Просмотр содержимого документа
«Программа профильной смены каникулярной школы "Экологический калейдоскоп"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №2 «СПЕКТР»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №2 «Спектр»
_________________ Е.Ю. Перфилова
«05» мая 2017 года
ПРОГРАММА
профильной смены каникулярной школы
«Экологический калейдоскоп»
МБОУ СОШ №2 «Спектр»
13-26.06.2017
Автор:
Бахарева Марина Алексеевна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории.
Бердск
2017
Паспорт профильной смены
МБОУ СОШ №2 «Спектр»
1. Название проводящей организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 «Спектр», г. Бердск, Новосибирская область (МБОУ СОШ № 2)
2. Адрес, телефон
633010
г. Бердск Новосибирская область ул. Комсомольская 31 т. 2-12-54
3. Цель программы
Предоставление дополнительных образовательных возможностей для формирования и развития естественнонаучной и обшей культуры
4. Деловые партнёры
1. Городская детская библиотека
2. ГИХМ г. Бердска
3. Институты г. Новосибирска
4. Предприятия города Бердска
4. ДООЦТ «Юность»
5. БМК и БПТ
5. Материально-техническое обеспечение
Лаборатории:
- физики и астрономии на базе Новосибирского планетария и института ядерной физики;
- биологии на базе Ботанического сада, института цитологии и генетики и медицинского колледжа;
- химии на базе политехнического техникума;
Мастерские:
- информационные технологии на базе школы;
- исследовательские технологии на площадках ОПП города
6. Сроки проведения
13.06.17-26.06.17
7. Место проведения
МБОУ СОШ № 2 «Спектр»
8. Общее количество участников программы
40 обучающихся
9. История осуществления программы
10. Контингент
Данная программа разработана на основе накопленного опыта познавательного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей МБОУ СОШ № 2 «Спектр» и осуществляется первый год
Обучающиеся 7-8 классов
Пояснительная записка
к программе Каникулярной школы «Исток»
МБОУ СОШ №2 «Спектр»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет одним из основных направлений развития российского образования – развитие системы поддержки талантливых детей, а главную задачу современного образовательного учреждения видит в раскрытии способностей каждого ученика. Наличие способных учащихся в школе, реализация целевой программы «Наша новая школа» подчёркивают актуальность и необходимость программы развития одарённых детей. Наиболее распространены организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми, среди которых:
- проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;
- поддержка участия во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и конференциях;
- организация каникулярных профильных школ, научно- исследовательских экспедиций в летних лагерях.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Особое внимание в этом плане отводится школьникам в возрасте 14-16 лет, так как социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей. Наиболее сложными для данного возраста являются:
ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;
ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.
Именно в этом возрасте возникает тяга к алкоголю, курению и другим асоциальным действиям. Отсюда и возникает задача обеспечить летнюю занятость в профильных сменах именно подростков
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Летний отдых в системе образования сегодня – это не только социальная защита, но и расширенные возможности для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта подростка, его социализации и профориентации. Воспитательная ценность системы летнего отдыха, таким образом, состоит в том, что профильный лагерь создает все необходимые условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации и общении.
Летняя каникулярная профильная школа – это специально организованное воспитательное пространство, и главное для педагога – вовлечение ребёнка в творческий процесс.
При проектировании профильной смены мы учитывали следующие положения:
1. Профильная смена должна быть пролонгированной: последействие участников по завершении смены не менее важно, чем сама смена. В рамках смены подводятся итоги предыдущей работы, стартуют новые проекты, осуществляется перспективное планирование.
2. Целевые установки смены напрямую связаны с развитием лидерского и творческого потенциала участников.
3. Все организаторы смены, работающие непосредственно с участниками смены, должны быть подготовленными специалистами, имеющими позитивный социальный опыт деятельности. По кадровому составу смена представляет собой единый педагогический отряд.
4. Профильная смена как пролонгированный проект, включает в себя мониторинг участников и их результатов на входе, в процессе смены и в ходе последействия.
5. Ожидаемые результаты должны быть прогнозируемыми и воспроизводимыми в разных условиях.
План реализации проекта
Этап
Мероприятия
Диагностико-прогностический, методологический
Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов и др. документов.
Описание системы работы с одаренными обучающимися на профильной смене.
Обучение кадрового педагогического персонала
Разработка и утверждение программы профильной смены для одаренных детей.
Взаимодействие с учителями и родителями одаренных детей – участников профильной смены летом 2017 года.
Комплектование состава участников профильной смены на лето 2017 года.
Деятельностный
Организация учебно – исследовательской, проектной и др. деятельности школьников в рамках программы профильной смены.
Участие школьников и педагогов в творческих конкурсах, соревнованиях, проектных и др. мероприятия в рамках профильной смены.
Констатирующий
Диагностика одаренных детей по итогам
участия в профильной смене.
Участие детей в научно – практических
конференциях, предметных олимпиадах и др.
Анализ итогов реализации программы профильной смены.
Обобщение результатов проведения профильной смены.
Организация школьной каникулярной школы одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период, а также в период осенних и зимних каникул. Пятый год в нашей школе для ребят 7-8 классов организуется каникулярная школа с естественно научным направлением.
Цель данного проекта заключается в создании эффективных организационно – педагогических условий для творческой самореализации одаренных обучающихся в рамках профильной смены.
Основными задачами школы являются:
- создание атмосферы творческого поиска и общения;
- раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
- подготовка учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
- создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы.
Занятия в школе проходят в соответствии с планом, расписанием занятий. К работе в школе привлекаются учителя средней школы, студенты вузов – выпускники школы; при необходимости приглашаются в качестве консультантов сотрудники вузов.
Занятия организуются по авторским программам и технологиям (прошедшим экспертизу научно-методического совета школы и утвержденным директором школы) учителей школы, привлеченных к работе в школе.
Принимаются в школу ученики:
- по желанию;
- по рекомендации учителей математики, химии, физики, биологии ведущих соответствующие предметы по учебному плану;
- на основании письменного заявления родителей (или лиц, их заменяющих);
- на основании договора о сотрудничестве между родителями учащегося, с одной стороны, и школой в лице директора школы, - с другой;
- на основании вступительного взноса в размере, определенном в договоре о сотрудничестве между родителями и школой.
Обучение в школе организуется дифференцированно с учетом возрастных особенностей, интересов учащихся. Для оптимизации работы учащиеся делятся на группы в количестве 10-15 человек по параллелям.
Группами руководят кураторы из числа сотрудников школы.
Обучение в каникулярной профильной школе существенно отличается от урочного. Усвоение знаний превращается из целей в средства развития ученика. Каждое занятие по предметам естественного цикла проходит в форме ролевых игр, турниров, диспутов и конференций. В каникулярной школе занятия не то чтобы официальные: они проходят на уровне беседы, и это не выглядит, как школьный урок. На занятии дети вживаются в роль персонажа, как актеры, и общаются друг с другом и с педагогом на равных — все это придает интерес и эмоциональную окраску общению.
Занятия в каникулярной профильной школе длятся по 4 часа каждый день. Большая часть занятий проводится за пределами школы на базе лабораторий различных институтов, колледжей и других организаций, проводящих научно – исследовательские работы. В остальное время дети задействованы в общелагерных мероприятиях — спортакиадах, конкурсах, викторинах— на которых они весело проводят время, знакомясь друг с другом во внешкольной обстановке.
В каникулярной школе кроме современных идей существуют и добрые старые традиции в виде утренней линейки, где обсуждаются планы на день и зачитывается выпущенный каждодневный вестник дня, а также вечерняя линейка с подведением итогов.
Что считать результатом работы профильного лагеря – новые знания по изучаемому предмету, возросшую мотивацию к изучению предмета, появление новых друзей, появления опыта разумной организации своего свободного времени? Интегрируясь между собой, различные образовательные компетенции становятся надпредметными. Они будут проявляться не только в школе, но и в семье, и в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными детьми во время школьных каникул;
- развитие творческих способностей и самореализация одаренных детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте работы с одаренными детьми во время школьных каникул;
- повышение статуса профильных смен в социуме
Критерии эффективности работы профильной смены:
- количество участников профильной смены, вновь стремящихся попасть в профильную школу;
- количество участников в семинарах, конференциях и др. по окончании профильной смены;
- изменение степени сформированности личностных качеств;
- сохранение и развитие устойчивого интереса к данной деятельности;
- компетенции, связанные с учебно – исследовательской, проектной деятельностью (возникновение замысла, идеи, оформление в проект, его реализация, вовлечение в его реализацию других, продвижение этих проектов);
- степень удовлетворения от своего участия в работе каникулярной школы и от достигнутых за это время результатов.
Требования к уровню подготовки учащихся каникулярной школы
Познавательные
- работа с информацией, работа с учебными моделями;
- использование знако-символических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации; установления аналогий подведения под понятие.
Личностные
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка);
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм
способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков).
Регуляторные
- управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные
- речевая деятельность и навыки сотрудничества.
Программа «Экологический калейдоскоп»
Лето – самое яркое по эмоциональной окраске время года. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Лето, в своём роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, лето – всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Задача педагогов – сделать это время для ребят интересным и незабываемым. В воспитании каникул не бывает. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности. Смена с экологической направленностью, как одна из форм внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяют в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно на такой профильной смене, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми мероприятиями. В программу включаются занятия по биологии, физики, химии, ознакомление с природой родного края и проведение элементарных экологических полевых исследований, конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы. Прямое общение с природой с раннего детства помогает нам увидеть мир во всем его многообразии, стать человечнее, научиться уважать и ценить то, что нас окружает. Общение детей с природой воспитывает в них бережное, доброе отношение ко всему живому, будь то растения, птицы или животные. Природа - мудрый учитель и наша задача сохранить и приумножить, что создано, и не нарушить ее естественного происхождения. Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому развитию детей. Сроки реализации программы. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение профильной смены - 10 дней Формы и режим занятий Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий.
Возможные риски:
Плохие погодные условия; Высокая активность клещей; Поломка автотранспорта и оргтехники.
Ожидаемые результаты
Для школьников:
1. Укрепление и оздоровление детского организма
2. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла.
3. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности.
4. Развитие креативных способностей учащихся.
5. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.
6. Развитие лидерских качеств.
7. Развитие информационной культуры участников проекта.
8. Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.
9. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).
10. Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины».
Для педагогов и воспитателей:
1. Приобретение навыков организации профильной смены.
2. Возможность осуществления непрерывного процесса экологического образования и воспитания.
3. Развитие навыков организации и руководства исследовательской деятельностью учащихся и экспериментальной работой.
4. Возможность лучше узнать и оценить интересы и способности детей с целью корректировки программы их дальнейшего индивидуального развития.
5. Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
В профильной смене будут организованы выставки гербариев различных растений, поделок из растительного материала, фотовыставка «Подарки природы», учебно-исследовательская конференция, презентация творческих работ.
Кадровое обеспечение Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения: учитель физики, учитель биологии, учитель химии, психолог и другие специалисты.
Календарный план Мероприятий
1 день
Путешествие по «Экологическому калейдоскопу» (ознакомление с планом работы профильной смены)
Знакомство с законами и правилами «Экологического дома» (проведение инструктажей). Коллективное принятие правил поведения.
Коллективная игра «Кто я такой и мое место в этом мире» под руководством школьного психолога.
Подведение итогов и выпуск вестника первого дня.
2 день
Пеший поход в ООПП городского значения «Бердская коса».
Задачи:
Знакомство с флорой и фауной ООПП.
Работа с определителями растений и животных.
Взятие проб воды из водохранилища на территории ООПП.
Определение степени рекреационной нагрузки на территории ООПП.
Подведение итогов и выпуск вестника второго дня.
3 день
День проектов
Знакомство с правилами работы над проектами и оформление их результатов.
Проведение химического анализа проб воды из водохранилища на территории ООПП
Презентации итогов исследовательской деятельности по биологии на территории ООПП
Подведение итогов и выпуск вестника третьего дня.
4 день
В гостях у Воды
1. Беседа с элементами диспута «Вода – уникальное вещество на планете Земля», отв. учитель физики.
Презентации итогов исследовательской деятельности по химии на территории ООПП.
Минутки здоровья «Советы доктора Воды», отв. учитель биологии.
Экологический десант на родник «Святой источник», Ложок.
5 день
День встреч с интересными людьми.
1.Беседа с элементами диспута «Милосердие к домашним питомцам». Встреча с членом Общественной палаты города - Кабаевой С.А.
2. Встреча с председателем Всероссийского общества охраны природы г. Бердска – Рассказовым С.В. Подведение акции «Моя использованная батарейка».
3.Посещение приюта для бездомных животных «Надежда», оказание волонтерской помощи.
Подведение итогов и выпуск вестника пятого дня.
6 день
День науки
Экскурсия в институт ядерной физики.
Экскурсия в институт геофизики и геологии.
Работа с информационными источниками на тему «Открытия в мире естественных наук».
Подведение итогов и выпуск вестника шестого дня.
7 день
Экскурсия в ботанический сад сибирского отделения академии наук.
Подвижные игры:
- игра «ОКНА ЗЕМЛИ»,
- игра «БИЕНИЕ СЕРДЦА ДЕРЕВА», - игра «ПОЗНАКОМИМСЯ С ДЕРЕВОМ», - игра « ЗВУКИ», - игра «ЦВЕТА», - игра « ЧТО Я ЗА ЖИВОТНОЕ?»,
Подведение итогов и выпуск вестника седьмого дня.
8 день
День памяти и скорби
Торжественный митинг «Не забыть нам той войны» Видеопрезентация по теме «Вклад советских ученых в великую победу»
Посещение мемориала «Вечный огонь»
Подведение итогов и выпуск вестника восьмого дня.
9 день
День Творчества
Мастер – класс «Мы всё лепим, мастерим…»
Подготовка к выставке: «Подарки природы».
Посещение музея ГИХМ г. Бердска и музея ПО «Вега».
Подготовка фотоматериалов для фотовыставки « Наша каникулярная школа».
2. Концертная программа участников профильной смены.
3. Игра «Ищи клад»
Режим дня школьного лагеря
8.30 - 8.45. Всем пора, всем пора на линейку детвора!
9.00 - 9.15.Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
9.30.- 14. 00. Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Кто - то любит танцевать,
Кто - то петь и рисовать.
(творческие дела, экскурсии, походы)
14.15. -14.30. Вот уже который раз
Повара встречают нас!Время обеда настало.
14.30. – 15.30. Оформление вестника дня
15. 30. До свиданья! До новых встреч!
Методическое обеспечение программы
Игра «ОКНА ЗЕМЛИ»
Лес покажется новым и интересным, если взглянуть на него по-другому. В этой игре дети ложатся на землю в лесу и следят за раскачиванием деревьев, слушают птиц и шум ветра. Через просветы в листве деревьев дети наблюдают, как безмолвные облака заглядывают в лесной дом.
Каждый должен лечь на землю, и, глядя в небо, представить себя частью земли. Игра "Окна Земли" дает опыт восприятия леса глазами самого леса!
Игра «БИЕНИЕ СЕРДЦА ДЕРЕВА»
Дерево - живое существо. Оно ест, отдыхает, дышит, в нем циркулирует "кровь" - все, как у нас. Биение сердца дерева - это прекрасное хрустящее и булькающее течение жизни.
Выберите дерево с тонкой корой и диаметром ствола 15 см. Лиственные породы лучше прослушиваются, чем хвойные, и некоторые деревья могут иметь более громкое биение сердца, чем другие. Прижмите стетоскоп плотно к дереву так, чтобы не было никаких посторонних звуков (стетоскоп должен быть неподвижен). Возможно, придется попробовать прикладывать стетоскоп в разных местах, прежде чем найдется самое удобное и "громкое". Детям захочется послушать и биение собственного сердца. Если есть возможность – можно послушать также и биение сердец животных. Ребята услышат замечательное разнообразие ритмов!
Игра «ПОЗНАКОМИМСЯ С ДЕРЕВОМ»
Разбиться на пары. Повязать вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву.
Помогите "слепому" ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность. Следует давать конкретные указания. Спросите: "Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?".
Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья, чащобы, которые можно было бы легко обойти). Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.
Игра « ЗВУКИ»
На лужайке, около воды, или на лугу дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо слышит птичью песню, он отгибает один палец. Кто лучше всех слышит? Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интересней, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы. Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест падающих листьев, журчание воды.
Игра «ЦВЕТА»
Чтобы научить детей внимательно наблюдать природу, попросите их сосчитать, сколько различных цветов и оттенков они могут назвать, не передвигаясь с того места, где они находятся.
Эта игра показывает роль защитной окраски в жизни животных.
Игра « ЧТО Я ЗА ЖИВОТНОЕ?»
Прикрепите картинку животного к спине одного из детей. Не показывайте ему эту картинку. Пусть он повернется спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Затем ЭТОТ ребенок задает вопросы, чтобы узнать, какое он животное. Другие дети могут отвечать только "да", "нет", "может быть".
2.Зайцева, Н.В. Перспективные направления поддержки одаренных детей// Народное образование.-2010.-№3.-С.26-28
3. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2017 годы// Российская газета.- 2007.- №4285
4. Логинова, И.Б., Зимина, И.П. Грибенюк, Г.Г. Возможности системы дополнительного образования детей для развития интеллектуальной одаренности // Одаренный ребенок. -2009.- № 2.- С. 95-103
5. Вересов Н.Н Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников. Дошкольное воспитание 1993.№7.с. 39-43
6. Вопросы охраны и использования природы в процессе изучения биологии в школе: Методические рекомендации для учителей биологии. - Новгород, 1989.- 83 с.
7. А.В. Гагарин «Воспитание природой», М., 2000г.
8. Голованова Е.Н. «Формирование экологической культуры жителей города» «Народная школа»,2004, №5 - с.23-25
9. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: учебно-методическое пособие, 5-еиздание стереотипное.- М.- ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола,2003.-288 с.
10. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
11. Игры по естествознанию. Как познавать природу, играя и путешествуя (под редакцией И.Ю. Алекшиной). СПб: СМИО-пресс,2001,- 128с.