kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа лагерной профильной экологической смены " Зелёная веточка России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для начальников пришкольных лагерей и воспитателей.Программа рассчитана надетей в возрасте 7-14 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа лагерной профильной экологической смены " Зелёная веточка России"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 им.И.С.Давыдова с.Обильного Георгиевского района Ставропольского края




«ЛЕТО – 2015»


Программа

летней профильной экологической смены

«Зелёная веточка России»

на базе ЛОУ «Солнышко».









Информационная карта программы



1

Полное название программы

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко»



2


Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.



3


Направление деятельности

Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.



4


Краткое содержание программы

Программа содержит: пакет нормативно-правовых документов; мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

5

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу


МКОУ СОШ № 21им.И.С.Давыдова с. Обильного

6


Адрес, телефон

С. Обильное, ул. Фрунзе, 2

Т. 43-1-67

7


Место реализации


Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

8


Количество, возраст учащихся


50учащихся с 6, 6 до 15 лет

9


Сроки проведения 2-й смены


26.06-16.07.2015г

10


Особая информация и примечания

Объем и источники финансирования: бюджетные назначения отдела образования, родительская плата.






















Пояснительная записка


«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

/М. Пришвин./

Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие. О значении общения школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для сельских детей, так как они испытывают в этом трудности. Близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у сельских школьников собственные интересы и склонности.

 

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

На базе пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» открывается профильная смена «Зелёная веточка России». ( 2 поток)

Участниками экологической смены являются учащиеся 1-8 классов. Именно у детей данной возрастной группы существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте начинает разрушаться субъективное восприятие объектов природы, характерное для школьников младшего и среднего возраста. Ребята предпочитают использовать природу.

 

Природа – это система, которая живет по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

 Конвенцией ООН о правах ребенка;

 Конституцией РФ;

 Законом РФ «Об образовании»;

 Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

 Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

 Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

  Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Сведения об учащихся:

Всего детей – 50.

Из них:

  • Из многодетных семей - 9

  • Из малообеспеченных семей -

  • Из семей беженцев, переселенцев- нет

  • Из числа детей-сирот - нет

  • Из числа опекаемых детей- нет

  • Из семей одиноких родителей- 4

  • Из семей участников межнациональных конфликтов- нет

  • Детей с ограниченными физическими возможностями ( инвалиды )- 2





I. Актуальность проблемы

Экологическая смена «Зелёная веточка России» организуется на базе ЛОУ «Солнышко». Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

II. Концептуальные основы программы

Цель: создать условия для успешной организации экологического взаимодействия сельских школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка.

Задачи:

1. Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.

2.Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

3.Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

4. Развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.

III.  Принципы деятельности лагеря.

1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.

4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

 

IV.  Механизм реализации программы.

Механизм реализации Программы основывается на соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагеря, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в КТД и занятиях по интересам, отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей детей, обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение педагогов для организации коллективной творческой деятельности.

 

V. Условия реализации программы:

1.Наличие ТСО: компьютерная техника, телевизор, DVD, музыкальный центр, канцелярские товары.

2. Кадровые условия (в соответствии со штатным расписанием).

3. Методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы деятельности и плана работы на смену, проведение и организацию работы в лагере.

VI. Участники программы

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.

Лагерь комплектуется из числа учащихся 1 - 8 классов, продолжительность пребывания в лагере – 18 дней, количество детей - 50 человек.

VII. Время и место проведения

Экологический лагерь организуется в течение одной смены на базе МКОУ СОШ №21им.И.С.Давыдова с.Обильного ЛОУ «Солнышко».





VIII. Основные направления деятельности

Направления деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Учебно-исследовательская (познавательная)

Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой.

 

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.

Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

Развитие и расширение кругозора учащихся.

Спортивно-оздоровительная

Утренняя зарядка.

Воздушные и солнечные ванны.

Подвижные игры.

Экскурсии.

Походы с играми на местности.

Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Улучшение физического состояния учащихся.

Увеличение двигательной активности.

Укрепление физического здоровья детей.

Природоохранная (художественно-эстетическая)













Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.

 

Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья.

Выставки работ учащихся.

Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях.

 

 







Здоровьесберегающая









Диагностические психологические тесты.












Лекционные, практические учебные занятия, экскурсии. Творческая лаборатория: конкурсы рисунков, плакатов.

Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей.


Пропаганда и формирование здорового образа жизни. Формирование ЗУН, сохраняющих здоровье учащихся.


формирование здорового образа жизни.





IX. Формы и методы работы:

1.Игровые программы.

2.Познавательно – развлекательные мероприятия.

3.Экологические туры.

4.Спортивные турниры.

5.Викторины

6.Шоу – конкурсы.

7.Праздники.

8.Экскурсии.

9.Тематические дни.

X.Прогнозируемые результаты реализации программы

1.        Участники проекта узнают основную и дополнительную информацию по проблемам экологической безопасности в селе Обильном Георгиевского района

2.        Полученные навыки и контакты способствуют выбору тем для исследования.

3.       Участники проекта получат знания и навыки по современным аспектам перспектив развития и проблем экологической безопасности, а также смежным дисциплинам.

4.        Школьники получат возможность совершенствовать свои навыки и знания путем участия в экологических играх.


XI. Результативность реализации программы измеряется:

1) степенью укрепления и оздоровления детей;

2) созданием атмосферы сотрудничества и взаимодействия;

3) положительным отношением к трудовой деятельности, проявлением потребности работать в коллективе;

4) улучшением отношений в детской среде , устранением негативных проявлений, искоренением вредных привычек;

5) созданием необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у детей, формированием у них общей культуры и навыков здорового образа жизни, экологической культуры.

 

XII.Режим дня


8.30 - 9.00 – Встреча детей.


9.00 – 9.10 - Утренняя линейка.


9.10 – 9.25 – Зарядка


9.30 – Завтрак


9.55 – «Минутка здоровья»


10.00 - 13.00 – «Твори! Выдумывай! Пробуй!» (занятия по интересам, подготовка к творческим мероприятиям, познавательные игры, конкурсы, мероприятия, праздники, беседы, экскурсии). Трудовой десант. (по отрядам)


13.00 – обед

13.30 14.00 – свободная минутка


14. 00 - 14.30 – подведение итогов дня














План лагерной профильной экологической смены « Зелёная веточка России»

на базе летнего лагеря с дневным пребыванием детей « Солнышко"

МКОУ СОШ №21 им. И.С.Давыдова с.Обильного

2 поток



Дата проведения

Мероприятие

Ответственный

26.06.2015г.

День встречи

Приём детей (деление на отряды, выборы актива, беседы по технике безопасности и т.п.).

Игра «Знакомство с жителями Волшебной сказки»

Игровая программа

«Страна детства».

Начальник лагеря

Воспитатели

Вожатые

27.06.2015г.

День основ безопасности жизнедеятельности Анкетирование на выявление индивидуальных особенностей и определения их эмоционального фона..

Операция «Уют»

Подготовка к открытию лагерной смены (разучивание речёвок, песен).

Репетиция открытия 2 смены .Подвижные игры

Воспитатели

Вожатые

29.06.2013г.

День открытия лагеря «Да здравствует лагерь»

Конкурс на лучшее оформление газеты «Наш отряд»

Викторина «Путешествие в Мультландию»

Воспитатели

Вожатые

30.06.2015г.

День оздоровительных игр и конкурсов

Игровая программа «Весёлый час здоровья» Экологический ликбез “Экология как наука”

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игра – путешествие «По тропинкам родного края».

Конкурс « Мисс Лето»


Физрук

Воспитатели

Вожатые


01.07.2015г.

День развлечения и забав

Викторина «Сказочный лес –поле чудес»

Конкурс стихотворений, загадок и частушек

Игровая программа «В гостях у сказки»

Воспитатели

Вожатые


02.07.2015г.

День здоровья

Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге».

Конкурс плакатов «Правильное питание»

Дискотека

Физрук

Воспитатели

Библиотекарь

Вожатые

03.07.2015г.

День природы

Беседа «Чистая планета»

Конкурс рисунков «Защитим природу»

Трудовой десант.

. День Зеленых растений. Экологическая викторина «Зеленая страна»

.Конкурс «Зеленая красавица».

Правила поведения на природе «Осторожно, клещи!»

Воспитатели

Вожатые

04.07.2015г.

День музыки. Песни Великой Победы ( к 70-летию Победы)

Слушание и пение военных песен

Просмотр фильмов и презентаций о войне.

Соревнования по волейболу

Воспитатели

Вожатые


06.07.2015г.

День состязаний

Спортивно -развлекательная игра «Зарница»

Спортивная эстафета «Кто быстрей»

«Дорожный лабиринт», соревнование велосипедистов

Физрук

Воспитатели

Вожатые


07.07.2015г


День вежливости

Беседа «Будь вежлив»

Мастер-класс по изготовлению поделок из подручного материала.

Праздник «Братья наши меньшие

Операция «Чистый класс»

Викторина « Куда идём мы с Пятачком»


Воспитатели

Вожатые


08.07.2015г


8 июля- День семьи, любви и верности.

Беседа «Моя дружная семья»

Викторина «Знатоки»

Соревнование «Полоса препятствий»

Воспитатели

Вожатые

09.07.2015г.

День экологии

Конкурс рисунков «Мой домашний питомец»

Экологический подвиг, уборка территории

Конкурс «Зелёная аптека»

Воспитатели

Вожатые

10.07.2015г.

День добра, радости и милосердия

Конкурс рисунков «Светофорик»

Конкурс « Рыцарский турнир»

«Берегись автомобиля», беседа.

Воспитатели

Вожатые

11.07.2053г.

День художника

Конкурс рисунков «Наше село»

Викторина «Знаток картин»

Воспитатели

Вожатые

13.07.2015г.

День экскурсий

Посещение библиотеки.Экологическая игра «В мире цветов».

Праздник «День Берендея».

Дискотека

Воспитатели

Вожатые

Библиотекарь

14.07.2015г.

День литературы

«В гостях у сказки». Инсценирование отрывков из русских народных сказок.

Спортивно-экологическая игра « Вместе весело шагать по просторам…»

Час чтения

Викторина «Кто живет в лесу?».


Воспитатели

Вожатые

15.07.2015г.

День талантов

- турнир по футболу

- Конкурс рисунков на асфальте: « Пусть всегда будет солнце» (70-летию Победы посвящается)

Викторина « Самый умный»

Воспитатели

Вожатые

16.07.2015

Закрытие лагерной смены

Воспитатели, вожатые





Дополнттельные образовательные программы






«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы Зам. дир. по ВР

/С.В.Шевченк/ /Семенова Н.В./

_______________ ________________




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21им.И.С.Давыдова с.Обильного»

Пришкольный лагерь « Солнышко»

2 поток ( 26.06.-16.07.2015)

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся.

Направление: художественно — эстетическое.


Кружок «Чудеса аппликации»


Срок реализации:1лагерная смена







Программа рассчитана на детей 8-11 лет

Руководитель кружка: Логвинова Л.В.




2015 год


Программа модифицирована учителем начальных классов

Логвиновой Л.В.. Создана на основе программы по внеурочной деятельности в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Пояснительная записка.

Младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Это период включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей.

Данная образовательная программа «Чудеса аппликации» рассчитана на проведение универсальной учебной деятельности учащихся 1-5 классов Срок реализации программы 1 лагерная смена

Цель данной программы - саморазвитие и развитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала через осознание его собственной деятельности, формирование интереса к эстетической культуре.

Задачи:

  • развивать творческие способности учащихся, стремление к самостоятельному
    творчеству;

  • познакомить учащихся с особенностями лепки; аппликации из природных,
    текстильных материалов и бумаги;

  • развивать у учащихся художественный вкус, пространственное мышление;

  • прививать любовь к искусству;

  • учить работать коллективно;

  • получать удовольствие от своего труда;

  • уметь оценивать свой труд.

Темы спланированы по видам деятельности для закрепления знаний и умений в течение нескольких занятий подряд.

Для выполнения творческих заданий используются разнообразные художественные материалы. Учащиеся имеют возможность выражать свои впечатления, эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: аппликации, лепке, конструирование. Для сплочения коллектива спланированы коллективные работы.

Данный курс проводится во внеурочное время по одному часу в неделю.

К концу смены учащиеся должны:

  • составлять аппликационные композиции из разных материалов;

  • передавать в лепных изделиях объемную фигуру;

  • знать правила безопасной работы с ножницами и иглой;

  • использовать гармонию цветовых оттенков;

  • уметь работать коллективно;

  • выполнять работы аккуратно и красиво;

  • получать удовольствие от конечного результата своей работы.

Ожидаемые результаты:

Выполненные работы учащихся использовать для выставок в лагере, оформление игровых комнат, актового зала при проведении мероприятий. Знания будут применять в жизни.

Календарно-тематическое планирование


Работаем с бумагой.

1

Учимся работать с бумагой

Цветная тонкая бумага,



клей,



цветной картон


«Ветка рябины», «Ветка смородины», «Яблоко»

Готовая работа

2

Пригласительный билет.

Цветная бумага, картон,


«Бабочка»

клей, ножницы, карандаш.



Готовая работа.

3

Мозаика из бумаги

Цветная бумага, карандаш,



клей, кисточка, салфетка,



готовая работа



Работаем с пластилином


4

Оформление стаканчика узором из пластилина

Декоративная работа

Пластилин, пластиковый стакан клеенка.

5

«Фрукты и овощи»




Работаем с соленым тестом


6

«Корзинка с фруктами»

ножницы, салфетка, готовая



работа.


Работаем с текстильными материалами


8

Аппликация из пуговиц.

Пуговицы, клей, картон,

Работаем с природными материалами.

9

Аппликация «Домик в деревне»

Картон, клей, ножницы,



Цветная бумага , салфетка

10

Аппликация «Животные»

Выставка работ Подведение итогов.








Литература

1. Еместратова М.М. Цветы из ткани, бумаги, раковин, перьев. М. Культура и традиции, 2001 г.

2. Панфилова Т. Веселые самоделки. Гранд-Пресс. Аст-Пресс, 2005 г.

3. Черныш И.В. Удивительная бумага. М. Аст-Пресс, 2006 г.



















Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 им. И.С. Давыдова с. Обильного Георгиевского района Ставропольского края



Пришкольный лагерь « Солнышко»

2 поток ( 26.06.-16.07.2015)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности


Кружок :«Я – гражданин России»






Руководитель кружка : Тунина О.В.



Срок действия программы: 1 лагерная смена



















2015 год

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А


Расширение возможностей активизации школьников в усвоении знаний, в их личностном становлении и развитии роли, в этом процессе, отводится интегративным курсам и это обосновывает кружок «Я – гражданин России».

Цель занятий кружка «Я – гражданин России» состоит в расширении общественно значимых знаний ребёнка о самом себе, с дополнением знаний по истории – о нашем далёком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, о его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому личностно – гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить, и действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда заранее предсказуемой системой отношений «Я – моя страна – мой мир».

ЦЕЛЬ конкретизирует следующие задачи:

* содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в селе – в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира.

* помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определённые права и требующему исполнения определённых обязанностей;

* обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определённых норм морали, нравственности.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определённых фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребёнка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно – исторических знаний.

Курс «Я - гражданин России» состоит из двух частей. Первая часть «Я - гражданин России (Я – моя страна – мой мир)» изучается в 3 классе. Вторая часть «Я - гражданин России «Я - гражданин России» (Моё настоящее и моё далёкое прошлое)» - в 4 классе.

Для учащихся 3 класса составлен учебник – хрестоматия «Я - гражданин России», в котором авторский текст соединён с отрывками из документальных источников, из литературных произведений, рассказов, сказок, мифов. В 4 классе линию углублённого знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник – хрестоматия «Моя Россия», который используется на факультативных уроках.


Занятия кружка «Я – гражданин России» изучается проводятся 3 раза в неделю, 10 занятий в лагерную смену.


Содержание кружка «Я – гражданин России»


Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история?


Раздел 1. Далёкое прошлое, древняя Русь – 2 часа

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Культура Древности, родной край в древности.

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском Озере.

Освоение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.


Раздел 2. Московское государство –2 часа.

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Фёдоров. «Смутное время». Защита отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. Минин и Пожарский. Иван Сусанин, Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.


Раздел 3. Российская империя. – 2часа.

Пётр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А.Суворов. Культура России.


Раздел 4. XIX век России. - 2 часа

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М.Кутузов. Николай I и декабристы. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь и быт. Культура России.



Раздел 5. XXXXI век. История и современность - 2 часа

Конец Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культуры России. Новая России – государственное устройство (Российская Федерация, Конституция, президент, правительство, Федеральное Собрание). Государственные символы (герб, флаг, гимн).



Требования к уровню подготовки обучающихся к концу лагерной смены

Обучающиеся должны


  • Владеть общеучебными умениями:


  • Чтения, слушания историко-обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;


  • Анализа своего рассказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других);

  • Совершенствования в навыках культуры общения (с родителями, со взрослыми, с учителями и сверстниками);


  • Знать (в объёме ключевых слов, раскрывающих курс):


  • Государство, гражданин России, гражданин мира. Государственные символы.

  • Искусство, культура. Знание поворотных моментов в истории и государства и наиболее значимых событий материальной и духовной культуры страны;


  • Уметь:


  • Рассказывать о важнейших событиях в истории России;

  • Находить на картах России места исторических событий, приводить примеры исторических и культурных памятников страны и мира.


Перечень учебно-методического обеспечения


Учебные пособия


  • Учебник. Я – гражданин России (Моё настоящее и далёкое прошлое) : Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. –

5 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 192 с.

  • Историческая карта.

  • Картины художников.

  • Рисунки; иллюстрации исторических деятелей

Мультимедийные демонстрации (компьютер, DVD-проектор)

Интернет ресурсы:





http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей,

родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные,

познавательные и другие материалы по основным школьным

дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников.

Газета «Первое сентября» и приложения к ней


http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию,

развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал

для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии

к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование»

очень много полезной информации для родителей первоклассника:

обзор существующих программ, готовность к школе





Психолого- педагогическое сопровождение программ




Психолого-педагогическое сопровождение – система профессиональной деятельности всех педагогов, психолога, ориентированная на создание условий для успешного психофизического развития ребёнка в период отдыха в летнем пришкольном лагере.

Компонентами психолого-педагогического сопровождения являются: диагностический, консультативный, прогностический, практический.

Функции психолого- педагогического сопровождения ребёнка в условиях лагеря:

  1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде.

  2. Компенсационная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

  3. Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка.

  4. Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Цель: Облегчение адаптации детей и педагогов к новым условиям, расширение их возможностей и создание условий для творчества.

Задачи:

  • Повышение у ребенка уровня принятия себя, благоприятного представления о себе;

  • Формирование способностей и навыков саморегуляции, качеств толерантного отношения к окружающим с помощью обучения навыкам примирения;

  • Обеспечение благоприятных психологических условий раскрытия индивидуальных способностей детей и сотрудников;

  • Создание у детей и педагогов установки на личные достижения и общественное признание.

Этапы работы

    • Диагностика, с целью изучения личностных особенностей и адаптации детей к новым условиям;

    • Создание для детей коррекционно-развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме занятий с элементами тренинга;

Для диагностики детей применяются следующие методики:



Методы отслеживания результатов программы


В лагере осуществляется следующие виды диагностики:


Предварительная диагностика (Приложение 5)- проводится в начале смены в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.


Методика «Семь желаний» (Приложение 6)

Цель: изучение направленности личности.


Методика «Градусник» (Приложение 7)

С помощью «градусника» состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка.


Рейтинг личностного роста. (Приложение 8)

Цель: выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы в городе в течение всей лагерной смены.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака - символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.


Итоговая диагностика (Приложение 9)

- проводится в итоговый период смены, с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности.




Критерии оценки эффективности программы:

Оценка результативности работы лагеря осуществляется по следующим показателям:



Критерии

Показатели, методика изучения


Саморазвитие и самореализация

- участие в общелагерных делах, акциях, мероприятиях  (художественной самодеятельности);

-  участие в отрядных делах;

- наличие в лагере объединений ;

-дополнительного образования детей;

- рейтинг личностного роста;

(медали, грамоты, дипломы).


Коммуникация


 -соблюдение законов лагеря;

- реализация легенды смены

- пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями,

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.


Эмоциональный фон в коллективе

  - ежедневная посещаемость детьми лагеря.

- букет настроения;

- удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.

Состояние здоровья

- изменение антропологических данных обучающихся - состояние заболеваемости учащихся в летний период - отсутствие детского травматизма у учащихся в период работы лагеря.

-участие учащихся в спортивных мероприятиях, проводимых в лагере

-выполнение детьми комплекса упражнений утренней зарядки, закаливающих процедур.





Возможные риски, меры их профилактики


Факторы риска

Меры профилактики

1

Низкое проявление к предлагаемым видам деятельности

Проведение индивидуальной работы с ребенком, изучение интересов ребенка

2

Неприятие коллективом

Проведение тренингов и упражнений, игр , направленных на развитие толерантности в отряде, индивидуальная работа.

3

Проблемы межличностных отношений в коллективе

Проведение отрядных мероприятий, упражнений на сплочение временного коллектива

4

Проявление эмоциональной неуравновешенности, колебание настроения

Проведение упражнений на снятие эмоциональной нагрузки, оказание поддержки.

5

Спад интереса к сюжету смены.

Создание ситуации успеха, поощрение творчества, самостоятельности, использование стимулирования деятельности.

6

Отсутствие самодисциплины

Найти каждому ребенку место в подготовке и проведении дела, чтобы он ощутил свою значимость.

7

Травматизм

Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье, и жизнь детей.

8

Плохая погода, не позволяющая активно отдыхать

Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении.

9

Усталость педагогического коллектива

Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях.

10

Утомляемость детей

Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельность с творческой, интеллектуальной, спортивной и др.


Литература




  1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Симонова Л. В. Экологическое образование в школе. - СП6., 1999.

  2. Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993.

  3. M. Калугин « После уроков: кроссворды, викторины, головоломки», Ярославль, 1998 г.

  4. Е.Гончарова, Е. Савченко « Школьный летний лагерь», Москва «Вако»,

  5. Е. Колобовский « Экология для любознательных или о чём не узнаешь на уроке», Ярославль, 1998 г.

  6. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995.

  7. М. Кудейко «Игры в летнем оздоровительном лагере», Москва,2005 г.

  8. Методические материалы из опыта организации эколого-биологической деятельности учреждений дополнительного образования детей / Под ред. А. И. Осьмашина, Н. Я. Машарской. - СП6., 2000.

  9. Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996.

  10. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.

  11. И. Цветкова « Экология для начальной школы. Игры и проекты», Ярославль, 1997 г.

  12. Газета «Педсовет» № 4,6-1999 г.; №2, 6 – 2003, № 4,11- 2004 г.; № 12-2005,

  13. №2-2006 г.

  14. . Начальная школа» 2004 г. № 25, 26..

  15. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере./ Лобачева С.И. - М. – «ВАКО» 2007 г.

  16. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере./Бесова И.А. Ярославль: Академия развития. 2004 г.

  17.  http://summercamp.ru/index.php5/Категория:Лагерь_от_А_до_Я

  18. http://www.vozhatyj.ru




























Приложение















Приложение 2

Правила жизни в лагере



  • Лагерь – наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.

  • Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.

  • Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

  • Игра – это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.





Законы лагеря.



  • Главный закон «Все новое узнай и в лагерь передай».

  • Закон «Ноль-ноль» (Все делай вовремя, никогда не опаздывай).

  • Мы в дружбу верим, все как один и руку дружбы всегда подадим.

  • Будь всегда весел, бодр, никогда не падай духом.

  • Будь настойчив и трудолюбив в задуманном



Приложение 4

Приложение 5

Анкета (на входе)


Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

  • Твои первые впечатления от лагеря?

  • Что ты ждешь от лагеря?

  • Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

  • В каких делах ты хочешь участвовать?

  • Что тебе нравиться делать?

  • Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

  • Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..

Я боюсь, что…………………………………………………………………………….

Приложение 6

Методика «Семь желаний»

(составлена И.М. Витковской)

Методика помогает выявить направленность интересов младших школьников.

Ход проведения: каждый ребенок изготавливает цветок со съемными лепестками. Затем вожатый предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желания на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу:


п/п

Имя Ф.

Ж Е Л А Н И Я Р Е Б Е Н К А (номера лепестков)

для себя

для родных

и близких

для отряда

и лагеря

для всех

людей

1

Витя А.

3

1, 2, 6

4, 5

7

2

Аня Р.

1

2, 7

3, 4

5, 6



40

Приложение 7

Методика «Градусник»

С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).










Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:

1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.

Приложение 8

Рейтинг личностного роста

Форма индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности. Рейтинг определяется ежедневно на вечернем круге, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака - символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.

Цветовая гамма знаков - символов рейтинга:

  • желтый – лидерство;

  • красный – активность;

  • зеленый – творчество;

  • оранжевый – инициатор идей;

  • синий – трудолюбие, дисциплинированность;

  • черный – нарушение законов жизни в лагере.

Рейтинг определяет ступени роста участников группы.

I ступень - "Искатель"

II ступень - "Исследователь"

III ступень - "Первооткрыватель"

Каждая ступень роста предполагает определенную степень поощрения участников группы.

Приложение 9



Анкета (на выходе)

  • Что ты ожидал (а) от лагеря?

  • Что тебе понравилось в лагере?

  • Что тебе не понравилось?

  • С кем из ребят ты подружился?

  • Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?

  • Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующем году?

  • Было ли скучно в лагере?

  • Было ли тебе страшно?

  • Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

  • Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

  • Что бы ты хотел(а) пожелать себе?

  • Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?

  • Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.

  • Самое важное событие в лагере? Было или оно?

  • Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………..





Приложение 10


Система коллективного поощрения участников лагеря:

грины- листочки березы










Система индивидуального оценивания деятельности участников лагеря:



а) успешное участие в жизни Страны «Зеленый мир» поощряется медалью Лидер Страны «Зеленый мир» ”;









б) особые спортивные достижения подтверждаются грамотой “В здоровом теле - здоровый дух!”;










в) активное участие в трудовых десантах отмечается Дипломом за вклад процветания страны «Зеленый мир»


Сценарий мероприятия « День Берендея»

Экологический праздник в летнем лагере. Сценарий:

« В гостях у Берендея»



Цель: воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное отношение к ее богатствам; проводить оздоровление детей.

Задачи:

- совершить поход на лесную поляну;

- в игровой форме пополнить знания детей по теме «Природа и мы».

Оборудование: костюмы Берендея, туристов; рюкзаки с пустыми банками, бутылочками; таблички с названием «полян»; маршрутный лист; вопросы викторины; бумага, карандаши; ножницы; пустые пластиковые бутылки.

Ход мероприятия

Инсценировка «В гостях у Берендея».

Берендей.

О, мой лес, мой дивный лес,

Полный сказок и чудес!

В заботах и трудах проходит жизнь моя,

Надеюсь, что узнали вы меня.

Защитник леса, друг зверей,

Я царь из сказки ...

Дети. Берендей.

Берендей.

Молодцы, мои друзья!

Всех приглашаю в гости я.

В лесу моем приятно отдыхать,

Здесь можно веселиться и играть,

Дары природы собирать,

Лишь жителей лесных

Не смейте обижать!

(Слышны громкие голоса, песни. Выходят туристы. Они располагаются на поляне. Достают из рюкзаков пакеты с продуктами, банки, бутылки)

1-й турист.

Сегодня мы пришли гулять,

Благо, лес - рукой подать.

Закупили все подряд:

Пиццу, спички, лимонад.

2-й турист.

Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки -

Лес большой, он все вместит.

Лес, он чей?

Все вместе. Да ничей!

3-й турист.

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают.

Жги и лей, руби и бей!

Урны нет, носи в кусты!

Мы с природою на «ты».

4-й турист.

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем.

В речку скинем все бутылки,

В море пусть плывут посылки.

(Разбрасывают мусор)

1-й турист.

Мы - цари! Молчи, Природа!

Все здесь наше - лес и воды!

(Танцуют)

Берендей.

Что за шум в лесу моем?

Кто загадил водоем?

Кто деревья поломал?

Мусор всюду разбросал?

Я боюсь, что жертвою прогресса

Станет чистый изумрудный цвет,

Что потомки не увидят леса

На планете через сотню лет.

(Обращаясь к детям):

Поступаете вы так же?

Все дети. Нет!

Берендей.

Ребята, я вам верю, верю,

Но есть среди вас те,

Которые не понимают:

Погубим лес - так быть беде.

(Уходит, обидевшись)

Конкурсные задания.

Ведущий (обращаясь к туристам): Обидели вы Берендея! Но я думаю, мы все поможем вам вернуть его в наш лес. Поможем, ребята? А для этого нам необходимо выполнить все задания. Их у каждого звена четыре. Итак, получите свои маршрутные листы и отправляйтесь на поляны. На выполнение каждого задания вам дается 20 минут.

1-й отряд, 1-е звено

1. Викторина знатоков природы.

2. Подарок Берендею.

3. Наша реклама чистой воде.

4. Отходы - в доходы.

1-й отряд, 2-е звено

1. Подарок Берендею.

2. Наша реклама зеленому лесу.

3. Отходы - в доходы.

4. Викторина знатоков природы.

2-й отряд, 1-е звено

1. Наша реклама чистому воздуху.

2. Отходы - в доходы.

3. Викторина знатоков природы.

4. Подарок Берендею.

2-й отряд, 2-е звено

1. Отходы - в доходы.

2. Викторина знатоков природы.

3. Подарок Берендею.

4. Наша реклама чистому городу.

Дети согласно маршрутному листу выполняют задания на этапах. На выполнение каждого задания - 20 мин.

I поляна. «Викторина знатоков природы».

Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника)

Из древесины какого дерева делают спички? (Осина) Почему ночные цветки белые? (Они лучше заметны насекомым-опылителям)

Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник)

Цветок с девичьими очами."(Анютины глазки) Васин цветок. (Василек)

Цветок, название которого выражает не очень уважительное отношение к Алле. (Фиалка)

Цветок, встающий первый после спячки. (Подснежник)

Цветок, в названии которого есть кусочек железа. (Гвоздика)

Бродяга, слоняющийся по дорогам. (Подорожник)

Цветок с отличной памятью. (Незабудка)

Цветок и приправа к мясным и овощным блюдам. (Гвоздика)

Имя самовлюбленного принца. (Нарцисс)

Этот цветок облюбовала царевна-лягушка. (Кувшинка)

Зеленый, но не крокодил, колючий, но не еж. (Кактус)

Колокольчики висят, но не звенят. (Ландыш)

Белая корзинка, золотое донце –

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

Эй, звоночки - синий цвет, с языком, а звону нет. (Колокольчик)

Какая птица выше всех летает? (Орел)

Какая птица в мире самая большая? (Страус)

Лесная хищница с кисточками на ушах. (Рысь)

Птица, которая ночью охотится, а днем отсыпается. (Сова)

Животное, которое многие считают предком человека. (Обезьяна)

Его называют царем зверей. (Лев)

Самая большая змея в мире. (Анаконда)

Эта змея умеет гипнотизировать свою жертву. (Кобра)

Как называют тропический лес? (Джунгли)

Как называется охота на машинах? (Сафари)

Дикая кошка с блестящей черной шерстью. В книге о Маугли ее зовут Багира. (Пантера)

Крупная родственница мыши. (Крыса)

Зверек, живущий под землей. (Крот)

Самое большое сухопутное животное. (Слон)

Грызун, который любит стоять столбиком. (Суслик)

Полосатая лошадь. (Зебра)

Животное с самой длинной шеей. (Жираф)

Птица, которая любит демонстрировать свой великолепный хвост. (Павлин)

Свирепый зверь с рогом на носу. (Носорог)

Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

 

Рассыпается горох на семьдесят дорог:

Никто не подберет. (Град)

 

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

 

Что за чудо - красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти! (Радуга)

 

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

 

Белый, белый пароход над деревьями плывет.

Если станет синим, разразится ливнем. (Облако)

 

Покуда было белым, не падало оно,

А выросло - упало. Не правда ли, смешно? (Яблоко)

 

Долгоножка хвалится: я ли не красавица?

