kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа экологического клуба «Муравьишки» на 2016-2017 уч.г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для внеурочной деятельности в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа экологического клуба «Муравьишки» на 2016-2017 уч.г.»

Программа экологического клуба «Муравьишки» на 2016-2017 уч.г.


Учитель начальных классов : Лялина Ирина Анатольевна


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа экологического клуба «Муравьишки» направлена на формирование экологической культуры младших школьников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также использовались технологии программы экологического образования дошкольников «Развитие» под редакцией А.И. Ивановой.

В ходе начального образования актуальным является построение работы на принципах развивающего обучения и работа эта направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь школьников, развивать мышление и творческие способности.

Цель программы:
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:

1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней, воспитывать потребность в общении с природой.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  6. Принцип ориентации на успех.

  7. Принцип взаимоуважения.

  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  9. Принцип связи обучения с жизнью.

  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.

  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

  13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Новым в работе кружка «Муравьишки» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 7-8 лет.


Сроки реализации программы – 1 год обучения.


Продолжительность образовательного процесса составляет 66часов:

2 часа в неделю* 33 учебные недели = 66 часов

(из них 1 час – уход за животными в живом уголке + 1час - реализация данной программы)

Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.


Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;


Методы проведения:

Наглядные Практические Словесные

Наблюдения Игра Эксперименты Рассказывание

(кратковременные, Дидактические игры Беседа

длительные) (настольно-печатные, Чтение

Определение предмета словесные),

по определённым Игры-занятия

признакам Подвижные игры

Восстановление картины Творческие игры

целого по отдельным

признакам


Ожидаемые результаты:

Данная программа призвана способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У обучающихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социальной:

а) формирование экологических знаний, умений, навыков;

б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

в) развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды.

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого ;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях .

- понимать ценность природных объектов;

Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.


Формы подведения итогов по проделанной работе:

1) Экологическая информация для родителей на темы:

* данные об экологической ситуации в городе;

* правила поведения в экстремальных условиях;

* выращивание экологически безопасного урожая;

* комнатные, лекарственные, пищевые растения;

* домашние животные , их содержание в доме и значение для ребёнка.

2) Организация выставки детских работ по наблюдениям , увиденным в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.

3) Вечер развлечений «Кто в доме живет?» по материалам блоков занятий «Растения», «Животные», «Лес»

4) Викторина на тему «Волшебница вода» по материалам блоков занятий « Вода».


Список литературы для учителя:


1. И. Белавина, Н. Найдёнова «Планета – наш дом» (Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников), Москва 1995 г.,

Изд. « ЛАЙДА»

2. А. И. Иванова « Живая экология», Москва 2007г., Изд. « ТЦ «СФЕРА»

3. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование культуры дошкольников», Волгоград2008г., Изд. «Учитель».

4. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей «Мы»,

Санкт-Петербург 2001г., Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

5. Н.А. Рыжова «Не просто сказки», Москва 2002г. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»

6. Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко», Москва 1998г. изд. «ЛИНКА-ПРЕСС»

7. Н.А. Рыжова «Человек и природа », Москва 2007г. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»

8. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами», Москва 2007г. Изд. «ЛИНКА-ПРЕСС»

9.Т.А. Шорыгина «Зелёные сказки», Москва 2006г., Изд. «Книголюб».

10. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».

11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г.,

Изд. «Гном и Д».

12. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г.,

Изд. «Гном и Д».

13. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г.,

Изд. «Гном и Д».

14.Хрестоматия для школы (Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».

15.Хрестоматия для школы (Сказки, стихи, рассказы о животных), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».

16. Энциклопедия о животных «Планета животных», Москва 2001г.,

Изд. «МАХАОН».

17. «Эти удивительные Акулы и киты» Москва 1998г., Изд. «МАХАОН».


Учебно – тематический план


п/п

Раздел

Количество

занятий

1

«Я и природа»

2

2

«Вода»

3

3

«Воздух»

2

4

«Солнце»

3

5

«Почва»

4

6

«Растения»

6

7

«Животные»

8

8

«Лес»

3

9

«Человек и природа»

2


Итого:

33










Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Тема

Формирование умений

Фома

Организационной деятельности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1


«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе.



«Наш дом – природа»

Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу.

Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано.

беседа

Наблюдать объекты и явления природы. Характеризовать их особенности. Группировать объекты живой и неживой природы.

Проследить взаимосвязи компонентов природы. Приводить примеры веществ, описывать их.





Рассказ. Вопросы. Подготовка к экскурсии.

2


1. «Звездное небо»


Обобщить, уточнить знания детей о звездах, знать названия созвездий



презентация

Работа с атласами-определителями «От земли до неба»


2. Кладовые Земли

Познакомить детей с различными природными ископаемыми

Уметь отличать горные породы и минералы.



Дидактическая игра.

Участие в игре. Просмотр фильма про природные богатства.




3. «Водные растения и животные. Загрязнение

водоемов»

Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.



Занятие на тему «Что растёт в воде?», презентация

Приводить примеры растений и животных. Определять части растений. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений. Беседа.

3


1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.


Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.


Практическое занятие

« Мыльные пузыри»

Наблюдать простейшие опыты. Проводить групповые наблюдения.

Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки.


2. Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром.


Познакомить детей с семенами, имеющие разнообразные «крылышки» с помощью которых ветер разносит их.



Занятие на тему:

« Крылатые семена»

Характеризовать способы размножения. Уметь различать семена растений по картинкам и условия их произрастания.

Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника. Практическая работа.




3. Чистый и загрязнённый воздух.




Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.




Занятие на тему: «Вот труба – над нею дым».

.знать значение чистого воздуха. Просмотр фильма о предприятиях, загрязняющих воздух. Знать правила экологической безопасности.

» Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами.

Сказочный герой Карлсон


4. Солнечная система.

Солнце – источник света и тепла.

Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы.

Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем.

Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.





Занятие:

«Солнце, Земля и другие планеты»

Уметь наблюдать. Работать с географической картой. Знать строение Солнечной системы.

Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли

4


1. Роль света в жизни растений, животных, человека.

Сезонные изменения в природе.

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.

Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

Беседа в живом уголке комнаты природы и практические занятия в уголке экспериментирования.

Выращивать растения в группе из семян, листа. Описывать сезонные изменения в природе.

Горшочки для посадки растений

( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.)


2. Легенды и сказки о солнце.


Формировать представления детей о значении солнца через легенды и сказки.

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением.

Уметь анализировать прочитанное. Писать сказки по картинкам.

Художественные произведения: легенды и сказки о солнце.


3.Почва – верхний слой земли – «Живая земля»

Познакомить детей с понятием « Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой.

Практическое занятие чтение.

Наблюдать опыты. Различать типы почв. Уметь слушать.


Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.

Рассказ « Почва-

« живая земля


4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека.






Практическое

занятие

Описывать свойства и виды изученных почв. Знать обитателей почв и их значение.

Песок, глина, перегной, семена, дождевые черви или жужелица, музыкальные заставки. Обсуждение увиденного.

5


1. Кладовые Земли. Песок и глина.


Закрепить знания о минералах: песок, глина.

Практическое занятие.

Уметь наблюдать. Описывать внешний вид и уметь контролировать в игре.

Глина, песок, часы песочные, банка с водой,2-3 гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения


2. Кладовые Земли. Камни. Драгоценные камни.

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: ( морские, речные, ценные ( мрамор, гранит), драгоценные.

Практическое занятие в кабинете, коллекция камней

Уметь наблюдать. Просмотр фильма.


Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях.


3. Разнообразие видов растений. Дикорастущие и культурные растения.

Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы.

Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам.

Обобщающая беседа. Дидактическая игра. Презентация

Сравнивать и делать выводы. Работа по картинкам.

Демонстрационный материал из серии

« Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото».


4. Части растений.

Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.

Занятие, «Из каких частей состоит растение».

Различать части растений. И их отличительные части. Работа с гербарием

Демонстрационный материал из серии

« Знакомство с окружающим миром», гербарий растений».

6


1. Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений.

Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

Экспериментальное занятие.

Наблюдать и характеризовать условия, необходимые для роста растений.

Растения теневыносливые и светолюбивые.

Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях.

Черенки растений

( бальзамина).


2. Растения – пища животных и человека.

Дать детям представления о растениях, как пище животных и человека.

Беседа по вопросам и иллюстрациям, дидактическая игра

« Кто что ест»?


дидактическая игра. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Иллюстрации трав, овощей, фруктов, злаков.


3. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения.

Познакомить детей с разновидностями растений.

Учить различать их в природе.


Игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений» презентация

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Различать съедобные и ядовитые. Узнавать лекарственные растения своей местности.


Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений,

Гербарий этих растений. Кукла Айболит.


4. Охрана растений.

Красная книга природы.

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности.



Беседа на тему:

« Растения просят помощи». презентация

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников- пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева.

7






















8


1. Разнообразие животного мира.

Знакомство с различными представителями животного мира.

Познакомить детей с разнообразными видами животных. Учить видеть общее у животных, относящихся к разным систематическим группам, но приспособленным к сходным условиям.

Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию (презентация)

Различать животных. Описывать внешний вид представителей животного мира. Работа с карточками.

Демонстрационный материал из серии

« Знакомство с окружающим миром»,

« Животные».


3. Земноводные.

Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные.

И их особенностями и средой обитания.

Беседа. презентация

Различать животных. Описывать внешний вид представителей животного мира. Работа с карточками.


Рассказ.


4. Пресмыкающиеся

Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся.

Их особенностями и средой обитания.

Беседа. презентация

Различать животных. Описывать внешний вид представителей животного мира. Работа с карточками


Рассказ.


1. Насекомые.




Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть

Экскурсия по территории школы..Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых\ презентация


Уметь наблюдать. Отличать по картинкам и увиденному.

Демонстрационный материал из серии

« Знакомство с окружающим миром»,

«Насекомые».


2. Птицы.

Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам,

Занятие: « Какая птица, где живёт» презентация

Уметь наблюдать. Отличать по картинкам и увиденному.

Рассказ. Викторина.


3. Звери.

Учить группировать животных по общим признакам.

Занятие: « Звери, какие они»? презентация

Описывать внешний вид, особенности, рассказывать.

Рассказ. Викторина.


4. Животные разных континентов. Красная книга Природы.

Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе.

Познакомить детей с Красной книгой.

Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека.


Беседа, презентация

Работа с книгами, просмотр фильма и знать правила охраны животных.

Беседа по вопросам.

9


1. Лес - как пример сообщества.

Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности.

Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Уметь различать обитателей леса.

Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения «В лесу» И. Белоусова


3.Десять заповедей друзей природы.

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.



Дидактическая игра: «Угадай правило»

Заповеди правильного поведения людей в лесу. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

Конспект проведения экскурсии. Вопросы к детям


4. Нужны все на свете

( Обобщение знаний)

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам.

Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.

Экологический вечер развлечений:

« Земля наш общий дом»

Костюмы по содержанию. Уметь обсуждать в группах. Систематизация знаний и умений.

Викторина, самостоятельная работа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Программа экологического клуба «Муравьишки» на 2016-2017 уч.г.

Автор: Лялина Ирина Анатольевна

Дата: 30.03.2017

Номер свидетельства: 405198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства