МОУ Лицей г. Истры
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕМЕ « Занимательная астрономия».
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД 34 часа.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 1час в неделю.
Курс « Занимательная астрономия » реализует проектную деятельность во внеурочной деятельности в 5 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Основными методами реализации программы являются изучение: изучение нового материала, составление и защита мини проектов, создание презентаций, парная и групповая работа.
Участники образовательной программы: учащиеся 5 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 часов: 1 занятие в неделю.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности
Регулятивные УУД.
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы ( задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять допущенные ошибки и корректировать свою работу.
Познавательные УУД.
Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления ; определять причины явлений,, событий: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план научного текста, предоставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения, быть готовым её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты (УУД) | Виды деятельности | примечание |
I триместр (количество часов)-10 часов |
1 | | Земная наука о небесных телах. Что изучает астрономия | 1 | Знакомство учащихся с астрономией, выделение по материалам презентации объектов, изучением которых занимается эта наука. Развитие умений чётко формулировать свою мысль, обосновывать ответ. | Просмотр презентации, беседа | |
2 | | Тема: Человек в космосе – 4 часа. Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 | Расширение знаний учащихся о представлениях древних людей, умение подбирать нужный материал в разных источниках информации | Презентация, анализ подготовленных детьми сообщений | |
3 | | От Коперника до наших дней | 1 | Знакомство с учёными, перевернувшими преставления людей о строении Вселенной, изучение моделей Вселенной.и снимков из космоса; формирование научной картины мира в сознании учащихся. | Презентация, обсуждение значения открытий учёных для развития человечества. Прогнозирование дальнейших исследований. | |
4 -5 | | Проектирование и создание модели собственной Галактики. Защита своих мини_ проектов | 2 | Развитие умений обосновывать и защищать свой выбор | Моделирование Галактики, на основе своих представлений. | |
6 | | Тема: Солнечная система – 8 часов. Общая характеристика Солнечной системы. | 1 | Систематизировать имеющиеся знания о Солнечной системе, расширить и обогатить свои знания, работая с различными источниками информации. | Презентация ,постановка и решение учебной задачи | |
7 | | Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения. | 1 | Знакомство с движением Солнца .Выяснение причин, вызывающих солнечные затмения . | Презентация, Моделирование ситуации, изображающую затмение Солнца; дискуссия о причинах затмения. | |
8 | | Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце. Мини проекты «Использование энергии Солнца». | 1 | Знакомство со внутренним строением Солнца; наблюдение пятен и факелов на Солнце. Определение последствий этих явлений для людей | Защита мини проектов « использование энергии Солнца | |
9 | | Практическая работа « Определение положения Солнца с помощью гномона. Как Солнце влияет на Землю. | 1 | Обучение постановке учебной задачи и выбору наиболее эффективного пути решения этой задачи. Обобщение знаний о влиянии Солнца на Землю | Презентация. Практическая работа по определению положения Солнца по гномону | |
10 | | Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы. | 1 | Знакомство с планетами Солнечной системы .сравнивание планет по разным параметрам. Структурирование имеющихся знаний по этой теме. Умение слушать мнение одноклассников и корректировать собственное мнение | Презентация. Обсуждение гипотезы «Есть ли жизнь на других планетах | |
II триместр (количество часов)-11 часов. |
11 | | Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет. | 1 | Структурирование имеющихся знаний о планетах – гигантах, подбор нужной информации по теме, обмен полученной информацией | Презентация Дискусия « Почему Плутон не планета?» | |
12 | | Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры. | 1 | Расширение представлений о нашем естественном спутнике, знакомство с формами рельефа Луны. Выдвижение гипотез их происхождения. | Презентация Обсуждение гипотез происхождения Луны. составление вопросов по теме. | |
13 | | Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю. | 1 | Знакомство с влиянием Луны на процессы, происходящие на Земле. Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Сформулировать вывод о Влиянии Луны на нашу планету. | Презентация Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Беседа по вопросам. | |
14 | | Тема « Малые тела Солнечной системы» - 17 часов. Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли. | 1 | Выявить малые тела Солнечной системы, познакомиться с их происхождением. Уточнить знания об астероидах. Показать их влиянии на планеты | Презентация Анализ полученной информации, выявление особенностей этих небесных тел. | |
15 | | Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты. | 1 | Выявление признаков, отличающих кометы и метеориты. Познакомить с влиянием кометы Галея на земные процессы. | Презентация Обсуждение полученной информации, постановка вопросов по данной теме | |
16 | | Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверх гиганты. Гиганты и карлики | 1 | Знакомство со звёздными соседями Солнца. наблюдение процессов рождения звёзд, классификация звёзд по их размерам | Презентация Обсуждение новой информации, работа в группах по классификации звёзд. | |
17 | | Почему звёзды блестят? Цвет звёзд. | 1 | Постановка проблемы, обсуждение путей решения данной проблемы | Презентация Анализ новой информации, работа с различными источниками. | |
18 | | Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта. | 1 | Знакомство с местоположением Полярной звезды на небе, учиться находить её среди других звёзд. Научить определять стороны горизонта по Полярной звезде. | Презентация Работа с картой звёздного неба Ориентирование по Полярной звезде | |
19 | | Чёрные дыры. | 1 | Изучение гипотез о происхождении чёрных дыр | Презентация Анализ полученной информации, высказывание своей точки зрения. | |
20 | | Звёзды и боги. | 1 | Составление сообщений на заданную тему Найти информацию в Интернете по данной теме | Сообщение учеников | |
21 | | Что такое созвездие? Рисунки на небе. | 1 | Систематизация знаний по данной теме. этапов накопления знаний о созвездиях | Презентация Работа с картой звёздного неба. | |
III триместр (количество часов)- 13 часов. |
22 | | Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты. | 1 | Нахождение созвездий Большой и Малой Медведицы на карте, наблюдение за изменением положения этих созвездий. | Анализ информации, получаемой с карты звёздного неба | |
23 | | Карта неба северного полушария | 1 | Знакомство с картой звёздного неба северного полушария. Уметь показывать основные созвездия неба северного полушария..Научить ориентироваться по картам звёздного неба | Презентация Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года. | |
24 | | Основные созвездия северного полушария | 1 | Найти в Интернете и других источниках информации материал по теме, уметь отбирать нужную информацию | Защита мини проектов по теме » Созвездия Северного полушария» | |
25 | | Карта неба южного полушария | 1 | Знакомство с картой неба южного полушария Учить ориентироваться по объектам звёздного неба. | Презентация Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года | |
26 | | Основные созвездия южного полушария. Игра « Узнай созвездие». | 1 | Создание мини презентаций о созвездиях южного полушария | Защита мини проектов, игра «Узнай созвездие | |
27 | | Астрономия и астрология – это одно и тоже? | 1 | Выявление различий между двумя науками. Установление этапов развития астрономии и астрологии .Выявить влияние этих наук на жизнь человека | Работа со смысловым текстом, анализ информации, обсуждение влияния этих наук на нашу жизнь | |
28 | | Знаки Зодиака. | 1 | Знакомство с зодиакальными созвездиями, выявление влияния этих созвездий на нашу жизнь | Презентация Работа с рисунками | |
29 - 30 | | Защита проектных работ « Рисунки на небе». | 2 | Умение обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы своей позиции, воспринимать другие мнения | Защита проектных работ по теме» Рисунки на небе». | |
31 | | Тема « Вселенная» - 4 часа. Что такое Галактика. Многообразие галактик. | 1 | Наблюдать существующие модели Галактик. Определить и показать многообразие Галактик | Презентация Анализ полученной информации | |
32 | | Вселенная | 1 | Установить этапы развития знаний о Вселенной, сравнить эти знания в разные периоды развития человечества. | Презентация Работа со снимками из космоса | |
33 | | Что такое НЛО? | 1 | Поиск и изучение информации об НЛО | Анализ полученной информации, её структурирование | |
34 | | Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе. | 1 | Выбор и исполнение своей модели космических кораблей, роботов. | Создание моделей космических кораблей. роботов | |
| | | | | | |
1.Дубкова С.И. Засов А.В. Атлас звёздного неба. – М. РОСМЭН – ПРЕСС.2003
2. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах М. изд. Педагогика- пресс.1993.
3.Гагарин Ю.А. Я вижу Землю М. 1968
4. Энциклопедия для детей том8 2 Астрономия М.Аванта + 2002
5. Серия « Я познаю мир» Дубкова С.И. Сказки звёздного неба изд.Белый город 2004.
6. Большая энциклопедия эрудита изд. Махаон 2004.
7. Энциклопедия тайн и загадок В. Калашников « Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд Белый дом 2002.
.