Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин »
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин »
Рабочая программа "Я - гражданин" составлена на основании методических рекомендаций "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России" в соответствии с требованиями ФГОС
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин »»
МКОУ «Малиновская СОШ Завьяловского района »
имени Героя России Виталия Вольфа
Согласовано Утверждаю
МК классных руководителей директор МКОУ «Малиновская СОШ Завьяловского
______Р.И.Остромиллер района» имени Героя России Виталия Вольфа
« » _______2017 _________Л.Б.Зайцева
« »_______2017
Программа внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Я – гражданин »
для учащихся 7 класса
Составитель:
Таранушенко Людмила Михайловна
2017-2018 учебный год Пояснительная записка.
Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании методических рекомендаций «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России» (Н.В.Казаченок,Н.В. Шмелева) –М.: Просвещение, 2014 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Программа “Я – гражданин ” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования, подготовке их к самостоятельной жизни, становление россиянина-гражданина и патриота.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
На реализацию программы в 7 классе отводится 35 часов из расчёта 1 часа в неделю
Рабочая программа предусматривает проведение теоретических и практических учебных занятий.
Цель программы:
Формирование гражданской позиции подростков посредством воспитания патриотического мировоззрения, социально-педагогическая поддержка становления и развития личности высоко нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
На уровне основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются определенные задачи.
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;
- формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
В области формирования социальной культуры:
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного поведения в обществе;
В области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни, как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
Основные направления программы:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Задачи:
Формировать правовую культуру у учащихся
Формировать представления о государственных символах
Формировать представления о героических страницах истории нашей Родины.
Воспитание социальной ответственности и компетентности школьников
Задачи:
Формировать осознанное принятие роли гражданина, знание гражданского права и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения
Прививать позитивный социальный опыт, образцы поведения подростков в современном мире
Знакомиться с правилами и нормами общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе.
Формировать собственный конструктивный стиль общественного поведения.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
Знать основы законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнять его требования
Формировать ориентацию с учетом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества.
Развивать экологическую грамотность родителей, привлекать их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания
Задачи:
Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особую форму познания и преобразования мира
Формировать эстетическое восприятие предметов и явление действительности, развивать способности видеть и ценить прекрасное в природе, общественной жизни, быту.
Расширять представление об искусстве народов России
Воспитывать любовь к школе, своему селу, народу, России, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества.
Формировать понимание смысла гуманных отношений, высокой ценности человеческой жизни
Развивать нравственно-волевые усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей
Воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Задачи:
1. Формировать умения применять знания и умения для решения проектных и учебно-исследовательских задач
2. Формировать умения организовывать процесс самообразования, творчески работать с информацией из разных источников
3. Воспитывать уважение к трудовым традициям своей семьи, трудовым подвигам старших поколений
4. Развивать нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде
Планируемые результаты
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
Планируемые результаты:
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Сформировано позитивное отношение к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания), ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Календарно - тематическое планирование
№ занятия
Тема занятия
Содержание
Дата проведения
1
Что такое личность?
Анкетирование
05.09
2
Правила счастливого человека.
Защита презентаций о своих увлечениях.
12.09
3
«Можно» и «нельзя» в жизни.
Беседа по теме.
19.09
4
Забота о родителях – дело совести каждого.
Подготовка проекта.
26.09
5
Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью?
Деловая игра.
03.10
6
Семейные традиции.
Беседа с использованием наглядного материала, подготовка фотовыставки «Мои родители»
10.10
7
Всеобщая декларация прав человека
Человек защищен законом
Занятие – диспут.
17.10
8
Сущность Закона Российской Федерации «Об образовании»
Познавательная беседа
24.10
9
Есть ли место героизму в наши дни.
В моей семье живет герой.
КТД
31.10
10
Экскурсия в районный историко-краеведческий музей. Великая Отечественная война на родной земле.
Экскурсия в музей.
14.11
11
«Имею право и могу им воспользоваться»
Конвенция о правах ребенка
Познавательная беседа. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»
21.11
12
Я выбираю здоровый образ жизни. Что угрожает нашему здоровью?
Просветительские презентации, групповые
28.11
13
«Защитим животных» (ФЗ РФ «О защите животных от жестокого обращения» от 1 декабря 1999)
беседа
5.12
14
Профессия «Планета людей - Земля» (о людях разных профессий, направленных на изучение и охрану окружающей среды)
Круглый стол.
Конкурс плакатов «Загляни в глаза природе»
12.12
15
Мы в ответе за тех, кого приручили
Диспут
19.12
16
WWF (Всемирный фонд защиты дикой природы) – защита редких и исчезающих видов диких животных
Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.
Беседа с использованием художественной литературы, кинофильмов
6.03
25
Самое трудное – быть благодарным
Понимание и доверие.
Час общения
05.03
26
Ты да я такие разные, но …
Внутренняя и внешняя культура человека
Беседа
12.03
27
Конфликты в нашей жизни
Честь и достоинство
Беседа, презентация.
18.03
28
Смех – обезоруживающее средство
Просветительский проект
03.04
29
Чувство взрослости: что этотакое?
Дискуссии
10.04
30
Уважительное отношение к людям - основа культуры поведения
Деловая игра по правилам этикета
17.04
31
Надежные источники информации. Учимся творчески и критически работать с информацией
Познавательный час общения
21.04
32
Мы все учились по немногу…
Работа в группах по мини-сообщениям.
28.04
33
Развиваем умение учиться
Тренинг
8.05
34
Интеллектуальное развитие в труде
Защита презентаций
15.05
35
Я - гражданин
Обобщающее занятие. Подведение итогов
22.05
Материально-технические ресурсы:
• фото_, видео_ и мультимедиааппаратура (фотоаппараты, видеокамеры, телевизоры, CD и DVD записывающие и проигрывающие устройства, мультимедиапроекторы с экранами);
• компьютерная техника, программное обеспечение (компьютеры, сканеры, принтеры, и др.).