Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я-Новокузнечанин" для начальных классов»
1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности «Я-Новокузнечанин» на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Основная общеобразовательная программа МБОУ «ООШ №103».
Программа «Я - Новокузнечанин» является модифицированной, составлена на основе методического пособия Лавриной В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени, Кемерово, ИПП «Кузбасс, 2005» .
Актуальность.
Актуальность данной программы заключается в том, что на первом месте стоит воспитание гражданина, любовь к родному краю, к ценностям семьи, общечеловеческим ценностям.
Введение программы «Я – Новокузнечанин» обусловлено тем, что история Кузбасса, история Новокузнецка – это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины. Кто были наши предки, кто жил на этой земле в давние времена, кто такие шорцы, телеуты – вот вопросы для обсуждения. Данный курс способствует духовно нравственному развитию с раннего детства, воспитывает уважение к старшим в семье, патриотизм, развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Назначение.
Программа внеурочной деятельности «Я-Новокузнечанин» предназначена для учащихся 1-4 классов. Программа «Я-Новокузнечанин» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное воспитание личности и дает возможность для воспитания гражданских качеств у учащихся, воспитания патриотизма, а также способствует развитию поисковой деятельности и исследовательских навыков. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа предполагает формирование понятий о малой родине (о своем городе), воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа).
В соответствии с этим, цель данной программы - расширить знания учащихся о самом себе, своей семье, получить знания об истории и культуре родного края, города, о природе, экологических проблемах родного края.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
дать представление о самых древних периодах истории родного края и города до нашего времени;
развивать любознательность, интерес к прошлому родного края;
воспитывать чувство патриотизма и толерантности.
Возрастная группа учащихся
Программа «Я – Новокузнечанин» общим объемом 138 часов изучается в течение 4 лет. Программа «Я – Новокузнечанин » предусматривает свободное расписание, то есть не еженедельно.
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я – Новокузнечанин» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, гуманизации, демократизации и патриотичности:
● принцип единства гуманизации и демократизации образования, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе;
● принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для младших школьников идентификации себя с Россией, городом, народом своего края;
● принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
● принцип природосообразности – учитывающий возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
● принцип увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей, выражающийся в образовательной деятельности с доминирующими творческими началами.
Формы и методы работы
Основные методы организации учебно–воспитательного процесса: эвристический, исследовательский, объяснительно – иллюстративный, проблемный.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Программа предусматривает использование активных форм обучения: занятие – путешествие, занятие – экскурсия, занятие – исследование, занятие – конкурс, исследовательская лаборатория, археологическая экспедиция, практические работы и другие.
Основные виды работы, предусмотренные при изучении курса: работа в группах, работа в команде, индивидуальная работа, работа с текстом, работа со словарем учебного пособия В. Лавриной «История Кузбасса в рассказах для детей», рисование, викторина, игры, составление кроссвордов, изготовление карт, изготовление страничек Красной Книги, выпуск газет.
Изучение курса завершается проведением викторины, тематическими праздниками, фотоотчетами по экскурсиям, блиц-опросом.
2. Структура программы
Программа состоит из 7 разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности.
№п/п
Раздел
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
Моя семья
5
4
-
-
2
История города Новокузнецка
9
8
-
-
3
История Кузбасса
-
12
16
21
4
Наша школа
2
-
1
-
5
Наш город сегодня
7
6
2
7
6
Новокузнецк в годы ВОВ
6
5
6
-
7
Природа родного края.
4
-
10
7
Итого:
33
35
35
35
Особенность программы «Я – Новокузнечанин» состоит в том, что дети на практике во время экскурсий по городу, по городам области, в музей знакомятся с древними коренными жителями области; историческими памятниками города Новокузнецка; освоением Кузнецкой земли русскими, становлением острогов; с историей своего города Новокузнецка, его достопримечательностями, узнают, в честь кого названы улицы, где они живут.
Программа предусматривает включение заданий, способствующих появлению желания проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Количество часов в каждом классе будет распределяться следующим образом:
1 класс
2 класс
3класс
4 класс
« Я-Новокузнечанин»
33
35
35
35
В результате изучения программы «Я-Новокузнечанин» учащиеся на ступени начального общего образования получат возможность:
расширить, систематизировать и углубить имеющиеся представления об истории родного города как части большой Родины;
осознать свое место в мире;
проводить наблюдения во время экскурсий и посещения музеев;
овладеть способами самостоятельного поиска нужной информации и обработки ее;
овладеть элементами исследовательской деятельности по изучению родного края;
использовать различные справочные библиографические материалы (словари, энциклопедии) и детскую литературу с целью поиска нужной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.
Планируемые результаты
Личностнымирезультатами обучения по данной программе являются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
высказывать свое отношение к памятникам культуры, выражать свои эмоции.
Метапредметными результатами обучения по данной программе являются: формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
формировать и определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
составлять план на занятии и последовательность действий;
Познавательные УУД:
формулировать познавательную цель;
поиск и выделение необходимой информации;
делать выводы в результате совместной работы группы детей и учителя;
выдвигать гипотезы и их обосновывать;
доказывать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
работать в паре и в группе;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Механизм отслеживания результатов
отчет по экскурсиям;
практические работы;
защита проектов;
тематические праздники;
викторины.
3. Календарно - тематическое планирование
1 класс
Дата
№
Темы занятий
Кол-во часов
Содержание занятий
Наша школа
2
1
Дом, в котором я учусь. История школы.
1
Познакомить со школой. Что такое школа? История школы №4.
2
Экскурсия по школе.
1
Ознакомительная экскурсия по школе.
Моя семья
5
3
Я и мое имя.
1
Беседа «Зачем нужно человеку имя?». Значение своего имени (работа с книгами и цифровыми ресурсами интернета)
4
Семейная легенда. Все о фамилии.
1
Беседа «Что такое отчество и фамилия» Выяснить историю возникновения имен и фамилий. Самостоятельно узнать все о своей фамилии.
5-6
Генеалогия. Генеалогическое древо.
2
Познакомить с понятиями: «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
Формирование умения строить генеалогическое древо семьи.
7
Теоретическая подготовка к проекту «Родительская гостиная «Моя семья».
1
Познакомить с понятием «проект», учить самостоятельно ставить цель и задачи. Формировать умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат.
История города Новокузнецка
9
8-9
Мой дом (изучение прошлого своего дома).
2
Начать знакомство с историей города необходимо с изучения истории своего дома. Беседа о времени возникновения города, о строительстве первых и современных домов. Составление плана для устного сообщения по теме. Дома с помощью родителей узнать историю строительства своего дома. Устное выступление по плану в классе.
10-11
Исследование «Улица, на которой я живу»
2
Беседа «Улицы Новокузнецка». Формировать умение работать с источниками информации и отбора необходимых фактов.
Формировать умение составлять план устного выступления по теме.
12-13
Исследование «Великие имена в названиях улиц Новокузнецка»
2
Устные выступления ребят по теме перед классом.
14-16
Изготовление карты Новокузнецка.
3
Познакомить ребят с картой и ее назначением для горожан. Беседа «Какие бывают карты» и просмотр презентации. Составление алгоритма по изготовлению карты Центрального района. Работа в группах – практическая часть (изготовление карты).
Наш город сегодня
7
17
«Здесь будет город сад» (виртуальная экскурсия по Новокузнецку).
1
Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия по Новокузнецку». Составление плана по изучению памятников города.
18-19
Экскурсия к памятнику неизвестного солдата.
2
Познакомить с памятником, его историей (беседа). Учить бережному отношению к памятникам культуры. Формировать умение сбора нужной информации.
20-21
Экскурсия к памятнику Гагарина. Музей имени Бардина.
2
Познакомить с памятником, его историей (беседа). Учить бережному отношению к памятникам культуры. Формировать умение сбора нужной информации.
22
Знаменитые люди Новокузнецка.
1
Беседа «Знаменитые люди Новокузнецка». Памятники, посвященные им. Работа с источниками информации (книги о Новокузнецке), посещение читального зала школы, беседа с библиотекарем.
23
Фотовыставка «Памятники Новокузнецка».
1
Формировать умение обработки собранной информации. Учить выполнять стенгазеты (работа в группах).
Природа родного края
4
24
Лесные птицы Кузбасса.
1
Беседа по теме. Просмотр презентации. Отгадывание загадок. Составление кроссворда по теме совместно с учителем.
25
Зимующие и перелетные птицы. Оседлые птицы Кузбасса.
1
Беседа по теме. Просмотр презентации и учебных фильмов.
26
Конкурс «Дом для пернатых жителей» (конкурс на лучшую кормушку).
1
Самостоятельное изготовление кормушки Развитие творческих способностей учащихся. Воспитание бережного отношения и любви к птицам своего края..
27
Страницы Красной книги (про птиц).
1
Беседа «Красная книга». Составление плана по созданию странички. Посещение школьной библиотеки с целью знакомства с Красной книгой. Работа в парах или в группах (создание странички)
Новокузнецк в годы ВОВ
6
28-29
Экскурсия на Бульвар героев.
2
Экскурсия по теме. Учим собирать и отбирать нужную информацию. Учим устно строить свое высказывание на примере темы «Что нового я узнал?»
30-31
Война глазами художников. Экскурсия в Художественный музей.
2
Экскурсия в художественный музей. Учим ставить цель, планировать свою деятельность. Учим собирать нужную информацию.
32
Выставка рисунков «Война глазами детей».
1
Конкурс рисунков по теме.
33
Викторина «Знатоки города Новокузнецка»
1
Итоговое занятие по программе. Викторина. Награждение участников медалями, грамотами. Составление планов на лето по подготовке к родительской гостиной.
Предполагаемая результативность программы
Учащиеся должны уметь:
проговаривать последовательность действий на занятии;
определять цель деятельности на занятии;
делать выводы в результате совместной работы учителя и ребят;
работать в паре и в группе по совместно принятым правилам поведения;
проводить наблюдения во время экскурсии и посещения музеев по совместно составленному плану.
Календарно - тематическое планирование
2 класс
1
Фотовыставка «Досуг моей семьи».
1
2-11
Экскурсия "Телеутская землица"
10
12-13
Фотоотчёт "Коренные жители Кузбасса"
2
14
Теоретическая подготовка к проекту «Родительская гостиная «День матери».
1
15-16
Экскурсия в Краеведческий музей (история зарождения города).
2
17-18
Экскурсия на Кузнецкую крепость.
2
19-20
Экскурсия в музей истории ЗСМК (или музей истории СибГИУ).
2
21-22
Фотоотчет «История зарождения города».
2
23
Важные даты в жизни семьи
1
24
Устный журнал "Семейные традиции"
1
25-26
Экскурсия в Новокузнецкий литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского.
2
27
Теоретическая подготовка к проекту «Знай и люби свой город».
1
28-30
Обзорная экскурсия по городу.
3
31-32
Экскурсия в музей Боевой и трудовой славы КМК. Мемориальный комплекс на площади Побед.
2
33-35
Выпуск газеты «Город глазами детей»
3
Итого
35
2
33
Содержание занятий.
2 класс
1. Раздел «Моя семья»
Фотовыставка «Досуг моей семьи». Важные даты в семье. Семейные традиции. Теоретическая подготовка к проекту «Родительская гостиная «Осенины»
2. Раздел «История города Новокузнецка»
Экскурсия в Краеведческий музей (история зарождения города). Экскурсия на Кузнецкую крепость, в музей истории ЗСМК или музей истории СибГИУ. Фотоотчет «История зарождения города»
3. Раздел «Наш город сегодня»
Основные достопримечательности города (памятники и мемориалы: памятник И.П. Бардину, В.В. Маяковскому, стела «50 лет Новокузнецку», монумент «Горький и Ленин», памятник «Дружба народов СССР», памятник Суворову, памятник Книге (около Кем ГУ), памятник Кирову, памятник Ленину, бюст Гагарина). Экскурсия в дом Достоевского. Обзорная экскурсия по городу. Теоретическая подготовка к проекту «Альбом «Знай и люби свой город»
4. Раздел «История Кузбасса»
Знакомство с историей быта коренных жителей. Экскурсия «Телеутская землица. Фотоотчет «Быт моих предков»
5. Раздел «Новокузнецк в годы ВОВ»
Экскурсия в музей Боевой и трудовой славы КМК. Посещение мемориального комплекса на площади Побед.
Предполагаемая результативность программы
Учащиеся должны уметь:
проговаривать последовательность действий на занятии;
определять цель деятельности на занятии;
делать выводы в результате совместной работы учителя и ребят;
работать в паре и в группе по совместно принятым правилам поведения;
проводить наблюдения во время экскурсии и посещения музеев по совместно составленному плану.
Календарно - тематическое планирование
3 класс
Дата
№
Темы занятий
Кол-во часов
Содержание занятий
Наша школа
1
1
Теоретическая подготовка к проекту «Школа моей мечты».
1
Теоретическая подготовка к проекту «Школа моей мечты» (сочинение)
История Кузбасса
16
2-14
Томская писаница
(экскурсия)
13
Экскурсия «Томская писаница»
Знакомство с историей быта коренных жителей. Экскурсия в новокузнецкий Краеведческий музей для знакомства с экспозицией быта шорцев и телеутов. Изучение всех коренных народностей и народов, населявших земли Кузбасса.
15
Фотоотчет
«Коренные жители Кузбасса».
1
16-17
Экскурсия в Новокузнецкий Краеведческий музей (экспозиция «Этнографическая коллекция «Быт шорцев и телеутов»).
Знакомство с культурой Новокузнецка. Библиотеки (Муниципальное учреждение детская централизованная библиотечная система г. Новокузнецка; Центральная городская библиотека имени Н.В. Гоголя; Техническая библиотека ОАО «НКМК» имени Бардина; Научно-техническая библиотека ОАО «ЗСМК».
Учреждения культуры и отдыха (Джаз-клуб «Геликон», новокузнецкий государственный цирк, новокузнецкий планетарий, городской парк Гагарина, парк Культуры и отдыха «Водный»
19
Занятие-исследование «Учреждения культуры»
1
Природа нашего края
10
20
Путешествие в мир природы Кемеровской области (виртуальная экскурсия по области)
1
Виртуальная экскурсия «Путешествие в мир природы Кемеровской области». Деревья и кустарники моего города. Составление фотоотчёта. Оформление страниц Красной книги. Реки и озера Кузбасса. Заповедники и природоохранные организации. Поведения в лесу.
21-22
Деревья и кустарники моего города (виртуальная экскурсия)
2
23-24
Изготовление фотоотчёта «Растения моего города»
2
25-26
Страницы Красной книги (редкие и исчезающие виды растений)
2
27
Реки и озера Кузбасса.
1
28
Заповедники и природоохранные организации.
1
29
Правила поведения в лесу.
1
Новокузнецк в годы ВОВ
6
30-31
Броневой щит Родины. Что давал Новокузнецк стране в годы ВОВ.
2
Что давал Новокузнецк стране в годы ВОВ. Встреча с ветеранами ВОВ. Подвиг новокузнечан.
32
Никто не забыт, ничто не забыто (встреча с ветеранами).
1
33-34
Подвиг новокузнечан.
2
35
Викторина «Мой город»
1
Итого
35
Предполагаемая результативность программы
Учащиеся должны уметь:
проговаривать последовательность действий на занятии;
определять цель деятельности на занятии;
делать выводы в результате совместной работы учителя и ребят;
работать в паре и в группе по совместно принятым правилам поведения;
проводить наблюдения во время экскурсии и посещения музеев по совместно составленному плану.
Тематическое планирование 4 класс
№
Темы занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
История Кузбасса
21
1
Наш край на карте. Символика Кемеровской области. Изготовление карты области.
4
2
Виртуальная экскурсия по Кемеровской области (Кузнецкий Алатау, Горная Шория…)
2
3
Экскурсия г. Междуреченск «Между Томью и Усой»
13
4
Фотоотчет по экскурсии
2
Наш город сегодня
7
5
Чем занимаются люди земли Кузнецкой?
Значимость Новокузнецка для России
1
6
Угольная промышленность Кузбасса
1
7
Металлургическая промышленность Кузбасса
1
8
Создание альбома «Профессии родного края» (рисунки, фотографии, мини-доклады)
4
Природа родного края
7
8
Животный мир нашего края .
1
9
Растительный мир нашего края.
1
10
Экскурсия в краеведческий музей.
3
11
Фотоотчет
2
Итого
35
7
28
Содержание занятий.
4 класс
1. Раздел «История Кузбасса»
Наш край на карте. Герб, гимн, флаг области. Изготовление карты области. Поверхность Кемеровской области (Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Западно-Сибирская низменность, Кузнецкая котловина) – виртуальная экскурсия. Экскурсия г.Междуреченск «Между Томью и Усой»
Фотоотчет по экскурсии.
2. Раздел «Наш город сегодня»
Чем занимаются люди земли кузнецкой? (занятия городских и сельских жителей). Значимость Новокузнецка для России. Угольная и металлургическая промышленность родного края.
Создание альбома «Профессии родного края» (рисунки, фотографии, мини-доклады)
3. Раздел «Природа родного края»
Животный мир Кузбасса (животные таежные, горно-таежные, степные и лесостепные). Пресмыкающиеся Кузбасса. Животный мир водоемов
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
На занятиях используется оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор, интерактивная доска.).
Контурные карты и карты Кемеровской области
Приложение 1
Викторина «Знатоки города Новокузнецка»
Цель: обобщить знания о городе Новокузнецка, полученные в рамках изучения программы «Я-Новокузнечанин»
1 вопрос. Назовите историко-архитектурный музей нашего города. (Кузнецкая крепость)
2 вопрос. На какой улице находится наша школа? (Тольятти)
3 вопрос. Памятник какому поэту построен в Центральном районе города? (памятник Маяковскому)
4 вопрос. Назовите этот памятник (смотрят фото на презентации) (памятник неизвестному солдату)
5 вопрос. Какие еще памятники и архитектурные сооружения, посвященные ВОВ имеются в нашем городе? (Бульвар Героев, Площадь Победы на КМК, Кузнецкая крепость..)
6 вопрос. Назовите здание которое находится на территории парка им. Гагарина. Там можно узнать все про космос, звезды и другие планеты. (Планетарий)
7 вопрос. Перечислите музеи, которые мы посетили в этом году.
8 вопрос. Назови оседлых птиц Новокузнецка
9 вопрос. Назовите птиц, прилетающих к нам на зиму
10 вопрос. Перечислите птиц, занесенных в Красную Книгу.
Приложение 2.
Бардин Иван Павлович — металлург.
Дашевский Яков Вениаминович — главный технолог проекта и один из руководителей строительства Кузнецкого завода ферросплавов.
Додин Лев Абрамович — российский театральный режиссёр.
Достоевский Фёдор Михайлович — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке.
Евдокимов Михаил Сергеевич — родился в Сталинске (Новокузнецке) 6 декабря 1957 года, заслуженный артист РФ, юморист, киноактёр. С апреля 2004 года по август 2005 года глава администрации Алтайского края.
Зиновьев Сергей Олегович — профессиональный российский хоккеист, чемпион мира 2008, 2009 года.
Зинченко Анатолий Алексеевич — советский футболист, нападающий и тренер. Первый советский легионер.
Зоткин, Николай Степанович — советский морской офицер, капитан I-го ранга, участник обороны Заполярья. Родился в селе Мураново (ныне — в черте г. Новокузнецка) в 1924-м г. в крестьянской семье. Служил на Северном Флоте в «штурманской школе» (школа штурманов-наводчиков катеров-брандеров — советские тейсинтай «синъё»), затем — мотористом в дивизионе торпедных катеров СФ. После войны окончил Ленинградское военно-морское политическое училище, ВПА им. Ленина, проходил службу в ключевых подразделениях ВМФ СССР, в 1962-м году в составе офицерской комиссии ВМФ одним из первых высадился на Новой Земле после известного термоядерного взрыва. Скончался в Подмосковье в 2003-м году. Похоронен с воинскими почестями в Москве на Востряковском кладбище. Отец известного спортивного врача (футбол) Владимира Зоткина.
Камбурова Елена Антоновна — советская российская певица и актриса, народная артистка России.
Камский Гата Рустемович — американский шахматист российского происхождения. Обладатель Кубка мира 2007 года.
Климасенко Леонид Сергеевич — первый директор Западно-Сибирского Металлургического комбината (1962—1974 гг.).
Курако Михаил Константинович — советский металлург.
Лисин Владимир Сергеевич — российский предприниматель, миллиардер. Работал в Новокузнецке в объединении «Южкузбассуголь», позже закончил Сибирский металлургический институт[73].
Машков Владимир Львович — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист России.
Моргунов Никита Леонидович — российский баскетболист, 5-кратный чемпион России 1995—1998, 2003 , чемпион Европы 2007.
Немченко Гарий Леонтьевич (род. 17 июля 1936) — русский советский писатель.
Поддубный Сергей Анатольевич — Депутат ГД, Заслуженный мастер спорта по настольному теннису, Чемпион мира 2010 (среди инвалидов), Десятикратный Чемпион России в личном и командном первенствах, участник Олимпийских игр Пекин 2008(4 место), Лондон 2012(4 место).
Полосухин Виктор Иванович — герой обороны Москвы в 1941 году, командир 32-й Сибирской стрелковой дивизии.
Сельц Евгений (род. 14 июля 1958) —поэт, прозаик, журналист.
Скачков Кирилл Сергеевич — Мастер спорта международного класса по настольному теннису, участник Олимпийских игр в Лондоне 2012.
Смольянинова Евгения Валерьевна — русская певица, исполнитель русских народных песен, романсов и авторской песни, композитор.
Соломина Вера Яковлевна — сестра милосердия, герой Великой Отечественной войны.
Спасский Григорий Иванович — российский историк, член Императорской Академии Наук.
Чигишев Евгений Александрович — российский тяжелоатлет, вице-чемпион Олимпийских игр в Пекине.
Штоколов Борис Тимофеевич — оперный певец (бас), Народный артист СССР, лауреат государственной премии СССР, профессор.
Шубарин Владимир Александрович — выдающийся танцор, талантливый балетмейстер, Заслуженный артист Российской Федерации.
Яворский Феликс Леонидович — советский киноактёр. С 1954 года — актёр Театра-студии киноактёра. Много занимался дубляжем иностранных фильмов.
Алоян Михаил Суренович — российский боксёр, двукратный чемпион России, чемпион Европы 2010, бронзовый призёр Олимпийских игр 2012.