kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по профориентации воспитанников коррекционной школы- интерната VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная ориентация является важнейшим этапом  в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.  Степень  развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного производства. Вследствие вышеуказанных причин, выпускники с интеллектуальными нарушениями нередко в трудовой деятельности проявляют неумение преодолеть трудности и использовать физические ресурсы, у большинства молодых людей  проявляется быстрая  утомляемость  и  пониженная  работоспособность.

          Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с нарушением интеллекта, довольно узок, что значительно затрудняет  осуществление профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной  форме информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является  привлекательной для обучающихся.

     Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное –  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются  к выбранной профессии  и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

     Умственно - отсталые дети – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Они замкнуты, не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Незначительный  опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.     

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания программы кружковой работы по профориентации, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа кружка по профориентации»

Пояснительная записка

Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Степень развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного производства. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой стороны личности как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание моральную ценность мотивов собственных поступков и отсутствие привычки нравственного самоконтроля своих действий.

Вследствие вышеуказанных причин, выпускники с интеллектуальными нарушениями нередко в трудовой деятельности проявляют неумение преодолеть трудности и использовать физические ресурсы, у большинства молодых людей проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность.

Также существуют другие причины, которые влияют на профессиональное самоопределение выпускников: ограниченный спектр профессий и несовпадение личных притязаний выпускников и родителей с существующим перечнем профессий, отсутствие должной моральной и материальной поддержки со стороны близких, несовершенство механизмов единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методик профориентационной работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с нарушением интеллекта, довольно узок, что значительно затрудняет осуществление профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной форме информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной для обучающихся.

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выбранной профессии и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Умственно - отсталые дети – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Они замкнуты, не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников коррекционной школы 8 вида: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.

Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания программы кружковой работы по профориентации , которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Цель программы – создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, области в кадрах.

Задачи:

  • Расширить представления учащихся о современном рынке профессий.

  • Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

  • Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

  • Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.

Участники курса: учащиеся 8-9 класса

Описание места учебного курса в учебном плане

На проведение факультативного курса в 8-9 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели)

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • требования современного общества к профессиональной деятельности человек о путях получения профессионального образования;

  • правила выбора профессии;

  • способы поиска работы и трудоустройства,

  • о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях,

Учащиеся должны иметь представления:

  • о профессиях и профессиональной деятельности;

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

  • применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;

  • самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.



























Календарно тематический план


№п.п

Разделы программы

Количество часов

2.

Введение


3.

Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»


4.

Система профессионального образования в Кемеровской области


5.

Рынок труда Чебулинского района


6.

Итоговое занятие “Путешествие в мир профессий ”.





































Учебно-тематический план программы “Путь к профессии”

п/п

Тема занятий

Количество часов


Раздел 1 «Введение»

2

1

Что такое профориентация, система профориентации

1

2

правила работы кружка

1

 

Раздел 2 «Мир профессий»

19

3

Классификация профессий по Климову

1

4

Профессия типа “Человек – техника”.

1

5-6

Экскурсия на предприятие ЖКХ

2

 7

Профессия типа “Человек – природа”.

1

8

Встреча с представителями аграрных профессий

1

 9

Профессия типа “Человек – знаковая система”.

1

 10

Профессия типа “Человек – человек”.

1

11-12

Экскурсия в больницу

2

 13

Профессия типа “Человек – художественный образ”.

1

14-15

Экскурсия в центр творчества Чебулинского района

2

 16

Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума).

1

17

Профессия и здоровье.

1

18

Профориентационная игра «Звёздный час»

1

19

Мотивы выбора профессии. Ошибки выбора профессии

1

20

Анкетирование «Мой профессиональный выбор»

1

21

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

 

Раздел 3 «Система профессионального образования в Кемеровской области»

4

22

Пути получения профессии в Кемеровской области

1

 23

Учреждения Профессиональное образование в Кемеровской области

1

24

Встреча с выпускниками школы

1

25

Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий»

1


Раздел 4 «Рынок труда Чебулинского района»

8

26

Востребованные профессии Чебулинского района

1

27

Встреча с представителями востребованных профессией поселка

1

28

Профессии моих родителей

1

29

Экскурсия на предприятия района (Дом быта)

1

30 

Центр занятости населения Чебулинского района

1

31

Экскурсия в Центр занятости населения Чебулинского района

1

32

Практическая работа «Составление резюме»

1

33

Профориентационная игра «Ищу работу»

1

 34

Раздел 5 «Итоговое занятие “Путешествие в мир профессий ”.

Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.

1час

Всего 34 часов










Содержание программы


Раздел 1. «Введение».

Понятие «профориентация»... Что такое профессия, специальность, квалификация, должность. Признаки профессии. Получение информации о правилах выбора профессии. Знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии. Профессионально важные качества к предъявляемой профессии.


Раздел 2. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?»

Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др.

Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-человек». Знакомство с профессиями типа «человек-человек».

Особенности профессий типа «человек-знак». Профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-художественный образ».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-техника». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-техника».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-природа». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек- природа».

Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?»

Виды учреждений профессионального образования Кемеровской области. Формы обучения, сроки освоения программы профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Раздел 5. Рынок труда Чебулинского района Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда. Основные формы занятости. Возможности трудоустройства в Чебулинском районе. Правила постановки на учет в центр занятости населения. Правила

Перспективы профессионального старта.

Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).


Основные понятия и термины

Профессия

профориентация

Специальность

профпригодность

профессиограмма

резюме


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
программа по профориентации воспитанников коррекционной школы- интерната VIII вида

Автор: Калитова Елена Анатольевна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268405


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства