Программа внеурочной деятельности "Затейливые узелки"
Программа внеурочной деятельности "Затейливые узелки"
Актуальность данной программы связана с углублением знаний содержательной линии «Художественная обработка материалов», получаемых на уроках трудового обучения. При изучении этого курса учащиеся знакомятся с историей возникновения вышивки, учатся технологически правильно выполнять вышивку украшающими швами, получают знания в области цветоведения, воспитывают аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
Целью курса является создание условий для формирования и развития творческих способностей учащихся, приобретение знаний и новых полезных умений и навыков по вышивке лентами, а также приближение обучения и воспитания к жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Затейливые узелки" »
10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Увельская средняя общеобразовательная школа №1
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Затейливые узелки»
Общекультурное направление
для 1 класса
составитель: Ильченко Т.А. учитель высшей категории
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Вышивка лентами интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство.Вышивка лентами - один из видов декоративно-прикладного искусства, доступна для восприятия и актуальна, её красота пробуждает интерес к истории возникновения этого вида искусства.
В содержание программы включены материалы, развивающие познавательный интерес учащихся к данному виду рукоделия и творческой деятельности, чувство красоты и гармонии, эстетического и художественного вкуса, способствующие трудовому и эстетическому воспитанию, расширяющие кругозор школьников, совершенствующие умения и навыки вышивания лентами. Навыки, полученные при изучении данного курса, дают возможность применять полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
При изучении этого курса учащиеся знакомятся с историей возникновения вышивки, учатся технологически правильно выполнять вышивку украшающими швами, получают знания в области цветоведения, воспитывают аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
Актуальность этой программы связана с углублением знаний содержательной линии «Художественная обработка материалов», получаемых на уроках трудового обучения.
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Данная программа является авторской и утверждена на заседании РМО учителей технологии от 28 августа 2012 года
Целью курса является создание условий для формирования и развития творческих способностей учащихся, приобретение знаний и новых полезных умений и навыков по вышивке лентами, а также приближение обучения и воспитания к жизни.
Задачи:
1. Обучающие:
• познакомить учащихся с историей вышивки лентами;
•научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
2.Воспитательные:
•формировать устойчивый интерес к истокам декоративно-прикладного искусства;
•воспитывать эстетический вкус; умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
•создавать условия для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству;
•развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
•развивать моторику рук, глазомер.
Программа предназначена для учащихся 1 классов. Комплектование в группу школьников одного возраста позволяет построить занятие с учётом возрастных особенностей детей, их подготовки и в зависимости от возраста учащихся увеличивать или уменьшать время, отводимое для теоретических
и практических занятий.
Продолжительность реализации программы - 1 год. (33 часа, 1 раз в неделю по 1 часу). В процессе обучения дети знакомятся с разнообразными стежками вышивки шелковыми лентами, изучают приёмы и технологии выполнения мотивов вышивки, выполняют небольшие изделия с учётом возрастных особенностей учащихся.
Обучая учащихся технике вышивки лентами можно использовать следующие методы формирования знаний, умений и навыков:
- практические методы обучения (упражнения по выполнению швов, мотивов, законченных композиций, выполнение комплексного задания);
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся с литературой);
- проблемный метод (направлен на решение таких проблемных заданий как подбор материала, составление эскиза вышивки);
- частично-поисковый метод (выполнение творческих проектов);
- методы мотивации (поощрение, порицание, создание «ситуации успеха»).
Формами обучения могут быть: индивидуальные (учебная цель общая для всех, но обучаются все самостоятельно), групповые (учитель работает сразу со всей группой, все учащиеся выполняют одинаковое задание).
Ценностные ориентиры
Ценность истины – это ценность разума и научного познания как части культуры человечества.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие.
История вышивки лентами. Необходимые материалы, инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Виды оформления изделий.
Основные приемы вышивки лентами.
Тема: Швы: стебельчатый и «вперед иголку»
Способы перевода рисунка на ткань. Подготовка пялец к работе. Подготовка ленты к работе, закрепление ленты. Технология выполнения швов «вперед иголку», «вперед иголку обвитый», стебельчатый, стебельчатый обвитый.
Тема: Тамбурный шов
Технология выполнения швов «петля», «полупетля с прикрепом», «полупетля с прикрепом перекрученный».
Тема: Основные виды стежков лентами
Технология выполнения швов прямого и ленточного. Разнообразие вышитых бутонов и листьев. Соотношение их с цветком, способы выполнения. Понятие о цвете и сочетании цветов, о форме, о пропорциях в изделиях. Цветовой круг. Создание миниатюр по предложенной схеме (лютик, дельфиниум, шиповник, ирис).
Тема: Фигурные швы при вышивке лентами
Технология выполнения швов «французский узелок», «колониальный узелок», «паутинка». Создание миниатюр (гиацинт, незабудка, роза).
Тема: Выполнение пришивных цветов.
Технология выполнения цветов из присборенной ленты. Выполнение миниатюр (маки, анютины глазки, розы)
Тема: Открытки, вышитые лентами
Вышивка лентами по картону. Вышивка и оформление открытки.
Выполнение творческого проекта.
Разработка рисунка для вышивки. Подбор материалов и обсуждение техники выполнения. Применение знаний, умений и навыков на практике при изготовлении работы. Оформление готовой работы.
Выставка работ учащихся.
Оценка роста мастерства. Массовая и наглядная информация, пропаганда творчества.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
По окончании курса учащиеся научатся:
-переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять ткань в пяльцы;
-подготавливать материалы для вышивки шёлковыми лентами к работе, подбирать материалы по цвету, тональности, насыщенности, пользоваться инструментами и приспособлениями;
-выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой; технологически правильно выполнять различные швы и применять их для художественного оформления различных изделий.
-организовать учебное место;
-соблюдать правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования.
Для оценки результативности можно применить следующие формы и методы контроля знаний и умений:
опрос
фронтальная и индивидуальная беседа
выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности
В конце года обучения учащиеся выполняют творческие проекты, т.е. самостоятельно, на основе изученных видов швов и стежков шелковыми лентами, выполняют изделие по собственному замыслу.
Основными показателями и формой подведения итогов определяющими эффективность программы являются:
выставки детских работ в кабинете
выставки детских работ, приуроченные родительским собраниям
принятие участия в конкурсах по декоративно-прикладному творчеству
организация выставки творческих работ учащихся в конце учебного года
Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятий
Кол-во часов
всего
аудитор-ные
внеауди-торные
Раздел 1. Введение.
1
Вводное занятие.
1
1
Раздел 2. Основные приемы вышивки лентами.
1
Швы: стебельчатый и «вперед иголку».
2
1
3
2
Тамбурный шов
2
1
3
3
Основные виды стежков лентами
4
2
6
4
Фигурные швы при вышивке лентами
2
1
3
5
Выполнение пришивных цветов.
1
3
4
6
Открытки, вышитые лентами
2
1
3
Раздел 3.Выполнение творческого проекта.
1
Изготовление работы по выбору.
5
5
10
Раздел 4. Подведение итогов года.
1
Выставка работ учащихся.
1
1
ИТОГО
19
15
34
дата
№
Тема занятий
Кол-во часов
Виды деятельности
(учебные действия)
аудитор-ные
внеауди-торные
Раздел 1. Введение.
1
Вводное занятие.
1
Участие в беседе.
Раздел 2. Основные приемы вышивки лентами.
1
Швы: стебельчатый и «вперед иголку».
2
1
Практическая работа:
«Подготовка материалов и инструментов к работе»
(перевода рисунка на ткань, подготовка пялец к работе, подготовка ленты к работе, закрепление ленты)
« Выполнение швов «петля», «полупетля с прикрепом», «полупетля с прикрепом перекрученный».
3
Основные виды стежков лентами
4
2
Практическая работа:
«Выполнение швов прямого и ленточного, вышитых бутонов и листьев
Практическая работа:
«Создание миниатюр по предложенной схеме: лютик, дельфиниум, шиповник, ирис»
4
Фигурные швы при вышивке лентами
2
1
Практическая работа:
« Выполнение швов «французский узелок», «колониальный узелок», «паутинка».
Практическая работа:
«Создание миниатюр (гиацинт, незабудка, роза)
5
Выполнение пришивных цветов.
1
3
Практическая работа:
«Выполнение цветов из присборенной ленты.
Выполнение миниатюр (маки, анютины глазки, розы)»
6
Открытки, вышитые лентами
2
1
Практическая работа:
«Вышивка лентами по картону. Вышивка и оформление открытки»
Раздел 3.Выполнение творческого проекта.
1
Изготовление работы по выбору.
5
5
Практическая работа:
«Разработка рисунка для вышивки. Подбор материалов и обсуждение техники выполнения»
Практическая работа:
«Выполнение проектной работы
Раздел 4. Подведение итогов года.
1
Выставка работ учащихся.
1
Организация выставки работ учащихся
Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Затейливые узелки» МБОУ Увельская СОШ № 1
№
ФИ ученика
дата
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностное результаты
Прави
ла безопасного труда
Приемы вышивки лентами
Твор чес кий про ект
Выстав ка ра бот
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответ с поставл задачей
формирование умения понимать причины успеха, неуспеха уч. деят-ти и способности действовать в ситуациях неуспеха
Освоение начальных форм позна вательной и личностной рефлексии
Развитие личност
ных свойств и способностей
Воспитан
ность
Формирование социальных компетенций
Группа № 1
1
Сент2013
Май 2014
2
Сент2013
Май 2014
3
Сент2013
Май 2014
4
Сент2013
Май 2014
5
Сент2013
Май 2014
6
Сент2013
Май 2014
7
Сент2013
Май 2014
8
Сент2013
Май 2014
9
Сент2013
Май 2014
Условные обозначения
В - Высокий уровень – выполняет работу самостоятельно – 5 баллов
ВБ -Выше базового - выполняет работу с небольшой помощью учителя – 4 балла
Б - Базовй - выполняет работу с помощью учителя, товарища – 3 балла
НБ - Ниже базового – не может сделать работу –2 балла
Методическое и материально - техническое обеспечение
Программа
Учебники: Автор и название
Год издания
Издательство
Пособия для учителя
Пособия для учащихся
ЦОРы
Авторская программа утверждена на РМО учителей технологии 28.08.2012 г.
Левичёва Т.В. Вышивка лентами/ Пер. с англ.-М.: «НИОЛА-21-Й ВЕК», 2005-132с.