Программа разработана для организации работы клуба медиаторов в рамках школьной службы примирения. В программе раскрыты цель, заадчи работы клуба, а также расписано каждое занятие, планируемый результат. Опираясь на представленную программу учителю (медиатору) нужно будет только подобрать необходимый материал для работы с юнными медиаторами. Пррограмма соответствует стандартам современного образования, а также основным принципам школьной медиадии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа Клуба медиаторов ШСП»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ПГО «Пышминская СОШ»
__________________Д.П.Исаев
«____» _____________2015г.
Программа работы клуба медиаторов в рамках создания школьной службы примирения
Пояснительная записка
Перемены в социально-экономической сфере в России за последние два десятилетия способствовали увеличению числа семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что повлекло за собой и увеличение количества учащихся «группы риска», актуальной стала проблема школьной дисциплины.
В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.
Но школа – это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности, таких как учебная деятельность, процесс воспитания, управление школьным коллективом, выстраивание статусов, общение, создание норм поведения и пр. В ходе этого взаимодействия возникает большое количество конфликтных (а порой, и криминальных) ситуаций. Особенно трудные подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Практика школьной жизни, деструктивного взаимодействия в семье зачастую не способствуют социализации подростков в плане освоения ими навыков эффективного общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивного взаимодействия с людьми, необходимого для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками, учителями, родителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными, что приводит к таким явлениям как
«дети-изгои», подростковые «стрелки», выяснение отношений между родителями конфликтующих детей.
Задача школы сегодня – воспитать всесторонне развитую личность, а как одна из составляющих - научить детей находить мирные способы урегулирования конфликтов,
Соответственно актуальным сейчас является Указ президента РФ, вышедший 1 июня 2012 года, о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка»1. В данном документе, среди «мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия»2, есть и такие, как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении»3.
Школьная служба примирения(ШСП) – это команда взрослых и подростков, которая стремится:
разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом (через проведение восстановительных программ);
дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
снизить уровень агрессивности в школьном сообществе;
способствовать развитию коммуникативных навыков подростков.
Создание клуба медиаторов позволит организовать работу школьной службы примирения более эффективно. Но, положительный эффект однозначно будет произведен также непосредственно на самих учеников.
Поскольку подросткам крайне важно интересное общение со сверстниками и интересная деятельность под руководством компетентных и располагающих к открытому общению взрослых - соведущих, то клубная форма организации деятельности подготовки и сопровождения волонтеров (медиаторов - ровесников) является наиболее подходящей. Такой формат деятельности стимулирует формирование инициативности и самостоятельности у ребят. К тому же, они очень ценят доверие, и с большим удовольствием выполняют выработанные самими, а не навязанные взрослыми правила.
Навыки, знания и представления, полученные учениками в ходе занятий клуба , понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность медиатора, техники решения конфликта и т.п. — тем лучше.
Для эффективного выполнения перечисленных выше задач необходимо обучить учащихся проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ, но прежде всего развить у подростков коммуникативные навыки, толерантность по отношению к участникам образовательного процесса.
Следовательно, цель – практико-ориентированнаяподготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, создание условий для успешной социализации подростков, получение навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
создать условия для освоения учащимися мирной позиции в конфликтной ситуации;
познакомить учащихся в активном режиме с программой Круг сообщества;
способствовать развитию толерантного отношения к участникам образовательного процесса;
способствовать развитию коммуникативных, рефлективных навыков у учащихся.
Методы работы
Основной метод работы – проведение тренингов и дискуссионных занятий.
Путем проведения тренинга планируется – создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр. Тренинг основан на поиске решений и нахождении знаний самими участниками (практически отсутствуют лекции и основное внимание уделяется работе в малых группах, парах).
Принципы проведения занятий:
- добровольность;
- активность;
- партнерское взаимодействие;
- конфиденциальность.
Категория участников: потенциальная команда: минимум 1 взрослый (медиатор) и 10 - 15 учащихся.
Сроки реализации: октябрь 2015 – май 2016 (29 – 30 занятий)
Режим занятий: 1 занятие в неделю.
План работы клуба медиаторов
Сроки реализации
Мероприятие
Планируемый результат
сентябрь
Сбор информации (проведение и обработка анкетирования),
список участников клуба медиаторов
октябрь
Знакомство:
участников друг с другом, с руководителем,
с целями и задачами работы клуба,
с сущностью работы школьной службы примирения.
с расписанием встреч.
Просмотр и обсуждение нескольких презентаций по теме «Школьные службы медиации. Восстановительная медиация». Объявление конкурса на лучшее название и эмблему клуба. Выбор названия и эмблемы.
Проведение игр, на сплочение коллектива.
Сформированная группа клуба медиаторов.
Утвержденный план и график работы клуба.
Выбранное название и эмблема клуба.
ноябрь
Обсуждение, прояснение и написание ценностей восстановительной медиации, которые команда школьной службы примирения собирается транслировать в школу. Обсуждение вопроса, как (с помощью каких средств) она собирается транслировать эти ценности.
Проведение тренинговых занятий, направленных на развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся:
- умение вступать и поддерживать контакт;
- умение понимать чувства собеседника.
Подготовка материала для оформления стенда и буклетов.
Список ценностей восстановительной медиации, созданный учащимися.
Сплочение детско-взрослого коллектива, посредством проведенных упражнений и тренингов.
Оформленный стенд и буклеты по ШСП.
декабрь
Проведение тренингов толерантности;
Разыгрывание ролевых конфликтных ситуаций и их решений, с применением медиативных техник.
Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба.
Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов
Подведение и оформление итогов работы клуба.
январь
Выпуск стенгазеты по работе клуба.
Знакомство с методами работы с собственными чувствами и переживаниями.
Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований), примерные темы: Что такое конфликт? Как я решаю конфликты? Медиатор – кто это? И т.п.
Подготовленная учащимися и руководителем стенгазета.
Проведение и подведение итогов конкурса творческих работ.
февраль
Обсуждение вопроса: что я уже сделал для принятия людьми идей восстановительной медиации и приглашения их решать конфликты в службе примирения, что еще каждый может сделать для этого.
Проигрывание ролевых конфликтных ситуаций.
Презентация ШСП в начальной школе (проведение игровых занятий).
Повышение уровня знаний учащихся о восстановительной медиации.
март
Обновление стенда ШСП.
Выполнение тренировочных упражнений по решению конфликтных ситуаций.
Подбор тренингов и их проведение самими учениками.
Переоформленный стенд ШСП.
Повышение коммуникативных навыков и организаторских способностей учащихся, посредством проведенных ими тренингов.
апрель
Проведение тренингов по взаимодействию в конфликте и самоконтролю в общении.
Обучение невербальной коммуникации.
Повышение уровня подготовленности учеников, как начинающих медиаторов.
май
Подведение итогов работы за год «За круглым столом»: обсуждение плана дальнейшего сотрудничества, обмен мнениями.
Заключительный вечер.
Подготовленный годовой отчет по работе клуба.
Творческий отчет учащихся.
Список литературы
Библиотека общественного центра «Судебно-правовая реформа» http://www.sprc.ru/library.html.
Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. / под ред. Л.М. Карнозовой. – М., 2001.
Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. – М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. – 168 с.
Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004.
Конвенция о правах ребенка. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно-наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011.
Организация и проведение программ восстановительного правосудия. / под ред. Л.М. Карнозовой, Р.Р. Максудова. - М., 2006.
Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.
Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
1 http://www.garant.ru/hotlaw/federal/400890/
2 Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. С. 41-46.