kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Теремок - затейник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа внеурочной деятельности "Теремок-затейник" отражает художественно-эстетическое направление с элементами проектирования. Программа предназначена для детей 7-8 лет, курс которой состоит из 33 часов. По авторскому замыслу, известная всем детям сказка "Теремок" должна вызвать интерес к творческой работе. Курс заканчивается проектом в виде мультфильма-презентации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Теремок - затейник" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Грязовец



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете приказ № от

протокол № от директор школы О. А. Веселовская









  

Рабочая программа внеурочной деятельности

« «Теремок» - затейник»

(художественно-эстетическое направление с элементами проектирования)

Возраст обучающихся - 7 – 8 лет.

Срок реализации – 1 год.





Автор – составитель: Гусева Н.Л., учитель начальных классов





2012 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству, трудовой деятельности. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством, творческой деятельностью являются эффективным средством при общении детей к народным традициям родной страны. Приобретённые умения и навыки воспитанники демонстрируют, выставляя свои работы.

Цель программы:

Формирование понимания значимости высокой духовности через мастерство, для воспитания творческой и созидающей личности, раскрытие творческого потенциала в процессе обучения теории и практике трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности.

Задачи программы:

  1. Обеспечить обучающихся знаниями, направленными на освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

  2. Способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления.

  3. Содействовать воспитанию формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.

  4. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, формировать способность оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и свои умения делового сотрудничества.



Общая характеристика курса

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных, конструктивных, различных видов декоративно-прикладного искусства, постижение роли художника в синтетических искусствах.

Программа предусматривает разные формы организации занятий:

  • интеграция в базовые образовательные дисциплины;

  • занятия в кружках;

  • проведение экскурсий;

  • организация тематических выставок;

  • участие в социальных акциях.

Рабочий материал представлен следующими разделами:

- работа с бумагой;

- работа с пластичными материалами;

- работа с компьютером, фотоаппаратом.

Основные формы работы – групповая и коллективная.

Результат работы – иллюстрирование сказки « Теремок» с помощью презентации.

Вся программа разделена на тематические блоки, в которых наблюдается цикличность.

Описание места курса в учебном плане

Программа разработана на один год для обучающихся 1 класса. На внеурочную деятельность художественно - эстетического направления выделен 1 час в неделю. Всего 33 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Предметно – практическая деятельность обеспечивает реальное включение в творческий процесс различных структурных компонентов личности – интеллектуального, эмоционально – эстетического, духовно – нравственного, физического в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Духовно – нравственное развитие на занятиях данного курса предполагает воспитание ценностного отношения к материальной культуре как продукту творческой предметно – преобразующей деятельности человека, к природе как источнику сырьевых ресурсов, развитие трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к труду людей и результатам их труда.

Решение конструкторских, художественно – конструкторских и технологических задач обеспечивает развитие конструкторско – технологического мышления, пространственного воображения.

Выполнение изобразительных и технологических операций сочетает в себе умственные и физические действия, которые связаны с определённой мускульной работой, активизирующей обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов.

Эмоционально – эстетическое развитие на занятиях осуществляется самыми разными средствами. Это зависит от состояния рабочего помещения, культуры и организации работы обучающихся, от качества используемых материалов, инструментов и приспособлений, от вида творческой работы, которые должны удовлетворять основным требованиям и правилам, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека.

Данный курс является комплексным и интегрированным по своей сути. В содержательном плане предполагаются реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, работа с геометрическими фигурами.

ИЗО – использование средств художественной выразительности, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм, природы как источника сырья с учётом экологических проблем.

Русский язык – развитие устной речи.

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.



Результаты освоения курса

Личностными результатами освоения программы по курсу являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально – личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, формулирующих систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.

Личностные УУД

  1. Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.

  2. Действия, характеризующие отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

  3. Проектная деятельность.

  4. Контроль и самоконтроль.

  5. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

  6. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка сенсорных способностей детей.

  7. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной цели.

  2. Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско – технологических и декоративно – художественных задач в зависимости от конкретных условий.

  3. Самоконтроль и корректировка хода практической работы.

  4. Самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

  5. Оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

Познавательные УУД

  1. Осуществление поиска необходимой информации, в том числе и на электронных носителях.

  2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

  3. Чтение графических изображений (рисунков, чертежей, эскизов, схем).

  4. Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.

  5. Конструирование объектов с учётом технических и декоративно – художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.

  6. Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей предлагаемых заданий.

  7. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализации замысла.

Коммуникативные УУД

  1. Учёт позиции собеседника.

  2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических задач, реализации проектов, в процессе работы на компьютере.

  3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром.

  4. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Предметные результаты:

1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей;

4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;

5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;

7) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях изобразительного искусства;

8) доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда;

9) элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности;

10) элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Обучающиеся научатся:

- выполнять доступные действия по самообслуживанию;

- использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных материалов и бумаги при изготовлении изделий;

- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

- организовывать своё рабочее место;

- понимать приёмы безопасного использования ручных инструментов;

- отбирать необходимые материалы для выполнения того или иного изделия;

- выполнять изделие с опорой на рисунок, схему или инструкцию учителя;

- конструировать и моделировать несложные объекты.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- бережно относиться к природе как источнику сырья;

- выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему;

- анализировать устройство изделия;

- работать в группе, коллективе.



Результатом практической деятельности по программе « «Теремок» - затейник» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.

Формой контроля является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.



Содержание курса

Вся программа разделена на тематические блоки, в которых наблюдается цикличность. Дети имеют возможность выбирать цветовую гамму, материал для работы, строить композицию слайда по своему усмотрению, отбирать для слайда наиболее получившиеся работы. Таким образом, в конечной композиции могут присутствовать изделия из разных материалов.

Вся работа строится на групповой деятельности, в результате которой может получиться определённое количество презентаций. По окончании работы дети демонстрируют свои результаты (защищают свои презентации под аудио сопровождение).



  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Природные материалы (3ч)

Аппликация «Полянка». Заяц. Мышка.

Пластичные материалы (5ч)

Изделия из пластилина. Теремок. Мышка. Лягушка. Заяц. Лиса.

Бумага (7ч)

Объёмные поделки из бумаги. Теремок. Комар. Муха. Заяц. Лиса.

Оригами.(2 ч) Медведь. Лягушка.

  1. Компьютерная грамота.

Создание слайда для мультимедийной презентации (10ч)

Работа с компьютером, фотоаппаратом.

Полянка. Теремок. Комар. Муха. Лягушка. Заяц. Лиса. Волк. Медведь. Заключительный слайд.

  1. Основы проектирования.

Вводная часть(3ч)



Тематическое планирование (33 часа)

занятия

Тема занятия

Основные виды деятельности

Кол –во часов

1-2

Вводная часть

Понятие «проект», виды проектов. Компьютер и его возможности. Создание индивидуальной папки. Умение фотографировать, переносить фотографию в свою папку на компьютере.

2

3

«Теремок»

Прослушивание аудио сказки «Теремок» в обработке А. Толстого. Составление плана работы над проектом. Работа на компьютере.

1


1 блок « Полянка»



4

Посещение « Музейного дома»

Рассматривание картин Э. Панова «Русское поле», А. А. Пластова «Жатва», И. И. Шишкина «Лесная поляна», «Мельница в поле», «Поляна в лесу». Высказывание своего отношения к работам русских художников.

1

5

Аппликация «Полянка»

Правила работы с природными материалами. Использование засушенных листьев разных деревьев. Составление композиции. Наклеивание. Фотографирование.

1

6

Слайд «Полянка»

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке.

1


2 блок «Теремок»



7

Экскурсия в город.

Деревянные строения. Рассматривание домов деревянного зодчества.

1

8

Объёмная аппликация «Теремок»

Работа с бумагой. Бревенчатый сруб. Конструирование из бумажных трубочек. Фотографирование.

1

9

Лепка «Теремок»

Работа с пластилином. Теремок в форме кувшина. Фотографирование.

1

10

Слайд «Теремок»

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке.

1


3 блок «Комар»



11

Объёмная аппликация «Комар»

Работа с бумагой. Конструирование из бумажной полоски. Скручивание по спирали. Фотографирование.

1





12

Слайд «Комар».

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке. Фотографирование.

1


4 блок «Муха»



13

Объёмная аппликация «Муха»

Работа с бумагой. Конструирование из бумажной полоски. Скручивание по спирали. Фотографирование.

1

14

Слайд «Муха».

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке.

1


5 блок «Мышка»



15

Объёмная аппликация «Мышка»

Работа с яичной скорлупой, бумагой, пластилином. Правила подготовки яичной скорлупы к работе. Фотографирование.

1

16

Лепка «Мышка»

Работа с пластилином. Аналогия с уроком технология. Фотографирование.

1

17

Слайд «Мышка».

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке.

1


6 блок «Лягушка»



18

Оригами «Лягушка».

Понятие «оригами». Правила складывания фигур оригами. Сгибание. Фотографирование.

1

19

Лепка «Лягушка».

Работа с пластилином. Скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлинённых форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание. Фотографирование.

1

20

Слайд «Лягушка».

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке. Фотографирование.

1


7 блок «Заяц»



21

Объёмная аппликация «Заяц».

Работа с яичной скорлупой, бумагой, пластилином. Правила подготовки яичной скорлупы к работе. Фотографирование.

1

22

Лепка «Заяц».

Работа с пластилином. Скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлинённых форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание. Фотографирование.

1

23

Слайд «Заяц».

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке.

1


8 блок «Лиса»



24

Объёмная аппликация «Лиса».

Работа с бумагой. Понятия «круг», «конус». Свёртывание конуса, их соединение между собой. Фотографирование.

1

25

Лепка «Лиса».

Работа с пластилином. Скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлинённых форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание. Фотографирование.

1

26

Слайд «Лиса».

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке.

1


9 блок «Волк»



27

Объёмная аппликация «Волк».

Работа с бумагой. Понятия «круг», «конус». Свёртывание конуса, их соединение между собой. Фотографирование.

1

28

Слайд «Волк».

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке.

1


10 блок «Медведь»



29

Оригами «Медведь».

Понятие «оригами». Правила складывания фигур оригами. Сгибание. Фотографирование.

1

30

Слайд «Медведь».

Создание слайда. Подбор аудио отрывка к сказке.

1

31

Составление композиции, показывающей окончание сказки.

Понятие «композиция». Групповая работа. Фотографирование. Создание слайда.

1

32-33

Конкурс проектов – презентаций.

Показ презентаций под аудио сопровождение. Анализирование. результатов работы.

2

Учебно – методическое обеспечение

Интернет – ресурсы:

- Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов;

- Уроки творчества: искусство и технология в школе.

- Методическая копилка.

Технические средства обучения:

- магнитная доска;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экспозиционный экран;

- документ – камера;

- фотоаппарат.

Учебное оборудование:

- простейшие приспособления и инструменты;

- материалы для изготовления изделий;

- компьютерный стол;

- места для размещения и хранения материалов и инструментов.

Литература:

1. Алексеевская Наталья «Волшебные ножницы»/ Н. Алексеевская. – М.:1998год;

2. Богатеева,З.А. Чудесные поделки из бумаги/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992.

3. Боголюбов, Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке / Н.С. Боголюбов. – М.: 1979.

4. Бондарь,Е.Ю., Герук, Л.Н., 100 поделок из яиц / Е.Ю. Бондарь, Л.Н. Герук. – Ярославль «Академия развития»: 1999.

5. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков, - М., 1982.

6. Волков, Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков. М., 1976.

7. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - Ярославль «Академия развития»: 2001.

8. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги / Г.И. Долженко. - Ярославль «Академия развития»: 1999.

9. Ионина, Н.А. 100 великих картин / Н. А. Ионина. – М.: Вече, 2000.

10. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах / Н.М. Конышева. – М.: Просвещение, 1985.

11. Нагибина, М.И. Природные дары для поделок и игры / М.И. Нагибина. – Ярославль «Академия развития»: 1997.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

13. Шорохов, Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. – М., 1986.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Теремок - затейник"

Автор: Гусева Наталия Леонидовна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227844


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства