kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа вариативной части "Познай-ка!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательно- речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен  на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Данный вариативный компонент «Познай-ка» раскрывает содержание работы с детьми 2-6 лет по ознакомлению с окружающим, направленное на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность ребенка, его познавательные возможности. А также, стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает ребенка как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

     Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает  ребенка более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу к своей деятельности.

  Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.     

  Актуальность работы заключается в следующем: Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа вариативной части "Познай-ка!"»

«Человек бессмертен благодаря познанию.

Познание, мышление -

это корень его жизни, его бессмертия.»

Георг Гегель

Пояснительная записка.


Развитие познавательно- речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен  на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Данный вариативный компонент «Познай-ка» раскрывает содержание работы с детьми 2-6 лет по ознакомлению с окружающим, направленное на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность ребенка, его познавательные возможности. А также, стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает ребенка как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает ребенка более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу к своей деятельности.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Актуальность работы заключается в следующем: Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Цель: Обогащать представления детей о мире предметов, природы и человеческих отношений. Формировать умение выразить словами полученные знания об окружающем мире.

Задачи:

-Расширять кругозор, знакомить с предметами окружающего мира, с животными и растениями: их внешними признаками и функциями. 

- Побуждать ребенка к различной активности: наблюдениям, манипулированию с предметами, элементарному экспериментированию. Поощрять личные познавательные предпочтения ребенка. 
- Использовать в работе с детьми формы и методы, побуждающие детей к различной степени активности (от наблюдений до практической деятельности, решение проблемных ситуаций, загадок и т. п.)

- Показывать пример бережного отношения к живой природе, другим людям. 
- Поощрять позитивный интерес ребенка к окружающему миру. 
- Формировать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру Упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим людям; - Вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними (наблюдения, экскурсии, прогулки.



Методы и приемы обучения:

-Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

-Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, проектная деятельность, исследовательно- поисковая деятельность.

-Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Принципы построения педагогического процесса:

- От простого к сложному;

-Системность;

- Доступность;

- Индивидуальный подход.


Ожидаемый результат:

У детей сформированы представления о мире предметов, природы и человеческих отношений. Умеют выразить словами полученные знания об окружающем мире, их назначение, свойства и качества. Дети, свободно выражают свои мысли и чувства, развивают в игре речевые навыки.

У родителей расширился кругозор; способность активно общаться с детьми, проявлять наблюдательность и любознательность, творческую выдумку.

У воспитателей повысился уровень компетентностей в работе с детьми по познавательно – речевой деятельности через ознакомление с окружающим.

Данный вариативный компонент предназначен для проведения занятий с детьми 2-3 лет (36ч.); 3-4лет(36ч.); 4-5 лет (36ч.). К Программе «Познай-ка» прилагается дополнительный обучающий материал:

«Практический материал для детей 2- 3 лет»,

«Практический материал для детей 3- 4лет»,

«Практический материал для детей 4- 5лет»,

«Познавательные сказки для детей 4-6 лет»,

«Познавательно- речевые игры для детей 4 – 6 лет»

Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей появился интерес к знанию, в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. При проведении игр, занятий мы использовали элементы здоровьесберегающих, игровых технологий, ТРИЗ технологи.












Перспективное планирование для детей 2-3 лет по вариативной части «Познай-ка!»
Месяц Работа с детьми
Сентябрь


1.«Мы рады видеть Вас у нас»

Цель: Познакомить с новыми куклами групповой комнаты; вызвать радостные эмоции от встречи с ними» помочь увидеть общее между ребенком и куклой.


1
2.«Кукла гуляет» Цель: Познакомить детей с приметами осени: падают листочки, дети надели пальто и куртки, развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность и последовательность во время одевания на прогулку.
1
3.«Поймай бабочку» Цель: Познакомить детей с бабочкой, формировать правильное отношение к насекомым – не бояться бабочки, жуков, муравьев, воспитывать бережное отношение к живым существам.
1
4.«Чудесная корзинка» Цель: Познакомить детей с овощами: огурец, помидор, морковь, капуста. Развивать цветовое восприятие: красный и зеленый цвета. Воспитывать аккуратность, вежливость.
1
Октябрь Октябрь 5.«Как же Кате не грустить, если кукле негде жить» Цель: Формировать умение заботливо, нежно относится к кукле, понимать ее состояние, выражать заботу о ней; закреплять умение выделять и точно называть собственные части тела.
1
6.«Птички хотят пить» Цель: Познакомить детей со свойствами воды: льется, журчит, можно переливать из кружечки в мисочку, развивать зрительное восприятие. Воспитывать добрые чувства к птицам.
1
7.«Волшебная коробочка» Цель: Формировать навык соотношения цвета предметов и формы между собой для решения практических задач, развивать зрительную активность и внимательность. Воспитывать культуру общения со сверстниками.

1
8.«Серенькая кошечка» Цель: Формировать навык соотношения цвета предметов и формы между собой для решения практических задач, развивать зрительную активность и внимательность. Воспитывать культуру общения со сверстниками.

1
Ноябрь Ноябрь Ноябрь 9.«Летят листочки» Цель: Побуждать детей находить, узнавать и называть предметы, по просьбе взрослого; сравнивать предметы по величине и цвету; развивать наблюдательность, воспитывать доброжелательное отношения.
1
10. «С добрым утром, кукла Катя» Цель: Формировать у детей культурно- гигиенические навыки; закреплять умение выделять и называть части тела человека; активизировать в речи детей слова: лицо, шея, уши, руки, зубы; мыло, полотенце.
1
11. «В лес за ягодой» Цель: Побуждать детей понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией; развивать координацию движений, находить предметы, ориентируясь на название, воспитывать добрые чувства к окружающей природе.
1
12.«Большая и маленькая мебель» Цель: Формировать у детей понятие о больших и маленьких предметах. Узнавать их, постепенно вытесняя из активной речи облегченные слова, заменяя их общеупотребительными, развивать координацию движений, воспитывать взаимообщение в процессе предметно-игровой деятельности.
1
Декабрь
Декабрь
13.«Куда листочки спрятались?» Цель: Формировать понятие «дерево» ( у дерева есть ствол, веточки, листочки), развивать зрительно- моторную координацию, воспитывать любознательность и дружеские взаимоотношения.
1
14.«Купание куклы Алены» Цель: Через игровые действия с куклой продолжать знакомить детей со способами ухода за своим телом; формировать интерес, желание быть чистым, аккуратным; обогащать чувственный опыт.
1
15.«Белоснежные комочки» Цель: Формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки, развивать координацию движений, зрительное восприятие, воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе двигательной активности.

1
16.«Игрушки для Миши и Мишутки» Цель: Побуждать детей подбирать картинки ( по словесному указанию) на основании величины изображенного предмета; называть изображение, понимать сочетание слов, указывающих на величину изображенного предмета; развивать функцию обобщения в мышлении; воспитывать дружеские отношения и заботу к близким.

1

Январь Январь Январь 17.«Кукла Алена в гостях у детей» Цель: Воспитывать у малышей навыки культуры поведения – приветствовать гостя, прощаться с ним; закрепить умение ребенка узнавать себя в зеркале; учить понимать и использовать местоимения «Я»; называть свое имя и имена сверстников; ввести в активный словарь детей употребление слов: доброе утро, здравствуйте, до свидание.

1
18.«Кукла спит» Цель: Формировать у детей временные отношения: день – гуляют; ночь – спят. Развивать зрительное восприятие; воспитывать культуру поведения.
1
19. «Кто в домике живет?» Цель: Дать понятие о зверях, которые живут в лесу: лиса, волк, медведь, зайчик, развивать координацию движений, зрительное и слуховое восприятие; воспитывать любовь к окружающей природе.
1
20.«Помоги Танечке» Цель: Отрабатывать навык последовательности одевания на прогулку, различать предметы одежды по названию, развивать наблюдательность и внимательность; воспитывать аккуратность и взаимопомощь.

1
Февраль Февраль Февраль 21.« Дидактическая игра «Как ёжики готовятся к зиме» Цель: Развитие речевой и познавательной активности.
1
22.«На прогулку мы пойдем, наших кукол позовем» Цель: Формировать у детей представление об образах мальчика и девочки; расширять запас слов, обозначающих люей в соответствии с полом ( мальчик, девочка); закрепить знания о предметах одежды ля мальчика, для девочки; развивать умение тонко зрительно дифференцировать при рассматривании предмета, сходные по внешнему виду.

1
23.«Ге живут звери?» Цель: Способствовать пониманию значений слов « домашние» и « дикие» известные животные (мишка, зайка, собака, кошка). Развивать пассивный словарь названиями основных частей тела животных: хвост, лапы, голова, уши; различать на карточках места обитания животных: в лесу, дома.

1
24.«Куда едут машины?» Цель: Формировать представление о назначении транспорта: грузовая машина, автомобиль; развивать коммуникативные навыки и воспитывать уважение к труду взрослых.
1
Март Март Март 25.«Почему снег тает?» Цель: Формировать у детей навык наблюдательности, называть предметы и явления окружающего мира ( вода, снег, сосулька); развивать тактильное восприятие; воспитывать аккуратность и трудолюбие.
1
26.«Наша Маша маленька, на ней шубка аленька» Цель: Вызвать у детей эмоционально положительное отношение к приходу гостей; стимулировать и поощрять самостоятельные, инициативные проявления в гостеприимстве и использование речевых эталонов: здравствуйте, проходите пожалуйста, мы вам очень рады.
1

27.«Что весна нам принесла?» Цель: Совершенствовать навык наблюдения, выделять основные приметы весны: светит солнце, травка и листочки зеленые, нет снега; развивать зрительное восприятие и воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе.
1
28.«Угощение для ребят и зверят» Цель: Формировать представление о предметном мире «продукты»: конфеты, морковка, мед; развивать зрительно- пространственное ориентирование» воспитывать культуру общения и дружеские отношения друг к другу.



1
Апрель
Апрель
29.«Куда плывет кораблик?» Цель: Совершенствовать навык наблюдения за явлениями природы: травка зеленеет, бегут ручьи, капает дождик; развивать зрительную память; воспитывать бережное отношение к природе.
1
30.«Ты такой же. Как и я?» Цель: Формировать представление об образах (мальчик, девочка); помочь ребенку осознать собственный полоролевый образ и внешние отличия от других.
1
31.«Смотрит солнышко в окошко» Цель: Формировать представление о растительном мире: деревья, цветы, трава; цветовой гамме; зеленый, красный, желтый. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетические чувства любви к окружающей природе.
1
32.«Магазин игрушек» Цель: Узнавать знакомые предметы по словесному описанию, называть их общеупотребительными словами; развивать любознательность; воспитывать культуру поведения в общественных местах.
1
Май Май Май

33.«Наша куколка больна» Цель: Формировать умение передавать отношение к кукле, как к человеку; воспитывать чувство заботы, сопереживания больному; развивать речь, учить вести простые диалоги.
1
34.«Баю, баюшки баю, куклу спать я укладу» Цель: Продолжать развивать интерес к игре с куклой; развивать умение свободно называть предметы постельного белья и применять их по назначению; формировать внимательное, заботливое отношение к другим.
1
35.«Наш любимый детский сад» Цель: Познакомить детей с помещением детского сада: окна, двери, крыша, группа; развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве; воспитывать любовь к ближнему окружению.
1
36 «Любимые сказки кота мурлыки» Цель: Формировать у детей образы героев сказок через их поведение, поступки и черты характера. Развивать наблюдательность, слуховое восприятие.
1

Итого: 36 часов




Перспективное планирование для детей 3-4 лет по вариативной части «Познай-ка!»
Месяц Работа с детьми
Сентябрь
1.«Я мальчик, я девочка» Цель: Учить детей различать свой пол; называть свои имя, фамилию; Активизировать в речи детей знакомые слова: шорты, платье, рубашка, сарафан и другие; Развивать мышление (сравнение); Воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.
1

2.«Прогулка в лес» Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних животных, месте их обитания; Закреплять знания об овощах и фруктах; Закреплять знания детей о форме, размере, величине предметов; Учить находить предметы по названию; Развивать слуховое и зрительное внимание; Учить правильно называть игрушки, согласовывая существительные с прилагательными, обозначая признаки в роде и числе; Закреплять правильное произношение звука [э].

1
3. «Сказка о трусливом мышонке, который очень боялся купаться» Цель: Формировать у детей образы героев сказок через их поведение, поступки и черты характера. Развивать наблюдательность, слуховое восприятие.
1
4. «Мебель для Кати» Цель: Закрепить знания детей о мебели. Учить четко, произносить слова, имитировать движения. Учить употреблять в речи существительные, глаголы. Развивать диалогическую речь. Развивать мелкую моторику. Вызвать у детей радость общения через игровые действия.

1
Октябрь 5.«Бумажная фея» Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание). Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека. Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная. Заинтересовать детей работой с бумагой. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любознательность, бережливость.

1
6. Сказка о лисичке и радуге Цель: Формировать у детей познавательный интерес через образы героев сказок, их поведение, поступки и черты характера. Развивать наблюдательность, слуховое восприятие.
1
7.«Отправляемся в гости» Цель: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активный словарь детей слова: водитель, транспорт. Развивать мелкую моторику кистей рук, умение отгадывать загадки. Воспитывать у детей желание соблюдать во время проезда в общественном транспорте общепринятых морально-этических правил и правил безопасности.


1

8. «В гости к солнышку». Цель: Способствовать развитию у малышей умения вступать в речевое общение, упражнять детей в правильном звукопроизношении, обогащать словарный запас, стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослым. Воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.

1
Ноябрь 9. « Сказка о том, как девочка Маша изменилась» Цель: Учить детей совершать добрые поступки, замечать изменения в поведении других детей.
1
10. «Герои народных сказок» Цель: Учить детей узнавать персонажей из русских народных сказок. Воспитывать навыки драматизации. Развивать эмоциональное отношение к художественной литературе. Закреплять и расширять знания о домашних и диких животных.
1
11. «Сравнение домашних и диких животных». Цель: Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов. Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.


1
12.«Вкусный и полезный сыр» Цель: Закрепить и уточнить знания детей о сыре как полезном для здоровья молочном продукте. Развивать мелкую моторику, вкусовые рецепторы. Формировать желание употреблять в пищу полезный продукт – сыр.
1
Декабрь
Декабрь
13. «Водичка, водичка» Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению. Закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; Развивать наблюдательность, любознательность, познавать и выделять свойства воды (чистая – грязная, теплая – холодная); Воспитывать желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу.

1
14. Страна «Кувыркандия» Цель: Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
1
15. «Детский сад, детский сад – он так нужен для ребят» Цель: Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада. Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях. Развивать фразовую речь. Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния (веселый, сердитый). Развивать общую и мелкую моторику.

1

16. «Зайка – попрыгай-ка и его друзья» Цель: Учить описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя существенные признаки; закреплять умение подбирать слова к существительному, определяющие качества предмета, явления; развивать познавательные способности детей.

1
Январь
17«В гостях у сказки «Теремок» по теме «Здравствуй, гостья Зима» Цель: Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.); Формировать умение использовать различные способы получения информации, умение задавать вопросы; Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.




1
18. «Любопытный цыпленок». Цель:  Учить детей отгадывать загадки, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова из текста, развивать ассоциативное мышление; учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией. Развивать познавательный интерес; речевое дыхание. Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

1
19. «Три Ангела» Цель:  Учить детей замечать красоту природы, радоваться тому, что о наполняет землю. Воспитывать доброту, бережливость и чуткое отношение ко всему живому.
1
20.»Я – мое тело» Цель: Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, о назначении отдельных частей своего тела, и элементарные представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье. Развивать свободное общение с взрослыми и со сверстниками, воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками; активизировать словарь: голова, руки, ноги, колени, плечи, животик, шея;



1
Февраль 21.«Ярмарка» Цель: Формирование у детей коммуникативных навыков. Учить детей оценивать своё эмоциональное состояние, свои желания. Дать понять ребёнку, что настроение зависит от его желания и жизненной ситуации. Побуждать к изображению различных эмоциональных состояний с помощью выразительной моторики (мимики). Упражнять детей к выразительному рассказыванию стихов, потешек и пению песенок. Воспитывать у детей доброжелательность к окружающим людям.

1

22. Кто главнее? Цель: Учить детей держаться вместе, не доказывая, кто из них главнее. Воспитывать доброжелательность отзывчивость друг к другу.
1
23. «Котенька –коток» Цель: Учить детей выразительности речи в играх через составление описательного рассказа совместно с воспитателем. Развивать умение детей взаимодействовать посредством речи, активизируя в речи детей прилагательные и закрепляя произношение звуков [м,], [а], [у], [к,]. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности; бережное и дружелюбное отношение к живым существам – кошке.

1

24. «Бабушка приехала» по патриотическому воспитанию Цель: Повторить название города, в котором живут дети, название детского сада, который посещают, и улицу, на которой находится детский сад. Познакомить детей с приготовлением различных блюд. Развивать речь детей. Через пальчиковую игру развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к бабушкам и желание помогать им.

1
Март 25. «Женский праздник» Цель: Создать у детей праздничное настроение. Воспитывать любовь и уважение к мамам, бабушкам, желание радовать их. Формировать устойчивые представления о цвете, величине, форме предметов. Совершенствовать навыки лепки, наклеивания, рисования. Развивать мышление, память, мелкую моторику, координация движений, согласованность движений и слов.

1
26.«Спички детям не игрушки» по ОБЖ Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
1
27. «Прогулка в лес» Цель: Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времен года (по схемам), названия животных и их детенышей, место их обитания, цвет и форму; совершенствовать грамматический строй речи; упражнять в правильном произношении; развивать речь, общую и мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к близким, любовь к природе, заботу о животных.

1
28. «Про курочку Рябушечку» Цель: Развивать умение анализировать предметы по их свойствам (цвет, форма, величина) и на этой основе устанавливать отношения сходства и различия; называть геометрические фигуры: круг, квадрат. Упражнять в составлении целого из его частей, в назывании предметов, изображенных на иллюстрациях; в различении основных цветов (красный, желтый, зеленый, черный); в умении осуществлять выбор заданного объекта из нескольких предложенных. Учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец с помощью взрослого. Воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово, упражнять в правильном подборе окончаний слов, их договаривании за взрослыми. Продолжать учить отвечать на простейшие вопросы воспитателя фразами из 3-4 слов. Формировать усидчивость, сообразительность, находчивость.




1
Апрель
Апрель
29. «Забавные мышата» Цель: Учить детей отгадывать загадки, выполнять поделку из природного материала и пластилина. Упражнять в количественном счете. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кистей рук. Ввести в словарь детей слова «портфель», тышқан- мышь (каз), речевые формы вежливого общения «приятно познакомиться, «спрашивайте пожалуйста», «до свидания, приходите еще». Воспитывать вежливость, интонационную выразительность речи.


1

30.«Оранжевое настроение» Цель: Сформировать представления об оранжевом цвете в процессе экспериментирования. Закрепить знания 4-х основных цветов, черного и белого. Развивать сенсорные способности, речь, элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Активизировать речь детей (словарь: оранжевый, смешивать), приобщать к прекрасному. Воспитывать желание помочь, сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

1
31. «Любопытный цыпленок». Цель:  Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление; учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

1
32.«Солнечные зайчики» Цель: Расширять представления детей о явлениях природы: солнечный свет, солнечное тепло. Побуждать детей устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времен года. Развивать наблюдательность, любознательность и зрительное восприятие окружающей природы. Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить её красоту.

1


Май 33.»Мы поздравляем наших пап!» Цель: Познакомить детей с государственным праздником День защитника Отечества. Развивать у детей чувство любознательности; Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за то, что папа служил в армии и защищал Отечество и нас.
1

34.Сказка о непослушных зайчатах Цель: Расширять представления детей о правилах поведения в обществе. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, послушание.
1
35.«Домашние любимцы» Цель: Формировать представления о животных, живущих у нас дома и в детском саду, их отличительных особенностях и потребностях, элементарных правилах ухода за ними. Расширять словарный запас детей: кошка – котята, собака – щенята, рыбки – мальки. Развивать у детей элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Воспитывать бережное отношение к животным, живущим рядом с нами (кошка, собака, попугайчики, аквариумные рыбки и др.).

1


36.«В гости к Красной шапочке» Цель: Закрепить представление детей о значении таких качеств, как «длинный», «короткий», «широкий», «узкий». Формировать у детей пространственные представления (высоко – низко, далеко – близко).Продолжать упражнять детей с различении и названии цветов.
1

Всего: 36 часов.



Перспективное планирование для детей 4-5 лет по вариативной части «Познай-ка!»
Месяц Работа с детьми
Сентябрь
1.«Мы живем в селе» Цель: Закрепить знания детей о селе. Научить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Развивать любознательность, речь. Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему поселку. «Здравствуй, мир!»А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова.

1
2. «На чем мы путешествовали в отпуск». « Назови, одним словом.» Цель: Закрепить знания детей об известных видах транспорта. Расширять представления детей о времени, учить выделять прошлое, настоящее, будущее.
1
3. «Улица полна неожиданностей» Цель: Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Научить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

1
4. «Что где растёт?» Игровые задания «Дары осени» Цель: Закрепить знания детей о местах произрастания овощей и фруктов. способах употребления в пищу (в сыром или вареном виде). Умение детей группировать овощи и фрукты по определенному признаку – качество поверхности. Учить детей классифицировать предметы одновременно по трем признакам: вкусу, форме и цвету.

1
Октябрь 5. «Откуда овощи в магазине?» Цель: Расширить представления детей об овощах. Научить различать их по внешнему виду, устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.
1
6. «Какие мы?» Цель: Научить детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

1
7. «Предметный мир» Цель: Расширять представления об окружающих предметах. Учить детей группировать предметы, необходимые для жизни человека (предметы для уборки, обувь, посуда.) Совершенствовать знания детей о назначении, функции предметов. Развивать познавательную деятельность, интерес к рукотворному миру. Закреплять умение рассуждать, объяснять.


1
8. «Теплая капелька, или поможем Колобку умыться» Цель: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной. Развивать умения детей планировать свою деятельность, делать выводы; Воспитывать аккуратность при работе с водой.


1

Ноябрь

9. «Деревья, кустарники, трава» Цель: Продолжать формировать представление детей о растениях: деревьях, кустарниках, траве. Учить находить общее и различия в строении: ствол, стебель, листья. Закрепить знание детей о свойствах растений и произвести оценку этих свойств для человека и других объектов природного мира.





1
10. «Осень золото роняет» Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, научить самостоятельно находить их. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Научить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода, различать некоторые лиственные деревья. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.


1
11. «Пенный замок» Цель: Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
1
12. «Ветеринар»

Цель: Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью. Дать детям понятие ветеринар – доктор, который лечит животных. Развивать умение сравнивать по контрасту и аналогии. Закрепить в речи детей умение высказываться полной фразой, строить фразу, использовать в самостоятельной речи слова, обозначающие части тела, здоровье. Соотносить свое мнение и мнение других, уметь договариваться.



1



Декабрь
13. «Подарки волшебницы – Зимы».

Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами снега и льда. Развивать психические процессы и познавательный интерес к окружающему миру, неживой природе. Вводить в словарь детей прилагательные, обозначающие свойства предметов. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим.




1
14. «Путешествие в страну «Мульти-пульти» Цель: Через проектную деятельность продолжать знакомить детей с правилами поведения. Учить понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать   представления   о   дружбе,   учить   выходить   из конфликтных ситуаций.


1
15. «Мыло» Цель: Закрепить и систематизировать знания о мыле (его свойствах и качествах, как им пользоваться, как беречь). Закреплять умение подбирать прилагательные к существительному. Учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия. Формировать умения рисовать мылом на цветной бумаге. Развивать воображение.


1
16. «Новый год! Новый год!». Цель: Знакомить детей с истинными и ложными высказываниями. Продолжать выделять свойства предметов. Учить видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Создавать радостное, праздничное настроение. Закреплять правила безопасности во время праздников.


1
Январь 17. «Лед – хороший, плохой» Цель: Продолжать формировать чувствительность к противоречиям, давать варианты предполагаемых решений, производить анализ и выбирать лучшие, оригинальные решения. Упражнять детей в использовании различных анализаторов при обследовании объектов (сосульки).

1

18. «Одежда» Игра «Модельеры» Цель: Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (одежда). Формировать умение выявлять функции рукотворного объекта. Учить определять линии развития рукотворного объекта. Продолжать сравнивать системы. Закреплять обобщающее слова «одежда». Учить правильно называть одежду, ее детали, назначение. Учить самостоятельно придумывать новую одежду (фасон), используя морфтаблицы.



1
19. «Все работы хороши» Цель: Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей. Воспитывать уважение к людям любых профессий.
1
20. «Дикие животные зимой» Цель: Усвоить названия животных ,познакомить со средой обитания, особенности внешнего вида и образа жизни. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.   Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме» дикие животные», воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

1
Февраль 21. «Вредная и полезная пища» Цель: Дать понятие о вредной и полезной пище. Закрепить структурный подход. Продолжать знакомить с приемом «Наоборот». Тренировать вкусовые анализаторы. Воспитывать здоровый образ жизни.

1
22. «Снеговичок у нас в гостях» Цель: Выявить и расширить представления детей о свойстве снега. Развивать речь, мышление, воображение. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
1
23. «Огонь – мой друг, огонь – мой враг», «Кто из домика ушел» Цель: Познакомить детей со свойствами огня через экспериментирование. Продолжать формировать умение видеть положительные и отрицательные качества объекта. Формировать у детей умение самостоятельно определять признак, по которому классифицируются предметы.

1
24. «В мире опасных предметов» Цель: Продолжать учить детей видеть противоречия с нацеливанием воспитателя и решать их. Закреплять владение детьми символической аналогией.
1
Март 25. «В окно повеяло весною.» Цель: Расширить представления детей о характерных признаках весны, научить находить эти признаки самостоятельно. Развивать умение, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи. Расширить представление детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной. Развивать любознательность.


1
26. «Как поссорились Деревяшкин с Железякиным» Цель: Познакомить детей со свойствами железа и дерева. Продолжать учить на основе экспериментирования делать выводы по его результатам. Учить анализировать сказочные ситуации с помощью воспитателя, формулировать противоречия и решать их. Учить детей находить и объяснять наличие положительных и отрицательных признаков в объектах (игра «Хорошо - плохо»). Закрепить умение находить и использовать ресурсы группы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, дать понять, что каждый важен и хорош по-своему.




1
27. «Как вода гулять отправилась» Цель: Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
1
28. «Путешествие по сказкам (ребенок и чужие люди)» Цель: Дать понять, что приятная внешность незнакомого человека не всегда соответствует его намерениям. воспитывать у детей осторожность. Продолжать учить пользоваться схемами, моделями и самостоятельно составлять их, обозначая предметы и явления окружающего мира. Продолжать учить использовать ближайшие ресурсы объектов. Развивать фантазию, воображение.


1
Апрель
Апрель
29. «Я лежу и болею» (откуда берутся болезни) Цель: Учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, которые могут привести к болезни. Продолжать учить видеть и решать противоречия. Закрепить умение находить ближайшие ресурсы. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1
30. «Посадим огурец» Цель: Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в огороде: посев семян огурцов. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни растений (воздух, вода, свет, тепло); устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; исследовательскую деятельность; речь, мышление, внимание, наблюдательность.


1
31. «Полет на Луну» Цель: Учить детей гордиться тем, что первый космонавт был советским человеком. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина, как целеустремленность, настойчивость, бесстрашие, которые ему помогли стать космонавтом.

1
32. «Шестиногие малыши» Цель: Уточнить и расширить представления детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Учить детей отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать диалог. Упражнять детей в употреблении в речи слов во множественном числе в родительном падеже. Развивать воображение, умение формулировать свои ответы. Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.


1
Май 33. «День Солнца» Цель: Познакомить детей с днем Солнца; Дать представление о постоянном присутствии солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека;   Развивать умение анализировать объект, делать выводы;  Воспитывать положительное эмоциональное отношение к красоте солнечных лучей; умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду.

1
34. «О тех, кто умеет летать» Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах, научить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
1
35. «Приключения пластилинового и пластмассового человечков». Цель: Учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластилина и пластмассы. На основе мыслительных операций учить определять сходные сравнения и отличительные признаки материалов. Развивать творческое воображение. Учить комбинировать части, создавая новый объект. Учить детей находить пути решения создавшихся конфликтных ситуаций.



1
36. «Универсальная машина» Цель: Учить детей решать изобретательскую задачу (полуактивный этап). Создавать условия для развития ассоциаций.
1
Всего: 36 часов




Используемая литература:


1.Бардиер Г., Ромазан И. «Я хочу»

2 Гризик Т.И. «Познаю мир» – М., 2004

3.Г. И. Винникова «Социальное развитие и окружающий мир»

4.Н.А.Карпухина «Познавательное развитие детей 3-4 лет»

5.Н.Р. Меремьянина « Вместе с куклой я расту»

4. Н.А.Карпухина «Познавательное развитие детей 4-5 лет»

6.С.Е Гаврина, Топоркова «Развиваем речь у детей»

7. Чистякова М.И. «Психогимнастика»

8. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?»

9. Горбаченок Е., Слепицина С. «Пусть меня похвалят!»

10. Н.С. Голицына «Конспекты комплексных интегрированных занятий»

11. Н.А.Карпухина «Занятия по ознакомлению с окружающим»

12. Г.Я. Затулина «Комплексные занятия по развитию речи»

13. 13.Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М., 1986.

14.Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа, 1985 №10

15.Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986, № 1

16.Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание, 1998, №10.

17.Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика, 1991. № 3

18. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994

19.3апорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольноговозраста. В сб.: «Вопросы психологии детей дошкольного возраста». М., АПН РСФСР, 1948 г.

20. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье– М.: 1961.

21.Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. М.: 1967.

22.Познавательное развитие дошкольников: системный подход. —Мурманск: МГПИ, 2002.
23..Е.Протасова.Н.Родина. Рукотворный мир. С-Пб.,
24. О.В.Дыбина. Игры-путешествия в прошлое предметов.М.,2004 

25.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3.

Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………………….1 Перспективное планирование по в/ч «Познай-ка!» для 2-3 лет……......4 Перспективное планирование по в/ч «Познай-ка!» для 3-4 лет………10 Перспективное планирование по в/ч «Познай-ка!» для 4-5 лет………15 Используемая литература…………………………………………………23










































23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа вариативной части "Познай-ка!"

Автор: Егорова Любовь Михайловна

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296184


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства