kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по речевому творчеству "Весёлый говорун"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРограмма предназначена для обучающихся начальной школы. Направлена на развитие речи, мышления детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по речевому творчеству "Весёлый говорун"»

Негосударственное общеобразовательное учреждение

Православная гимназия


Рассмотрено

на МО классных

наставников

руководитель МО

Архипова Т.Ю.

___________________

Протокол № 1

«______» __________2016 г

Согласовано

Зам директора по ВР

Архипова Т.Ю.

________________________

«_____» _________2016







Утверждено

Директор НОУ

Православная гимназия

иерей Александр Трифонов

________________________

«_____» _________2016 г.






Рабочая программа

по внеурочной деятельности


уроки речевого творчества «Весёлый говорун»

на 2016-2017 учебный год



Класс: 2 «А»

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Н. Каландаровой

«Уроки речевого творчества»

Срок реализации программы: 3 года (1 час в неделю)

Учитель: Бабёнышева С.Л.












г.Тюмень, 2016 г.

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по русскому языку и литературному чтению, на основе авторской программы Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества» и обеспечивается учебным пособием: Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. - М.: ВАКО,2009.

Программа составлена с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Развитие и совершенствование познавательных процессов, речи будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и разрешение познавательных возможностей детей. Поэтому огромная роль принадлежит изучению родного языка.

Курс «Уроки речевого творчества «Весёлый говорун» представляет систему интеллектуально - развивающих занятий. Уроки речевого творчества это попытка интеграции занятий русского языка, развития речи и литературного чтения. Прежде всего, занятия отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предполагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и речи, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка задач.

Предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребенок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. У ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.

Главная цель  спецкурса: разностороннее развитие личности ребёнка

Задачи:

  • формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;

  • приобщение к ценностям культуры;

  • развитие творчества и интереса к познанию;

  • формирование здорового и безопасного образа жизни;

  • приобщение к семейным ценностям.


Цели и задачи курса

Цель уроков речевого творчестваразвитие связной речи, активного самостоятельного творческого мышления, эмоционального мира ребёнка, углубление и расширение знаний учащихся.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Разнообразные методы и приёмы, используемые на занятиях, повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе. Уроки речевого творчества – это и уроки нравственности. Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача уроков речевого творчества.

В процессе занятия развиваются внимание, память, воображение, мышление, речь.


  1. Результативность

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.


3. Коммуникативные

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.


Формы организации виды деятельности

Программа предусматривает использование методов обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);

  • наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);

  • практические (устные, письменные, графические упражнения);

  • проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);

  • самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);

  • игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)

Формы и методы работы.

Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Использование сказок и поучительных рассказов всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • сочинение своих сказок;

  • придумывание небольших текстов на разную тематику;

  • продолжение рассказа или сказки по его началу;

  • поучительные тексты для размышления и другие.


Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:

  • индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);

  • работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);

  • групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);

  • фронтальная.


Ожидаемые результаты

  1. Овладение техникой творчества (искусством слова, приёмами ремесла, умением создавать «законченную вещь», то есть произведение, умениями удивляться всему; видеть, слышать, ощущать; мечтать, фантазировать.).

  2. Накопление лексики, разработка грамматических моделей и сцепление предложений в связный текст или устную речь в ситуации общения, путём включения разнообразных обратных связей и формирования критериев оценки конечного речевого продукта.

  3. Самореализация в творческих самостоятельных работах, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивающие возможность повышения качества знаний в учебной деятельности.

  4. Развитие креативных способностей как самостоятельного фактора, который является результатом обучения творческой деятельности школьников.


  1. Содержание курса

(30часов)

2 класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

3 класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма).

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков “орфоэпически” правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, настроений.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Сочинения по пословице; сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

4 класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма).

Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.

После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

В первом классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.


IV.Тематическое планирование

2 класс


п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Что такое творчество+

1

2.

Я и мое настроение.+

1

3.

Мои летние каникулы.

1

4.

Автопортрет.

1

5.

Моя дружная семья

1

6.

Положительные и отрицательные эмоции. Составление словарика настроений.

1

7.

Слово. Чувство. Образ.

1

8.

Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. Составление словарика на тему “Игрушки”.

1

9.

Игры со словом.

1

10.

Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц.

1

11.

Сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

1

12.

Задачи. Загадки. Шутки. Составление словарика шуток.

1

13.

Сочинение считалки.

1

14.

Сочинение скороговорки

1

15.

Составление рассказа и рисование на тему “Я люблю…”

1

16.

Олимпиада

1

17.

Эмоции. Мимика. Жесты.

1

18.

Компьютер.

1

19.

Новогодняя ёлка в школе.

1

20.

Сочинение сказки по опорным словам

1

21.

Настроение животных. Составление словарика на тему “Животные”.

1

22.

Сочинение на тему “Мое любимое животное”.

1

23.

Фантастическое животное. Сочинение и иллюстрирование.

1

24.

Настроение цветов. Составление словарика на тему “Растения”.

1

25.

Сочинение на тему “Мой любимый цветок”.

1

26.

Село и город.

1

27.

Домашние животные и птицы.

1

28.

Таяние снега

1

29.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «зима» и «весна»

1

30.

Путешествие в космос.

1



3 класс



п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Сочинение на тему «Сентябрь холоден, да сыт»

1

2.

Слово и образ, или поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника.

1

3.

Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки.

1

4.

Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки.

1

5.

Сочинение считалки.

1

6.

Рисование диафильма по сказке К.Чуковского «Федорино горе»

1

7.

Этика и этикет.

1

8.

Честный и нечестный поступок.

1

9.

Текст, тема, основная мысль, опорные слова.

1

10.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение

1

11.

Капризное настроение. Капризная девочка.

1

12.

Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему «Снег»

1

13.

Рисование диафильма по сказке «Про снежинку»

1

14.

Письмо-текст. Поздравительное письмо к Рождеству.

1

15.

Знакомство с жанром «побасенка»

1

16.

Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы.

1

17.

Что я знаю о слове «ручка».

1

18.

Сочинение по пословице «Поспешишь – людей насмешишь»

1

19.

Знакомство с жанром «Потешка»

1

20.

Сочинение на тему «Я превратился в птичку, рыбку…»

1

21.

Составление орфоргафического словарика.

1

22.

Сочинение и рисование на тему «Моя мама»

1

23.

Настроение и его оттенки. Весёлое и грустное настроение. Хвастливое и ворчливое настроение.

1

24.

Слова – друзья и слова – враги. Работа со словариком настроения.

1

25.

Сочинение скороговорки.

1

26.

Сочинение бытовой сказки.

1

27.

Сочинение сказки о животных.

1

28.

Тигр и лев. Сравнительное описание.

1

29.

Моё любимое дерево.

1

30.

Сочинение на тему «Воробей и синица»

1


4 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Сочинение в рисунках (пиктография)

1

2.

Осенний листок. Листопад.

1

3.

Цветня сказка. Жёлтая, белая, зелёная, чёрная сказки.

1

4.

Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать»

1

5.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта»

1

6.

Сочинение стихотворений по заданной рифме

1

7.

Сочинение-миниатюра на тему «Я в цирке» (с использованием фразеологизмов)

1

8.

Сравнительное описание птиц

1

9.

Моя любимая одежда

1

10.

Что я умею делать

1

11.

Я хочу быть…

1

12.

Олимпиада

1

13.

Моя любимая игра

1

14.

Моря школа. Мой класс. Мой любимый урок.

1

15.

Сравнительные описания собаки и кошки.

1

16.

Кактусы.

1

17.

Сочинение загадки наоборот.

1

18.

Бабушка и дедушка в моей жизни.

1

19.

Волшебная сказка (работа в парах)

1

20.

Реклама. Заметка в газету.

1

21.

Сочинение-миниатюра по необычному началу «Если вдруг…»

1

22.

Укрась слово

1

23.

Сочинение на свободную тему

1

24.

Что я знаю о цифре

1

25.

Аквариум

1

26.

Вулканы

1

27.

Дожди

1

28.

Что красивее всего?

1

29.

Весенние загадки

1

30.

Моя любимая фотография

1



Список литературы

1. Н.Н.Каландарова «Уроки речевого творчества»

2. И.Г. Сухиин «Занимательные материалы»

3. И.Г.Сухин «Книга затей»

4. Н.В.Елкина «Пословицы, поговорки, ребусы, загадки»






12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по речевому творчеству "Весёлый говорун"

Автор: Бабёнышева Светлана Леонидовна

Дата: 20.04.2017

Номер свидетельства: 410610


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства