Пояснительная записка
Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Степень развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного производства. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой стороны личности как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание моральную ценность мотивов собственных поступков и отсутствие привычки нравственного самоконтроля своих действий.
Вследствие вышеуказанных причин, выпускники с интеллектуальными нарушениями нередко в трудовой деятельности проявляют неумение преодолеть трудности и использовать физические ресурсы, у большинства молодых людей проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность.
Также существуют другие причины, которые влияют на профессиональное самоопределение выпускников: ограниченный спектр профессий и несовпадение личных притязаний выпускников и родителей с существующим перечнем профессий, отсутствие должной моральной и материальной поддержки со стороны близких, несовершенство механизмов единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методик профориентационной работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с нарушением интеллекта, довольно узок, что значительно затрудняет осуществление профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной форме информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной для обучающихся.
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выбранной профессии и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Умственно - отсталые дети – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Они замкнуты, не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников коррекционной школы 8 вида: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.
Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания программы кружковой работы по профориентации , которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
Цель программы – создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, области в кадрах.
Задачи:
Расширить представления учащихся о современном рынке профессий.
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.
Участники курса: учащиеся 8-9 класса
Описание места учебного курса в учебном плане
На проведение факультативного курса в 8-9 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели)
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
требования современного общества к профессиональной деятельности человек о путях получения профессионального образования;
правила выбора профессии;
способы поиска работы и трудоустройства,
о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях,
Учащиеся должны иметь представления:
о профессиях и профессиональной деятельности;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;
самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.
Календарно тематический план
№п.п | Разделы программы | Количество часов |
2. | Введение | |
3. | Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?» | |
4. | Система профессионального образования в Кемеровской области | |
5. | Рынок труда Чебулинского района | |
6. | Итоговое занятие “Путешествие в мир профессий ”. | |
Учебно-тематический план программы “Путь к профессии”
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
| Раздел 1 «Введение» | 2 |
1 | Что такое профориентация, система профориентации | 1 |
2 | правила работы кружка | 1 |
| Раздел 2 «Мир профессий» | 19 |
3 | Классификация профессий по Климову | 1 |
4 | Профессия типа “Человек – техника”. | 1 |
5-6 | Экскурсия на предприятие ЖКХ | 2 |
7 | Профессия типа “Человек – природа”. | 1 |
8 | Встреча с представителями аграрных профессий | 1 |
9 | Профессия типа “Человек – знаковая система”. | 1 |
10 | Профессия типа “Человек – человек”. | 1 |
11-12 | Экскурсия в больницу | 2 |
13 | Профессия типа “Человек – художественный образ”. | 1 |
14-15 | Экскурсия в центр творчества Чебулинского района | 2 |
16 | Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума). | 1 |
17 | Профессия и здоровье. | 1 |
18 | Профориентационная игра «Звёздный час» | 1 |
19 | Мотивы выбора профессии. Ошибки выбора профессии | 1 |
20 | Анкетирование «Мой профессиональный выбор» | 1 |
21 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 |
| Раздел 3 «Система профессионального образования в Кемеровской области» | 4 |
22 | Пути получения профессии в Кемеровской области | 1 |
23 | Учреждения Профессиональное образование в Кемеровской области | 1 |
24 | Встреча с выпускниками школы | 1 |
25 | Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий» | 1 |
| Раздел 4 «Рынок труда Чебулинского района» | 8 |
26 | Востребованные профессии Чебулинского района | 1 |
27 | Встреча с представителями востребованных профессией поселка | 1 |
28 | Профессии моих родителей | 1 |
29 | Экскурсия на предприятия района (Дом быта) | 1 |
30 | Центр занятости населения Чебулинского района | 1 |
31 | Экскурсия в Центр занятости населения Чебулинского района | 1 |
32 | Практическая работа «Составление резюме» | 1 |
33 | Профориентационная игра «Ищу работу» | 1 |
34 | Раздел 5 «Итоговое занятие “Путешествие в мир профессий ”. Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути. | 1час |
Всего 34 часов |
Содержание программы
Раздел 1. «Введение».
Понятие «профориентация»... Что такое профессия, специальность, квалификация, должность. Признаки профессии. Получение информации о правилах выбора профессии. Знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии. Профессионально важные качества к предъявляемой профессии.
Раздел 2. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?»
Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др.
Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-человек». Знакомство с профессиями типа «человек-человек».
Особенности профессий типа «человек-знак». Профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-художественный образ».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-техника». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-техника».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-природа». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек- природа».
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.
Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?»
Виды учреждений профессионального образования Кемеровской области. Формы обучения, сроки освоения программы профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.
Раздел 5. Рынок труда Чебулинского района Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда. Основные формы занятости. Возможности трудоустройства в Чебулинском районе. Правила постановки на учет в центр занятости населения. Правила
Перспективы профессионального старта.
Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).
Основные понятия и термины
Профессия
профориентация
Специальность
профпригодность
профессиограмма
резюме