Просмотр содержимого документа
«Программа работы ГПД "Третьеклассник"»
Программа рассмотрена на методическом совещании воспитателей группы продлённого дня протокол № от 2011 г
Утверждаю:
Директор МОУ Култаевская СОШ
____________________ Н.В. Пикулева
«____»_________________ 20___г.
Рекомендовано к реализации методическим советом МОУ Култаевская СОШ протокол № от ___________________________ г
Дополнительная образовательная программа
работы в группе продлённого дня
«Третьеклассник».
возраст детей /9-10 лет/
Составитель:
Кирилова Е. Ф..,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
с. Култаево
Пояснительная записка
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность, привить интерес к обучению, тягу самосовершенствованию. В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы интересно. Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Одна из основных задач дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Данная программа предлагается для работы с детьми в условиях общеобразовательных школ. В сокращенном варианте программа может быть использована в летних оздоровительных лагерях, организованных на базе общеобразовательной школы в каникулярный период либо в группах продлённого дня. Программа рассчитана на учащихся начальной школы.
Цель программы: создание условий для развития личности воспитанника и его самореализации в условия работы в системе «Школьный автобус». Программа занятий состоит из пяти направлений: «Почитай-ка», «Порисуй-ка», «Почемучка», «Умелые руки», «Игралочка».
Основные формы работы: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии.
Программа направления «Почитайка».
На занятии дети знакомятся с произведениями детской художественной литературы. Получают развитие навыка слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Учатся выражать собственное отношение к тексту. Основные задачи направления: вызвать интерес к литературному чтению; расширять читательский кругозор; воспитывать читательскую активность; формировать читательский вкус.
Содержание программы (33 часа) 1. В. Драгунский «Денискины рассказы» (8 часов). 2. Э.Т. Гофман «Щелкунчик и мышиный король» (8 часов). 3. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» (10 часов). 4. Рассказы о природе (В. Бианки, М. Пришвин) (4 часа). 5. Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне (2 часа). 6. Знакомство с детскими журналами (1 час).
Программа направления «Порисуй-ка» На занятиях дети учатся передавать свое настроение, свои мысли на листе бумаги с помощью красок, фломастеров и карандашей. Ребята выполняют иллюстрации к произведениям, зарисовывают свои наблюдения после экскурсий и прогулок, выполняют тематические работы. Основные задачи направления: стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников.
Содержание программы (33 часа)
1. Мир красок. Радуга. 2. Мое настроение в цвете. 3. Воспоминания о лете. 4. Осенний ковер. 5. Друг детства (любимая игрушка). 6. Моя семья. 7. Мой четвероногий друг. 8. Главные цвета моей Родины (флаг). 9. Снежинка. 10. Снеговик. 11. Узор на окне. 12. Украшения для новогодней елки. 13. Новогодняя елка. 14. Поздравительная открытка «С новым годом!» 15. Иллюстрации к сказке «Щелкунчик» 16. Зимний лес. 17. Создаем книгу о зиме (проект). 18. Птица счастья. 19. Транспорт 20. Герои любимых сказок. 21. Иллюстрация к сказке «Дядя Федор, пес и кот» 22. Защитники Отечества. 23. Букет для любимой бабушки. 24. Портрет моей мамы. 25. Пасхальное яйцо. 26. Русская матрешка. 27. Цветы. 28. Краски весны. 29. Подводный мир. 30. Мир без войны. 31. Декор посуды. 32. Свободная тема. 33. Здравствуй, лето.
Программа направления «Почемучка».
Это цикл тематических занятий, посвященных Родине, семье, сезонным изменениям в природе, истории возникновения праздников; изучению правил дорожного движения, правил этикета, норм поведения в общественных местах и т.д. Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществление экологического, эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; воспитание нравственных норм межличностных отношений младших школьников. Содержание программы (33 часа)
1. Я – ученик. Режим третьеклассника. 2. Дорога в школу (ПДД). 3. Дом, в котором я живу. Традиции моей семьи. 4. Времена года. Осень. 5. Наша Родина – Россия. 6. Москва – столица нашего государства. 7. Родной город – Владимир. 8. Великие города России. 9. Что такое снег? 10. Зимние забавы. Как избежать беды? 11. Если хочешь быть здоровым… 12. Как вести себя в общественных местах. 13. Комнатные растения и уход за ними. 14. Человек без друзей, что дерево без корней. 15. История праздника. Новый год. 16. Время года. Зима. 17. Как создаются книги. 18. История обыкновенных вещей. 19. Виды транспорта 20. Как мы знаем ПДД. 21. Как живется животным зимой? 22. История праздника. День защитника Отечества. 23. История праздника. Женский день 8 марта. 24. Как мы знаем ПДД. 25. История праздника. Пасха. 26. История появления игрушки. 27. В лес пускают без билета. 28. Времена года. Весна. 29. Как ухаживать за аквариумом. 30. История праздника. День Победы. 31. Как мы знаем ПДД. 32. Составляем кроссворд. 33. Времена года. Лето.
Программа направления «Игралочка» Это учебные занятия, которые проходят в разнообразных формах: занятие-игра, занятие-театр, занятие-поиск, занятие-исследование, занятие-экскурсия и др. Занятия проходят как в стенах школы, так и вне школы. Дети посещают музеи, городской планетарий, кукольный театр, Дворец детского (юношеского) творчества. Основные задачи занятий: развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека. Содержание программы (33 часа)
1. Праздник «День Знаний». 2. Викторина «Как мы знаем ПДД». 3. Выход в музей. 4. Конкурс стихов «Осенняя метелица». 5. Игра «Какого цвета Родина?» 6. Веселые старты. 7. Минута славы. 8. Праздник «Ура, каникулы!» 9. Викторина «Как мы знаем сказки» 10. Разгадываем ребусы. 11. Выход в музей. 12. Заседание клуба «Почемучки» 13. Веселые старты. 14. Минута славы. 15. Конкурс стихов «Зимушка-зима!» 16. К нам стучится Новый год. 17. Поле чудес «Зимние забавы» 18. Разгадываем ребусы. 19. Выход в музей. 20. Викторина «Как мы знаем ПДД». 21. Минута славы. 22. Конкурс «А ну-ка, мальчики!» 23. Конкурс «А ну-ка, девочки!» 24. Викторина «Как мы знаем ПДД» 25. Выход в музей. 26. Фестиваль игрушек. 27. Праздник «Ура, каникулы!» 28. Конкурс стихов «Весна в окно стучится!» 29. Минута славы. 30. День Победы. Выход к вечному огню. 31. Викторина «Как мы знаем ПДД». 32. Веселые старты. 33. Праздник «Здравствуй, лето!»
Программа направления «Умелые руки» На этих занятиях дети выполняют поделки, используя разные виды художественной техники: лепка, аппликация, мозаика, коллаж, художественное вырезывание, художественное складывание, плетение, шитье и вышивание, а также объемное моделирование и конструирование из бумаги и ткани. Основные задачи направления: развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; развитие технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Содержание программы (33 часа)