kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по кружку "Обычаи славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися  в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, семья, традиции, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к семейным ценностям.

Новизна программы кружка  обеспечивает историческую преемственность между поколениями, способствует сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Воспитанию бережного и уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Расширяет кругозор школьника о декоративно-прикладном творчестве народов России. Ориентирована на использование экологически чистых, натуральных материалов. Решает проблемы социальной адаптации школьников содействует развитию качеств семьянина. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по кружку "Обычаи славян"»

МОУ «Заречненская школа"

Джанкойского района Республики Крым



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На педагогическом совете

школы заместитель директора по Директор школы

УВР _______ Штельмах О.С. ________Н.В.Щерблюк

протокол № «____»________ 2016 г. «____»____________2016 г. « ___»____________2016 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По кружку

« Обряды и обычаи славян»

на 2016-2017 г.







Автор – составитель

Ледок Л.И,

Учитель укр. языка и литературы

МОУ «Заречненская школа»




Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, семья, традиции, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к семейным ценностям.

Новизна программы кружка обеспечивает историческую преемственность между поколениями, способствует сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Воспитанию бережного и уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Расширяет кругозор школьника о декоративно-прикладном творчестве народов России. Ориентирована на использование экологически чистых, натуральных материалов. Решает проблемы социальной адаптации школьников содействует развитию качеств семьянина.

Отличительные особенности.

В качестве основных достоинств программы, необходимо отметить ее воспитательный потенциал, гибкую направленность на творческое развитие личности школьника, которые реализуются в практической и проектной деятельности учащихся.

Целью программы кружка является актуализация у обучающихся представлений о семье в процессе знакомства с народными традициями России.

Для того чтобы реализовать поставленную цель, нами были разработаны следующие задачи:

  • познакомить учащихся с русскими народными традициями;

  • познакомить учащихся с разнообразием русских народных кукол;

  • способствовать развитию эмоциональной, творческой сферы личности ребенка;

  • познакомить учащихся с традициями изготовления куклы народов России;

  • содействовать самореализации и развитию внутреннего потенциала учащихся;

  • воспитывать заботливое и бережное отношение к родным и близким людям.

  • развивать творчество, фантазию;

  • научить работать в группе, учитывать интересы других людей находить конструктивные решения проблемы.

Предлагаемая программа предполагает ознакомление учащихся с понятием «декоративно-прикладное творчество», его связью с бытом народов России. Знакомство с обычаями, народным фольклором и народными праздниками, с особенностями русского народного костюма и значением кукол в жизни славян. Целью данного курса не является изучение всего многообразия русских народных кукол, главная задача дать классификацию кукол по назначению и виду материала, из которого они изготовлены, обучить основным приемам изготовления национальных кукол.

В ходе практической работы учащиеся научатся приемам выполнения вышивки крестом, изготовления оберегов и текстильной куклы в национальных костюмах разных губерний.

Программа кружка разработана для учащихся 6- 9 классов, как девочек, так и мальчиков. Программой предусмотрены задания разной степени сложности, что позволяет работать по ней с учащиеся с разной степенью подготовленности.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа




Форма и режим занятий:

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1раз в неделю в учебном кабинете, музее.

Формы

  • групповая работа;

  • экскурсии;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении обосновывать и высказывать свое мнение.

Учащиеся должны знать:

историю возникновения куклы;

  1. особенности русской народной куклы;

  2. особенности русского народного костюма;

  3. способы изготовления кукол;

  4. правила оформления проектной документации;

  5. правила техники безопасности при работе с утюгом, иглами, на швейной машине и ножницами.


Учащиеся должны уметь:

  1. выполнять куклу закрутку, грелку на чайник, куклу из соломы, обрядовую куклу «Травницу», масленичное чучело и куклу перчатку в русских народных костюмах;

  2. организовывать свою работу и рабочее место;

  3. соблюдать правила техники безопасности при работе с утюгом, иглами и ножницами;

  4. работать с информационными источниками;

  5. самостоятельно работать по выкройкам и инструкционным картам;

  6. изготавливать изделие, соответствующее выбранному проекту.















Содержание программы


Вводное занятие.

Знакомство с ребятами и программой кружка.

Раздел I. Декоративно-прикладное искусство.

Тема: 1.1. Декоративно-прикладное искусство и человек.

а) теоретические сведения

  • основные понятия: декор, декоративно прикладное искусство, особенности декоративно-прикладного искусства;

б) практические вопросы

  • проблемные вопросы теоретического характера. Почему декоративно-прикладное искусство называют прикладным? Почему декоративно-прикладное искусство несмотря на его древнее происхождения считают молодым?

  • Задания для самостоятельной работы

в) самостоятельная работа

Как вы понимаете выражение М.И.Калинина?

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в русских людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм.

Тема: 1.2. Мотивы, орнаменты, образы, цветовое сочетание.

а) теоретические сведения

  • основные понятия: мотив, орнамент, образ;

  • основные сведенья: образ мироздания в народном искусстве, символы обозначающие элементы мироздания (солнце, земля, вода, человек, растения, птицы)

б) практические вопросы

  • какие мотивы встречаются в декоративно – прикладном искусстве?

  • почему в декоративно – прикладном искусстве используется стилизованное изображение животных, человека и.т.д.?

  • как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?

в) задания для самостоятельной работы

  • выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву.

Раздел II. Русская изба

Тема: 2.1. Предание старины.

а) теоретические сведения

  • основные понятия: быт, предметы домашнего обихода, обряд, приметы;

б) практические вопросы

  • какие приметы вы знаете?

  • почему нельзя было строить дом на месте сгоревшего?

в) задания для самостоятельной работы

  • Выписать в тетрадь пословицы о доме.

Тема: 2.2. Убранство русской избы

а) теоретические сведения

  • основные понятия: изба, подклеть, фронт, причелины.

б) практические вопросы

  • зачем люди украшают свои жилища?

  • о чем может рассказать декор русской избы?

в) задания для самостоятельной работы

  • кроссворд на пройденную тему

Тема: 2.3. Внутреннее убранство избы

а) теоретические сведения

  • основные понятия: печь, шесток, устье печи, ухваты, бабий угол.

б) практические вопросы

  • в чем проявлялась мудрость устроения жилой среды русской избы?

  • почему «бабий угол» получил такое название?

в) задания для самостоятельной работы

  • кроссворд на пройденную тему

г) групповая работа

  • оформление избы в русском стиле.

Тема: 2.4. Обереги дома

а) теоретические сведения

  • основные понятия: оберег, домовой, плетень, коса домовушка, солнце (подсолнух), веник «домовушка».

б) практические вопросы

  • для чего создавались обереги?

  • какие виды оберегов вы знаете?

в) выполнить эскиз оберега

Тема: Изготовление оберегов дома

Раздел III. Традиционные женские рукоделия

Тема: 3.1. Русская народная вышивка

а) теоретические сведения

  • основные понятия: спис, сюжетная вышивка, символы в вышивке.

б) практические вопросы

  • в чем секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия?

  • только ли для красоты использовалась вышивка?

  • какие цвета чаще всего использовались в народной вышивке?

  • что означает слово «спис»?

в) задания для самостоятельной работы

  • выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки оформление избы в русском стиле.

Тема: Изготовление салфетки, используя народные мотивы.

Тема: 3.2. Кружевоплетение

а) теоретические сведения

  • основные понятия: коклюшки, сколок, сцепное кружево, ленточное кружево.

б) практические вопросы

    • назови основные центры кружевоплетения?

    • в чем особенность Елецкого центра?

    • чем рязанское кружево отличается от вологодского?

в) задания для самостоятельной работы

Пользуясь раздаточным материалом, начертить в тетради схему плетения кружева

Раздел IV Русский народный костюм

Тема: 4.1. Одежа, риза, порты

а) теоретические сведения

  • основные понятия: одежа, риза, порты, элементы русского народного костюма (рубаха, сарафан, понева).

б) практические вопросы

  • как называли древние славяне «одежду вообще»?

  • из каких элементов состоит народный костюм?

  • когда на девушку надевали поневу?

  • в чем секрет красоты русского народного костюма?

  • какую роль играли узоры в русском народном костюме?

  • чем отличается народный праздничный костюм от современного?

в) задания для самостоятельной работы

  • кроссворд на пройденную тему

Тема: 4.2. Головные уборы, пояски, пояски, украшения

а) теоретические сведения

  • основные понятия: «повязка», венчик, «повой», «сорока», поясок.

б) практические вопросы

  • как можно было определить возраст женщины и ее социальное положение?

  • для чего носили наши предки украшения?

Тема: 4.3. Свадебный костюм крестьянки.

а) теоретические сведения

  • основные понятия: свадебный обряд, сватовство, венчание.

б) практические вопросы

  • какие цвета чаще всего встречаются в свадебном костюме крестьянки?

  • когда девушка начинала готовить преданное?

  • почему свадебный костюм был украшен большим количеством вышивок?

в) задания для самостоятельной работы

  • Выполни эскиз народного праздничного костюма северных или южных народов России. Работу можно сделать в нескольких вариантах.

    1. можно изготовить бумажную куклу и для нее комплект одежды;

    2. можно сделать картину в виде аппликации, используя как бумагу, так и ткань.

Тема: 4.4. Детская и мужская одежда.

а) теоретические сведения

  • символы-обереги для детей, украшения-обереги для детей и мужчин..

б) практические вопросы

  • на каких элементах детской одежды встречается вышивка?

  • для чего детям одевались украшения?

  • из чего состоял мужской повседневный комплект?


Раздел V Куклы в жизни славян

Тема: 5.1. История создания куклы

а) теоретические сведения

  • история появления куклы, виды кукол по их назначению.

б) практические вопросы

  • на какие группы, по своему назначению делятся куклы?

  • где появились первые куклы?

в) задания для самостоятельной работы

  • сочинение на тему «Моя первая кукла».

Тема: 5.2. Деревянные игрушки.

а) теоретические сведения

  • матрешка – как часть русской культуры, центры изготовления матрешек, троерусские игрушки.

б) практические вопросы

  • в каком веке появилась русская матрешка?

  • назовите центры, в которых занимаются росписью матрешек?

в) задания для самостоятельной работы

  • нарисуйте матрешку, которая могла бы появиться в Амурской области.

Тема:5.3. Обрядовые куклы из соломы.

а) теоретические сведения

  • знакомство с традициями празднования Масленицы.

основные понятия: обрядовые куклы, кукла «десятиручка», «Спиридон-Солнцеворот», «Коза», «Кострома».

б) практические вопросы

  • для чего изготавливали обрядовую куклу «десятиручку»?

  • когда делали и для чего обрядовую куклу «Спиридона-Солнцеворот»?

  • что обозначает название обрядовой куклы «Кострома».

в) лабораторная работа Тема: Кукла «Дусятиручка»

г) групповая работа Тема: Кукла «Кострома».

Масленичные гуляния

Чаепитие, проводы зимы, сжигание «Костромы».

Тема5.4: Славянские текстильные куклы.

а) теоретические сведения

  • познакомить учащихся с многообразием текстильных кукол, способами их изготовления и их значением в жизни славян.

  • Научить учащихся составлять инструкционную кату, приемам изготовления грелки, и костюма в стиле определенной губернии.

б) практические вопросы

  • что называют оберегом?

  • какие куклы обереги вы знаете?

  • для кого изготавливались текстильные обрядовые куклы?

в) лабораторная работа Тема: Изготовление куклы–грелки на чайник в русском народном костюме.



Тема5.5. Изучение кукол-оберегов дома.

а) теоретические сведения

  • познакомить учащихся с многообразием текстильных кукол-оберегов дома со способами их изготовления и их значением в жизни славян.

б) практические вопросы

  • какие лекарственные растения вы знаете?

  • для чего изготавливали куклу «День и Ночь»?

  • зачем вешали куклу Колокольчик на дверь?

в) лабораторная работа Тема: Кукла «колокольчик».

Заключительное занятие: Организация выставки работ учащихся, анкетирование.












Список использованной литературы


  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно – гуманистическая основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – М., 1990. – 560с.

  2. Агаева, И.В. Народный мастер России / И.В. Агаева: [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.tula.ru/iso/cultura/nd/ecsibishions/anons/_private/4.htm - 12. 02. 2007.

  3. Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии 5-9 класс: метод. пособие / А.К. Бешенков [и др.]. – М.: Дрофа, 2003. – С. 86-99.

  4. Васильцова, З. Мудрые заповеди народной педагогики / З. Васильцова. – Хабаровск, 1990. – 132с.

  5. Грищук, Т.А. Русская народная игрушка / Т.А. Грищук [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.porhov.ru/school/uchproekt/esse.htm. - 15.07.2008

  6. Доброва, Е.В. Вышиваем крестом. Мотивы для кухни и детской / Е.В. Доброва. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.

  7. Жмакина, Л.Е. Мастерица по изготовлению костюмных кукол / Л.Е. Жмакина [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_gmakina.htm. - 12.02.2007.

  8. Кенунен, Е.К. Сайт Елены Кенунен / Е.К. Кенунен [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://kenunen.boom.ru/igru/toys_3_2.html. - 12. 02. 2007.

  9. Маслова, Т.А Мастерица по изготовлению кукол / Т.А. Маслова [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_maslova.htm.- 14.03.2007.

  10. Микулинас, А.В Куклы Аллы Микулинас / А.В Микулинас [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.kulinas.hotbox.ru. - 14. 03. 2007.

Календарно-тематическое планирование

п/п


дата


Коррек.

Кол-во часов


Тема


Содержание



1.




1

Вводное занятие


Знакомство с ребятами и программой кружка.







2.








2
















3

Раздел I. Декоративно-прикладное искусство.


Тема: 1.1. Декоративно-прикладное искусство и человек.













Тема: 1.2. Мотивы, орнаменты, образы, цветовое сочетание.






а) теоретические сведения

  • основные понятия: декор, декоративно прикладное искусство, особенности декоративно-прикладного искусства;

б) практические вопросы

  • проблемные вопросы теоретического характера. Почему декоративно-прикладное искусство называют прикладным? Почему декоративно-прикладное искусство несмотря на его древнее происхождения считают молодым?

  • Задания для самостоятельной работы

в) самостоятельная работа

Как вы понимаете выражение М.И.Калинина?

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в русских людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм.


а) теоретические сведения

  • основные понятия: мотив, орнамент, образ;

  • основные сведенья: образ мироздания в народном искусстве, символы обозначающие элементы мироздания (солнце, земля, вода, человек, растения, птицы)

б) практические вопросы

  • какие мотивы встречаются в декоративно – прикладном искусстве?

  • почему в декоративно – прикладном искусстве используется стилизованное изображение животных, человека и.т.д.?

  • как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?

в) задания для самостоятельной работы:

выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву



3





2











1










3














4

Раздел II.

Русская изба

Тема: 2.1. Предание старины.










Тема: 2.2. Убранство русской избы









Тема: 2.3. Внутреннее убранство избы













Тема: 2.4. Обереги дома




а) теоретические сведения

  • основные понятия: быт, предметы домашнего обихода, обряд, приметы;

б) практические вопросы

  • какие приметы вы знаете?

  • почему нельзя было строить дом на месте сгоревшего?

в) задания для самостоятельной работы

  • Выписать в тетрадь пословицы о доме.



а) теоретические сведения

  • основные понятия: изба, подклеть, фронт, причелины.

б) практические вопросы

  • зачем люди украшают свои жилища?

  • о чем может рассказать декор русской избы?

в) задания для самостоятельной работы

  • кроссворд на пройденную тему



а) теоретические сведения

  • основные понятия: печь, шесток, устье печи, ухваты, бабий угол.

б) практические вопросы

  • в чем проявлялась мудрость устроения жилой среды русской избы?

  • почему «бабий угол» получил такое название?

в) задания для самостоятельной работы

  • кроссворд на пройденную тему

г) групповая работа

  • оформление избы в русском стиле.



а) теоретические сведения

  • основные понятия: оберег, домовой, плетень, коса домовушка, солнце (подсолнух), веник «домовушка».

б) практические вопросы

  • для чего создавались обереги?

  • какие виды оберегов вы знаете?

в) выполнить эскиз оберега

Тема: Изготовление оберегов дома






4








2
















2

Раздел III. Традиционные женские рукоделия


Тема: 3.1. Русская народная вышивка
















Тема: 3.2. Кружевоплетение






а) теоретические сведения

  • основные понятия: спис, сюжетная вышивка, символы в вышивке.

б) практические вопросы

  • в чем секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия?

  • только ли для красоты использовалась вышивка?

  • какие цвета чаще всего использовались в народной вышивке?

  • что означает слово «спис»?

в) задания для самостоятельной работы

  • выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки оформление избы в русском стиле.

Тема: Изготовление салфетки, используя народные мотивы.


а) теоретические сведения

  • основные понятия: коклюшки, сколок, сцепное кружево, ленточное кружево.

б) практические вопросы

    • назови основные центры кружевоплетения?

    • в чем особенность Елецкого центра?

    • чем рязанское кружево отличается от вологодского?

в) задания для самостоятельной работы

Пользуясь раздаточным материалом, начертить в тетради схему плетения кружева






5







2


















1










2



















1

Раздел IV Русский народный костюм


Тема: 4.1. Одежа, риза, порты
























Тема: 4.2. Головные уборы, пояски, пояски, украшения











Тема: 4.3. Свадебный костюм крестьянки.


























Тема: 4.4. Детская и мужская одежда.






а) теоретические сведения

  • основные понятия: одежа, риза, порты, элементы русского народного костюма (рубаха, сарафан, понева).

б) практические вопросы

  • как называли древние славяне «одежду вообще»?

  • из каких элементов состоит народный костюм?

  • когда на девушку надевали поневу?

  • в чем секрет красоты русского народного костюма?

  • какую роль играли узоры в русском народном костюме?

  • чем отличается народный праздничный костюм от современного?

в) задания для самостоятельной работы

  • кроссворд на пройденную тему



а) теоретические сведения

  • основные понятия: «повязка», венчик, «повой», «сорока», поясок.

б) практические вопросы

  • как можно было определить возраст женщины и ее социальное положение?

  • для чего носили наши предки украшения?




а) теоретические сведения

  • основные понятия: свадебный обряд, сватовство, венчание.

б) практические вопросы

  • какие цвета чаще всего встречаются в свадебном костюме крестьянки?

  • когда девушка начинала готовить преданное?

  • почему свадебный костюм был украшен большим количеством вышивок?

в) задания для самостоятельной работы

  • Выполни эскиз народного праздничного костюма северных или южных народов России. Работу можно сделать в нескольких вариантах.

    1. можно изготовить бумажную куклу и для нее комплект одежды;

    2. можно сделать картину в виде аппликации, используя как бумагу, так и ткань.



а) теоретические сведения

  • символы-обереги для детей, украшения-обереги для детей и мужчин..

б) практические вопросы

  • на каких элементах детской одежды встречается вышивка?

  • для чего детям одевались украшения?

  • из чего состоял мужской повседневный комплект?









6











1


















2
















3

























2


Раздел V Куклы в жизни славян



Тема: 5.1. История создания куклы















Тема: 5.2. Деревянные игрушки.
















Тема:5.3. Обрядовые куклы из соломы.
























Тема5.4: Славянские текстильные куклы.







а) теоретические сведения

  • история появления куклы, виды кукол по их назначению.

б) практические вопросы

  • на какие группы, по своему назначению делятся куклы?

  • где появились первые куклы?

в) задания для самостоятельной работы

  • сочинение на тему «Моя первая кукла».



а) теоретические сведения

  • матрешка – как часть русской культуры, центры изготовления матрешек, троерусские игрушки.

б) практические вопросы

  • в каком веке появилась русская матрешка?

  • назовите центры, в которых занимаются росписью матрешек?

в) задания для самостоятельной работы

  • нарисуйте матрешку, которая могла бы появиться в Амурской области.



а) теоретические сведения

  • знакомство с традициями празднования Масленицы.

основные понятия: обрядовые куклы, кукла «десятиручка», «Спиридон-Солнцеворот», «Коза», «Кострома».

б) практические вопросы

  • для чего изготавливали обрядовую куклу «десятиручку»?

  • когда делали и для чего обрядовую куклу «Спиридона-Солнцеворот»?

  • что обозначает название обрядовой куклы «Кострома».

в) лабораторная работа Тема: Кукла «Дусятиручка»

г) групповая работа Тема: Кукла «Кострома».

Масленичные гуляния

Чаепитие, проводы зимы, сжигание «Костромы».



а) теоретические сведения

  • познакомить учащихся с многообразием текстильных кукол, способами их изготовления и их значением в жизни славян.

  • Научить учащихся составлять инструкционную кату, приемам изготовления грелки, и костюма в стиле определенной губернии.

б) практические вопросы

  • что называют оберегом?

  • какие куклы обереги вы знаете?

  • для кого изготавливались текстильные обрядовые куклы?

в) лабораторная работа Тема: Изготовление куклы–грелки на чайник в русском народном костюме.


Всего - 34 часа



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по кружку "Обычаи славян"

Автор: Ледок Лилия Ивановна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382599


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства