kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Галилео"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания –  совместно с родителями. Программа носит практико-ориентированный характер. Учащиеся получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

Программа  курса предназначена для обучающихся  начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения ставить цель и организовать её достижение, а также формирование креативных качеств – гибкости ума, терпимости  к противоречиям, критичности,  собственного  мнения, коммуникативных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Галилео" »


Рассмотрено на МО «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №44

_______Л.М. Мухутдинова _______О.Н.Гурова _______ А.Н.Александрова

Протокол №1

от «__» ________ 2014г. от «___» _______2014г. от «____» ________ 2014г.




ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ГАЛИЛЕО»

Класс: 4б

Тип класса: общеобразовательный

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34

На 1 полугодие: 16 часов

На 2 полугодие: 18 часов





Программа составлена Реньзяевой Юлией Александровной, учителем начальных классов МБОУ СОШ №44



г. Сургут

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Необходимость разработки данного проекта обусловлена изменениями, происходящими в обществе, требующими от человека новых качеств.

Данная программа способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на наш взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития. Программа направлена на формирование у учащихся познавательных функций всех уровней и способствует приобретению социального опыта.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – совместно с родителями. Программа носит практико-ориентированный характер. Учащиеся получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения ставить цель и организовать её достижение, а также формирование креативных качеств – гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, собственного мнения, коммуникативных качеств.

Исследовательская деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектно-исследовательской деятельности требует дополнительных организационных усилий. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся:

  1. одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);

  2. включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.

В итоге внеурочная проектно-исследовательская деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

В содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы

Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы, самостоятельной жизни.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Цели программы:

  • приобщение младших школьников к исследовательской деятельности;

  • приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах работы с информацией.

Задачи:

  1. Создание условий, способствующих развитию исследовательских навыков.

  2. Формирование и развитие у обучающихся аналитического мышления:: классификации, сравнения, обобщения.

  3. Ознакомление обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

  4. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

  5. Формирование навыков применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

  6. Формирование опыта публичного выступления, способствование формированию культуры речи.


Формы организации учебного процесса.

Программа предназначена для учащихся 4 класса, посещающих образовательное учреждение, и рассчитана на 1 год обучения — 1 раз в неделю

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальную работу, совместную работу обучающихся и родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, на пришкольном участке, исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации проектов и т.д. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.


Основные методы

Методы проведения занятий: беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, проведение опытов, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.



Основные разделы программы


п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Тренинг исследовательских способностей

7

7


Игровой опрос

2

Самостоятельная исследовательская практика

22

5

17

Тест, творческие задания

3

Мониторинг исследовательской деятельности

5


5

Защита проектов







Универсальные действия,

которые развивает прохождение данных разделов программы

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом;

  • задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией.


Календарно-тематическое планирование 1 год обучения

Кол-во часов

Дата

Разделы программы

Темы занятий

Примерное содержание занятий

1



Тренинг исследовательских способностей

Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы.

Понятие «проблема». Поиск проблемы. Наблюдение как способ выявления проблем. Как рождаются гипотезы.

2



Развитие умений задавать вопросы, давать определения понятиям.

Какими могут быть вопросы. Описание. Характеристика. Разъяснение посредством примера. Различение. Сравнение. Загадки на определение понятий. Кроссворды. Игра «Трудные слова».

3



Развитие умений классифицировать, работать с парадоксами.

Правила классификации. Упражнения на классификацию. Упражнения для знакомства с парадоксами.

4



Развитие умений наблюдать.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.

5



Развитие умений и навыков экспериментирования.

Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами.

6



Как оценивать идеи. Учимся делать умозаключения и выводы.

Матрица оценки идей. Индуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

7



Развитие умений создавать тексты.

Знакомство с текстом (книгой). Главная мысль. Структурирование текстов.

8



Самостоятельная исследовательская практика

Выбор темы исследования.

Выбор темы исследования.

9



Составление плана исследования.


Сбор и обработка информации.

10



Сбор материала.

Способы фиксации получаемых сведений. Методы сбора информации.

11



Обобщение полученных данных.

Выделение главных и второстепенных идей. Определение понятий.

12



Доклад.

Выступления учащихся с сообщениями.

13



Самостоятельные учебные исследования

Подготовка.

Изготовление папки исследователя.

14-29



Выбор темы. Сбор материала.

Самостоятельная работа учащихся.

30-34



Мониторинг исследовательской деятельности

Доклады.

Защита проектов.



Описание необходимого ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического, финансового, информационного)

Необходимые ресурсы

Существующие

1. Человеческие:

  • обучающиеся начальных классов;

  • педагоги, заинтересованные в реализации проекта;

  • библиотекари;

  • родители;

2. Материальные:

  • классный кабинет;

  • интерактивная доска;

  • ноутбуки;

  • интернет-ресурсы для реализации программы.


Участники программы

В реализации программы участвуют:

  • обучающиеся 4 классов

  • администрация школы

  • педагоги школы, реализующие программу;

  • заведующая библиотекой;

  • социальные партнеры: (СУРГУ, СУРГПУ, Станция юных техников, Станция юных натуралистов).

  • родители учащихся


Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий.

        1. Методическое сопровождение программы:

  • разработана программа,

  • лекции,

  • алгоритмы проведения исследований,

  • карточки для индивидуальной работы,

  • электронные образовательные ресурсы и др.

        1. Педагогические условия:

  • учитель начальных классов,

  • педагоги дополнительного образования,

  • сотрудники университетов, музеев.

        1. Материально-техническое обеспечение:

  • классный кабинет,

  • музей школы и города,

  • Цифровой фотоаппарат CANON POWERSHOT SX40HS,

  • Ноутбуки,

  • Цветной принтер.



Критерии


Проектная деятельность учащихся (реализованный проект)

Реализован/ не реализован

Результативность участия обучающихся в конкурсах, проектах различного уровня

Международные -

Всероссийские –

Региональные –

Городские -

Количество обучающихся, участвующих в конкурсах, проектах и т.п. вне школы


Удовлетворенность обучающихся жизнью в творческом объединении

Удовлетворены / не удовлетворены

Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности данного направления

Удовлетворены / не удовлетворены

Наличие благодарностей, грамот

Международные -

Всероссийские –

Региональные –

Городские –

Школьные -

Критерии оценки результативности программы



Ожидаемые результаты

  • создание оптимальных условий для развития исследовательских навыков;

  • приобретение школьником специальных знаний необходимых для проведения самостоятельных исследований

  • формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения, опытов;

  • творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка;

  • развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;

  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

  • получение школьниками опыта самостоятельного социального действия;

  • активное, массовое участие в конкурсах по защите исследовательских работ и творческих проектов;

  • удовлетворения обучающихся и родителей;

  • сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.






ПРИЛОЖЕНИЕ


Интернет – ресурсы для реализации программы

  1. Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml

  2. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml

  3. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml

  4. «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml

  5. Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml

  6. Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml

  7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  8. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

  9. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  10. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

  11. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

  12. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  13. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/

  14. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696

  15. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

  16. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

  17. Бухарова, И. В Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"/ И.В. Бухарова. Режим доступа: [http://educat.msk.ru/publ/rabochaja_programma_po_vneurochnoj_dejatelnosti_proektnaja_dejatelnost_quot_chto_gde_kogda_quot/7-1-0-34]



Список литературы

1 . Баринова Е.В. «5000 загадок», Таганрог, 2006

2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

4. Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Академия развития», 1997

Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, «Учебная литература», 2007

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2006 г..

7. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.

8. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2004.

9. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002 г.

10. Сухаревская Е.Ю. «Занимательное естествознание. Жизнь на Земле» , Ростов-на-Дону, «Учитель», 2003

11. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения», Москва, «Мир книги», 2006



16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Галилео"

Автор: Реньзяева Юлия Александровна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123013

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства