kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы "Я-школьник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа обучения 6 – 7-летнего ребенка в школе – ответственный, важный и достаточно сложный этап в его жизни как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь первоклассника: он должен выполнять новые требования, предъявляемые школьной жизнью. У ребенка появляется масса запретов, норм, предписаний, которые надо научиться выполнять. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы "Я-школьник"»

Пояснительная записка

Программа обучения 6 – 7-летнего ребенка в школе – ответственный, важный и достаточно сложный этап в его жизни как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь первоклассника: он должен выполнять новые требования, предъявляемые школьной жизнью. У ребенка появляется масса запретов, норм, предписаний, которые надо научиться выполнять.

С первых дней школа ставит перед первоклассниками целый ряд задач, выполнение которых требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Данная программа составлена на основании методического пособия под редакцией А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция» - Санкт-Петербург, 2007

Главной целью программы «Я – школьник» является оказание психологической помощи в период социально-психологической адаптации учащихся к систематическому обучению в школе, созданию условий для снижения школьной тревожности у школьников до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.

Исходя из выше поставленной цели, программа призвана решать следующие задачи:

- содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных для той или иной параллели сфер школьной жизни;

- обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;

- способствование повышение самооценки у участников группы;

- способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся.

Данная программа разработана для 1-го класса и рассчитана на 33 занятия (1 занятие в неделю). Занятия проводятся во внеучебное время.

При реализации программы используются следующие методы:

  1. ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия;

  2. психотерапевтические приемы (вербализация, «вентиляция чувств, визуализация, обратная связь, арт-терапевтические, психодраматические и сказкотерапевтические техники);

  3. групповое обсуждение как особая форма работы группы:

1. направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы;

2. ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и «вентиляции чувств» участниками группы;

  1. психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы в начале занятия.

Работа по данной программе предполагает несколько этапов.

Первый этап – 6 занятий, направленных на содействие школьной адаптации.

Общий план работы по первому этапу предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т.д. Каждому первокласснику понадобится тетрадь в клетку, так как многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны всеобщему обозрению. Таким образом достигается эффект закрепления материала: каждый учащийся по мере необходимости или интереса может обратиться к материалу прошедших занятий, еще раз обратить свое внимание на ту или иную проблему. Кроме того, такого рода «коллективные творения» сами по себе вызывают у ребят позитивные эмоции,способствуя поддержанию положительного отношения к школе, развитию групповой сплоченности в классе.

Второй этап – 12 занятий, направленных на создание условий для снижения школьной тревожности.

На втором этапе работа проводится параллельно с педагогами и родителями. На этом же этапе проводятся диагностические процедуры с целью выявления и отслеживания детей уровнем тревожности.

Если первый этап проведения занятий предполагает классный кабинет, то второй – кабинет психолога с достаточным пространством, мягким покрытием пола, достаточным количеством стульев, чтобы у участников группы была возможность сидеть в кругу (круг – это основная форма организации пространства на занятиях) и свободно передвигаться.

Содержание программы

п/п

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

2

3

4

1.

Кто такой школьник

Дискуссия: зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходит в школу. Различие в позициях «Я до школы» и «Я – школьник» в рисунках. Выставка рисунков «Теперь мы – школьники».

2 часа

2.

Школьный распорядок

Разговор об атрибутах школьной жизни. Типичный школьный день – типичный школьный распорядок

1 час

3.

Школьные правила

Сказка о школьных правилах. Зачем нужны школьные правила. Пиктограмма с правилами школьной жизни

2 часа

4

Предметы и учителя

Наши уроки. Рисунки на тему «Что будет, если не изучать....». Наши учителя

1 час

5

Наш класс

Знакомство с ребятами всего класса. Развитие сплоченности класса

2 часа

6

Наша школа

Экскурсии по школе. Вручение значков и грамот лучшим «знатокам школьной жизни»

1 час

7

Установление правил в группе, создание рабочей атмосферы

Изменение стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами. Установление правил для регламентирования работы на основе добровольно принятых обязательств2 часа

2 часа

8

Сплоченность группы, закрепление правил

Развитие сплоченности группы. Формирование мотивации групповой работы. Развитие эмпатии

2 часа

9

Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей

Копилка трудностей первоклассника – рисунок «Мои школьные трудности». Помощь группы, как поступить ребенку, попавшему в трудную ситуацию

2 часа

10

Закрепление мотивации групповой работы, осознание

«Сказка» для вербализации участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной форме

2 часа

11

Разрядка школьной тревожности

Игры и упражнения, позволяющие участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально «размяться». Сочинение сказок для вербализации и проработки школьной тревожности в безопасной форме.

2 часа

12

Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожных ситуаций

Разыгрывания ситуаций для проработки школьной тревожности

2 часа

13

Тренировка гибкости поведения

Упражнения и игры, помогающие развивать гибкость поведения в ситуации урока. Релаксация с визуализацией

2 часа

14

Закрепление позитивного отношения к школе

Игры и упражнения, направленные на закрепление позитивного отношения к школе. Обучение приемам релаксации

2 часа

15

Повышение самооценки участников группы

Повышение самооценки через самоанализ достоинств

2 часа

16

Развитие коммуникативных навыков участников

Задания, упражнения, игры, направленные на развитие навыков эффективного общения

2 часа

17

Закрепление представлений о бесконфликтном общении

Закрепление навыков эффективного общения

2 часа

18

Подведение итогов

Интеграция опыта, полученного на занятиях. Вручение «Дипломов достижения»

2 часа



Ожидаемые результаты

Реализация данной программы у учащихся 1-х классов может привести к следующим ожидаемым результатам:

  • снижение всех видов тревожности (школьной, само оценочной, межличностной), связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме;

  • изменение самооценки учащегося от низкой и завышенной до адекватной (ученик стал более критичен к себе, осознает свои достоинства и недостатки, стал более правильно оценивать свои способности, возможности и поступки, и это, в свою очередь, помогает ему строить позитивные взаимоотношения с учителями и одноклассниками);

  • развитие культуры общения (у учащихся развиваются коммуникативные навыки, навыки эффективного общения, гибкость поведения в ситуации урока и вне его, навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками).

Характеристика результатов формирования УУД на занятиях по программе «Психологическое здоровье»

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».


2. Проявлять уважение к своим одноклассникам, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников и друзей.

3. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

6. Адекватно воспринимать оценку одноклассников.

7. Уметь анализировать свои поступки и поступки своих одноклассников


1. организовывать свое рабочее место под руководством учителя.


2. осуществлять контроль поведения на занятии в форме сличения с правилами, предъявляемыми школьной жизнью.


3. Проявлять инициативность и самостоятельность при выполнении заданий на занятии

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.


2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).


3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.


4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы



Для выявления уровня формирования универсальных учебных действий на занятиях по программе «Психологическое здоровье» предлагается следующий психологический инструментарий.

  1. Адаптивность к среде – анкета «Школа». В.М. Блейхер, И.В. Круг, С.Н. Боков.

  2. Эмоциональное самочувствие - «Шкала социально-ситуативной тревожности» в модификации Прихожан.

  3. Самооценка – тест «Лесенка», тест «Оцени себя». Т.Д. Марцинковская. «Диагностика психического развития детей».

  4. Мотивация учения – Н.Г. Лусканова (анкета), Н.Г. Лусканова (рисунок).

Литература

  1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры [Текст]/В.Ю. Большаков. - М., 1994.

  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе [Текст]: книга для педагогов и родителей / М.М. Безрукихю – М., 2004.

  3. Калинина Н.В. Программа комплексного наблюдения за психологическим самоутверждением и личностным развитием ребенка в начальной школе [Текст] / Н.В. Калинина. - Ульяновск.

  4. Микляева А.В. Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - Спб., 2007.

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М., 2004.

  6. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов [Текст] / В.А. Родионов, М.А. Ступицкая, О.В. Кардашина. - Ярославль, 2001.

  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. - М., 2005.

  8. Чистякова М. Психогимнастика [Текст] / М. Чистякова. - 1995.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы "Я-школьник"

Автор: Апанасова Валентина Ананьевна

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства