Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Галилео"
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Галилео"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – совместно с родителями. Программа носит практико-ориентированный характер. Учащиеся получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения ставить цель и организовать её достижение, а также формирование креативных качеств – гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, собственного мнения, коммуникативных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
от «__» ________ 2014г. от «___» _______2014г. от «____» ________ 2014г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ГАЛИЛЕО»
Класс: 4б
Тип класса: общеобразовательный
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
На 1 полугодие: 16 часов
На 2 полугодие: 18 часов
Программа составлена Реньзяевой Юлией Александровной, учителем начальных классов МБОУ СОШ №44
г. Сургут
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Необходимость разработки данного проекта обусловлена изменениями, происходящими в обществе, требующими от человека новых качеств.
Данная программа способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на наш взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития. Программа направлена на формирование у учащихся познавательных функций всех уровней и способствует приобретению социального опыта.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – совместно с родителями. Программа носит практико-ориентированный характер. Учащиеся получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения ставить цель и организовать её достижение, а также формирование креативных качеств – гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, собственного мнения, коммуникативных качеств.
Исследовательская деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектно-исследовательской деятельности требует дополнительных организационных усилий. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.
К таким приемам относятся:
одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.
В итоге внеурочная проектно-исследовательская деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
В содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы, самостоятельной жизни.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цели программы:
приобщение младших школьников к исследовательской деятельности;
приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах работы с информацией.
Задачи:
Создание условий, способствующих развитию исследовательских навыков.
Формирование и развитие у обучающихся аналитического мышления:: классификации, сравнения, обобщения.
Ознакомление обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование навыков применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Формирование опыта публичного выступления, способствование формированию культуры речи.
Формы организации учебного процесса.
Программа предназначена для учащихся 4 класса, посещающих образовательное учреждение, и рассчитана на 1 год обучения — 1 раз в неделю
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальную работу, совместную работу обучающихся и родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, на пришкольном участке, исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации проектов и т.д. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы
Методы проведения занятий:беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, проведение опытов, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Основные разделы программы
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе
Форма контроля
теория
практика
1
Тренинг исследовательских способностей
7
7
Игровой опрос
2
Самостоятельная исследовательская практика
22
5
17
Тест, творческие задания
3
Мониторинг исследовательской деятельности
5
5
Защита проектов
Универсальные действия,
которые развивает прохождение данных разделов программы
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией.
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
Кол-во часов
Дата
Разделы программы
Темы занятий
Примерное содержание занятий
1
Тренинг исследовательских способностей
Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы.
Понятие «проблема». Поиск проблемы. Наблюдение как способ выявления проблем. Как рождаются гипотезы.
2
Развитие умений задавать вопросы, давать определения понятиям.
Какими могут быть вопросы. Описание. Характеристика. Разъяснение посредством примера. Различение. Сравнение. Загадки на определение понятий. Кроссворды. Игра «Трудные слова».
3
Развитие умений классифицировать, работать с парадоксами.
Правила классификации. Упражнения на классификацию. Упражнения для знакомства с парадоксами.
4
Развитие умений наблюдать.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
5
Развитие умений и навыков экспериментирования.
Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами.
6
Как оценивать идеи. Учимся делать умозаключения и выводы.
Матрица оценки идей. Индуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.
7
Развитие умений создавать тексты.
Знакомство с текстом (книгой). Главная мысль. Структурирование текстов.
8
Самостоятельная исследовательская практика
Выбор темы исследования.
Выбор темы исследования.
9
Составление плана исследования.
Сбор и обработка информации.
10
Сбор материала.
Способы фиксации получаемых сведений. Методы сбора информации.
11
Обобщение полученных данных.
Выделение главных и второстепенных идей. Определение понятий.
12
Доклад.
Выступления учащихся с сообщениями.
13
Самостоятельные учебные исследования
Подготовка.
Изготовление папки исследователя.
14-29
Выбор темы. Сбор материала.
Самостоятельная работа учащихся.
30-34
Мониторинг исследовательской деятельности
Доклады.
Защита проектов.
Описание необходимого ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического, финансового, информационного)
Необходимые ресурсы
Существующие
1. Человеческие:
обучающиеся начальных классов;
педагоги, заинтересованные в реализации проекта;
библиотекари;
родители;
2. Материальные:
классный кабинет;
интерактивная доска;
ноутбуки;
интернет-ресурсы для реализации программы.
Участники программы
В реализации программы участвуют:
обучающиеся 4 классов
администрация школы
педагоги школы, реализующие программу;
заведующая библиотекой;
социальные партнеры: (СУРГУ, СУРГПУ, Станция юных техников, Станция юных натуралистов).
родители учащихся
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий.
Методическое сопровождение программы:
разработана программа,
лекции,
алгоритмы проведения исследований,
карточки для индивидуальной работы,
электронные образовательные ресурсы и др.
Педагогические условия:
учитель начальных классов,
педагоги дополнительного образования,
сотрудники университетов, музеев.
Материально-техническое обеспечение:
классный кабинет,
музей школы и города,
Цифровой фотоаппарат CANON POWERSHOT SX40HS,
Ноутбуки,
Цветной принтер.
Критерии
Проектная деятельность учащихся (реализованный проект)
Реализован/ не реализован
Результативность участия обучающихся в конкурсах, проектах различного уровня
Международные -
Всероссийские –
Региональные –
Городские -
Количество обучающихся, участвующих в конкурсах, проектах и т.п. вне школы
Удовлетворенность обучающихся жизнью в творческом объединении
Удовлетворены / не удовлетворены
Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности данного направления
Удовлетворены / не удовлетворены
Наличие благодарностей, грамот
Международные -
Всероссийские –
Региональные –
Городские –
Школьные -
Критерии оценки результативности программы
Ожидаемые результаты
создание оптимальных условий для развития исследовательских навыков;
приобретение школьником специальных знаний необходимых для проведения самостоятельных исследований
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения, опытов;
творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка;
развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;
формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
получение школьниками опыта самостоятельного социального действия;
активное, массовое участие в конкурсах по защите исследовательских работ и творческих проектов;
удовлетворения обучающихся и родителей;
сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Интернет – ресурсы для реализации программы
Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Бухарова, И. В Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"/ И.В. Бухарова. Режим доступа: [http://educat.msk.ru/publ/rabochaja_programma_po_vneurochnoj_dejatelnosti_proektnaja_dejatelnost_quot_chto_gde_kogda_quot/7-1-0-34]
Список литературы
1 . Баринова Е.В. «5000 загадок», Таганрог, 2006
2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
4. Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Академия развития», 1997
Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001