Просмотр содержимого документа
«Программа экологического клуба «Муравьишки» на 2016-2017 уч.г.»
Программа экологического клуба «Муравьишки» на 2016-2017 уч.г.
Учитель начальных классов : Лялина Ирина Анатольевна
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа экологического клуба «Муравьишки» направлена на формирование экологической культуры младших школьников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также использовались технологии программы экологического образования дошкольников «Развитие» под редакцией А.И. Ивановой.
В ходе начального образования актуальным является построение работы на принципах развивающего обучения и работа эта направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь школьников, развивать мышление и творческие способности.
Цель программы: На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней,воспитывать потребность в общении с природой.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Новым в работе кружка «Муравьишки» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 7-8 лет.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Продолжительность образовательного процесса составляет –66часов:
2 часа в неделю* 33 учебные недели = 66 часов
(из них 1 час – уход за животными в живом уголке + 1час - реализация данной программы)
Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Методика работыпредполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
Наглядные Практические Словесные
Наблюдения Игра Эксперименты Рассказывание
(кратковременные, Дидактические игры Беседа
длительные) (настольно-печатные, Чтение
Определение предмета словесные),
по определённым Игры-занятия
признакам Подвижные игры
Восстановление картины Творческие игры
целого по отдельным
признакам
Ожидаемые результаты:
Данная программа призвана способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У обучающихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социальной:
а) формирование экологических знаний, умений, навыков;
б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
в) развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды.
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого ;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях .
- понимать ценность природных объектов;
Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1) Экологическая информация для родителей на темы:
* данные об экологической ситуации в городе;
* правила поведения в экстремальных условиях;
* выращивание экологически безопасного урожая;
* комнатные, лекарственные, пищевые растения;
* домашние животные , их содержание в доме и значение для ребёнка.
2) Организация выставки детских работ по наблюдениям , увиденным в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
3) Вечер развлечений «Кто в доме живет?» по материалам блоков занятий «Растения», «Животные», «Лес»
4) Викторина на тему «Волшебница вода» по материалам блоков занятий « Вода».
Список литературы для учителя:
1. И. Белавина, Н. Найдёнова «Планета – наш дом» (Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников), Москва 1995 г.,
Изд. « ЛАЙДА»
2. А. И. Иванова « Живая экология», Москва 2007г., Изд. « ТЦ «СФЕРА»
4. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей «Мы»,
Санкт-Петербург 2001г., Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
5. Н.А. Рыжова «Не просто сказки», Москва 2002г. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»
6. Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко», Москва 1998г. изд. «ЛИНКА-ПРЕСС»
7. Н.А. Рыжова «Человек и природа », Москва 2007г. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»
8. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами», Москва 2007г. Изд. «ЛИНКА-ПРЕСС»
9.Т.А. Шорыгина «Зелёные сказки», Москва 2006г., Изд. «Книголюб».
10. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г.,
Изд. «Гном и Д».
12. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г.,
Изд. «Гном и Д».
13. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г.,
Изд. «Гном и Д».
14.Хрестоматия для школы (Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
15.Хрестоматия для школы (Сказки, стихи, рассказы о животных), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
16. Энциклопедия о животных «Планета животных», Москва 2001г.,
Изд. «МАХАОН».
17. «Эти удивительные Акулы и киты» Москва 1998г., Изд. «МАХАОН».
Учебно – тематический план
№ п/п
Раздел
Количество
занятий
1
«Я и природа»
2
2
«Вода»
3
3
«Воздух»
2
4
«Солнце»
3
5
«Почва»
4
6
«Растения»
6
7
«Животные»
8
8
«Лес»
3
9
«Человек и природа»
2
Итого:
33
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
Дата
Тема
Формирование умений
Фома
Организационной деятельности
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1
«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе.
«Наш дом – природа»
Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу.
Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано.
беседа
Наблюдать объекты и явления природы. Характеризовать их особенности. Группировать объекты живой и неживой природы.
Проследить взаимосвязи компонентов природы. Приводить примеры веществ, описывать их.
Рассказ. Вопросы. Подготовка к экскурсии.
2
1. «Звездное небо»
Обобщить, уточнить знания детей о звездах, знать названия созвездий
презентация
Работа с атласами-определителями «От земли до неба»
2. Кладовые Земли
Познакомить детей с различными природными ископаемыми
Уметь отличать горные породы и минералы.
Дидактическая игра.
Участие в игре. Просмотр фильма про природные богатства.
3. «Водные растения и животные. Загрязнение
водоемов»
Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.
Занятие на тему «Что растёт в воде?», презентация
Приводить примеры растений и животных. Определять части растений. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений. Беседа.
3
1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.
Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.
Практическое занятие
« Мыльные пузыри»
Наблюдать простейшие опыты. Проводить групповые наблюдения.
Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки.
2. Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром.
Познакомить детей с семенами, имеющие разнообразные «крылышки» с помощью которых ветер разносит их.
Занятие на тему:
« Крылатые семена»
Характеризовать способы размножения. Уметь различать семена растений по картинкам и условия их произрастания.
Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника. Практическая работа.
3. Чистый и загрязнённый воздух.
Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Занятие на тему: «Вот труба – над нею дым».
.знать значение чистого воздуха. Просмотр фильма о предприятиях, загрязняющих воздух. Знать правила экологической безопасности.
» Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами.
Сказочный герой Карлсон
4. Солнечная система.
Солнце – источник света и тепла.
Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы.
Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем.
Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.
Занятие:
«Солнце, Земля и другие планеты»
Уметь наблюдать. Работать с географической картой. Знать строение Солнечной системы.
Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли
4
1. Роль света в жизни растений, животных, человека.
Сезонные изменения в природе.
Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.
Учить понимать причины сезонных изменений в природе.
Беседа в живом уголке комнаты природы и практические занятия в уголке экспериментирования.
Выращивать растения в группе из семян, листа. Описывать сезонные изменения в природе.
Горшочки для посадки растений
( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.)
2. Легенды и сказки о солнце.
Формировать представления детей о значении солнца через легенды и сказки.
Чтение художественной литературы с последующим обсуждением.
Уметь анализировать прочитанное. Писать сказки по картинкам.
Художественные произведения: легенды и сказки о солнце.
3.Почва – верхний слой земли – «Живая земля»
Познакомить детей с понятием « Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой.
Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.
Рассказ « Почва-
« живая земля
4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека.
Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.
Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека.
Практическое
занятие
Описывать свойства и виды изученных почв. Знать обитателей почв и их значение.
Песок, глина, перегной, семена, дождевые черви или жужелица, музыкальные заставки. Обсуждение увиденного.
5
1. Кладовые Земли. Песок и глина.
Закрепить знания о минералах: песок, глина.
Практическое занятие.
Уметь наблюдать. Описывать внешний вид и уметь контролировать в игре.
Глина, песок, часы песочные, банка с водой,2-3 гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения
2. Кладовые Земли. Камни. Драгоценные камни.
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: ( морские, речные, ценные ( мрамор, гранит), драгоценные.
Практическое занятие в кабинете, коллекция камней
Уметь наблюдать. Просмотр фильма.
Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях.
3. Разнообразие видов растений. Дикорастущие и культурные растения.
Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы.
Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам.
« Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото».
4. Части растений.
Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.
Занятие, «Из каких частей состоит растение».
Различать части растений. И их отличительные части. Работа с гербарием
Демонстрационный материал из серии
« Знакомство с окружающим миром», гербарий растений».
6
1. Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений.
Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.
Экспериментальное занятие.
Наблюдать и характеризовать условия, необходимые для роста растений.
Растения теневыносливые и светолюбивые.
Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях.
Черенки растений
( бальзамина).
2. Растения – пища животных и человека.
Дать детям представления о растениях, как пище животных и человека.
Беседа по вопросам и иллюстрациям, дидактическая игра
« Кто что ест»?
дидактическая игра. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Иллюстрации трав, овощей, фруктов, злаков.
3. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения.
Познакомить детей с разновидностями растений.
Учить различать их в природе.
Игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений» презентация
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Различать съедобные и ядовитые. Узнавать лекарственные растения своей местности.
Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений,
Гербарий этих растений. Кукла Айболит.
4. Охрана растений.
Красная книга природы.
Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности.
Беседа на тему:
« Растения просят помощи». презентация
Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.
Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников- пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева.
7
8
1. Разнообразие животного мира.
Знакомство с различными представителями животного мира.
Познакомить детей с разнообразными видами животных. Учить видеть общее у животных, относящихся к разным систематическим группам, но приспособленным к сходным условиям.
Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию (презентация)
Различать животных. Описывать внешний вид представителей животного мира. Работа с карточками.
Демонстрационный материал из серии
« Знакомство с окружающим миром»,
« Животные».
3. Земноводные.
Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные.
И их особенностями и средой обитания.
Беседа. презентация
Различать животных. Описывать внешний вид представителей животного мира. Работа с карточками.
Рассказ.
4. Пресмыкающиеся
Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся.
Их особенностями и средой обитания.
Беседа. презентация
Различать животных. Описывать внешний вид представителей животного мира. Работа с карточками
Рассказ.
1. Насекомые.
Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть
Экскурсия по территории школы..Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых\ презентация
Уметь наблюдать. Отличать по картинкам и увиденному.
Демонстрационный материал из серии
« Знакомство с окружающим миром»,
«Насекомые».
2. Птицы.
Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам,
Занятие: « Какая птица, где живёт» презентация
Уметь наблюдать. Отличать по картинкам и увиденному.
Рассказ. Викторина.
3. Звери.
Учить группировать животных по общим признакам.
Занятие: « Звери, какие они»? презентация
Описывать внешний вид, особенности, рассказывать.
Рассказ. Викторина.
4. Животные разных континентов. Красная книга Природы.
Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе.
Познакомить детей с Красной книгой.
Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека.
Беседа, презентация
Работа с книгами, просмотр фильма и знать правила охраны животных.
Беседа по вопросам.
9
1. Лес - как пример сообщества.
Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности.
Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Уметь различать обитателей леса.
Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения «В лесу» И. Белоусова
3.Десять заповедей друзей природы.
Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.
Дидактическая игра: «Угадай правило»
Заповеди правильного поведения людей в лесу. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
Конспект проведения экскурсии. Вопросы к детям
4. Нужны все на свете
( Обобщение знаний)
Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам.
Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.
Экологический вечер развлечений:
« Земля наш общий дом»
Костюмы по содержанию. Уметь обсуждать в группах. Систематизация знаний и умений.