Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ "Маяк"»
государственное казённое общеобразовательное учреждение «Буйская школа - интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа деятельности классного руководителя
по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ
«Маяк»
Автор работы: учитель
Смирнова Елена Владимировна
1 квалификационная категория.
г. Буй, 2017 г.
Оглавление
I. Паспорт Программы---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
II. Пояснительная записка------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3
2.2 Актуальность данной темы---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5
III. Содержание деятельности классного руководителя----------------------------------------------------------------------------------------------- 6
3.1 Цель и задачи программы-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6
3.2 Сроки и этапы реализации программы---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6
3.3 Виды и формы работы по реализации программы-------------------------------------------------------------------------------------------------- 7
3.5 Содержание программы---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 9
3.6 Примерная система программных мероприятий-------------------------------------------------------------------------------------------------- 10
3.7 Условия реализации программы----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 12
3.9 Мониторинг эффективности реализации программы-------------------------------------------------------------------------------------------- 13
IV. Список литературы--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 15
Паспорт программы
Полное наименование программы
Программа деятельности классного руководителя по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ «Маяк»
Основания для разработки программы
Конвенция о правах ребенка.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав
ребенка».
3. Закон РФ «Об образовании»
Разработчик программы
Классный руководитель: Смирнова Елена Владимировна
Период и этапы реализации программы
2016-2019 г. I этап – подготовительный (сентябрь-декабрь 2016 года);
II этап – основной/практический (январь 2017 – декабрь 2018 года);
III этап – аналитический/обобщающий (январь-июнь 2019 года)
Цель программы
Формирование ответственного отношения к выбору профессии и создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со склоннос-тями, способностями, индивидуальными особенностями, с потребностями общества.
Основные задачи реализации программы
1. Создать систему профориентации учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся.
2. Сформировать у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности.
3. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
4. Научить анализировать свои возможности и способности и соотносить их с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы
1. Социализация учащихся с ОВЗ, воспитание людей, адаптированных к современным
социально- экономическим условиям.
2. Увеличение численности выпускников, поступающих в учебные заведения по выбранному
профилю.
Процедура внесения изменений в программу
На протяжении всего срока реализации программы допускаются изменения, продиктованные ритмом современной жизни, складыванием объективных и субъективных предпосылок.
II. Пояснительная записка
2.1 Введение
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека
Окружающий мир и современное общество можно сравнить с морем, потому что безграничные возможности современного мира можно сравнить только с бескрайностью морских вод. Но как в пучине морских вод таится много опасностей, и корабли сбиваются с курсов. Так и выпускникам наших школ очень трудно выбрать правильный ориентир и не затеряться в этих возможностях. В море ориентирами служат маяки, в жизни наших выпускников, особенно детей с особыми возможностями здоровья, я считаю, служит школа, которая должна помочь и направить своего воспитанника на правильный путь. Поэтому мной была разработана программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ и получила название - «Маяк» Социально-экономические условия жизни в современном обществе диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость. Требуются такие качества, как высокий профессионализм, выносливость, ответственность, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Наступает момент, когда каждый из учеников встаёт перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую выбрать профессию?» От этого выбора зависит будущее ученика. «Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»- так говорил К.Д. Ушинский. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный, и меньше вероятность того, что он разочаруется в своей профессии. Поэтому профессиональная ориентация является одним из главных этапов в процессе образования, особенно обучающихся с ОВЗ. Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за то, чтобы помочь ребёнку сориентироваться и сделать осознанный правильный выбор, который будет соответствовать его возможностям, способностям, интересам и поможет добиваться поставленной цели. В связи со всем выше сказанным я поняла, что необходимо уделять большое внимание проведению профориентационной работы среди учащихся. Поэтому встала необходимость создания программы по профориентации детей с ОВЗ, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессий, так и помощь в соотнесении этих знаний со знаниями, о профессиональной деятельности. Данная программа «Маяк» призвана помочь школьникам с ОВЗ подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности. Помощь эта состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии классного руководителя, родителей и учащихся, а также других сотрудников школы. Поэтому она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Комплексность программы диктует многообразие видов деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной и т.д. Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.
2.2 Актуальность данной темы.
