Программа кружка "Бумажный калейдоскоп" предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы кружка "Бумажный калейдоскоп"»
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Бумажный калейдоскоп»
Автор-составитель: Маркевич Л.А, педагог дополнительного образования
Возраст учащихся 6-8 лет.
Срок реализации программы 1 год
РЕКОМЕНДОВАНО
методическим советом школы
от «___»_________________201_ г.
протокол № ______________
Пояснительная записка
Программа "Бумажный калейдоскоп" вводит учащихся в удивительный мир творчества. Программа предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность учащемуся проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Учащиеся постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, учащиеся приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Работа с бумагой таит в себе большие воспитательные возможности. У детей воспитывается аккуратность и умение бережно и экономно использовать материал, трудолюбие, эстетический вкус, творческая активность, целенаправленность, прилежание. Дети овладевают культурой и навыками труда. Занятия с ножницами и бумагой развивают чувство цвета, пропорции, глазомер, тренируют руку.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация, торцевание, оригами). Создавая свой мир из бумаги, учащийся готовится стать созидателем доброго мира. Ведущая идея программы «Бумажный калейдоскоп» - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого учащегося и его самореализация.
Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь ребенка», т.е. учащийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Особое внимание уделяется созданию в группе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с учащимися на основе личностно-ориентированной модели.
Данная программа составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль) и адаптирована для работы в государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г.Сморгони»
Цель программы - вовлечь ребёнка в творческую деятельность посредством овладения основами работы с бумагой
Задачи программы:
обучить различным приемам работы с бумагой;
познакомить учащихся с основными понятиями и базовыми формами оригами, квиллинга;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию учащихся.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (6-8 лет). Количество детей в группе - 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Общее количество часов – 68 часов в год.
Формы и методы реализации программы.
Ведущими методами, используемыми на занятиях, являются: беседа, рассказ, пример, презентация, демонстрация, иллюстрация.
Учебно-тематический план занятий
№
Тема
Общеекол-во часов
Теория
Практика
Организационное занятие
2
2
-
Из истории бумаги
2
-
2
Плоскостное моделирование
8
-
8
Аппликация
12
1
11
Фигурное вырезание
4
-
4
Оригами
6
1
5
Плетение
4
-
4
Торцевание
6
1
5
Квиллинг
6
1
5
Работа с картоном
4
-
4
Бумажные фантазии
8
-
8
Экскурсии
4
1
3
Выставка творческих достижений
2
-
2
Итого
68
7
61
Содержание программы
Организационное занятие. Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями. Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях кружка.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Содержание рабочего места. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе.
Моделирование. Знакомство с видами моделирования. Плоскостное моделирование.
Практическая работа. Освоение навыков работы с разными инструментами. Изготовление изделий по образцу (шаблону). Выбор эскиза, выполнение работы по собственному замыслу.
Аппликация. Знакомство с видами аппликации. Плоская, симметричная, многогранная (обрывная, аппликация из ладошек) аппликация.
Практическая работа. Выполнение творческих работ.
Фигурное вырезание. Знакомство с техникой вырезания. Просмотр презентации.
Практическая работа. Освоение приёмов техники художественного вырезания. Умение работать с разными инструментами. Бумажные узоры (выбор шаблона, творческая работа). Художественное вырезание (выбор эскиза, шаблона, работа над композицией).
Оригами. Знакомство с техникой оригами. Просмотр презентации.
Практическая работа. Основные приёмы. Базовые формы «треугольник», «блинчик», «воздушный змей». Изготовление фигурок в технике оригами.
Плетение. Знакомство с техникой плетения.
Практическая работа. Выполнение поделок с использованием техники плетения.
Торцевание. История возникновения техники торцевания. Просмотр презентации.
Практическая работа. Знакомство с новой техникой обработки бумаги. Изготовление деталей. Размещение деталей по выбранному силуэту. Плоскостное торцевание (выбор эскиза, изготовление деталей, работа над композицией).
Квиллинг. История бумажной филиграни. Просмотр презентации. Знакомство с техникой бумажной филиграни – квиллинг. Свойство бумаги. Разнообразие бумаги, её виды. Материала и инструменты.
Практическая работа. Основные приёмы. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» Элементы квиллинга, выполнение ажурных элементов. Основные формы «завитки». Конструирование из основных форм. Изготовление цветов в технике квиллинг. Выполнение декоративных работ, украшенных «бумажной филигранью».
Работа с картоном. Свойства картона. Сравнение свойств картона и бумаги.
Практическая работа. Выполнение поделок из картона для украшения интерьера.
Бумажные фантазии. Самостоятельная работа учащихся в применении освоенных техник художественно-прикладного творчества.
Экскурсии.
Итоговое занятие. Выставка творческих достижений.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года учащиеся должны знать:
свойства и возможности бумаги и картона как материалов для
художественного творчества;
основные приемы работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание;
различные техники работ из бумаги (аппликация, квиллинг,
правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата.
располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа.
работать нужными инструментами и приспособлениями (ножницами, клеем, кисточкой);
Кроме того, учащиеся смогут развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера, творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.
Календарно-тематическое планирование
работы кружка «Бумажный калейдоскоп»
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Организационное занятие
Обучение правилам безопасности
Инструменты и материалы.
2
Из истории бумаги. Практическая работа «Свойства бумаги».
2
Плоскостное моделирование «Весёлые змейки».
2
Плоскостное моделирование «Зоопарк».
2
Аппликация. Знакомство с видами аппликации.
1
Аппликация «Цветы для мамы». Работа с салфетками.
1
Аппликация из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, ромб).
2
Аппликация из геометрических фигур (круг, полукруг, овал).
2
Оригами. Знакомство с техникой оригами.
1
Оригами. Базовая форма «треугольник». Домашние животные.
1
Оригами. Базовая форма «воздушный змей».
Снежинка.
2
Оригами. Базовая форма «блинчик». Коллективная работа «Аквариум».
2
Фигурное вырезание. Украшения из бумаги.
2
Фигурное вырезание. Симметричное вырезание. Коллективная работа «Декоративные подвески».