Просмотр содержимого документа
«Программа внеаудиторной деятельности в малокомплектной школе.»
Программа
внеаудиторной деятельности школы
на 2016 – 2017 учебный год
в Хара- Алданской СОШ Таттинского улуса РС (Я)
Разработчик: Захарова Варвара Ивановна
Структура программы
Пояснительная записка
Нормативные документы.
Описание работы.
Цель внеурочной деятельности по возрастным категориям:
Цель внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы);
Цель внеурочной деятельности младших подростков (5 – 9 классы);
Цель внеурочной деятельности старших подростков (10 – 11 классы).
Основные задачи.
Принципы организации внеурочной деятельности:
Направления и формы организации внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).
Направления и формы организации внеурочной деятельности младших подростков (5 – 9 классы).
Направления и формы организации внеурочной деятельности старших подростков (10 – 11 классы).
Условия реализации программы:
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Индивидуальные проекты учащихся.
Учебный план внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).
Учебный план внеурочной деятельности младших подростков (5 – 9 классы).
Учебный план внеурочной деятельности старших подростков (10 – 11 классы).
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности:
младшие школьники (1 – 4 классы);
младшие подростки (5 – 9 классы);
старшие подростки (10 – 11 классы).
14. Результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
15. Ожидаемые результаты.
16. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.
17. Заключение.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности подростков, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Данная программа разработана для учащихся среднего звена основной образовательной школы.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень — школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но, в первую очередь, – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться применять свои знания на практике. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов (ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека) удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29. 12. 2012 г.;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 №2357);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
Образовательной программы МБОО «Хара – Алданская СОШ»;
Описание работы.
Раздел «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь,).
Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости).
Для реализации внеурочной деятельности педагоги образовательного учреждения могут использовать Примерные программы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников. Серия «Стандарты второго поколения» Кроме этого, мы вправе использовать программы, разработанные педагогами образовательного учреждения и получившие положительную экспертную оценку различного уровня:
школьного методического объединения учителей-предметников;
педагогического совета школы.
Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, дополнительного образования, группы продлённого дня, КТД, воспитательные мероприятия.
Данная программа представляет собой работу внеурочной деятельности младших школьников, младших и старших подростков. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.
Программа состоит из 5 направлений, содержание которых предлагается всем учащимся для избирательного освоения, т.е. школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, занятия каких направлений программы он будет посещать после уроков.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (сборы, слёты, школы актива, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.п.).
Главной целью воспитательной программы школы являетсявоспитание активной развивающейся личности, способной к творческой самореализации при условии сохранения её социального, физического и психического здоровья.
Для достижения этой цели в школе реализуются программы внеурочной деятельности, ориентированные на младших школьников (1—4 классы), младших подростков (5—9 классы) и старших подростков (10—11 классы).На каждой возрастной группе данной рабочей программы по внеурочной деятельности ставится своя цель.
Цель внеурочной деятельности по ступеням:
Цель внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы):создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Цель внеурочной деятельности младших подростков (5 – 9 классы):создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Цель внеурочной деятельности старших подростков (10 – 11 классы):Воспитание самосовершенствующейся личности, устанавливающей в себя навыки самообразования, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции и самоактуализации.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
включение учащихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Направления и формы организации внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).
Внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Учебный план внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для каждого обучающегося.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Направление внеурочной деятельности
Классы
Решаемые задачи
1 кл
2 кл
3 кл
4 кл
духовно-нравственное
«Обугэугэьэ»
«Якутия – Родина моя»
«Я – гражданин России»
«Төрүт культура»
Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества
спортивно-оздоровительное
«Азбука спорта»
«Азбука спорта»
«Азбука спорта»
«Азбука спорта»
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
социальное
«Путь к успеху»
«Путь к успеху»
«Путь к успеху»
«Путь к успеху»
Выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры общения, позитивного отношения к учебной деятельности
«Рост»
«Учись учиться»
«Первые шаги»
общеинтеллектуальное
«Читаем вместе»
«Настольные игры»
«Игры разума»
«Занимательная математика»
«Настольные игры»
«Игры разума»
«Настольные игры»
«Игры разума»
«В мире книг»
«Лего-робот»
«Настольные игры»
«Игры разума»
«Всезнайка»
Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомство с различными видами человеческой деятельности, возможность раннего выявления интересов и склонностей
общекультурное.
Клуб «Росток»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
«Город мастеров»
«Якутский фольклор»
«Город мастеров»
«Якутский фольклор»
«Город мастеров»
«Якутский фольклор»
«Город мастеров» «Якутский фольклор»
Итого:
10
10
10
10
Направления и формы организации внеурочной деятельности младших подростков (5 – 9 классы).
Направление
внеурочной деятельности
Классы
Решаемые задачи
5 кл
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл
духовно-нравственное
ОБЖ
«Мин эйгэм»
ОБЖ
ОБЖ
ОБЖ
История
ОБЖ
История
Приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, окружающей среды.
общеинтеллектуальное
«Робототехника»
«Робототехника»
«Робототехника»
«Физика вокруг нас»
«Пиши сочинение рассказ»
Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, формирование умений учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.
Формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья, укрепление здоровья учащихся на основе вовлечения в физкультурно – оздоровительную деятельность.
Общекультурное
«Рисуем все»
«Музыка для всех»
«Музыка для всех»
«Рисуем все»
«Игра на инструменте»
Создание условий для раскрытия творческих способностей детей, воспитание нравственных чувств и доброжелательного отношения к культурным ценностям своей страны, народа, желания сохранить и приумножить их.
Социальное
«Основы учисслед ипроектндеят»
«Основы учисслед и
проектн
деят»
«Аартык»
«Байанай»
Развитие социально активной личности, способной самостоятельно и ответственно строить общественную жизнь, формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли;
развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца, развитие самоуправления в рамках школьной программы.
Итого
10
6
6
6
10
Направления и формы организации внеурочной деятельности старших классов (10 – 11 классы).
Направление
внеурочной деятельности
Классы
Решаемые задачи
10 класс
11 класс
Духовно-нравственное
Проекты
(«Эбээхаппахчыта»; «Норуоттылынануус уран айымньытынануьуйуу»-фольклор;
«Торообутторуттылым»-уолаттаруус уран аа5ыылара)
Проекты
(«Эбээхаппахчыт»а; «Норуоттылынануус уран айымньытынануьуйуу»-фольклор;
«Торообутторуттылым»-уолаттаруус уран аа5ыылара)
Опора на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и принятие.
Общеинтеллектуальное
Русскяз
Математика
Химия
Родной язык
Русский яз
Математика
Литература
Биология
Обучающийся, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
Достижения высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100% обучающихся занимающихся по данной программе.
Повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта.
Устойчивое владение умениями и навыками игры
Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма
Умение контролировать психическим состоянием
Общекультурное
«Модные поделки»
«Игра на инструменте»
Развитие чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;
Социальное
« В мире профессий»
Обществознание
Обществознание
создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации толерантной личности ученика –личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Итого
8
8
Условия реализации программы:
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи
Мероприятия
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности
Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса
Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.
Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым программам.
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов
Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков.
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий
Организация и проведение общешкольных мероприятий.
Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.
Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
методические пособия;
авторские программы;
интернет-ресурсы;
мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий
Систематизация авторских разработок педагогов.
Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.
Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.
Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.
Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.
Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.
Систематизация методической литературы.
Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования в школе имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в одну дневную смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет музыки, библиотека с читальным залом, кабинет психолога. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.Работа кружков и секций организуется после уроков, не ранее, чем через 30 минут после окончания последнего урока.
Индивидуальные проекты учащихся:
Класс
Ф. И ученика
Тема работы
Руководитель
Выход
1
Винокуров Эрхан
«Олоҥхо бухатыырын ата»
Крылова М.Е.
Участие на школьной НПК
2
Северьянова Нарияна
Гоголева А.И.
Участие на школьной НПК,
Участие на муниципальной, региональной НПК “Первые шаги”
Учебный план внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы)
Направление
Форма реализации
Количество часов в неделю
Духовно-нравственное
«Обугэугэьэ»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
«Якутия – Родина моя»
1
«Я – гражданин России»
1
«Төрүт культура»
1
Спортивно – оздоровительное
«Азбука спорта»
1
1
1
1
Социальное.
«Путь к успеху»
1
1
1
1
«Рост»
1
«Учись учиться»
1
«Первые шаги»
1
Общеинтеллектуальное
«Читаем вместе»
1
«Занимательная математика»
1
«Настольные игры»
1
1
1
1
«Игры разума»
1
1
1
1
«В мире книг»
1
«Лего-робот»
1
«Всезнайка»
1
Общекультурное.
«Город мастеров»
1
1
1
1
«Якутский фольклор»
1
1
1
1
Клуб «Росток»
1
1
1
1
Итого:
10
10
10
10
Учебный план внеурочной деятельности младших подростков (5 – 9 классы).
Направление
Форма реализации
Количество часов в неделю
Духовно-нравственное
«Мин эйгэм»
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
1
ОБЖ
1
1
1
1
1
История
1
1
1
Спортивно – оздоровительное
Шашки
1
Внеурочные зан и сп секции
Шашки
1
Ебугэоонньуута
1
Мас - рестлинг
1
Спортивные игры
2
Настольный теннис
1
Дьулуур
1
Социальное.
Эрчим
1
Основы уч-исслед и проектндеят
1
1
1
Аартык
1
Байанай
1
Общеинтеллектуальное
«Робототехника»
1
1
1
«Занимательная математика»
1
Основы смыслового чтения
1
1
«Физика вокруг нас»
1
Общекультурное.
Рисуем все
1
1
Музыка для всех
1
1
1
Итого:
10
5
6
6
10
Учебный план внеурочной деятельности старших подростков (10 – 11 классы).
Направление
Форма реализации
Количество часов в неделю
Духовно-нравственное
«Мин эйгэм»
10 класс
11 класс
Спортивно – оздоровительное
Эрчим
1
1
Ебугэоонньуута
1
Дьулуур
1
1
Уолан
1
Спорт секции
Мас-рестлинг
1
Спортивные игры
2
Настольный теннис
1
Социальное.
«Модные поделки»
1
Общеинтеллектуальное
Русский язык
1
1
Математика
1
1
химия
1
литература
1
Родной язык
1
Биология
1
Общекультурное.
1
«Игра на инструменте»
1
Итого:
8
8
Часы внеурочной деятельности распределены равномерно в течение недели. Разовые мероприятия, такие как акции, концерты, экскурсии, выставки, конкурсы и др., осуществляются в течение учебного года с определённой периодичностью. В этих мероприятиях могут принять участие все обучающиеся начальной школы.
Преимущественные формы достижения воспитательныхрезультатов во внеурочной деятельности:
младшие школьники (1 – 4 классы)
Уровень результатов
ВУД
Приобретение социальных знаний
(первые уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(второй уровень)
Получение опыта самостоятельного
Общественного действия
(третий уровень)
Виды (направления)
внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное
«Азбука спорта»
Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусных, региональных соревнованиях
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции
Спортивные оздоровительные акции школьников в социуме
Общеинтеллектуальное
«Всезнайка»
Познавательные беседы, предметные олимпиады
Общешкольный смотр знаний, интеллектуальный игра «Что? Где? Когда?»
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности, участие на Всероссийских, Международных олимпиадах
«Перворобот»
Занятия конструированием, программированием, исследованиями.
Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе; фестиваль достижений обуч-ся, участие в выставке.
Улусная НПК «Первые шаги»
«В мире книг»
Познавательные беседы, работать в парах и группах
Пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, участие на конкурсе чтецов.
Участие на конкурсах чтецов, на библиотечных мероприятиях.
«Игры разума»
Логические игры в классе
Проведение турнира «Игры разума»
«Занимательные ребусы, кроссворды, шарады» - составление детских книжек, пособий
«Настольные игры»
Ознакомление с настольными играми (шашки, поддавки, реверси, головоломки, якутские национальные игры и др.
Соревнование по шашкам среди нач классов.
Дети принимают участие на внутришкольных соревнованиях по шашкам.
Соревнования по русским шашкам на личное первенство и по разным видам настольных игр с воспитанниками детского сада. Участие на улусных соревнованиях по шашкам.
«Занимательная математика»
Познавательные беседы, математические олимпиады
Общественный смотр знаний, интеллектуальный игра «Своя игра»
Художественные выставки, фестивали, спектакли в классе, школе.
Конкурс «Үүнэр талааннар», участие на муниципальных, региональных театрализованных представлениях
Общекультурное
«Город мастеров»
Формирование учебных мотивов и познавательных интересов, развитие умения предлагать идеи и проектировать.
Школьные выставки, участие на конкурсах
Фестивали и выставки в социуме
«Якутский фольклор»
Познавательные беседы
Общешкольный концерт
Внешкольные мероприятия
«Путь к успеху»
Работа по сплочённости класса
Уяснение проблем растущего ребёнка в отношениях с микросредой
Умение устанавливать контакт с другими людьми, приспособление к условиям реальной действительности
Социальное
«Рост»
Формирование позитивной самооценкии
учебных мотивов, познавательных интересов
Формирование у детей желания сотрудничать,
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую помощь.
Самореализация творческой деятельности
«Учись учиться»
Познавательные беседы
Общешкольные мероприятия, смотры, конкурсы
Внешкольные мероприятия
«Первые шаги»
Познавательные беседы, консультации
Защита проектов на классном уровне
Детские исследовательские проекты, научно – практические конференции
«Обугэугэьэ»
Духовно- нравственные беседы
Походы, экскурсии по родным просторам
Участие на школьных, сельских концертах
«Төрүт культура»
Познавательные беседы
Участие на предметных неделях школы
Индивидуальные проекты учащихся
Духовно - нравственное
«Якутия – Родина моя»
Духовно- нравственные беседы
Походы, экскурсии по родным просторам
Индивидуальные проекты учащихся
«Я – гражданин России»
Развитие стремления к самосовершенствованию;
воспитание и развитие патриотических чувств
Приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе)
Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в социуме)
Младшие подростки (5 – 9 классы)
Уровень результатов
ВУД
Приобретение социальных знаний
(первые уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(второй уровень)
Получение опыта самостоятельного
Общественного действия
(третий уровень)
Виды (направления)
внеурочной деятельности
Оздоровительно-спортивное
«Тирэх»
Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусных, региональных соревнованиях
«Шашки»
Занятия в секциях
Соревнование между классами
Участие в улусных, региональных соревнованиях
«Эрчим»
Привитие военно-спортивного духа обучающимся
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусной военной игре «Снежный барс»
«Настольный теннис»
Устойчивое овладение умениями и навыками игры
Соревнование школьного уровня
Соревнование улусного уровня
«Спортивные соревнования»
Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусных, региональных соревнованиях
Общекультурное
«Музыка для всех»
Обучение теории музыки
Обучение игре на инструменте
Выступление в школе
Социальное
«Оснуч-исслед, проектной деят
Обучение основам Исследования,
проекты
Участие на школьном уровне
Участие на
Улусных, республ НПК
«Рисуем все»
Обучение основам рисования
Участие на школьных выставках
Участие на улусных, респуб
выставках
Оздоровительно-спортивное
«Масрестлинг»
Организация деятельности по формированию ЗОЖ
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусных, региональных соревнованиях
«Ебугэоонньуута»
Развитие у обучающихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы.
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности.
«Основы смыслового чтения»
Этическая беседа
Дебаты, тематический диспут
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
«Робототехника»
Занятия по конструированию
Презентация работ на школьном уровне
Детские исследовательские проекты
«Физика вокруг нас»
Исследовательская работа
Участие на «Фестивале достижений»
Участие на улусном НПК
«Мин эйгэм»
В классе
Духовно - нравственное
Участие в школьном мероприятии
Участие в СДК
Старшие подростки (10 – 11 классы)
Уровень результатов
ВУД
Приобретение социальных знаний
(первые уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(второй уровень)
Получение опыта самостоятельного
Общественного действия
(третий уровень)
Виды (направления)
внеурочной деятельности
Оздоровительно-спортивное
«Тирэх»
Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусных, региональных соревнованиях
«Шашки»
Занятия в секциях
Соревнование между классами
Участие в улусных, региональных соревнованиях
«Эрчим»
Привитие военно-спортивного духа обучающимся
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусной военной игре «Снежный барс»
«Настольный теннис»
Устойчивое овладение умениями и навыками игры
Соревнование школьного уровня
Соревнование улусного уровня
«Спортивные соревнования»
Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусных, региональных соревнованиях
«Масретслинг»
Организация деятельности по формированию ЗОЖ
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусных, региональных соревнованиях
«Ебугэоонньуута»
Развитие у обучающихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы.
Школьные спортивные соревнования
Участие в улусных, региональных соревнованиях
«Дьулуур»
Сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом
Достижение высокого уровня нормативов ГТО
Укрепление здоровья обучающихся
Общеинтеллектуальное
Русский язык
Занятия
Исследования, самостоятельная работа, поиски
Сдача ЕГЭ
Математика
Занятия
Самостоятельная работа
Сдача ЕГЭ
Химия
Занятия
Самостоятельная работа
Сдача ЕГЭ
Биология
Занятия
Самостоятельная работа
Сдача ЕГЭ
Литература
Занятия
Самостоятельная работа
Сдача ЕГЭ
Общекультурное
«Модные поделки»
Занятия
Участие на школьном уровне
Участие на улусных, республиканских конкурсах, выставках
«Игра на инструменте»
Занятия
Выступление в школе
Выступление в СДК, улусных конкурсах
Социальное
Проект
«О5о, тороппут, тэрилтэбииргэалтыьыыта»
Проектные сборы, занятия
Организация работы в школе
Организация работы в СДК
Проекты
«Эбээхаппахчыта»,
«Фольклор»,
«Уолаттар аа5ыылара»
Проектные занятия
Духовно - нравственное
Уровень школы
Участие на улусных, республиканских конурсах
Результаты реализации программы
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности.
Ожидаемые результаты:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Цель мониторинговых исследований - создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей эффективность внеурочной деятельности.
Объект мониторинга:
Личность самого воспитанника
Детский коллектив
Удовлетворенность родителей жизнью школы
Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность
Результативность участия во внеурочной деятельности
Первый предмет диагностики — это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, статей в школьную газету и т. д.
При всей полезности и значимости перечисленных способов они раскрывают лишь одну — качественную сторону личностного развития детей. Обнаружить и качественный, и количественный аспекты развития личности можно, используя диагностические методики. Например, Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?», Методика «Что мы ценим в людях».
Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счёт других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику «Какой у нас коллектив», разработанную А. Н. Лутошкиным, методику социометрии.
От родителей в немалой степени зависит, будет ли создана атмосфера доверия, доброжелательности в коллективе, насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок в классе. Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, для развития эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей. Для изучения удовлетворенности родителей работой школы можно использовать одноименную методику Е. Н. Степанова.
Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно увидеть по карте внеурочной занятости.
А результативность – это не что иное как результат участия обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах, смотрах, викторинах и т. д.
Заключение.
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения. Для этого необходимо в рамках самообразования ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС, пройти курсовую подготовку, изучить опыт учителей, работающих по-новому. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе начального образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учитель должен осваивать современные образовательные технологии (индивидуальный подход, системно-деятельностный подход, компетентностный подход + фундаментальность предметных знаний, использование ИКТ, реализация здоровьесберегающих технологий). Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.