Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы "Я-школьник"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы "Я-школьник"
Программа обучения 6 – 7-летнего ребенка в школе – ответственный, важный и достаточно сложный этап в его жизни как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь первоклассника: он должен выполнять новые требования, предъявляемые школьной жизнью. У ребенка появляется масса запретов, норм, предписаний, которые надо научиться выполнять.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы "Я-школьник"»
Пояснительная записка
Программа обучения 6 – 7-летнего ребенка в школе – ответственный, важный и достаточно сложный этап в его жизни как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь первоклассника: он должен выполнять новые требования, предъявляемые школьной жизнью. У ребенка появляется масса запретов, норм, предписаний, которые надо научиться выполнять.
С первых дней школа ставит перед первоклассниками целый ряд задач, выполнение которых требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Данная программа составлена на основании методического пособия под редакцией А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция» - Санкт-Петербург, 2007
Главной целью программы «Я – школьник» является оказание психологической помощи в период социально-психологической адаптации учащихся к систематическому обучению в школе, созданию условий для снижения школьной тревожности у школьников до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.
Исходя из выше поставленной цели, программа призвана решать следующие задачи:
- содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных для той или иной параллели сфер школьной жизни;
- обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
- способствование повышение самооценки у участников группы;
- способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся.
Данная программа разработана для 1-го класса и рассчитана на 33 занятия (1 занятие в неделю). Занятия проводятся во внеучебное время.
При реализации программы используются следующие методы:
ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия;
групповое обсуждение как особая форма работы группы:
1. направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы;
2. ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и «вентиляции чувств» участниками группы;
психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы в начале занятия.
Работа по данной программе предполагает несколько этапов.
Первый этап – 6 занятий, направленных на содействие школьной адаптации.
Общий план работы по первому этапу предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т.д. Каждому первокласснику понадобится тетрадь в клетку, так как многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны всеобщему обозрению. Таким образом достигается эффект закрепления материала: каждый учащийся по мере необходимости или интереса может обратиться к материалу прошедших занятий, еще раз обратить свое внимание на ту или иную проблему. Кроме того, такого рода «коллективные творения» сами по себе вызывают у ребят позитивные эмоции,способствуя поддержанию положительного отношения к школе, развитию групповой сплоченности в классе.
Второй этап – 12 занятий, направленных на создание условий для снижения школьной тревожности.
На втором этапе работа проводится параллельно с педагогами и родителями. На этом же этапе проводятся диагностические процедуры с целью выявления и отслеживания детей уровнем тревожности.
Если первый этап проведения занятий предполагает классный кабинет, то второй – кабинет психолога с достаточным пространством, мягким покрытием пола, достаточным количеством стульев, чтобы у участников группы была возможность сидеть в кругу (круг – это основная форма организации пространства на занятиях) и свободно передвигаться.
Содержание программы
№ п/п
Тема занятий
Содержание
Кол-во часов
1
2
3
4
1.
Кто такой школьник
Дискуссия: зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходит в школу. Различие в позициях «Я до школы» и «Я – школьник» в рисунках. Выставка рисунков «Теперь мы – школьники».
2 часа
2.
Школьный распорядок
Разговор об атрибутах школьной жизни. Типичный школьный день – типичный школьный распорядок
1 час
3.
Школьные правила
Сказка о школьных правилах. Зачем нужны школьные правила. Пиктограмма с правилами школьной жизни
2 часа
4
Предметы и учителя
Наши уроки. Рисунки на тему «Что будет, если не изучать....». Наши учителя
1 час
5
Наш класс
Знакомство с ребятами всего класса. Развитие сплоченности класса
2 часа
6
Наша школа
Экскурсии по школе. Вручение значков и грамот лучшим «знатокам школьной жизни»
1 час
7
Установление правил в группе, создание рабочей атмосферы
Изменение стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами. Установление правил для регламентирования работы на основе добровольно принятых обязательств2 часа
2 часа
8
Сплоченность группы, закрепление правил
Развитие сплоченности группы. Формирование мотивации групповой работы. Развитие эмпатии
2 часа
9
Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей
Копилка трудностей первоклассника – рисунок «Мои школьные трудности». Помощь группы, как поступить ребенку, попавшему в трудную ситуацию
2 часа
10
Закрепление мотивации групповой работы, осознание
«Сказка» для вербализации участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной форме
2 часа
11
Разрядка школьной тревожности
Игры и упражнения, позволяющие участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально «размяться». Сочинение сказок для вербализации и проработки школьной тревожности в безопасной форме.
2 часа
12
Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожных ситуаций
Разыгрывания ситуаций для проработки школьной тревожности
2 часа
13
Тренировка гибкости поведения
Упражнения и игры, помогающие развивать гибкость поведения в ситуации урока. Релаксация с визуализацией
2 часа
14
Закрепление позитивного отношения к школе
Игры и упражнения, направленные на закрепление позитивного отношения к школе. Обучение приемам релаксации
2 часа
15
Повышение самооценки участников группы
Повышение самооценки через самоанализ достоинств
2 часа
16
Развитие коммуникативных навыков участников
Задания, упражнения, игры, направленные на развитие навыков эффективного общения
2 часа
17
Закрепление представлений о бесконфликтном общении
Закрепление навыков эффективного общения
2 часа
18
Подведение итогов
Интеграция опыта, полученного на занятиях. Вручение «Дипломов достижения»
2 часа
Ожидаемые результаты
Реализация данной программы у учащихся 1-х классов может привести к следующим ожидаемым результатам:
снижение всех видов тревожности (школьной, само оценочной, межличностной), связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме;
изменение самооценки учащегося от низкой и завышенной до адекватной (ученик стал более критичен к себе, осознает свои достоинства и недостатки, стал более правильно оценивать свои способности, возможности и поступки, и это, в свою очередь, помогает ему строить позитивные взаимоотношения с учителями и одноклассниками);
развитие культуры общения (у учащихся развиваются коммуникативные навыки, навыки эффективного общения, гибкость поведения в ситуации урока и вне его, навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками).
Характеристика результатов формирования УУД на занятиях по программе «Психологическое здоровье»
Класс
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
1 класс
1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
2. Проявлять уважение к своим одноклассникам, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников и друзей.
3. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
5. Адекватно воспринимать оценку учителя.
6. Адекватно воспринимать оценку одноклассников.
7. Уметь анализировать свои поступки и поступки своих одноклассников
1. организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. осуществлять контроль поведения на занятии в форме сличения с правилами, предъявляемыми школьной жизнью.
3. Проявлять инициативность и самостоятельность при выполнении заданий на занятии
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
Для выявления уровня формирования универсальных учебных действий на занятиях по программе «Психологическое здоровье» предлагается следующий психологический инструментарий.
Адаптивность к среде – анкета «Школа». В.М. Блейхер, И.В. Круг, С.Н. Боков.
Эмоциональное самочувствие - «Шкала социально-ситуативной тревожности» в модификации Прихожан.
Самооценка – тест «Лесенка», тест «Оцени себя». Т.Д. Марцинковская. «Диагностика психического развития детей».
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры [Текст]/В.Ю. Большаков. - М., 1994.
Безруких М.М. Ступеньки к школе [Текст]: книга для педагогов и родителей / М.М. Безрукихю – М., 2004.
Калинина Н.В. Программа комплексного наблюдения за психологическим самоутверждением и личностным развитием ребенка в начальной школе [Текст] / Н.В. Калинина. - Ульяновск.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М., 2004.
Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов [Текст] / В.А. Родионов, М.А. Ступицкая, О.В. Кардашина. - Ярославль, 2001.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. - М., 2005.
Чистякова М. Психогимнастика [Текст] / М. Чистякова. - 1995.