kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Эврика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию программу внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Программа расчитана на 34 часа. Занятие проходит 1 раз в неделю. Курс знакомит обучающихся с основами проектной деятельности.Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Эврика" »



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда»


____________/ Миронова Н.Г. /




«___»____________2013г.

«Утверждено»

Руководитель МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда»


____________/ Мельникова С.Н. /


Приказ № _____


от «___»___________2013г.










Программа

внеурочной деятельности

по научно-познавательному направлению

«Эврика».





Шаманаева Л.Х. учитель начальных классов первой квалификационной категории





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______2013г




Губаха 2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «Эврика» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-познавательной, по форме организации - общедоступной, по времени реализации - одногодичной. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста ­помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод про­ектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в пе­риод с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, вос­питывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализи­ровать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы.

Этому способствует реализация цели образовательной программы школы – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Общие цели исследовательской деятельности:

  • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

  • развитие умений работать с информацией, формулировать пробле­мы и находить пути их решения;

  • развитие критического мышления;

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении, и действиях.

Актуальность программы обусловлена тем, что педагогическая практика в данное время испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

  • обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов, такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром.

Педагогическая целесообразность программы объясняется темя. что ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. ребёнок должен самостоятельно выбирать объект исследования, находить т обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематическая работа по обучению ребёнка исследовательской деятельности позволяют ребёнку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведёт к глубокому и прочному усвоению материала

3. Цели и задачи программы

Цель курса: формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

Задачи курса:

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;

  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;

  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся.

  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии.

воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

Проблема исследования как категория предполагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с разных позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследований.

Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1. Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направ­ляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной пробле­мой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

2. Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: снача­ла озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.

3. Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблем­ных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.

4. Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следую­щем ключе:

• задачи, связанные с теорией (теоре­тические задачи: изучить, найти, собрать инфор­мацию);

• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);

• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).

При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

5. Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели.

6. План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы долж­ны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

• подумать самостоятельно;

• посмотреть книги;

• спросить у взрослых;

• обратиться к компьютеру;

• понаблюдать;

• проконсультироваться со специалистом;

• провести эксперимент;

• другие.

В защите мы озвучиваем взаимосвязь мето­дов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы). при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользо­вались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети расска­зывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъ­яснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый высту­пающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».

Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.

7. Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.

Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с за­писью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, ката­лог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.

Таким образом, продукт проекта - это материали­зованный итог всей работы, который подтверж­дает значимость проекта в современной жизни.

8. Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

  • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

5. Программа рассчитана на учеников 3 класса: 1 занятие в неделю; всего 33 занятия.

6. Формы, методы

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.

Содержание курса составляют следующие разделы: введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, предметные проекты исследования, защита результатов самостоятельных исследований.

Принципы:

  • Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

  • Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).

  • Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

  • Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.

  • Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (объяснения и практические работы),

уроки-тренинги,

групповые исследования,

игры-исследования,

творческие проекты.

7. Основные требования к уровню подготовки по окончании курса

Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию)

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и дома.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать текст;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика): умения и навыки работы в сотрудничестве (умение коллективного планирования, взаимодействовать с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- вести дискуссию;
- отстаивать свою точку зрения;
- находить компромисс;
- навыкам интервьюирования, устного опроса и т.п.

Предметными результатами изучения курса в 3-м классе является сформированность следующих умений:

- владеть элементарными навыками исследовательской деятельности;

- уметь определяться с выбором темы;

- уметь выдвигать гипотезы;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи.

- уметь работать с различными источниками информации, обобщать полученную информацию, делать выводы по собранному материалу;

- уметь составлять план исследовательской работы: определять методы исследования, выстраивать их по порядку;

- уметь оформлять и представлять результат своей работы

- Владеть навыками оценочной самостоятельности.

8. Формы контроля: презентации проектов.

Содержание программы.

Содержание программы распределено по основным направлениям.


  1. Направление «Интеллект».

  2. Определение круга реальных возможностей ученика и зоны его ближайшего развития.

  3. Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

  4. Формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.

  5. Сохранение любопытства и информационной ненасыщенности.

2.Направление – «Нравственность».

  • Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания;

  • Развитие у учащихся желание поступать сообразно полученным

нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

  • Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

3.Направление – «Здоровье».

  • Формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме

сохранения и защиты собственного здоровья.

  • Формирование у учащихся умений саморегуляции и

самовоспитания.

4. Направление – «Гражданин».

  • Обучение решению задач, связанных с нормами права и

проблемами морального саморазвития.

  • Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и

ответственного самоопределения в сфере правовых отношений

с обществом.

  • Формирование гуманистического мировоззрения, способного

к осознанию своих прав и прав других людей, способности

к саморазвитию.

5.Направление – «Общение».

  • Знакомство учащихся с традициями и обычаями общения

различных поколений.

  • Формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель-

ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

  • Создание в классном коллективе одинаковых условий для общения

всех учащихся класса.

  • Обучение учащихся приемам преодоления проблем в общении.


6.Направление – «Досуг».

  • Создание условий для равного проявления учащимися класса

своих индивидуальных способностей во внеурочной

деятельности.

  • Использование активных и нестандартных форм внеклассной

деятельности учащихся, отвечающих их интересам и

возможностям.

  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие

достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие

неудачи.

  • Использование досуговой деятельности как средства развития

эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

7.Направление – «Семья».

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

  • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей.

  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Я живу в России

1

2.

Разработка проекта. Один день из моего лета.

1

3.

Защита проектов. Один день из моего лета.

1

4.

Стенгазета ко дню учителя

1

5.

«Мои родные» - выставка рисунков.

1

6.

Составление копилки – знаменательные даты моей семьи.

1

7.

Защита проекта «Моя семья»

1

8.

Композиция «Здравствуй, Новый год!»

1

9.

Композиция «Здравствуй, Новый год!»

1

10.

Вылепи из снега сказочных героев – конкурс –игра на улице.

1

11.

Скажи нет вредным привычкам.

1

12.

Фотоальбом «Я и мой город».

1

13.

День памяти(день снятия блокады Ленинграда)

1

14-15

Стенгазета к Дню Валентина.

2

16.

Работа над проектом по творчеству Бажова

1

17.

Открытка для папы

1

18.

Открытка для мамы

1

19-20

Работа над проектом по творчеству Бажова

2

21.

Защита проекта «Скажи нет вредным привычкам».

1

22.

Выступление на научно-практической конференции.(школьный уровень)

1

23.

Моя планета. Первооткрыватель космоса Ю.А.Гагарин

1

24.

Я горжусь своей Родиной.

1

25.

Стенгазета «Будь здоров»

1

26.

Цирк! Цирк! Цирк! К юбилею Н.Дуровой

1

27.

Зелёная газета. К всемирному дню окружающей среды.

1

28.

Агитбригада «Береги планету»

1

29.

Мир глазами детей.

1

30.

Здравствуй, лето! – рисунки на асфальте.

1

31.

Здравствуй, лето! – рисунки на асфальте.

1

32-34.

Разработка и защита детских проектов по своим интересам.

3



9. Материально-техническое оснащение:

  1. Компьютерные презентации и программы;

  2. Научно-популярные, художественные книги для чтения;

  3. Детская справочная литература

  4. Аудиторная доска с набором крепежей

  5. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», Москва, «Аркти», 2005 г.

  6. Романовская М.Б. « Метод проектов в образовательном процессе», журнал

« Завуч» №1, 2007г.

7.Мальцева Е.В. « Использование новых образовательных технологий при обучении будущих учителей начальных классов», журнал « Педагогическое образование. Начальная школа» №12, 2006 г.

8.Эпштейн М. « Метод, разрушающий школьную рутину», Журнал « Педагогическая техника» №2, 2004г.

9.Романовская М.Б. « Проекты в младших классах», журнал «Завуч» №6, 2007г.

10.Голованова Е.А. «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», журнал «Завуч» №6, 2007г.

11.Постникова Е. «Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника» , журнал «Сельская школа» №2, 2004г.

12.Крылова Н.Б. «Проектные методы против классно-урочной организации образования», журнал «Школьные технологии» №5, 2004г.

13.Лебедева Л.И., Иванова Е.В. « Метод проектов в продуктивном обучении», журнал « Педагогические технологии» №5, 2002г.

14.Пахомова Н.Ю. « Проектное обучение – что это?», журнал»Методист» №1, 2004г.

15.Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А.Б. Воронцова. Москва «Просвещение» 2010.

16.Журнал «В помощь учителю», № 4, г. Москва, 2008г.



К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях по проектной деятельности, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию к проектной деятельности, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

  1. Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm

  2. http://stranamasterov.ru/

  3. www.readabout.info

  4. http://vip-samodelki.ru

  5. http://spicami.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Эврика"

Автор: Шаманаева Любовь Халиловна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства