студийцев. Каждый воспитанник должен попробовать себя в роли режиссера, самостоятельно выбрав материал (будь то проза, стихи или этюдная работа), воплотить его на сценической площадке.
Продолжается работа над постановкой спектаклей: воспитанники принимают участие, как в работах младших групп, так и в творческой деятельности старших студийцев.
Вводится изучение разнохарактерного грима для персонажей. Продолжается еще более тщательная работа над чтецкими работами и постановкой пластических этюдов.
Результатом творческой работы четвертого года обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год и один - два чтецких номера в репертуаре, а так же показ самостоятельных режиссерских работ студийцев.
Цели:
Формирование профессиональных навыков и умений
Профориентационная работа со студийцами
Практическое знакомство с профессией “режиссер”
Задачи:
В развитии:
Развивать голос, тело, психофизический аппарат студийца до полной свободы владения ими
Развивать лидерские качества воспитанников посредством самостоятельного постановочного опыта
Развивать ассоциативное видение, способность к созданию метафор и аллегорий в самостоятельных режиссерских работах
В обучении:
Познакомить с различными техниками нанесения грима разнохарактерных персонажей.
Обучать студийцев азам создания художественного замысла сценического произведения (этюда, спектакля, представления и т.д.)
Познакомить с основными законами режиссуры
В воспитании:
Привить интерес к профессии “режиссер”
Направить студийцев на дальнейшее профессиональное развитие в средних и высших учебных заведениях
Воспитывать чувство ответственности за свою работу
К концу четвертого года обучения воспитанник должен:
- этапы режиссерской разработки сценического произведения (этюда, отрывка и т.д.)
- несколько разных техник нанесения и видов грима разнохарактерных персонажей
- этапы написания сценарной разработки
- элементарные законы режиссуры
- 2-3 монолога из скороговорок
Уметь:
- воплотить на сценической площадке самостоятельно разработанный режиссерский замысел этюда, отрывка и т.д.
- наносить разнохарактерный грим в разных техниках
- применять все полученные навыки и умения в области пластической культуры тела, сценической речи и актерского мастерства в работе над ролью
- самостоятельно простроить сценическое действие всех персонажей, согласно всех в этюде или отрывке
- самостоятельно проводить тренинги по мастерству актера, сценической речи и сценическому движению
- объяснить исполнителям логику поведения в предлагаемых обстоятельствах, поставить перед ними актерские задачи.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе “Театр, в котором играют дети”:
правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;
выполнять организаторскую функцию на порученном отрезке репетиции;
проходить весь путь от замысла роли до его воплощения на сцене;
правильно оценивать произведения культуры и искусства;
уметь преодолевать мышечные и психологические зажимы при выходе на публику;
обладать навыком творческой работы, как самостоятельно, так и в коллективе;
приобрести высокий уровень культуры поведения и общения со сверстниками, младшими товарищами и взрослыми.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- театральный зал с полностью оборудованной сценой;
- наличие музыкальной аппаратуры;
- наличие методических пособий;
- наличие костюмов, декораций, реквизита;
- наличие фонотеки с различной музыкой;
- стулья для воспитанников;
- возможности для документальной видео и фото съемки.
Литература, используемая для написания программы:
Ершов П.М. “Режиссура, как практическая психология” - М., 1999.
Гиппиус С.В. “Гимнастика чувств” - М., 1987.
Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота – детям” - С.-П., 2005.
Сидорина И.К., Ганцевич С.М. “От упражнения к спектаклю” - М., 2006.
Немеровский А. “Пластическая выразительность актёра” - М., 1982.
Козлянинов Г.И. “Упражнения по дикции” - М., 2004.
Ковакин Л.Д. “Классические основы режиссуры” - Кр., 1997.
Царенко Л. “От потешек к пушкинскому балу” - М., 2006.
Итина О.М. “Искусство звучащего слова” вып. 21 - М., 2002.
Петрусинский В.В. “На пути к совершенству. Искусство экспромта” - М., 1990.
Голубовский В. “Актёр – самостоятельный художник” М. 2000.
Приложение №1
Учебно-тематический план первого года обучения
№
Тема занятий
Всего
часов
Теория
(час)
Практика (час)
1.
Вводное занятие.
2
2
2.
Мастерство актёра:
30
6
24
3.
Сценическая речь:
28
6
22
4.
Постановочная работа.
64
6
60
5
Пластика.
20
4
16
Итого:
144
24
120
Программное содержание первого года обучения.
Вводное занятие.
Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
Ознакомительная беседа о театральном искусстве
Игра «Импровизированный спектакль ».
Инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральной студии.
Мастерство актёра.
Упражнения психофизического тренинга:
- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;
- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
одиночные этюды по темам:
- этюды на эмоции,
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.
сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
Сценическая речь.
Правила гигиены голоса
Способы закаливания голоса
Гигиенический и вибрационный массаж лица
Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;
- дыхательный тренинг.
Артикуляционная гимнастика:
упражнения для языка;
упражнения для губ;
упражнения для челюсти.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
Постановочная работа.
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников.
Возможен вариант эпизодического участия в спектаклях групп второго и третьего годов обучения.
Пластика.
Знакомство воспитанников с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.
Разминка:
- упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
- упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.
- упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).
Приложение №2
Учебно-тематический план второго года обучения
№
Тема занятий
Всего
часов
Теория
(час)
Практика
(час)
1.
Вводное занятие.
2
2
2.
Мастерство актёра:
48
4
44
3.
Сценическая речь:
20
2
18
4.
Постановочная работа.
60
4
56
5
Пластика.
14
14
Итого:
144
12
132
Программное содержание второго года обучения.
Вводное занятие.
Впечатления воспитанников о каникулах в форме маленького публичного рассказа. Студийцам предлагается создать несколько этюдов на летнюю тематику из реальной или вымышленой жизни.
Игры на знакомство: «Первая буква имени», «Я никогда не…» и т.д.
Беседа-опрос по теоретическим понятиям в области театральных дисциплин, которые были пройдены за первый год обучения.
Мастерство актёра.
Психофизический тренинг
Изучение понятий:
Сценическое общение – активное взаимодействие исполнителя с партнёром и окружающей средой, в котором участвуют как физическая, так и психическая сторона органики. Темы этюдов даются педагогом на основе простых и понятных воспитанникам примерах.
Приспособление, пристройка – способность найти верное отношение к партнёру или предмету для его изменения, воздействовать на партнёра или предмет в зависимости от поставленной задачи.
Сценическое действие – волевой акт человеческого поведения, направленый на достижение поставленой цели-сверхзадачи.
Конфликт – столкновение противоречий, процесс, движение. Конфликт разрешается через конкретную борьбу в сценическом действии. В свою очередь, сценическое действие не может существовать без конфликта.
Парные, коллективные этюды
Сценическая речь.
Дыхательный тренинг
Артикуляционная гимнастика
Знакомство с нормами орфоэпии: к слову, звучащему со сцены, предъявляются более жесткие требования, чем к бытовой речи, поэтому актерам необходимо уделять огромное внимание культуре своей речи. Студийцы знакомятся с нормами произношения в русском языке (ударение, сочетание различных звуков, закон редукции произношения безударных гласных, произношение согласных, произношение заимствованных слов и т.д.). Знакомство с понятием «орфоэпия».
Работа над скороговорками на данном этапе строится на ускорении темпа произнесения текста скороговорки. Постепенно добавляются минимальные физические нагрузки: наклоны, приседания, повороты, прыжки и т.д. Воспитанникам необходимо научиться удерживать одинаковый уровень звука как без нагрузок, так и с ними.
Постановочная работа.
Итогом творческой работы группы второго года обучения является постановка полноценного спектакля с участием всей группы.
Пластика.
На втором году обучения основной упор делается на:
повышение выносливости студийцев (упражнения анаэробного, аэробного и смешанного характера);
скоростную подготовку (упражнения на простую и сложную двигательную реакцию, имитационная реакция, упражнения на развитие быстроты движений, упражнения для развития медлительности, упражнения на изменение скорости движения, подвижные игры соревновательного характера, упражнения на темпо-ритмическую организацию движений);
равновесие (упражнения с преимущественным воздействием на полукружные каналы: обороты тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов, прыжки с оборотами, перекаты ходьба и бег с ускорениями и внезапными остановками, прыжки на месте с продвижениями в различных направлениях, упражнения на повышение устойчивости тела, парные упражнения на равновесие системы тел);
простейшие элементы акробатики (шпагаты, мосты, стойки, перекаты, кувырки, колёса).
Продолжается работа над развитием гибкости, силы и координации движений.
Приложение №3
Учебно-тематический план третьего года обучения
№
Тема занятий
Всего
часов
Теория
(час)
Практика (час)
1.
Вводное занятие.
2
2
2.
Мастерство актёра.
40
2
38
3.
Сценическая речь.
30
2
28
4.
Постановочная работа.
60
4
56
5
Пластика.
12
12
Итого:
144
10
134
Программное содержание третьего года обучения.
Вводное занятие.
Блиц-опрос по темам двух предыдущих годов обучения
Игровые тренинги на сплочение коллектива
Этюдная работа «На море»
Знакомство с планом работы на третий год обучения
2. Мастерство актёра.
Пластические этюды
Психофизический тренинг
Этюды на развитие ассоциативного мышления
Актёрская импровизация
Освоение этапов работы над ролью:
- определение действенного конфликта и центрального события в этюде;
- определение центрального события каждого действующего лица на протяжении всего этюда;
- раскрытие предлагаемых обстоятельств и установление взаимоотношений партнёров;
- определение конкретных задач, логики поступков действующих лиц, логики их мышления и поведения в данном этюде;
- раскрытие подтекста; освоение внутреннего монолога; определение действия в зонах молчания.
Изучение понятий:
Органическое молчание – процесс органического действия без слов. Действовать при помощи логики физических действий.
Событие – действенный факт, меняющий логику поведения исполнителей.
Исходное событие – действенный факт, с которого началась история.
Центральное событие – кульминация, наивысшая точка накала по линии сквозного действия.
Главное событие – финал, чем закончилась история.
Сверхзадача – утверждение авторской позиции по отношению к поставленной проблеме, посредством художественной организации доказательств.
Сценическая речь.
дыхательный, артикуляционный, дикционный тренинг;
работа над скороговорками с движениями и нагрузками;
работа над текстом роли, прозаическим и поэтическим материалом.
Постановочная работа.
Постановка чтецких номеров
Работа над ролью
Изучение этапов работы над спектаклем:
- определение темы;
- определение проблемы и её аспектов, заложенных в драматургическом произведении;
- нахождение основного конфликта произведения;
- разбор композиции драматургического произведения – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
- определение событийного ряда – исходное событие, центральное событие (кульминация), главное событие (финал) драматургического произведения;
- определение сквозного действия;
- расстановка противоборствующих сил по отношению к основному конфликту;
- разбор характеров и определение сквозного действия каждого действующего лица;
- определение задач всех действующих лиц;
- определение атмосферы, в которой действуют персонажи;
- разводка по мизансценам эпизодов спектакля;
- выстраивание сценического действия в эпизодах спектакля;
- чистка эпизодов спектакля;
- черновые прогоны всего спектакля;
- технические прогоны со световой партитурой;
- генеральная репетиция;
- сдача спектакля.
Пластика.
ловкость (упражнения, базирующиеся на взрывной силе и чувстве равновесия, упражнения, базирующиеся на равновесии и скорости ориентировочных реакций, упражнения базирующиеся на чувстве динамического равновесия и координации движений, акробатические упражнения с дополнительными заданиями, упражнения базирующиеся на способности быстро переходить от напряжения работающих мышц к их расслаблению, моторные упражнения, упражнения с мелкими предметами действенного типа, этюды для рук);
суставно-мышечная память (идеомоторное продумывание разучиваемых движений с открытыми или закрытыми глазами, упражнения с закрытыми глазами в замедленном темпе с концентрацией внимания на работающих мышцах, упражнения с закрытыми глазами на ощущение плоскостей движения, «мёртвая точка», упражнения на выработку активного осязания, повторение собственной позы, зафиксированной по хлопку педагога, воспроизведение по памяти предложенной партнёром позы, групповые упражнения на синхронность движений, упражнения на память физических действий, этюды на чувство движения и чувство формы);
Приложение №4
Учебно-тематический план четвертого года обучения
Тема занятий
Всего
часов
Теория
(час)
Практика (час)
Вводное занятие.
2
2
Мастерство актёра
20
4
16
Сценическая речь
20
2
18
Основы грима
15
2
13
Самостоятельные режиссерские работы
20
20
Постановочная работа
52
2
50
Пластика
15
15
Итого:
144
12
132
Программное содержание четвертого года обучения.
Вводное занятие.
Тренинги на включение в театральную реальность.
Этюдная работа на тему «Мои каникулы».
Игровые тренинги на сплочение и доверие.
Мастерство актера.
Пластические и акробатические этюды.
Этюдная работа на основе метафоры, аллегории.
Психофизический тренинг.
Актерская импровизация.
Сценическая речь.
Дыхательный, артикуляционный, дикционный тренинг.
Работа над текстом роли.
Работа над чтецкими номерами.
Основы грима.
Знакомство с историей грима.
Изучение различных техник театрального грима.
Нанесение разнохарактерного грима.
Самостоятельные режиссерские работы.
Режиссерская разработка этюдов или отрывков.
Постановка этюдов или отрывков.
Постановочная работа.
Работа над пластическим рисунком роли.
Постановка спектакля.
Постановка чтецких номеров.
Пластика.
Растяжка.
Развитие гибкости, выносливости, силы, ловкости.
Изучение сложных балансов.
Акробатические элементы в связках.
Акробатические этюды.
Методические рекомендации
По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительногообразования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.
Методической особенностью обучения в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- объяснительно-иллюстративный - разводка фрагментов пьесы по мизансценам с объяснением и показом;
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие
1. Приемы: .
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2.Принципы:
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
- организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
Парная — рассчитать работу на двоих.
Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.