В современном обществе большинство выпускников базовой и средней школы оказываются не готовыми к осознанному выбору будущей профессии. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ ещё сложнее ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встаёт вопрос об актуальности данной проблемы. Дети с ОВЗ – это особая категория выпускников, которые отличаются недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей, неумением планировать свою жизнь и управлять ею, низкой готовностью к самостоятельному решению проблем, невысоким уровнем самоорганизации. Степень развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствуют требованиям современного производства. Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с нарушениями интеллекта, довольно узок, что затрудняет осуществление профориентации. Эта особенность требует поиска особых форм подачи информации о рабочих профессиях, которые доступны ребятам. Профессиональная ориентация – это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и помощи в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуацией на рынке труда. Поэтому основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Выбор профессии не может происходить мгновенно, к этому ребята идут в течение длительного времени. Поэтому, я считаю, что проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребёнка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в современном обществе. И начинать проводить такую работу необходимо в подростковом возрасте. Данная программа рассчитана на три года, для учащихся с 7 по 9 классы. Её актуальность в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии. При изучении различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка. Он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты своей успеваемости, учащийся совершает профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. Требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора. Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знают. Поэтому главная задача классного руководителя - помочь учащимся познать себя выбрать направление профессиональной деятельности и, как следствие, повысить уровень успеваемости и нравственности.
III. Содержание деятельности классного руководителя.
3.1 Цель программы:формирование ответственного отношения к выбору профессии и создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со склонностями, способностями, индивидуальными особенностями, с потребностями общества. Исходя из цели, определены следующие задачи:
- создать систему профориентации учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- сформировать у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности;
- обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся;
- научить анализировать свои возможности и способности;
- научить соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
- способствовать проектированию учащимися своих профессиональных планов.
3.2 Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на три года и будет реализована в 2016-2019 годах.
Возраст воспитанников 14-16 лет.
Основные этапы реализации программы:
I этап – подготовительный (сентябрь-декабрь 2016 года);
II этап – основной/практический (январь 2017 – декабрь 2018 года);
III этап – аналитический/обобщающий (январь-июнь 2019 года).
1 этап – подготовительный (сентябрь-декабрь 2016 г.)
2 этап – практический (январь 2017 – декабрь 2018 г.)
3 этап – обобщающий (январь-июнь 2019 г.)
1. Аналитико-диагностическая деятельность.
2. Поиск инновационных форм и методов воспитательной работы с детьми.
3. Определение стратегии и тактики деятельности, сотрудничество родителей и педагогов в формировании личности ребенка.
1. Использование в учебно – воспитательном процессе класса личностно–ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
2. Формирование мотивации саморазвития, направленности личности на успешность в профессиональной деятельности через проведение классных часов, внеурочную деятельность и работу с родителями.
3. Повышение самооценки, уверенности в себе, своих способностях у каждого ребенка применительно к реализации себя в будущей профессии через работу с психологической службой школы.
4.Психологическая подготовка учащихся и формирование у них способности ориентироваться на рынке труда.
1. Обработка и интерпрета-ция полученной в ходе реализации программы информации.
2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
3. Сравнительный анализ результатов диагностик.
4. Обобщение опыта работы, представление его на МО кл. руководителей.
3.3 Виды и формы работы по реализации программы
Профессиональная ориентировка обучающихся школы является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. Этим обусловлена необходимость профориентационной работы в школе. К помощи в выборе будущей профессии подключены учителя-предметники, воспитатели, школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог и т.д. Общая цель системы профориентационной работы в школе - помощь обучающимся с ОВЗ в выборе профессии, преодолении трудностей в социализации и адаптации. Поставленные цели и задачи реализуется по следующим направлениям:
предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
профессиональное просвещение;
профессиональная консультация, нацеленная на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, с учетом психофизических особенностей воспитанников школы;
социально-профессиональная адаптация обучающихся;
профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
В работе по направлениям определяется круг форм и методов профориентационной работы. Работа в школе строится так, чтобы воспитанник готовился к обоснованному выбору профессии, не завышая и не занижая своих способностей при её выборе. В своей работе я использую следующие виды и формы работы по реализации данной программы: - психологические часы и тренинговые тематические занятия; - беседы о профессиях и классные часы по профориентации; - работа над проектами «Мир моих увлечений» и «Парад профессий»; - проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации; - работа над проектами «Мир моих увлечений» и «Парад профессий»; - экскурсии на предприятия города и часы интересных встреч с представителями различных профессий; - дискуссии, игровое моделирование; - работа по благоустройству школы и классного кабинета и летнее трудоустройство подростков; - родительские собрания и т.д.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
3.4 Принципы реализации программы
Программа профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – основные правила, выражающие сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность. Приоритетными принципами реализации данной программы являются: Принцип систематичности – предполагает, что профориентационная работа должна вестись не только с выпускниками, а важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, в подростковом возрасте. По мнению учёных самый благоприятный – это период с 14 лет. Принцип личной направленности – предполагает, что все дети талантливы, только нужно помочь ребёнку выявить этот талант, открыться в каком-то виде деятельности. Поэтому, главное во взаимоотношениях классного руководителя и воспитанника – это доверие, опора, создание благоприятных условий для раскрытия способностей ребёнка и стимулирование его внутренних сил, определение оптимального пути личностного развития каждого из учащихся. Принцип толерантности – предполагает терпимость к мнению людей, учёт их интересов, ценностных ориентаций, жизненных планов. Принцип сотрудничества – предполагает построение профориентационной работы на отношениях доверия и уважения. Разговор с ребёнком должен идти не с позиции: «Ты должен» или «Тебе необходимо», а с позиции: «Ты хочешь так? Значит, давай вместе подумаем, как это сделать» Классный руководитель должен подбирать такие формы и методы работы, которые более подойдут в определённых ситуациях для достижения поставленных целей. Принцип воспитания в деятельности – предполагает участие детей в групповых работах, где они учатся общению между собой, взаимопомощи, взаимовыручке. В результате чего у ребят формируется положительное отношение к труду.
3.5 Содержание программы
Программа разработана для обучающихся 7-9 классов, рассчитана на три года и состоит из трёх ступеней:
1 ступень – 7 класс (I полугодие)
2 ступень – 7 класс (II полугодие),8и 9 классы (I полугодие)
3 ступень – 9 класс (II полугодие)
1 ступень «Познай себя»
предусматривает определение трудового прогноза, на основании результатов психологических тестов и функциональных исследований детей с ОВЗ. Она реализуется в двух направлениях: -самопознание и исследование школьником своих индивидуальных качеств и способностей; -оценка своих возможностей, выявление степени выраженности тех или иных профессиональных качеств, которые обуславливают в дальнейшем выбор будущей профессии.
2 ступень «Все профессии важны, все профессии нужны»предусматривает знакомство учащихся с основными типами профессий, для совершения наиболее осознанного и осмысленного выбора ими в дальнейшем своей будущей профессии.
3 ступень «На пути к цели!»
предусматривает осознанное самоопределение учащегося, формулирование рекомендаций педагога, оценка адекватности профессиональных планов ребёнка в целом, а также реальных возможностей их осуществления
3.6 Примерная система программных мероприятий
№ п/п
Тема мероприятия
7 класс
1
«Мир удивительных профессий» коррекционное занятие с элементами тренинга.
2
Диагностическое вводное занятие «Что я знаю о себе?»
3
Психологический час «Формула темперамента»
4
Классный час «Дорога в профессию начинается в школе»
5
Конкурс рисунков «Профессия моей мечты»
6
Психологический час «Что такое характер?»
7
Психологический тест «Жизненные ценности»
8
Устный журнал «Рабочие профессии»
9
Беседа с психологом «Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции»
10
Внеклассное мероприятие «Мир профессий»
11
Тренинг «Межличностное взаимодействие»
12
Классный час «Моё право на труд»
13
Экскурсия на почтовое отделение (знакомство с работой почтальона).
14
Игровая программа «По дорогам профессий»
15
Встреча с работником парикмахерского салона. (знакомство с работой парикмахера и конкурс «Лучшая причёска»)
16
Беседа о профессиях каменщика и маляра.
17
Экскурсия в библиотеку (знакомство с работой библиотекаря)
18
Классный час «Лучшие работники – столяры и плотники»
19
Игра «Угадай профессию»
20
Внеклассное мероприятие «Все работы хороши, выбирай на вкус»
8 класс
1
Классный час «Я и моя будущая профессия»
2
Занятие с психологом «Классификация профессий по Климову»
3
Экскурсия в пожарную часть (знакомство с работой пожарников)
4
Круглый стол «Профессии моей семьи»
5
Психологический час «Темперамент и выбор профессии»
6
Обзор литературы по вопросам выбора профессии.
7
Классный час «Путешествие в страну профессий»
8
Экскурсия в «Цветочный дворик» (знакомство с профессией флориста, мастер-класс по созданию букетов)
9
Анкетирование «Интересы и склонности в выборе профессии»
10
Встреча с выпускником школы (знакомство с его профессиональной деятельностью)
11
Классный час «Производство и дисциплина труда»
12
Игровая программа «Марафон профессий»
13
Психологический час «Эмоциональное отношение к выбору профессии».
14
Классный час «Профессия переплётчика»
15
Экскурсия в столовую фирмы «Вариант С» (знакомство с профессией повара)
16
Викторина «Ярмарка профессий»
17
Участие в конкурсе работ «Делаем сами своими руками»
18
Классный час «Твоя профессия – ученик»
9 класс
1
Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны»
2
Диагностика «О профессиях разных, нужных и важных»
3
Беседа «Мир профессий, или какую дверь открыть?»
4
Психологический тест «Профессиональная зрелость»
5
Заочная экскурсия по профессиональным заведениям города»
6
Классный час «Дороги, которые мы выбираем»
7
Тестирование по профпригодности «Твой выбор!»
8
Познавательная игра «Мы играем в журналистов»
9
Час полезных советов.
10
Экскурсия на хлебокомбинат, в кондитерский цех (знакомство с профессией кондитера)
11
Видеоальбом «Мир профессий»
12
Экскурсия на швейную фабрику (знакомство с профессией швеи)
13
Презентация «Азбука профессии»
14
Психологический тренинг «Будь готов!»
15
Экскурсия в Буйский сельскохозяйственный техникум.
16
Классный час «Хочу быть счастливым!»
17
Психологический час «Ошибки в выборе профессии»
18
День открытых дверей в Буйском железнодорожном техникуме.
19
Внеклассное мероприятие «Парад профессий» (ретрансляция проектов учащихся)
3.7 Условия реализации программы
1. Создание атмосферы комфорта, доверия, уважения и конфиденциальности. 2. Материально-техническое обеспечение, наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий. 3. Создание благоприятных условий и помощи в реализации данной программы со стороны администрации, педагогического коллектива и специалистов школы. 4.Обязательная совместная деятельность с родителями, учреждениями дополнительного образования и т.д.
3.8 Общие прогнозируемые результаты
Итогом реализации данной программы «Маяк» должны стать следующие результаты: социализация учащихся с ОВЗ, воспитание людей, адаптированных к современным социально-экономическим условиям.
Учащиеся должны иметь представление:
- о рынке труда в России и трудовом кодексе РФ;
- о различных видах профессий;
- о том, как востребована экономикой страны и данного региона выбранная им
профессия.
Учащиеся должны знать:
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- о путях получения профессионального образования;
- перечень документов и правил при поступлении в профессиональное заведение и при трудоустройстве; - правила выбора профессии;
- уровень своих собственных психологических особенностей, профессиональных интересов и возможностей; - значение правильного самоопределения для личности и общества в целом.
Учащиеся должны уметь:
- правильно вести себя в обществе;
- оформлять необходимые документы для поступления;
- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования той или иной профессии со своими индивидуальными
особенностями;
- самостоятельно планировать свой жизненный путь.
3.9 Мониторинг эффективности реализации программы
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- тестирование, анкетирование; - микроисследования; - педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики. Для исследования результативности программы, отслеживания уровня развития ребенка и коллектива предлагаются следующие критерии и средства:
№ п\п
Критерии
Показатели
Диагностическое средство
Ответственные за проведение мониторинга
1
Интеллектуальная развитость учащихся.
- уровень обученности учащихся по предметам; - уровень познавательной активности.
- диагностика уровня развития теоретического мышления; - педагогическое наблюдение
классный руководитель психолог
2
Нравственная развитость учащихся.
- уровень сформированности основных нравственных качеств личности; - социальная активность
- педагогическое наблюдение; - методика для определения общественной активности учащихся
классный руководитель
3
Эстетическая развитость учащихся.
- уровень развития эстетического вкуса; - проявление эстетических чувств в творчестве.
- методы экспертной оценки и самооценки учащихся; - педагогическое наблюдение
- уровень развития физических качеств; - состояние здоровья учащихся.
- выполнение контрольных нормативов по физ.ической подготовке; - результаты мед. обследований; - результативность участия в спортивных соревнованиях различного уровня.
медицинский работник учитель физкультуры классный руководитель зам. директора по УВР
6
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в классном коллективе.
- комфортность и защищенность личности учащегося; - удовлетворенность педагогов деятельностью учащихся и взаимоотношениями в классном сообществе; - удовлетворенность родителей результата ми обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе
- экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе; - методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» - методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
классный руководитель, психолог зам. директора по УВР
IV. Список литературы
1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г. 2. Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. – М., 1991. 3. Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год; 4. Загашев И.О. Занятия по профориентации. – М., 2008. 5. Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1983. 6. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5 , 2006 год. 7. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г. 8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г. 9 .Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г. 10.Пряжников Н.С. «Будь готов!», активизирующая профориентационная методика, г-та «Школьный психолог», №18, 2000 г. 11.Пряжников Н.С. «Кто? Что? Где?» карточная профконсультационная методика, г-та «Школьный психолог» №5 , 2004 год; 12.Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль, 2001 год; 13.Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год; 14.Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев – 1976. 15.Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученического коллективов. – М., 1988. 16.Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы ВР классного руководителя на диагностической основе. М., Центр «Педагогический поиск», 2004. 17.Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. – 2001. - №5. – С. 40-45 18.Классный час «Как выбрать профессию». Аблогина С.Л. – Классный руководитель. 2008 №7 19.Классный час «Мы выбираем». Баранова Н.А. Классный руководитель. – 2008 №7. 20.Классные часы: 8,9 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.