kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа занятий драматического кружка «Развитие творческих и индивидуальных способностей детей с использованием сценических методов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа включает в себя занятия по актерскому мастерству и основам сценической грамоты, ритмопластике, занятия по основам сценической речи, репетиционно - постановочные работы.

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий драматического кружка «Развитие творческих и индивидуальных способностей детей с использованием сценических методов»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Череповца Вологодской области


«Рассмотрено»

на заседании МО классных руководителей

Протокол № 1 «28» августа 2015 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №26»

__________ Вячеславова Т.Б.

« 31 » августа 2015г.










Дополнительная общеобразовательная программа

«Развитие творческих и индивидуальных способностей детей

с использованием сценических методов»




для обучающихся 11-12 лет


Составитель:

Корбан Жанна Николаевна, учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категория









г.Череповец

2015 год

Программа занятий драматического кружка

«Развитие творческих и индивидуальных способностей детей

с использованием сценических методов»



Вступление.


Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Поэтому воспитание, обучение и развитие детей, формирование стойких интересов является в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой.

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.

Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (слова, музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природо-сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.

Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс, - мощный двигатель, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. В этом выражается потребность времени: найти комплексный, достаточно универсальный, учитывающий новейшие разработки и основанный на естественных природных качествах человека, путь всестороннего гармоничного развития, обучения, воспитания личности. Поэтому система педагогических и психологических мероприятий, «погружение» детей в творческую деятельность способствует их гармоничному развитию.

Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в драматических и театральных кружках, театральных студиях.

Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества.

Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для школ любого типа. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы нашей программы.

Одним из воплощений комплексного подхода, на мой взгляд, является разработка программы, направленной на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, реализуемая в частности на занятиях в драматическом кружке.

Актуальность программы «Развитие творческих и индивидуальных способностей у детей с использованием сценических методов» заключается в том, что она направлена на выявление возможностей театральной деятельности подростков в социально-культурном развитии личности. Участие в школьном драматическом кружке «Эвтерпа» создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

Данная программа включает в себя в комплексе занятия по актерскому мастерству и основам сценической грамоты, ритмопластике, занятия по основам сценической речи, репетиционно - постановочные работы и т.д.

В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления. Огромный положительный опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный С.В. Гиппиус, Н.М. Горчаковым, П.М. Ершовым, Ю.А. Завадским, Б.Е. Захавой, М.О. Кнебель, Ю. Кренке, В.И. Немировичем-Данченко, С. В. Образцовым, Н. И. Сац, К.С. Станиславским, Г.А. Товстоноговым, В.О. Топорковым, М.С. Щепкиным, A.M. Эфросом и другими, доказывает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни. Вопросы театральной деятельности освещены и в работах педагогов В.М. Букатова, И.А. Генераловой, А.Ю. Гончарука, А.П. Ершовой, И.Л. Любинского, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др.

При разработке программы драматического кружка мы исходили из гипотезы о том, что организация занятий в кружке с использованием комплексного подхода будет способствовать актуализации творческого потенциала детей, коррекции их познавательной сферы, расширению активного и пассивного речевого словаря, развитию коммуникативных навыков, совершенствованию мелкой и общей моторики, формированию позитивной Я - концепции, открытию для учащихся новых перспектив социализации и т.д.


Содержание:


  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи программы

  3. Методологические и теоретические основы программы

  4. Учебно-тематический план работы

  5. Содержание курса

  6. Календарно-тематическое планирование

  7. Требования к уровню подготовки учащихся

  8. Перечень учебно-методического обеспечения

1.Пояснительная записка


В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание проблемам детства: разрабатываются федеральные и муниципальные социальные программы, развивается система учреждений, которые оказывают помощь семье и детям. Эти программы и учреждения создаются как системой образования, так и системой социальной защиты или системой здравоохранения. Одна из важнейших задач, которую они ставят перед собой – коррекционно-развивающая работа с детьми и их родителями.

Под коррекционно-развивающей работой мы понимаем систему педагогических и психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей и преодолению отклонений в развитии. Это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Основной контингент МБОУ «СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» – дети и подростки, имеющие сформированную мотивацию, желающие и умеющие учиться. Это отражается на их развитии следующим образом:

  1. Мышление:

    1. сформированность логического мышления

    2. активная познавательная деятельность

    3. четкое представление об окружающем мире

    4. широкий кругозор

    5. развитое творческое воображение

  1. Внимание:

    1. широта и дифференцированность восприятия окружающих предметов

    2. наблюдательность

    3. умение сосредотачиваться и переключаться

  2. Память:

    1. развитая кратковременная и долговременная память , умение припоминать и воспроизводить изученный материал

  3. Речь:

    1. широкий словарный запас

    2. четкое произнесение отдельных звуков и слов

    3. сформированность мотивации речи

  4. Эмоциональная сфера:

    1. эмоции богаты и дифференцированны

    2. наличие инициативы и самостоятельности

  5. Двигательная сфера:

    1. движения скоординированны

    2. развитая мелкая моторика

    3. живая мимика, развитая пантомимики и активность жестов

  6. Общение с людьми:

    1. адекватная самооценка

    2. легкость в установлении контактов с незнакомыми людьми

Для развития одаренных детей в сфере их интересов целесообразно приобщать их к таким направлениям творческой деятельности, как музыка, танцы, живопись, театр, прикладное искусство и др. Искусство способствует сохранению личностной целостности ребенка, помогает преодолеть проблемы поведенческого плана, повышает самооценку. Его воздействие основано на актуализации творческого потенциала школьника.

Одним из значимых направлений развития творческих способностей детей является «терапия средствами искусства». Она осуществляется на занятиях по сценическому мастерству в драматическом кружке. Вся работа, проводимая в нем, направлена на то, чтобы ребенок, приобщаясь к искусству, развивался умственно, эмоционально и физически и впоследствии мог стать успешным в профессиональной деятельности.

Для реализации данных целей нами была разработана программа занятий драматического кружка.


2. Цели и задачи программы


Цель программы – развитие и стимулирование двигательных, речевых, социальных и коммуникативных навыков школьников посредством сценических методов (этюдов, миниатюр, монологов, диалогов, театральных постановок и т.д.).

Задачи:

  1. Воспитательная:

- формирование социально приемлемого поведения

- сплочение детского коллектива

- формирование чувства самоуважения у детей

- воспитание творческой активности у детей

- воспитание выдержки и наблюдательности

  1. Образовательная:

- обучение детей ориентированию в сценическом пространстве

- повышение общего культурного уровня

- ознакомление с основами театроведения

- расширение активного и пассивного речевого словаря

- изучение основных сценических понятий

- обучение приемам запоминания больших текстов

- овладение приемами выражения основных видов эмоций

  1. Развивающая:

- развитие уровня самосознания и самоконтроля

- активизация познавательной потребности, воображения

- удовлетворение творческих интересов учащихся.

Тип программы – комплексная.

Продолжительность программы: данная программа разработана на год. Объём программы 34 часа (один раз в неделю)

Возраст участников кружка 11-12 лет.

Наполняемость группы – 10 - 12 человек. Занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер.

Занятия в драматическом кружке ведутся по программе, включающей пять разделов.

I Раздел «Основы сценической речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

II Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.

III Раздел «Актерское мастерство и основы сценической грамоты» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

IV Раздел «Постановочно-репетиционные работы». В этом разделе учащимся будут даны знания и умения по постановке театрального действия, выстраиванию мизансцен при постановке драматических номеров, владению пространством сцены. Учащиеся овладеют умениями «видеть и слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые комплексы, почувствовать себя более раскованно.

V Раздел «Концертная деятельность» включает в себя подготовку и показ номеров на общешкольных мероприятиях, а также участие кружка в городских конкурсах чтецов.

Основные функции этого раздела:

- создает условия для самоприятия, самореализации и самоутверждения ребенка

- устанавливает позитивные взаимоотношения ребенка с окружающими

- развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус.

Концертная деятельность является основной и конечной формой творческой самореализации учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей.

Часы занятий по разделам «Постановочно-репетиционные работы» и «Концертная деятельность» будут выстраиваться в соответствии с планом общешкольных мероприятий.

Следует отметить, что обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному».

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом возраста и опыта работы в кружке). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику, что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала), творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.), практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.), просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);

- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме);

- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы);

- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на классных и общешкольных мероприятиях, после которых проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.

Контроль так же планируется осуществлять в такой форме, как контрольное занятие, зачеты в различной форме, участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.



Условия реализации программы

-Классная комната - техническое оснащение (магнитофон, видеопроектор);

-Актовый зал.


3. Методологические и теоретические основы программы.


В качестве методологической основы программы выступают зарекомендовавшие себя в науке теории личности и деятельности работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., работы по проблемам специальной психологии и психопатологии М.С. Певзнера, К.С. Лебединской и др., труды по искусствоведению К. Станиславского, Б. Захавы, И. Коха, В.М. Букатова, А.П. Ершовой, И.Л. Любинского, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман, В.И. Немировичем - Данченко, С. В. Образцовым, Н. И. Сац, и др.

Как и любая другая, данная программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступить принципы, определяющие построение программы работы:

  1. принцип гуманизма – веры в возможности ребенка, субъективного позитивного подхода к перспективам его развития;

  2. принцип системности – рассмотрение ребенка как целостного качественно-своеобразного, динамично развивающегося субъекта;

  3. принцип практической направленности – учета реальных возможностей ребенка в практических ситуациях;

  4. принцип деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

  5. принцип индивидуально-дифференцированного подхода – корректировка содержания и формы коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и основных целей работы;

  6. принцип увлеченности и творчества – развитие творческих способностей детей, при этом творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности;

  7. принцип культуросообразности - ориентация на потребности общества и обучающейся личности.

4.Учебно-тематический план работы драматического кружка.


Учебно-тематический план первого года занятий сценическим искусством


Наименование разделов и тем

Общее

количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Основы сценической речи

3

3

Культура речи

2

4

Дыхание и голос

2

5

Дикция

2

6.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

3

7

Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах

2

8

Основные этапы работы над театральным действием

2

9

Сценическое воображение

2

10

Сценическое общение

2

11

Ритмопластика

2

12

Ритмика и пластика

2

13

Танцевальная азбука

2

14

Репетиционно - постановочные работы.


4

15

Концертная деятельность

2

16

Итоговое занятие

1


ИТОГО:

34



5. Содержание курса


Первый год обучения


Тема 1. Вводное занятие (1 час).


Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в драматическом кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр.

Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).


Тема 2. Основы сценической речи (9 часов).


2.1. Предмет «Сценическая речь» (3 часа).

Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью.

2.2. Культура речи (2 часа).

Беседа о вежливости.

Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).

2.3. Дыхание и голос (2 часа).

2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Практические занятия – дыхательная гимнастика:

  1. Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).

  2. Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах», «Цветы» и т.д.).

  3. Комплекс дыхательных упражнений с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).

  4. Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).

  5. Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.

  6. Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.).

2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.

Практические занятия – голосовая разминка:

  1. Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата («В лесу», «Не разбуди медведя» и т.д.).

  2. Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто ушел?», «Магазин», «Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).

  3. Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).

  4. Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).

  5. Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно («Эхо», «Шмели» и т.д.).

2.4. Дикция (2 часа).

Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи.

Практические занятия:

  1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу», «Сомик» и т.д.).

  2. Артикуляционная гимнастика:

    1. Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).

    2. Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).


Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты (11 часов).


3.1. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах (1 час).

  1. Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.).

  2. Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.).

  3. Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:

    1. действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)

    1. действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).

Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады.

    1. упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)

    2. упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).

4. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия:

    1. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).

    2. Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).

    3. Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).


Тема 4. Ритмопластика (6 часов).


4.1. Предмет «Ритмопластика» (2 часа).

Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике. Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и темп движения как выразительные средства в искусстве.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма:

    1. отстукивание, прохлопывание заданного ритма

    2. ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)

    3. ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)

    4. построение и переход в колонну, шеренгу, круг

    5. прыжки под музыку под скакалку

    6. бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.

2. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.).

3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).

4.2. Пластика (2 часа).

Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве. Воспитание пластичности.

Практические упражнения:

  1. Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.).

  2. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).

  3. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).

  4. Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » и т.д.).

  5. Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).

  6. Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).

  7. Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.).

  8. Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» и т.д.).

4.3. Танцевальная азбука (2 часа).

Понятие «танец». Значение танца в драматическом искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие с использованием видеоматериалов).

Практические занятия:

  1. Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)

  2. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.

  3. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).

  4. Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).

  5. Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения («Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята » и т.д.).


Тема 5. Репетиционно – постановочные работы (4 часа).


Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация номеров, структура номера. Основные этапы работы над номером.

Практические занятия:

  1. Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.

  2. Распределение ролей.

  3. Рабочие репетиции.

  4. Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.

  5. Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).

  6. Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций.

  7. Показ номера на классном и общешкольном мероприятии.

  8. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.

Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к общешкольным мероприятиям.


Тема 6. Концертная деятельность (2 часа).


Практические занятия.

После первого года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем готовят и показывают два номера – пластический этюд с предметом и драматическую миниатюру (инсценировку)- по выбору учащегося и педагога.


Тема 7. Итоговое занятие (1 час).


Заключительная беседа руководителя кружка с разбором работы каждого участника. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.



















6. Календарно-тематическое планирование.

урока

Раздел

Темы занятий

Элементы содержания занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: познавательных,

регулятивных, коммуникативных, личностных

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие

Театр – сплав искусств слова, пластики, музыки.

Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр

Знать: правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля, краткие сведения о театральном искусстве, общественном назначении театра.

Уметь: рассказать о театрах разных видов.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: знакомство в форме собеседования и игр-знакомств, понимание позиции партнёра.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу.

02.09

02.09

2

Основы сценической речи

Сценическая речь


Художественное слово в системе работы над сценической речью.


Знать: упражнения

артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Уметь: выполнять речевую разминку.

Познавательные: самостоятельно узнают об основных понятиях, связанных со сценической речью в форме творческой мастерской.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий.

09.09

09.09

3

Основы сценической речи

Сценическая речь


Художественное слово в системе работы над сценической речью.


Знать: упражнения

артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Уметь: выполнять речевую разминку.

Познавательные: самостоятельно узнают об основных понятиях, связанных со сценической речью в форме творческой лаборатории, используют полученную ранее информацию для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

вступают в речевое общение, планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

16.09

16.09

4

Основы сценической речи

Сценическая речь


Художественное слово в системе работы над сценической речью.


Знать: упражнения

артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Уметь: выполнять речевую разминку.

Познавательные: самостоятельно узнают об основных понятиях, связанных со сценической речью в форме творческой лаборатории, используют полученную ранее информацию для решения учебной задачи.

Коммуникативные: вступают в речевое обще-ние, планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществ-ляют индивидуальную образовательную траекто-рию.

23.09

23.09

5

Культура речи

Беседа о вежливости.


Этикет в театре

Знать: культуру сценического поведения на сцене за кулисами, в партере.

Познавательные: самосто-ятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы в форме занятия-практикума.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, об-мениваются мнениями, понимают позицию парт-нёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план по-следовательности дей-ствий.

30.09

30.09

6

Культура речи

Беседа о вежливости.


Этикет в театре

Знать: культуру сценического поведения на сцене за кулисами, в партере.

Познавательные: самосто-ятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы в форме занятия-практикума.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, об-мениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план по-следовательности действий

07.10

07.10

7

Дыхание и голос


Понятие «дыхание».


Знать: сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата, особенностях физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Уметь: направлять звук в основные резонаторы трех регистров;

создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ.

Познавательные:

Знакомство с комплексом игр и упражнений в форме практикума.

1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания.

2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания.

3)Комплекс дыхательных упражнений с движениями туловища и конечностей.

4) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов.

5) Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.

6) Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания.


Коммуникативные:

планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, согласовывают действия с партнёром.

Регулятивные:

удерживают цель деятельности до получения её результата, осуществляют самостоятельный контроль





14.10

14.10

8

Дыхание и голос


Понятие «голос».

Знать: голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.

Уметь: выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.


Познавательные:

Знакомство с комплексом игр и упражнений в форме практикума.

1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания.

2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания.

3)Комплекс дыхательных упражнений с движениями туловища и конечностей.

4) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов.

5) Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.

6) Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания.


Коммуникативные:

планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, согласовывают действия с партнёром.

Регулятивные:

удерживают цель деятельности до получения её результата, осуществляют самостоятельный контроль

Практические занятия – голосовая разминка:

1)Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата.

2)Комплекс упражнений на модуляцию голоса.

3)Комплекс упражнений на звукоподражание.

4)Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения.

5)Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно.

21.10

21.10

9

Дикция

Дикция как средство выразительности речи

Актерская

интонация.

Знать: значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи.

Уметь: выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека.

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи:

1.Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков.

4. Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.

Коммуникативные:

оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей,согласовывают действия с партнёром.

Регулятивные:

составляют план последовательности действий, осуществляют пошаговый контроль, оценивают свою работу, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной работы.

11.11

11.11

10

Дикция.

Дикция как средство выразительности речи.


Знать: 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки; 5-10 упражнений речевого тренинга.

Уметь: использовать в речи основы верного дыхания.

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи:

1.Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков.

4. Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.

Коммуникативные:

оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей,согласовывают действия с партнёром.

Регулятивные:

составляют план последовательности действий, осуществляют пошаговый контроль, оценивают свою работу, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной работы.


18.11 18.11

11

Актерское мастерство и основы сценической грамоты.

Сценическое действие в упражнениях, играх, этюдах.


Понятия «реквизит».

Знать: простейшие упражнения по актерскому мастерству;

Уметь: выполнять упраж-нения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека.

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Знакомятся со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах.

1.Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.

2.Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.

Коммуникативные:

Оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей,согласовывают действия с партнёром.

Регулятивные:

Составляют план последовательности действий, осуществляют пошаговый контроль, оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной работы


25.11

25.11

12

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

Сценическое действие в упражнениях, играх, этюдах.


Понятия «декорации».

Знать: приемы абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия, элементы психофизического тренинга. Уметь: выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека.



Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Знакомятся со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах:

1)Действие с воображаемыми предметами.

2)Упражнения по развитию образных представлений.

Коммуникативные:

Оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей,согласовывают действия с партнёром.

Регулятивные:

Составляют план последовательности действий, осуществляют пошаговый контроль, оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной работыПрактическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах:


02.12

02.12

13

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

Сценическое действие в упражнениях, играх, этюдах.


Понятие «действие».

Знать: индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;

5-10 упражнений психофизического тренинга. Уметь: выполнять упраж-нения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека.




Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,формулируют ответы на вопросы. Знакомство с комплексом упражнений действий в условиях вымысла. Действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия. Групповые игры.

Коммуникативные:

принимают другое мнение и позицию, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её

09.12

09.12

14

Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах

Сценическое действие в упражнениях, играх, этюдах.


Понятие «сценическое событие».

Знать: упражнения, которые готовят тело к работе.

Уметь: целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;

обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы.

Познавательные: самосто-ятельно выделяют и фор-мулируют цели, анализи-руют вопросы. Упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, об-мениваются мнениями, понимают позицию парт-нёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план по-следовательности дей-ствий

16.12

16.12

15

Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах

Сценическое действие в упражнениях, играх, этюдах.


Понятие «предлагаемые обстоятельства».

Знать: упражнения, которые готовят тело к работе.

участвовать в воплощении пластического образа в этюде;

Уметь: подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда.

.

Познавательные: самосто-ятельно выделяют и фор-мулируют цели, анализи-руют вопросы. Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов)

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, об-мениваются мнениями, понимают позицию парт-нёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план по-следовательности дей-ствий

23.12

23.12

16

Основные этапы работы над театральным действием

Действие как основа сценического искусства.

Ощущение

пространства.

Знать: приемы разминки и разогрева тела.

Уметь: построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.



Познавательные: в форме творческой мастерской составлять этюд

1.« Если бы….»

2.«Я в предлагаемых обстоятельствах».

3. Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами

Коммуникативные:

вступают в речевое обще-ние, планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: осуществ-ляют индивидуальную образовательную траекто-рию

.

13.01

13.01

17

Основные этапы работы над театральным действием



Уметь: развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.

Познавательные: в форме творческой лаборатории осуществлять этюды:

1.Этюды и упражнения на физическое действие (с предметами).

2.Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД)

3.Этюды на внутреннее действие (публичное одиночество)

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, об-мениваются мнениями, понимают позицию парт-нёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план по-следовательности дей-ствий


20.01

20.01

18

Сценическое воображение


Импровизация.

Уметь: анализировать характер героя.

Познавательные: практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах:

1. Импровизация под музыку.

2. Имитация и сочинение различных необычных движений.

3. Сочиняем сказку вместе (по фразе, по одному слову).

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, об-мениваются мнениями, понимают позицию парт-нёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план по-следовательности дей-ствий


27.01 27.01

19

Сценическое воображение



Знать:

Уметь: анализировать поступки героя, его слова, мотивы.


Познавательные: практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах на событие.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, об-мениваются мнениями, понимают позицию парт-нёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план по-следовательности дей-ствий

03.02

03.02

20

Сценическое общение

Сценическое

общение.

Коллективная

Согласованность.

Факт и событие.

Знать: приемы корректного общения с партнером в процессе репетиций.

Уметь: строить партнерские отношения.

Познавательные: практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах на достижение цели.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, об-мениваются мнениями, понимают позицию парт-нёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план по-следовательности дей-ствий.


10.02

10.02

21

Сценическое общение

Взаимодействие с

партнером. Контакт.

Мизансцена.

Знать

Уметь: чутко относиться к действиям партнёра в рамках сценического действия.

Познавательные: практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах– наблюдениях(Примерное упражнение «Стоп-кадры»)

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, об-мениваются мнениями, понимают позицию парт-нёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно

выделяют и формулируют цель, составляют план по-следовательности дей-ствий.


17.02

17.02

22

Ритмопластика.

Ритмопластика в сценическом искусстве.


Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности.

Знать: индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства.

Уметь: реализовывать пластический образа персонажа.

Познавательные: практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах:

1. Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма.

2. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений.

3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции.

Коммуникативные:

вступают в речевое обще-ние, планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: осуществ-ляют индивидуальную образовательную траекто-рию.


24.02

24.02

23

Ритмопластика.

Пластическая

выразительность. Психологический

жест.


Ритм и темп движения как выразительные средства в искусстве

Знать: индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства.

Уметь: построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой.

Познавательные: практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах: комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.).

Коммуникативные:

вступают в речевое обще-ние, планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: осуществ-ляют индивидуальную образовательную траекто-рию.


02.03

02.03

24

Ритмика и пластика.

Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве.

Шкала темпо-ритмов.

Знать: 5 упражнений психофизического тренинга.

Уметь: подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда.

Познавательные: знакомство с комплексом упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника. Подвижные игры.

Коммуникативные:

вступают в речевое обще-ние, планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: осуществ-ляют индивидуальную образовательную траекто-рию.

09.03

09.03

25

Ритмика и пластика

Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве.

Темпо-ритм внешний и внутренний.

Знать: приемы разминки и разогрева тела.

Уметь: строить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.

Познавательные: знакомство с комплексом упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики. Пластические этюды. Комплекс упражнений на равновесие и на развитие координации движений.

Коммуникативные:

вступают в речевое обще-ние, планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: осуществ-ляют индивидуальную образовательную траекто-рию.

16.03

16.03

26

Танцевальная азбука

Танец в драматическом искусстве.

Понятие «танец».

Знать: значение танца в драматическом искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений.


Познавательные: знакомство в форме практического занятия с комплексами:

1. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.

2. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).

3. Комплекс упражнений с движениями подражательного характера.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий.

23.03

23.03

27

Танцевальная азбука

Танец в драматическом искусстве.

Понятие «танец».

Знать: значение танца в драматическом искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений.


Познавательные: знакомство в форме практического занятия с подвижными играми, включающими простые танцевальные движения.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий.

06.04

06.04

28

Репетиционно - постановочные работы.


Номер как единица любого творческого мероприятия.


Знать: классификацию номеров, структуру номера. Основные этапы работы над номером.

Уметь: преодолевать страх перед публичным выступлением.

Познавательные: в форме практического занятия:

1.Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.

2.Распределение ролей.

3.Рабочие репетиции.

4.Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий.

13.04

13.04

29

Репетиционно - постановочные работы.


Искусство актерской игры — главное, определяющее для театра.


Знать: классификацию номеров, структуру номера. Основные этапы работы над номером.

Уметь: преодолевать страх перед публичным выступлением.

Познавательные: репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий

20.04

20.04

30

Репетиционно - постановочные работы.


Конфликт.

Приспособления.

Тактика.


Знать: классификацию номеров, структуру номера. Основные этапы работы над номером.

Уметь: оценивать сценические события.

Познавательные: проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий, выявляют недочеты и посильно их устраняют путем повторных репетиций.


27.04

27.04

31

Репетиционно - постановочные работы.




Знать: классификацию номеров, структуру номера. Основные этапы работы над номером.

Уметь: оценивать сценические события.

Познавательные: проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки.

Коммуникативные: обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий, выявляют недочеты и посильно их устраняют путем повторных репетиций.

04.05

04.05

32

Концертная деятельность



Знать: принципы общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Уметь: оценивать сценические события.

Познавательные: проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки на классном и общешкольном мероприятии.

Коммуникативные: обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий, выявляют недочеты и посильно их устраняют путем повторных репетиций.

11.05

11.05

33

Концертная деятельность



Знать: принципы общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Уметь: оценивать сценические события.

Познавательные: проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки на классном и общешкольном мероприятии.

Коммуникативные: обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий, выявляют недочеты и посильно их устраняют путем повторных репетиций.

18.05

18.05

34

Подведение итогов

Слова благодарности преподавателям, родителям, друзьям

Благодарность, слова благодарности

Знать слова благодарности.

Уметь говорить слова благодарности родителям и друзьям

Познавательные: небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера.

Коммуникативные: заключительная беседа-игра руководителя кружка с разбором работы каждого участника. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий, выявляют недочеты и посильно их устраняют путем повторных репетиций.

25.05

25.05

7.Требования к уровню подготовки учащихся


После окончания первого года занятий в кружке учащиеся должны

знать:

- правила поведения при занятиях любыми видами театральной деятельности;

- понятие «театр», виды театров;

- знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

уметь:

- выполнять простейшие упражнения по актерскому мастерству;

- выполнять разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;

- выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.

Навыки:

- выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;

- преодолевать страх перед публичным выступлением.


7. Перечень учебно – методического и материально – технического обеспечения

Материально – техническое обеспечение:

РМУ – 1 шт.;

Доска – 1 шт.;

Парта - 15 шт.;

Стол учительский – 1 шт.;

Стул ученический – 30 шт.

Стул учительский -1шт.



8.Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С. П. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось 89, 2001. – 115 с.

2. Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз, 2001. – 309 с.

3. Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: Сентябрь, 2004. – 192 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – М.: Просвещение, 1991. – 90 с.

5. Выготский Л. С. Психология и развитие ребенка. – М.: ЭКСМО, 2003. – 509 с.

6. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Современное слово, 1998. – 480 с.

7. Диагностика и развитие актерской одаренности / Сб. науч. трудов. – Л.: ЛГИТМИК, 1986. – 154 с.

8. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1978. – 334 с.

9. Корсакова Е. А. Мастерство речи. Выпуск № 1. – М.: Искусство, 1953. – 68 с.

10. Кох И. Э. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1962. – 566 с., с ил.

11. Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. – М.: Советская Россия, 1971. – 135 с.

12. Мастерство актера / Межвуз. сб. науч. трактатов. – М.: ГИТИС, 1990. – 220 с.

13. Нарушение речи и голоса у детей / Сб. науч. трактатов. – М.: МГПИ, 1979. – 118 с.

14. Пороцкая Т. Н. Работа воспитателя. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

15. Пособие для культурно-просветительских и театральных училищ «Основы сценического движения». – М.: Просвещение, 1976. – 222 с.

16. Программа для актерских факультетов театральных институтов «Мастерство актера». – М.: Высшая школа, 1963. – 31 с.

17. Программа для актерских факультетов театральных институтов «Сценическое движение». – М.: Министерство культуры СССР, 1967. – 21 с.

18. Программа для актерских факультетов театральных институтов «Сценическая речь». – М.: Министерство культуры СССР, 1966. – 32 с.

19. Программа курса для учащихся культурно-просветительских школ «Сценическая речь». – М.: Советская Россия, 1961. – 24 с.

20. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно – развивающее обучение. Начальные классы. – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.

21. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Сборник № 1. – М.: Владос, 2001. – 232 с.

22. Славский Р. Е. Искусство пантомимы. – М.: Искусство, 1962. – 134 с., с ил.

23. Станиславский К. С. Художественные записи. - М.: Искусство, 1939. – 165 с.

24. Станиславский К. С. Этика. - М.: Искусство, 1962. – 46 с.

25. Стромов Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению. – М.: Просвещение, 1980. – 79 с.

26. Сценическая речь / Уч. пособие для средних театральных и культурных просветительских учебных заведений. – М.: Просвещение, 1976. – 336 с.

27. Футлик Л. И. Воспитание творчеством. – П.: Областной дворец культуры, 2001. – 210 с.

28. Элькис Г. Я. О пластическом тренаже актера. – К.: Мистецтво, 1986. – 115 с.


Список Интернет-ресурсов:

1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.

2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия

«Кругосвет». – Режим доступа:

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.

3. Античный театр. – Режим доступа : http://anti4teatr.ucoz.ru.

4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.artworld-theatre.ru.


5. Энциклопедия : Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа:

http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm

6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

64

7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа:

http://www.theatreplanet.ru/articles

8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа:

http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm

9. Средневековый театр. – Режим доступа:

http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06

10.Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru

11.Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим

доступа : http://biblioteka.teatr-obraz.ru

12.Театральная энциклопедия. – Режим доступа : http://www.theatre-enc.ru.

13.История: Кино. Театр. – Режим доступа : http://kinohistory.com/index.php

14.Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat

15.Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/

16.Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим

доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru

17.Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat


Заключение

Программа «Развитие творческих и индивидуальных способностей у детей с использованием сценических методов» была разработана в 2015 году. Создание данной программы обусловлено практическими потребностями воспитательной работы в условиях ФГОС.

При разработке программы мы исходили из гипотезы о том, что ее реализация будет способствовать актуализации творческого потенциала детей, коррекции их познавательной сферы, расширению активного и пассивного речевого словаря, развитию коммуникативных навыков, совершенствованию мелкой и общей моторики, формированию позитивной Я - концепции, открытию для учащихся новых перспектив социализации и т.д.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корбан Жанна Николаевна

Дата: 28.07.2016

Номер свидетельства: 338230

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства