kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности для 1 класса духовно-нравственного направления "Безопасный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасный мир" разработана для учащихся первого класса в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 1 класса духовно-нравственного направления "Безопасный мир"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ







ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Безопасный мир»

для 1 класса

духовно-нравственного направления















Составитель:

Бабенко Надежда Николаевна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ №4






2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема обеспечения личной безопасности ребенка приобретает особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья. Поэтому введение курса «Безопасный мир» в учебный план начальной школы подтверждается потребностями современной жизни: данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном физическом и психическом состоянии здоровья школьников.

Программа курса «Безопасный мир» для учащихся 1класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС , Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», « О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Цель программы: сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения.

Задачи:

  1. Дать детям ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня ребёнка.

  2. Научить детей правильно оценивать опасность и избегать её, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.

  3. Развивать навыки по защите жизни и здоровья с помощью игры.

Темы курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники.

Занятия связаны с уроками чтения и окружающего мира.

При возможности привлекаются к учебному процессу специалисты в области медицины, психологии, сотрудники ГИБДД, МЧС и т.д.

Особенностью образовательного учреждения является то, что обучающиеся имеют легкую умственную отсталость, в связи с этим структура программы учитывает психологические особенности, возможности их здоровья и материальную базу ОУ.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся 0 (подготовительного) класса специальной (коррекционной) школы, уровня их знаний и умений.

Программа рассчитана на детей от 7 до 8 лет. Срок ее реализации - 1 год. Занятия ведутся в учебном кабинете учителем начальных классов. Форма реализации – внеурочное занятие. Общее количество часов составляет 33 часа, из расчета 1 час в неделю. Продолжительность урока 35 минут.

Форма взаимодействия с обучающимися – фронтальная, групповая.

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения.

Данная программа базируется на принципах развивающего обучения и развития, преемственности в содержании учебного материала, формах и методах педагогической работы. Особенностью организации учебного процесса является не только определение предметного содержания, но и уровневая дифференциация учебного материала, учитывающая психофизические возможности, запросы обучающихся. Технология деятельностного обучения отрабатывается на всех этапах педагогического процесса. Кроме того, используются игровые и проектные технологии.

Педагогическая оценка усвоения знаний программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений учителя за первоклассниками и результатов их практической деятельности во время занятий.

Содержание программы позволяет использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий.

Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры –драматизации, продуктивная деятельность, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Безопасный мир» являются:

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, культуры поведения и взаимоотношений с окружающими;

установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Безопасный мир» являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, и пр.);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Безопасный мир» являются:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.

Критерии педагогической оценки:

  1. Ученик должен понимать:

1.1. ценность жизни и здоровья и как его сохранить и укрепить;

1.2. опасность в общении с незнакомыми людьми;

    1. опасность неприятных ситуаций дома и как можно избежать;

    2. ситуации, когда необходимо вызвать полицию, пожарную или скорую помощь.

  1. Ученик должен знать:

    1. свой домашний адрес, телефон;

2.2 телефоны экстренных служб; правила обращения со службами по

телефону;

    1. правила безопасного поведения в природе;

    2. о существовании опасных растений;

    3. правила безопасного обращения с животными;

    4. правила пожарной безопасности;

    5. правила общения с незнакомыми людьми;

    6. опасности, которые можно встретить на дороге;

    7. части тела человека, его целостности;

    8. Знать алгоритм действий, если потерялся на улице.

  1. Ученик должен уметь:

3.1. выделять опасные объекты;

3.2. моделировать ситуацию, требующую правильных действий;

3.3. избегать ситуации, наносящие здоровью вред;

3.4. анализировать ситуацию и принимать решение;

3.5. заботиться о своем здоровье.



Тематическое планирование

1.Ребёнок и другие люди – 4ч.:

1.1 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений

1.2 Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми

1.3 Ребёнок и другие дети, в том числе подростки

1.4. Если «чужой» приходит в дом

2.Ребёнок и природа – 6ч.:

2.1. В природе всё взаимосвязано

2.2 Бережное отношение к живой природе

2.3 Правила поведения на природе (в лесу, на водоеме)

2.4 .Лекарственные и ядовитые растения

2.5. Съедобные и несъедобные грибы

2.6. Контакты с животными

3.Ребёнок дома - 4ч.:

3.1 Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

3.2 Экстремальные ситуации в быту (открытое окно, травма, пожар, угарный газ, ураган)

4.Здоровье ребёнка – 12ч.:

4.1.Здоровье –главная ценность человеческой жизни

4.2.Изучаем свой организм

4.3. Прислушаемся к своему организму

4.4 .О ценностях здорового образа жизни

4.5 .О профилактике заболеваний

4.6 .О навыках личной гигиены

4.7 .Забота о здоровье окружающих

4.8 .Поговорим о болезнях

4.9 .Инфекционные болезни

4.10 .Врачи - наши друзья

4.11.О роли лекарств и витаминов

4.12 .Правила оказания первой помощи

5.Эмоциональное благополучие ребёнка - 3ч.:

5.1. Психическое здоровье

5.2. Детские страхи

5.3 .Конфликты и ссоры между детьми

6.Ребёнок на улице – 5ч.:

6.1. Устройство проезжей части

6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов

6.3 .Если ребёнок потерялся на улице

6.4. Правила езды на велосипеде

6.5 .О работе ГИБДД

Содержание основных разделов рабочей программы:

Раздел 1 «Ребёнок и другие люди»

    1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

Рассказ педагога об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Целесообразно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – служанка, прикинувшаяся доброй старушкой; Золушка одета в лохмотья, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось заколдованным принцем).

1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми

Рассматриваются типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми:

-взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку;

- взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься;

- взрослый угощает ребенка конфетой.

1.3 Ребёнок и другие дети, в том числе подростки.

Ребёнку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего, подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костёр; забраться на чердак и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.

1.4. Если «чужой» приходит в дом.

Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых. Нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует, якобы, от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).


Раздел 2 «Ребёнок и природа»

2.1 В природе всё взаимосвязано.

Педагогу необходимо рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, можно познакомить их с влиянием водоёмов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений). Для этой цели можно использовать пособие Н.А.Рыжовой «Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники»).

2.2 Бережное отношение к живой природе.

Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

2.3 Правила поведения на природе (в лесу, на водоеме)

Учитель знакомит детей о том, что нельзя трогать незнакомые растения, грибы, пробовать плоды различных деревьев, разработать алгоритм поведения на водоеме (место выбора, посещение водоема только со взрослым, пребывание в воде и на солнце)

2.4 Лекарственные и ядовитые растения.

Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полянах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучаться от вредной привычки пробовать всё подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например, кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

2.5 Съедобные и несъедобные грибы

Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных. Следует объяснить, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.

Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры – классификации, игры с мячом в «съедобное – несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон – прогулки на природу.

2.6 Контакты с животными

Ведется объяснение правил поведения при общении с животными. Когда и как можно покормить животное, погладить, поиграть. К чему это может привести. Нельзя дразнить и мучить животных


Раздел 3 «Ребёнок дома»

    1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности, делятся на три группы:

* предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

* предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

* предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще –колющие инструменты).

Из объяснений педагога ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений («Кошкин дом»), играми –драматизациями.

Для того, чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.

    1. Экстремальные ситуации в быту.

Ребёнка нужно научить пользоваться телефоном в экстренных случаях. Но при обучении пользованием телефоном при вызове пожарных, «скорой помощи», милиции требуется работа по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребёнок просто испугался чего –либо или кого –либо. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребёнок не видит партнёра по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребёнка.


Раздел 4 «Здоровье ребёнка»

4.1 Здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечным насморком. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.

4.2 Изучаем свой организм.

Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно–двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительных системах, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств). Предлагает показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Обращает их внимание на, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова – вверху (в самом надёжном месте); руки –на полпути (ими удобно пользоваться и вверх, и внизу); ноги – длинные и крепкие (удерживают и передвигают всё тело); в самом низу –ступни (опора). В левой стороне туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, - сердце, защищённое грудной клеткой.

Рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьётся сердце, объясняется, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаём, нашему организму нужно больше крови, и биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии. И сердце может отдохнуть и биться медленнее. Детям предлагается проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений. В состоянии покоя, после сна.

4.3. Прислушаемся к своему организму

Идет формирование умения чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать» и т.д.

Использование режимных моментов как помощников для плодотворной работы организма

4.4 .О ценностях здорового образа жизни.

По традиции педагоги используют различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. В соответствии с новыми тенденциями организуются спортивные секции. Эта новая форма работы (в том числе с привлечением родителей) необходима для формирования у детей правил безопасного поведения и здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом не должны быть принудительными и однообразными. Важно использовать эмоционально привлекательные формы их проведения: музыкальное сопровождение, движение в образе (прыгаем. Как зайчики; убыстряем темп: за деревом показалась лиса), красочные атрибуты (цветы, ленты, обручи), обращая внимание на красоту и совершенство человеческого тела, на получаемое удовольствие от движения.

Физическое воспитание ребёнка важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Педагог должен способствовать формированию у детей сознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Например, при проведении физкультурного занятия внимание детей обращается на значение того или иного упражнения для развития определённой группы мышц, для работы различных систем организма. Педагог поддерживает у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости».

4.5. О профилактике заболеваний.

Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастики. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своём здоровье. В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, детям следует объяснить, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные» запахи, что происходит с организмом человека во время массажа.

4.6. О навыках личной гигиены.

Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причёсываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребёнка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Объясняя ребёнку, для чего следует чистить зубы, можно рассказать о мельчайших невидимых глазом микроорганизмах – микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или попала пища в щель между зубами –это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Полезно также с помощью лупы или микроскопа показать детям, какое множество самых различных бактерий «живёт» на руках, прячется под ногтями. Тогда они никогда не будут забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.

4.7. Забота о здоровье окружающих

Беседа о заботе не только своего организма, но и о здоровье окружающих. Болезнь может передаваться по воздуху, от прикосновения и т.д.

4.8 Поговорим о болезнях

Познакомить учащихся с понятием «здоровье» и «болезнь». Выявить знания о своих болезнях. Учить считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека

4.9. Инфекционные болезни

Сообщение элементарных сведений об инфекционных болезнях, их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах.

4.10. Врачи – наши друзья

Врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Необходимо своевременно обращаться к врачу. Используется сюжетно-ролевая игра «врач-пациент»

4.11. О роли лекарств и витаминов.

Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят, (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя.

В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней педагог рассказывает детям о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Он также рассказывает им о том, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. Например: «У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура: овощи и фрукты – главные поставщики витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Конфеты, шоколад, мороженое. Особенно в больших количествах, вредны для здоровья». При этом можно рассказать сказку о сладкоежке, у которой заболели зубы.

4.12. Правила оказания первой помощи.

Педагог знакомит детей с правилами поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослому; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжёгся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.

Первую помощь ребёнок может оказать себе и самостоятельно:

- закружилась голова на солнце – скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых;

- сильно озябло лицо на морозе – растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом;

- озябли ноги – побегать, попрыгать, пошевелить пальцами;

- промочил ноги – переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.

Каждое из этих правил может стать темой специальной беседы, основанной на опыте детей, игры – драматизации, сценки из кукольного театра.


Раздел 5 «Эмоциональное благополучие ребёнка»

5.1. Психическое здоровье

Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы. Характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

5.2 .Детские страхи.

На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы педагог:

* относился к этим страхам серьёзно, не игнорируя и не умаляя их;

* давал детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);

* помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда…»);

* рассказал о собственных детских страхах;

* давал описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

* допускал в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);

* давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но её осознание даёт возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);

* реагировал на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно избежать?»).

5.2. Конфликты и ссоры между детьми.

Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка –крайний способ решения конфликта, а точнее – неумение из него выйти. Конфликт возникает тогда, когда удовлетворение желаний одного человека ведёт к невозможности удовлетворения желаний другого, притом обе стороны к этому стремятся. Проблема рождается тогда, когда конфликт решается силовым способом в ущерб одной из сторон или, что ещё хуже, не устраняется, а продолжает нарастать.