А всего-то - косточка, да красненькая кофточка! (Вишня)

 

Желтое решето темных домиков полно. (Подсолнух)

Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево)

 

Словно ребята на пеньках столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой. (Опята)

 

Что за странный колобок? У него колючий бок.

Если кто его коснется - колобок клубком свернется. (Еж)

 

Его ни встретить, ни поймать никак не удается.

Но стоит крикнуть иль позвать - охотно отзовется. (Эхо)

 

То прикинется лисицей,

То покажется жар-птицей.

Где пройдет - оставит след,

Красит листья в желтый цвет. (Осень)

II поляна. «Подарок Берендею».

На этом этапе дети готовят композицию из природного материала, дают ей название.

III поляна. «Наша реклама».

Детям предлагается подготовить к показу «рекламный ролик» на заданную тему:

- чистой воде (1-й отряд, 1-е звено);

- зеленому лесу (1 -й отряд, 2-е звено);

- чистому воздуху (2-й отряд, 1-е звено);

- чистому городу (2-й отряд, 2-е звено)

IV поляна. «Отходы - в доходы».

Из 2-3 пластиковых бутылок ребятам необходимо изготовить декоративную поделку.

Заключительная часть праздника.

После прохождения всех этапов дети собираются на общей поляне и устраивают выставку поделок, композиций, демонстрируют рекламу.

Уместно поговорить с ребятами и на такие темы:

1. Правила поведения в лесу:

- что можно делать?

- что нельзя делать?

2. Назвать:

- съедобные грибы;

- несъедобные грибы.

3. Назвать растения нашего края.

4. Назвать птиц нашей области.

5. Назвать растения, произрастающие на территории нашего лагеря.

6. Какие народные приметы вы знаете?

Завершается праздник стихами о природе, которые дети рассказывают в подарок Берендею.











В гости к лесному царю Берендею

Ведущий: 15 июня – духов день, зелёные святки, поэтому сегодня нам с вами предстоит удивительное путешествие. Где-то здесь было приглашение от лесного царя Берендея. Давайте поищем!

Ведущий: Нашли? Что ж, приглашение лесного царя принимаем. Но чтобы попасть в Лесное Царство, нам надо добыть три ключа. А охраняют их верные слуги Берендея. И просто так не отдают. А только тем, кто ответит на все их вопросы. Кто это? Да, первой нас встречает старушка-лесовушка.

Лесовушка: Чего разгалделись – расшумелись? Забыли, как себя в лесу надо вести?

Ведущий: Да нет же, ребята всё помнят. Расскажите-ка старушке!

(ребята отвечают)

Ведущий: Вот видишь, бабушка, они хорошие. Отдай нам, пожалуйста ключик от Берендеева царства.

Лесовушка: Ишь, чего захотели. Ключик им подавай. Сперва загадки мои разгадайте.

Весной одевается, осенью раздевается

      (дерево).

Не заботясь о погоде,

 В сарафане белом ходит,

 А в один из тёплых дней

 Май серёжки дарит ей.

      (береза)

На цветке цветок – пьёт цветочный сок.

      (бабочка)

Сам мал, незаметно хожу,

 А ношу больше себя ношу.

      (муравей)

С моего цветка пчёлка собирает самый вкусный мёд.

 А меня все обижают, шкуру тонкую сдирают

      (липа)

Богатырь стоит богат,

 Угощает всех ребят.

 Ваню – земляникой, Толю костяникой,

 Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

      (лес)

Скачет зверушка,

 Не рот, а ловушка.

 Попадут в ловушку

 И комар, и мушка.

      (лягушка)

Ведущий: Ну всё, старушка – лесовушка, отгадали мы твои загадки, отдавай нам ключик.

Лесовушка: Загадки – это так, разминка. А теперь надо бы в баньке попариться.

Ведущий: Некогда нам в баню идти, нас берендей на поляне ждёт.

Лесовушка: Ну, ладно. Только ответьте мне, из каких растений делают банные веники?

Лесовушка: Что ж, надо бы вас всё-таки попарить березовым веником, чтобы от хворобы уберечь. (Парит). Ладно, заслужили ключ.

Ведущий: Что ж, продолжаем наше путешествие. Следующая тропинка приведёт нас к Цветику-Семицветику. Здравствуй, Цветик! Может быть, ты дашь нам ключик без всяких проволочек?

Цветик-Семицаетик: Ключик отдам, но только после загадок:

Лик пахучий, а хвост колючий

      (шиповник).

Мой брат зовёт всех на урок,

 А я в траве стою высокой.

 От ветра голову склоню,

 Но почему-то не звоню.

      (колокольчик)

Я расту в садах, лесах

 У болот и на прудах.

 Я цвету почти всё лето

 А зовусь я как конфета.

      (ирис)

Колосится в поле рожь,

 Там во ржи цветок найдёшь.

 Хоть не красный он, а синий,

 Всё ж на звёздочку похож.

      (василек)

Четыре ярко-красных

 Блестящих лепестка.

 И зёрнышки в коробке

 У этого цветка.

      (мак)

Есть один такой цветок

 Не вплетёшь его в венок.

 На него подуй слегка,

 Был цветок – и нет цветка.

      (одуванчик)

Называют «ноготки»

 Цвета жёлтого цветки.

 Как ещё нас называют?

 Для чего нас применяют?

      (календула)

Цветик-Семицаетик: Очень хорошо, что вы отгадали все мои загадки. Надеюсь, вы любите цветы, и будете относиться к ним бережно.

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

 Если все – и я, и ты

 Если мы сорвём цветы,

 Опустеют все поляны

 И не будет красоты. Вот вам следующий ключик.

Ведущий: Два ключа у нас уже есть, отправляемся за третим. А, вот там, под деревом сидит добрый доктор Айболит.

Айболит: Не удивляйтесь, что я устроил свою больницу прямо в лесу. Ведь здесь на каждой поляне целая аптека из лекарственных трав и цветов. Кто мне сможет назвать лекарственные растения?

(ответы ребят).

Ведущий: Уважаемый доктор Айболит, нам очень нужно попасть к царю Берендею.

Айболит: Просто так ключик не отдам. Сначала вопросы:

 Ты растение не тронь –

 Жжётся больно, как огонь

 Что это?

      (крапива)

Ведущий: В прежние времена из крапивы, как сейчас из льна, вырабатывали пряжу. Из её волокон плели прочную рыболовную сеть, верёвки, канаты, ткали материал для мешков. Служила крапива и хорошим материалом для изготовления бумаги.

Айболит: А какую пользу приносит крапива?

(Очищает и останавливает кровь, из крапивы варят первый весенний крапивный суп, её отваром моют голову).

 Тонкий стебель у дорожки,

 На конце его – серёжки.

 На земле лежат листки –

 Маленькие лопушки.

      (подорожник)

Ведущий: Когда испанский король послал своих конкистадоров покорять Америку, он и не знал, что отправляет туда ещё одного завоевателя. Имя ему – подорожник. В сырую погоду его семена становятся липкими и как клей прилипают к сапогам. Где проходили испанские солдаты – там и вырастал подорожник. «Следом белого человека» называли его индейцы. Благодаря своей напористости и неприхотливости, подорожник отвоевал у местных растений значительные территории.

Айболит: В чём польза подорожника?

(Заживляет ранки, порезы, мозоли. Лечит гастриты и язвы желудка. Помогает при раке. Очищает кровь. Лечит кашель).

 Вот следующая загадка: Белые горошки на зелёной ножке.

      (ландыш)

Ведущий: По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила земного юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки морской царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.

Айболит: Капли ландыша как раз помогают от сердечных болей, используются, как успокоительное. Вот еще загадка:

 Стоят кругом сестрички:

 Жёлтые глазки, белые реснички.

      (ромашка)

Ведущий: Родина ромашки – Америка. Ещё в 40-х годах 19 века её, как редкость показывали в ботаническом саду. Как сорняк она попала вместе с зерном в трюмы пароходов, потом поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и семена ромашки рассеялись по железнодорожному полотну. Вскоре насыпи вдоль железных дорог покрылись мягкой и ароматной травой.

Айболит: Чем полезна ромашка?

(Антисептик, лечит желудок, горло, зубы, дёсны. Используется в косметологии. Волосы, помытые настоем ромашки, приобретают красивый золотистый оттенок).

 А вот это что?

 «Кошачья травка» -

 Больным поправка.

 Корешок в аптечку,

 Чтоб помочь сердечку.

      (валериана)

 Валериана успокаивает сердце, снимает спазмы желудка.

 Горел в траве росистой,

 Потом померк, потух

 И превратился в пух.

      (одуванчик)

 Листья одуванчика употребляют в пищу, как салат, возбуждающий аппетит, варят варенье из цветков.

 Отгадайте:

 Держатся на стеблях крепких

 Сто плодов шершавых, цепких

      (репейник)

 Используется в виде полезного продукта – репейного масла.

Ведущий: Ну что, заработали наши ребята на ключ?

Айболит: Заработали.

Ведущий: Наконец, все ключи собраны, можем отправляться прямо к Берендею.

Берендей: Ну, здравствуйте, гости дорогие. Собрали ли вы заветные ключи?

Ведущий: Собрали.

Берендей: А вот я сейчас проверю, сами ли вы на вопросы отвечали или купили ключики. Сам вас испытывать буду.

Ведущий: Что ж, испытывай!

Берендей: Попробуйте-ка угадать из каких произведений следующие отрывки:

 «Когда все розы были спрятаны, старушка повела девочку в свой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми перинками, набитыми голубыми фиалками».

      (Г.-Х. Андерсен. Снежная королева)

 «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан, но лепестки цветка были плотно сжаты…»

      (Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка)

 «Дни шли за днями. Порой ветер колыхал розовые кусты, распустившиеся возле дома, и спрашивал у роз: «Есть ли кто-нибудь красивее вас?» И розы, качая головками, отвечали: «Элиза красивее нас»

      (Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди)

 «Да ведь их видимо-невидимо. И на кочках, и под кочками, и на лужайке, и под деревьями. Никогда я столько подснежников не видела. Да какие все крупные, стебельки пушистые, словно бархатные, лепестки словно хрустальные…»

      (С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев)

Берендей: Молодцы, вижу, что сами ключики заработали. Ну что ж, Вы пришли ко мне в гости, и я приглашаю вас отведать ароматного лесного чая с вареньем!

Литература:

 Вакуленко, Ю. А. Веселая карусель для младших школьников. Частушки-хохотушки, узелок загадок. – Волгоград: Учитель, 2007. – (В школе и на досуге).

 Театрализованные праздники. Найди свою звезду: 9 класс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – (Школьная фабрика звезд).

 Ушакова О. Д. Загадки, считалки, скороговорки: словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

 Я познаю мир: Растения: детская энциклопедия. – М.: АСТ, 2002






Краткое описание специфики работы профильной смены


Лагерь для ребёнка – новое жизненное пространство, новая социальная среда, где царит любовь, уважение, творчество, право выбора, где ребёнок получает опыт самоопределения.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности.

ЦЕЛЬ:

Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

ЗАДАЧИ:

1. Создавать условия для организованного отдыха детей.

2. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.

3. Формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру.

4. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, использования окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.

5. Организовать среду, предоставляющую ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

6. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

В деятельности лагеря по программе можно выделить основные этапы:

1.Организационный «Искатели приключений».


2.Основной «По дороге испытаний».


3.Итоговый «Открытие тайны Солнца».


В организационном этапе «Искатели приключений» основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этап проходит в течение 3 дней и заканчивается стартом сюжетно-ролевой игры. В этот период принимаются законы совместной деятельности, в течение игры происходит знакомство с главными героями игры и ее идей.

Основной этап «По дороге путешествий» занимает большую часть времени, 11 дней. Именно на этом этапе реализуются все постоянные индивидуально-личностные и коллективные цели развития.

Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела. В конце каждого дня проводится рефлексия.

В итоговый этап «Открытие тайны Солнца» изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа отрядов. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвященное открытию истинной тайны Солнца, которую все это время знали лишь воспитатели.

Участники смены являются одной командой. В нашем лагере будет две команды: первая команда – «Земля», вторая – «Луна». Целью команд является получение Солнечных лучей, которые в конце каждого дня каждая команда может получить от Большого Совета. Лучи выдаются за определенные качества, проявленные в ходе испытаний и приключений. В состав Большого Совета входят воспитатели и начальник лагеря. Номинации, по которым оцениваются команды, следующие:

- творческий поиск и талант;

- дружные и сплоченные отношения в отряде;

- активная позиция в игре.

Главная цель воспитателей – проверить и испытать участников. Именно поэтому воспитатели каждый день пробуют силы участников в различных ситуациях: играх, соревнованиях, конкурсах.

Пользуясь картой Солнца, которую участники соберут во второй день смены, они начнут бороться за право владеть солнечным теплом для своей планеты. Когда все преграды будут позади, участники соберутся всей дружной командой для «открытия тайны Солнца». Большой Совет подводит итог игры и проводит награждение активных участников. После подведения итогов все Солнечные лучи, заработанные командами, выкладываются вокруг солнечного диска и получается надпись: «Наша сила в дружбе». Открывается главная тайна Солнца, которая хранится не во внешнем облике Солнечных лучей, а в их внутреннем содержании. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерство и доброта. В ходе игры ребята получат навыки коллективно- творческой деятельности.

В программу работы школьного лагеря заложены 5 направлений деятельности. Работа по каждому из направлений осуществляется под своим девизом.


  1. Творческое направление – формирование у детей чувства прекрасного. Творческая активность помогает ребенку стать практически деятельной личностью.

Девиз: «Рисуем, изготавливаем, оформляем».

Секрет: «Каждое дело – творчески, иначе зачем?»

  • экскурсии по селу, в д. Юсупово, в парк д. Четвертово;

  • творческие мастерские;

  • оформление дневников наблюдения, отрядного уголка.


  1. Интеллектуально - познавательное направление - работа направлена на духовное становление личности, развитие наблюдательности, любознательности, включает в себя:

  • изучение истории своего села (выполнение творческих работ);

  • сбор материала и оформление отрядной газеты «Удивительное рядом»;

  • разработка исследовательских работ по экологии.

Девиз: «Разведываем, изучаем, открываем».

Секрет: «Постоянно расширяй свои знания о себе, окружающем мире».

  1. Спортивно – оздоровительное направлено на оздоровление и совершенствование всех функций организма, на снятие психоэмоционального стресса, накопленного за учебный год, включает в себя:

  • витаминизация через витаминизированные продукты питания и непосредственно использование витаминов;

  • формирование у детей понятия о необходимости соблюдения режима дня через профилактическую деятельность фельдшера и проведение отрядных мероприятий по данной тематике.


Девиз: «Развиваемся, играем, отдыхаем».

Секрет: «Люди с самого рожденья жить не могут без движенья. Сам себе я помогу и здоровье сберегу».

  1. Духовно - нравственное - работа по данному направлению необходима в любом коллективе, а особенно в детском. У каждого человека должно быть чётко сформированы такие понятия, как: «можно и нельзя», «хорошо и плохо», «человек», «культура», «милосердие», «толерантность», «экологическая грамотность».

Девиз: «Растём, исправляем, оцениваем».

Секрет: «Школа примирения – залог успешного общения»

  • отрядные огоньки, на которых обсуждаются все достижения, анализируется достижения каждого из отряда в течение дня; рассматриваются и разрешаются конфликтные ситуации

  • обучение правилам поведения в различных ситуациях.



  1. Экологическое направление – работа по формированию экологической культуры, расширению экологических знаний и ведению практической деятельности в этой области.

  • экоразведка, экодесант;

  • игры на местности;

  • познавательно-развлекательные игры и викторины.

Девиз: «Узнаём, исследуем, спасаем».

Секрет: «Когда ты выбираешь путь, о самом главном не забудь! Традиции лучшие в сердце храни. Их знаем, их помним, о них говорим»

Основными методами организации деятельности являются:

  • метод игры;

  • методы театрализации;

  • методы состязательности;

  • метод коллективной творческой деятельности.

Коллективная творческая деятельность развивает организационные, умственные и физические способности. На прогулке в лесу, при участии в общелагерных мероприятиях творческая активность каждого помогает реализовать потребности общения друг с другом, сплачивает ребят, помогает установить добрый климат человеческих отношений. Творческая активность помогает ребенку стать практически деятельной личностью. А это возможно лишь при создании условий для развития у ребенка таких качеств, как надежность и трудолюбие.

Виды КТД в рамках программы:

  • организация коммуникативного взаимодействия (беседы, диспуты, дискуссии, «огоньки», встречи с интересными людьми и т.д.);

  • игровая деятельность (игровые программы, деловые игры и т.д.);

  • целенаправленное восприятие (экскурсии, прогулки на природу и т.д.);

  • познавательная деятельность (интеллектуальные игры, викторины, турниры, бои интеллектуалов и т.д.);

  • предметно-практическая деятельность (трудовые акции, конкурсы, творческие мастерские);

  • организационно-ритуальная деятельность (отрядные мероприятия, отрядная свечка и т.д.);

  • креативная деятельность (творческие конкурсы, конкурсы отрядных проектов, творческие отчёты – раскрытие секрета чего-либо и т.д.);

  • спортивно-оздоровительная деятельность (веселые старты, спартакиады, олимпийские игры и т.д.);

  • создание информационного продукта (выпуск стенгазеты «Секреты эколога», информационных газет и т.д.);

  • комплексные формы работы, включающие в себя любые предыдущие (праздники открытия и закрытия смены, фестивали, шоу и т.д.).


Блоки программы:

  1. Мир вокруг человека (окружающая среда и её влияние на здоровье человека, основы здорового образа жизни, безопасность) – интеллектуально-познавательное, спортивно-оздоровительное и экологическое направления.

Задачи:

  • создание и реализация условий для формирования потребности в здоровом образе жизни, для познания окружающего мира и его законов;

  • изучение внешнего и внутреннего мира человека, соотношения объективной и субъективной реальности, связей человека с окружающим миром и принципа единства мира;

  • развитие исследовательских способностей учащихся, воспитание интереса к природе.

Содержание работы: элементы исследовательской деятельности (фенологические наблюдения, эксперименты на пришкольном участке, оценка экологического состояния окружающей среды), очистка территории от мусора, спортивные мероприятия, поездка в ФОК «Рубин», воспитательные мероприятия, посвященные вопросам гигиены и психологического здоровья детей.

  1. Человек в обществе (реализация проектов, добрые дела) – социально-значимая деятельность, экологическое направление, творческое направление.

Задачи:

  • формирование отношения к труду как к общечеловеческой потребности и инструменту общения;

  • формирование умения видеть в результате труда человека-исполнителя.

Содержание работы: экодесант, оформление странички о лагере на сайте школы, воспитательные мероприятия, КТД

  1. Внутренний мир человека («экология души», духовно-нравственные ценности) – духовно-нравственное направление, экологическое направление.

Задачи:

  • создание и реализация условий для формирования духовно – нравственной личности;

  • формирование чувства любви к природе, приобщение к национальным традициям и обрядам своего народа, формирование чувства уважения к старшим и друг к другу;

  • изучение видов и уровней общения, его законов (общение человека с человеком, человека с природой).

Содержание работы: тематические праздники, просмотры видеороликов на духовно – нравственные темы, анкетирование, направленное на изучение личности ребенка и ее параметров.



19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа лагерной профильной экологической смены " Зелёная веточка России"

Автор: Логвинова Людмила Владимировна

Дата: 05.04.2017

Номер свидетельства: 406785


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства