Просмотр содержимого документа
«Программа по здоровьесбережению "Уроки о здоровье и добродетели"»
Н егосударственное общеобразовательное учреждение
Православная гимназия
Рассмотрено
на МО классных
наставников
руководитель МО
Архипова Т.Ю.
___________________
Протокол № 1
«___» _________2016 г.
Согласовано
Зам директора по ВР
Архипова Т.Ю.
___________________________
«_____» _________2016г.
Утверждено
Директор НОУ
Православная гимназия
иерей Александр Трифонов
________________________
«_____» _________2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Уроки о здоровье и добродетели»
на 2016-2017 учебный год
Класс: 2 «А»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.П. Обуховой «135 уроков о здоровье»
Срок реализации программы: 3год а (1 час в неделю)
Учитель: Бабёнышева С.Л.
г.Тюмень, 2016 г
I. Пояснительная записка.
Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа – идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.
Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений об особенностях организма, гигиены, питания, режима и т.д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта.
Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.
Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни школьников, устойчивом противодействии негативных воздействий.
Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития учащихся. Поэтому предлагаемая программа представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни, составленных согласно принципу природосообразности.
Цели программы
- сформировать осознанное отношение школьников к своему здоровью
- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе
- сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Задачи программы
- защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребёнка
- формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни
- сотрудничество со специалистами здравоохранения
- просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребёнка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие
во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70%
времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8%.
Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющая
до 30 – 40%. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления»
II. Результативность
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
В процессе обучения здорового образа жизни не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил здорового образа жизни лучше практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Практические: практические и игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Формы работы
Форма работы с детьми, занимающимися по данной программе – это групповые занятия, которые проводятся один раз в неделю. На занятиях применяются следующие формы организации деятельности детей:
вводная беседа по теме;
проведение опытов;
оздоровительная минутка;
анализ ситуации;
выполнение практического задания (практикум);
выполнение творческого задания;
выполнение тестового задания;
психогимнастика;
познавательная игра.
Занятия могут проводиться как в учебных кабинетах, так и в спортивном зале, кабинете психолога, на свежем воздухе. Так как в данном курсе много занятий практической направленности педагог может спланировать различные экскурсии исходя из возможностей местонахождения школы.
Ожидаемые результаты
повышение приоритета здорового образа жизни
рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников
увеличение числа детей, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ
формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ через урочную и внеурочную занятость
повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
снижение заболеваемости и стабилизация здоровья учащихся
повышение качества обучения за счёт уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизический статус школьников
Изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
III. Содержание программы
2 класс (30 ч)
Болезни(5 ч)
Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит.
Практическое занятие (1час)
Прививки(2ч)
Прививки от болезней.
Экскурсия (1час)
Лекарства (3 ч)
Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений.
Практическое занятие (1час)
Безопасность(9 ч)
Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде. Правила обращения с огнем. Как уберечься от поражения электрическим током, от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными.
Практическое занятие (1час)
Экскурсия (1час)
Первая помощь(9ч)
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом, при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении, при травмах. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Практические занятия (4часа)
Медицина (2 ч)
Сегодняшние заботы медицины.
Практические занятия (1час)
3 класс (30 ч)
Чего не надо бояться(1ч)
Как воспитывать уверенность и бесстрашие.
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)
Учимся думать. Спеши делать добро.
Почему мы говорим неправду(2ч)
Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.
Почему мы не слушаемся родителей(2ч)
Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.
Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)
Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.
Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч)
Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)
Как относиться к подаркам(2ч)
Я принимаю подарок. Я дарю подарок.
Как следует относиться к наказаниям(1ч)
Наказание.
Как нужно одеваться(1ч)
Одежда.
Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)
Ответственное поведение.
Как вести себя, когда что – то болит(1ч)
Боль.
Как вести себя за столом(2ч)
Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Как вести себя в гостях(1ч)
Ты идёшь в гости.
Как вести себя в общественных местах(2ч)
Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, вкино, школе.
«Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч)
Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.
Что делать. Если не хочется в школу(1ч)
Помоги себе сам.
Чем заняться после школы(1ч)
Умей организовать свой досуг.
Как выбрать друзей(1ч)
Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.
Как помочь родителям(1ч)
Как доставить родителям радость.
Как помочь больным и беспомощным(2 ч)
Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро.
4 класс
Наше здоровье (4 ч)
Что такое здоровье? Как мы выражаем свои эмоции и что это такое? Наши чувства и поступки. Стресс и как его преодолеть.
Как помочь сохранить себе здоровье (3 ч)
Как научиться думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.
Что зависит от моего решения (2 ч)
Как принять решение и как за него ответить.
Почему некоторые привычки называют вредными (4 ч)
Что такое «вредные привычки». Как от них избавиться. Скажи НЕТ. Тренинг безопасного поведения.
Мы – одна семья (2ч)
Мальчики и девочки. Взаимоотношения. Дружба.
Моя семья (2 ч)
Наше генеологическое древо. Отношения в семье. Обычаи семьи.
Мои знаменитые родственники (2 ч)
Рассказы о наших необычных и знаменитых родственниках.
Повторение. Нестандартные уроки и уроки-праздники (11 ч)
Правильное питание. Что такое хорошо и что такое плохо. Уроки-практикумы. Урок-праздник. КВН. Выставка рисунков. Выпуск газеты.
IV. Тематическое планирование
2 класс
№ п/п
Тема
кол-во часов
1
Причина болезни
1
2
Признаки болезни
1
3
Как здоровье?
1
4
Как организм помогает себе сам
1
5
Здоровый образ жизни.
1
6
Инфекционные болезни
1
7
Прививки от болезней.
1
8
Какие лекарства мы выбираем
1
9
Домашняя аптечка.
1
10
Отравление лекарствами
1
11
Если солнечно и жарко
1
12
Если на улице дождь и гроза
1
13
Опасность в нашем доме.
1
14
Как вести себя на улице.
1
15
Вода - наш друг
1
16
Чем опасен электрический ток
1
17
Травмы
1
18
Укусы насекомых
1
19
Что мы знаем про собак и кошек
1
20
Отравление ядовитыми веществами
1
21
Отравление угарным газом
1
22
Как помочь себе при тепловом ударе.
1
23
Как уберечься от мороза
1
24
Переломы.
1
25
Если ты ушибся или порезался.
1
26
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.
1
27
Укус змеи
1
28
Расти здоровым.
1
29
Воспитай себя
1
30
Я выбираю движение.
1
3 класс
№ п/п
Тема
кол-во часов
1.
Как воспитывать уверенность и бесстрашие.
1
2.
Учимся думать.
1
3.
Спеши делать добро.
1
4.
Поможет ли нам обман.
1
5.
«Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.
1
6.
Надо ли прислушиваться к совета родителей.
1
7.
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.
1
8.
Все ли желания выполнимы.
1
9.
Как воспитать в себе сдержанность.
1
10.
Как отучить себя от вредных привычек.
1
11.
Учимся контролировать себя.
1
12.
Я принимаю подарок.
1
13.
Я дарю подарки.
1
14.
Наказание.
1
15.
Ответственное поведение.
1
16.
Боль.
1
17.
Сервировка стола.
1
18.
Правила поведения за столом.
1
19.
Ты идёшь в гости.
1
20.
Как вести себя в транспорте и на улице.
1
21.
Как вести себя в театре, кино, школе.
1
22.
Умеем ли мы вежливо общаться.
1
23.
Умеем ли мы разговаривать по телефону.
1
24.
Умей организовать свой досуг.
1
25.
Что такое дружба.
1
26.
Кто может считаться настоящим другом.
1
27-28.
Как доставить родителям радость.
2
29-30.
Огонёк здоровья. Культура здорового образа жизни (урок-соревнование
2
4 класс
№ п/п
Тема
кол-во часов
1.
Что такое здоровье.
1
2.
Что такое эмоции
1
3.
Чувства и поступки.
1
4.
Чувства и поступки.
1
5.
Учимся думать и действовать.
1
6.
Учимся находить причину и последствия событий.
1
7.
Умей выбирать.
1
8.
Принимаю решение.
1
9.
Я отвечаю за своё решение.
1
10.
Умей сказать НЕТ.
1
11.
Как сказать НЕТ.
1
12.
Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ.
1
13.
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.
1
14-15.
Мальчишки и девчонки.
2
16-17.
Моя семья.
2
18-19.
Мои знаменитые родственники.
2
20-21.
Дружба.
2
22.
День здоровья.
1
23-24.
Умеем ли мы правильно питаться.
2
25.
Я выбираю кашу.
1
26.
Чистота и здоровье.
1
27.
Откуда берутся грязнули? (Игра – путешествие.)
1
28.
Будем делать хорошо и не будем плохо.
1
29.
КВН «Наше здоровье».
1
30.
Будьте здоровы!
1
Список литературы
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.