Однако конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, так как невозможно всегда безошибочно знать, что думает, чего хочет или что чувствует другой человек. Конфликт проясняет ситуацию: обе стороны узнают о существовании на первый взгляд несовместимых желаний. Основная задача педагога – научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.

При этом педагог может предложить детям следующую стратегию выхода из конфликта:

  • как можно более точно сформулировать проблему, назвать причину конфликта;

  • дать каждой стороне возможность предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев;

  • последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);

  • принять решение, против которого не возникает возражений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).

Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы игры, беседы, драматизации. Их цель – научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Педагогу следует стремиться к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже несовпадающим с их собственными.

Для этого могут быть применены активные игры, требующие согласованности действий игроков («кошки-мышки», различные эстафеты), оказания взаимопомощи, приложения коллективных усилий. Кроме того, педагог может организовывать различные проблемные ситуации и вместе с детьми пытаться найти решения, иногда выступая в качестве посредника. (Педагог предлагает лишь часть решения, а окончательный вариант выхода из ситуации дети находят сами.) Иногда полезно в совместной деятельности специально поставить детей перед необходимостью чем-то поделиться, соблюдать очерёдность.

Не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, относиться к ним как к чему-либо неприятному. Любые ситуации надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.


Раздел 6 «Ребёнок на улице»

6.1 .Устройство проезжей части.

Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Для иллюстрации используются рассказы из жизни, сюжеты из художественной литературы или мультфильмов. Например, можно рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре, а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу, лужам.

Так можно промочить ноги и простудиться. Или, однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на проезжую часть. В это время проезжала машина и, не успев затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Или, дети играли с мячом рядом с дорогой. Мяч выкатился на дорогу. Вдруг показалась машина, мяч попал под колёса и лопнул.

Педагог предлагает детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно предложить детям ситуацию –загадку: педагог описывает ситуацию, дети её оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой, лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы.

6.2 .«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

Педагог рассказывает детям, как надо переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами. Объясняет, что светофор устанавливается на перекрёстках, пешеходных переходах и в местах оживлённого транспортного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев.

Закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстком, игрушечные автомобили, куклы –пешеходы.

6.3 .Если ребёнок потерялся на улице.

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к взрослому (к женщине, гуляющей с ребёнком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать. Где живут, номер телефона, своё имя и фамилию. Для того чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, литературные сюжеты, разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).

6.4. Правила езды на велосипеде, роликах

Познакомить с правилами езды на велосипеде, безопасными площадками для езды на велосипеде. Рассматриваются различные ситуации «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде»

6.5 .О работе ГИБДД

Знакомство с ГИБДД, их функционалом. Они внимательно следят за движением на дорогах, чтобы движение транспорта и пешехода было безопасным.





Методическая литература:


  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л.,. Стеркина Р.Б «Безопасность», учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Детство-пресс», 2013 г.

  2. Авдеева Н.Н.,. Князева О.Л. Стеркина Р.Б «Безопасность», рабочая тетрадь, 2013 г.

  3. Бэйли Дж. Мое тело меняется. Клевер Медиа Групп, 2014 г.

  4. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 , 2009г.

  5. Лабунько А. В., Лабунько Ю. В. Правила Дорожного Движения Эксмо, 2014 г.

  6. Петрановская Л. В. «Что делать, если …»  Аванта+, 2013 г.

  7. Радзиевская Л.Ты один дома: Для детей 6-7 лет, 2010

  8. Соколова О. В. Правила поведения в опасных ситуация Литера, 2011 г.

  9. Фисенко М. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Часть 2 Корифей, 2010 г.

  10. Шипунова В. А. Комплекты карточек. Беседы с ребенком Карапуз, 2012 г.

  11. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка». – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

  12. ОБЖ. Опасные предметы и явления. Демонстрационный материал для дома и детского сада «Карапуз», «Сфера», 2011 г.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабенко Надежда Николаевна

Дата: 12.09.2017

Номер свидетельства: 427984


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства