kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Мир бумажных фантазий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника;

• Учить читать технологическую карту;

• Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

• Учить читать схемы;

• Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.

• Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир бумажных фантазий" »
























Автор:

Хамраева Альбина Куватовна


Программа кружка «Мир бумажных фантазий»


«Истоки творческих способностей и дарований

детей на кончиках пальцев. От пальцев образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые пита-

ют источник творческой мысли. Другими слова-

ми: чем больше мастерства в детской ладошке,

тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.


Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны и для выпускников начальной школы.

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.

Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

Какие навыки и способности развивает оригами у детей?

Оригами:

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

• Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;

• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с младшими школьниками.

Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.


Цель данной программы – формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.


Задачи:

• Познакомить с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника;

• Учить читать технологическую карту;

• Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

• Учить читать схемы;

• Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.

• Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.


Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично- поисковый.


В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.


Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.


Предполагаемые результаты:

Должны знать:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.

• Приемы складывания модулей;

• Правила техники безопасности;


Должны уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

• Собирать игрушки – «оригамушки»;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок.

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.



Учащиеся должны овладеть навыками:

• Разметки листа бумаги;

• Складывания базового модуля

• Резания;


Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном уровне.


Данная программа рассчитана на два года обучения.

Первый год обучения – кружок посещаю учащиеся 3 класса, второй год – 4 класса.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу по субботам.


В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией. Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.


Технологическое обеспечение программы


Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.


Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.


Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.


Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.


Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.


Общий план занятий.

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, растения, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.). Тема изучается в течение одной четверти.

1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);

• повторение действий прошлого занятия;

• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

• показ образца;

• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

• повторение правил техники безопасности.

4. Практическая часть:

• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).


Азбука оригами.

Азбуку оригами изобрел знаменитый японский мастер Акира Йошизава. Она представляет собой последовательность картинок с этапами складывания фигурки. На каждеой картинке нанесены условные знаки, которые позволяют понять, как нужно сложить листок бумаги на данном этапе.

Наиболее важными знаками в оригами являются линии сгибов долина и гора. Английские аналоги этих терминов - valley fold и mountain fold (вдруг вы захотите читать схемы на английском языке). Сгиб долиной рисуется обычно пунктирной линией и означает, что часть фигурки, разграниченную ею, нужно сложить на себя. Направление складывания обычно дополнительно указывает стрелочка. Пример линии сгиба долиной можно посмотреть на первом рисунке.

Аналогично, линия сгиба гора означает, что фигурку нужно сложить от себя. Для того, чтобы эти два вида линий было легко отличить друг от друга, они рисуются разными цветами. В книгах обычно можно использовать только черный цвет, поэтому рисунки делаю более крупными, дабы было легко разглядеть вид пунктирной линии.

Как правило, в книгах также используют разные виды стрелочек для долин и гор. Стрелочки, соответствующие складкам горой обычно рисуют c полыми наконечниками для того, чтобы подчеркнуть, что это именно сгиб горой. На этом сайте наконечники всех стрелок одинаковые. Отличие долин и гор подчеркивается цветом линий сгибов.

На второй половинке второго рисунка линией из точек изображена воображаемая линия, которой рисуют невидимые спереди детали фигурки. В данном случае нарисован уголок бумаги, отвернутый нами от себя по складке горы.

Иногда бывает необходимо не сложить лист, а только наметить складку. В таком случае, стрелку, соответствующую складке рисуют двунаправленной. Это значит, что фигурку нужно сначала сложить по указанной линии, укрепить складку (обычно это можно сделать, проведя по ней ногтем), а затем снова развернуть до исходного состояния. При этом, на себя или от себя нужно складывать фигурку опять же определяется по виду линии - долина или гора.

Этот прием применяется, например, если необходимо разбить сложную операцию на несколько этапов. Сначала наметить ряд складок, а впоследствии их использовать. Или этот прием используют и просто для того, чтобы разметить лист бумаги, скажем, найти

середину стороны квадрата. В таком случае можно не закреплять особенно всю складку, ведь мы будем использовать только небольшую ее часть. Начинающему оригамисту бывает обычно трудно понять, с какой целью был нарисован тот или иной этап складывания - прочитать схему вперед. Но мастера оригами читают схемы более творчески и исполняют чертеж не досконально, а с учетом целей складывания.

После того, как мы наметили складку, на бумаге остаются, видны линии, которые иногда показываются на картинках сплошной черной линией. Оригамисты рисуют такие линии зачастую по разному. Могут нарисовать их менее жирной линией, чем контуры фигурки. Или проводят только небольшую ее часть (серединку). Я подчеркнул, что эти линии показываются не всегда, поскольку их часто опускают, дабы не загромождать чертеж.

Расскажем теперь про несколько вспомогательных знаков, которые рисуют в стороне от фигурки. Во первых, это могут быть две закольцованные стрелочки. Они означают, что фигурку нужно повернуть на плоскости. Именно не перевернуть на другую сторону, а просто повернуть. Обычно фигурка поворачивается на 180 градусов, но это не обязательно.

Следующий знак, который рисуется в стороне от фигурки в виде пересекающей саму себя стрелочки, означает, что фигурку нужно повернуть на другую сторону. Поворот осуществляется обычно относительно вертикальной линии, а не горизонтальной. Таким образом, верх фигурки так и остается вверху.

Иногда последние два описанных знака наносятся одновременно со знаками, обозначающими складывание фигурки. В этом случае необходимо сначала выполнить складывание, а только потом вращать фигурку. Именно поэтому обычно эти знаки рисуют справа от чертежа, ведь мы привыкли читать слева направо.

Более сложный по своему действию знак рисуется в виде прямой стрелочки, на которую наносят несколько рисок. Этот знак говорит нам о том, что нарисованное на чертеже действие нужно будет повторить один или несколько раз (по количеству рисок) на симметричных частях фигурки. Иногда рядом со стрелкой указывают номера этапов складывания, которые необходимо повторить. Если они не указаны, то повторяется текущее действие.

Пусть, например, нам нужно сложить все углы квадрата к его центру. Можно нарисовать четыре линии сгиба и четыре стрелочки, идущие от углов квадрата к его центру. А можно просто нарисовать только одну линию со стрелочкой и справа вверху от чертежа - стрелочку с тремя рисками, которая означает, что действие нужно повторить еще три раза со всеми углами.


ТИПЫ И ФОРМЫ ОРИГАМИ

В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они в разные времена.

Ашие – и оригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

Нишики – и оригами делается из разноцветной бумаги, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. Этот стиль был популярен с позднего периода Тайше до начала периода Шева (1926 г.). На куклах делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

Касанеори оригами получается при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смещенных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета. Это зависит от того, для какой церемонии или события используется данный тип оригами.

Каварии – и – это тип оригами, для которого используется бумага с раздельными рисунками на каждом кусочке. Сгибание отдельных элементов изделия то открывает, то прячет различные фигуры, изображенные на отдельных частях изделия, создавая причудливые картинки. Этот тип оригами используется в различных детских соревнованиях и конкурсах.

Киритсунаги оригами предполагает изготовление нескольких соединенных фигур. Лучшим примером является цурифуне – стая журавликов.

Цурифуне делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с большим центральным квадратом. Существует 49 различных способов разрезания бумаги, и заготовка бывает достаточно сложной.

Сембазуру подразумевает складывание и украшение дома журавликами как талисман, как желание сбыться мечте. Обычно для этого типа оригами используется японская бумага «ваши», которая может сгибаться до 30 слоев.

Эти типы оригами не нашли широкого применения в других странах мира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, прижилось в искусстве и образовании множества стран.

Раньше искусство оригами знали немногие, бумага была очень дорогой и схем выполнения того или иного изделия разработано не было. Техника и приемы работы с бумагой передавались непосредственно от человека к человеку. Накапливались и традиционные изделия для того или иного ритуала или церемонии. Постепенно сложилась традиционная форма оригами, в основе которой лежали базовые формы «Журавлик», «Лягушка» и т. п.

Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали рамки традиционной формы оригами. Они искали новые базовые формы для выполнения своих изделий. Использовали лист не только квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пяти – и шестиугольники, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создавать изделия, которые из квадратного листа сделать невозможно.

Кошо Ушиява говорил: «Оригами – это мир, в котором каждый, кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя». Изделия стали более личностными, более творческими и разнообразными.

Творческая форма оригами стала активно развиваться, когда мастера принципиально отказались от использования ножниц. В этой форме оригами вместо надрезов стали использовать несколько листов бумаги для изготовления отдельных частей фигурки и последующего их соединения. Верблюд, свободно стоящий на ногах, у которого возможно изменение наклона головы, - один из примеров такой формы.

Часто при изготовлении сложных изделий в творческой форме оригами используют базы и элементы традиционной формы. Такие изделия относятся к комбинированной форме оригами.

Со второй половины 20 в. стал складываться новый тип оригами – модульный. Многих ведущих мастеров оригами в Японии, Европе и США не устраивали изделия, в основе которых использовались базовые формы, имеющие определенное количество остроконечных сегментов. Постепенно, по мере увеличения количества фигур, полученных из этих баз, складывание становится стереотипным. Этот факт и побудил оригамистов создавать совершенно новые базовые формы, не похожие на все, что было создано до сих пор. В основном эти базовые формы создавались и создаются на математических, архитектурных, художественно – графических факультетах ведущих институтов и университетов мира. Для создания новых форм изделий понадобились знания высшей математики, начертательной геометрии, компьютерной графики.

Модульное оригами отрицает применение ножниц и клея, для соединения используются складки и кармашки, образующиеся в процессе изготовления модуля. У этого типа оригами есть очарование, свойственное головоломке, хотя он требует хороших знаний геометрии и стереометрии.

Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически «острыми» и слои бумаги должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы необходимо проверять «остроту» всех сгибов.

При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть, какой птицы или животного похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.

При отработке техники складывания симметричных сгибов ( выполнение ног, клюва элементов цветов ) сгибаемые стороны не следует плотно состыковать друг с другом, так как при последующих операциях они могут налезать друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со «школы оригами » - с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы.

Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы «Квадрат» можно сделать базо-

вые формы «Журавлик», «Лягушка», а из базы «Створки двери» - базовые формы «Катамаран» и «Свинья». Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «трапеция»; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты.

Из базовой формы «Журавлик» можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду.

Из базовой формы «Шляпа» можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету.

Из базовой формы «Верблюд» можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску смерти, ослика, цветы.

Из базовой формы «Пони» можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент.

Естественно, что олень, сделанный из базовой формы «Журавлик», будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы «Верблюд», не только по технике выполнения, но и по возможностям.

К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и фигурок животных, птиц, цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Кажется, что сложить фигурку из листочка бумаги очень просто, однако в действительности это требует высокого творческого потенциала. Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно узнать характер персонажа. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

Современные стандартные формы бумаги для оригами: квадрат, прямоугольник, ромб, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольный равнобедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг, эллипс, полукруг.

Исходный лист соответствует нужному формату. Если это не проверить, то во время складывания будут возникать перекосы и наложения отдельных элементов. Загибать или складывать лист нужно аккуратно, соединяя один уголок с другим ровно и точно.

Существует 4 подготовительных сгиба для квадрата: по одной диагонали, по другой диагонали, сгиб пополам по директрисе ( как книжку ) слева направо и сверху вниз. Эти сгибы повторяются во многих изделиях. Оптимальные размеры бумаги для оригами: 15 х 15, 20 х 20, 12 х 18, 15 х 30 см.

Есть определенная точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать оригами как искусство возможно только имея тонкий вкус.

Правильно сложена бумага или нет, зависит только от вашего мастерства и глазомера. Человек должен обладать достаточным воображением, чтобы увидеть линии, по которым можно было бы сложить какую – нибудь фигурку.

В то время как другие виды искусства зависят от кистей, красок, резцов и других инструментов, в оригами основной инструмент – пальцы рук, и их необходимо тренировать. Для этого подходят упражнения на выполнение отдельных элементов фигур оригами ( таких как клюв, лапа, голова, нога ) и простых базовых форм.

У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.

Сегодня клубы оригами существуют почти во всех странах мира; организуются фестивали и конкурсы, составляются компьютерные программы по обучению.

Методическое обеспечение программы:

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

4. Богатова И.Оригами. Цветы. «Мартин», 2007

5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008

7. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.


1 год обучения.



Тема

Кол-во часов

Дата

1

Формирование группы. Знакомство с оригами.

2


2

Беседа по охране труда. Входная диагностика.

2


3

Правила поведения на занятиях.

Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек)

2



Базовая форма «Треугольник»

20


4

Стилизованный цветок.

2


5

Лисенок и собачка.

2


6

Котик и бычок

2


7

Яхта и пароход.

2


8

Композиция «Кораблики в море».

2


9

Стаканчик и фуражка

2


10

Синица и снегирь.

2


11-12

Композиция «Птицы в лесу».

4


13

Оформление выставки

2



Базовая форма «Воздушный змей»

22


14

Кролик и щенок.

2


15

Курочка и петушок.

2


16-17

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

4


18

Сказочная птица.

2


19

Сова

2


20-21

Лебеди (2 способа)

4


22

Царевна-Лебедь.

2


23-24

Композиция «Закат солнца над лебединым озером».

4



Базовая форма «Двойной треугольник»

6


25

Рыбка и бабочка.

2


26

Головастик и жук

2


27

Композиция «Аквариум».

2



Модульное оригами

22


28

Бусы для елки. Новогодняя гирлянда.

2


29

Разноцветная звезда из 4 деталей.

2


30-33

Новогодний талисман. Изготовление змеи.

8


34

Звезда из 8 модулей

2


35

Звезда из 16 модулей.

2


36

Ветка ели.

2


37

Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

2


38

Снежинки.

2



Чудесные превращения бумажного листа

10


39

Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей).

2


40

Простые коробки (2 варианта)

2


41

Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги.

2


42

Коробки для подарков. Базовая модель.

2


43

Коробки для подарков. Различные варианты.

2



Базовая форма «Птица»

10


44

Журавлик на гнезде

2


45

Японский журавлик

2


46

Праздничный журавлик.

2


47-48

Ваза «Два журавля».

4



Цветы к празднику 8 марта

10


49

Одуванчики из салфеток.

2


50

Открытка «Букет гвоздичек».

2


51

Подснежник.

2


52-54

Ваза для цветов.

6


55

Объемные тюльпаны.

2


56-57

Хризантемы.

4


58

Оформление выставки творческих работ.

2



Оригами на праздничном столе

22


59-60

Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток

4


61-62

Салфетки

4


63-64

стаканчики

4


65-66

Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка (вазочка) с декоративными углами

4


67

Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе»

2


68

Путешествие по сайту «Страна мастеров» оригами.

2


69

Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».

2



Впереди – лето!

6


70

Парусный кораблик - гонки на столе.

2


71

Яхта.

2


72

Оригамская сказка (фантазии детей)

2



Итого

134








2 год обучения.


Тема

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие

Рассказ об истории развития искусства оригами

2


2

Беседа по охране труда

2



Летние композиции

12


3-5

Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах.

6


6-8

Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».

6



Чудесные превращения бумажного листа


20


9-11

Закладки


6


12-14

Коробки.


6


15-18

Изготовление и оформление подарков.

8



Модульное оригами


24


19-20

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.


4


21-22

Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей.

4


23-24

Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

4


27-28

Новогодняя открытка «Дед Мороз».

4


29-30

Елочка в снегу


4


31-32

Пингвин

4



Оригами на праздничном столе

24


33-34

Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток

4


35-36

Салфетки


4


37-38

стаканчики

4


39-40

коробочки и вазочки

4


41-42

Вазочка «Не увлекайся конфетами».


4


43-44

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

4



Цветы к празднику 8 марта


20


45

Складывание цветов на основе изученных базовых форм

2


46

Василёк и гвоздика.


2


47

Композиция «Букет гвоздик».


2


48-49

Японская ваза для цветов.


4


50

Объемные тюльпаны.


2


51-52

Объемные колокольчики.


4


53-54

Оформление выставки «Цветы для наших мам».

4



Оригами – почта

12


55-56

Различные виды конвертов для писем.


4


57-58

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.

4


59-60

Датское и английское письмо.

4



Впереди – лето!

8


61-62

Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе.

4


63

Складывание самолетов и истребителей.

2


64

Летные соревнования моделей. Итоговое занятие

2



Цветы и вазы оригами




65-66

Игольчатая астра. Фуксия.

4


67

Космея.

2


68-69

Высокая ваза для цветов. Крокус с листом.

2


70

Объемный нарцисс.

2


71

Оформление выставки

2


72

Итоговое занятие. подведение итогов за год. Чему мы научились.

2







3 год обучения.


Тема

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие. Из истории оригами. Правила безопасной работы.

2


2

Азбука оригами. Основные правила работы.

2



Условные знаки, принятые в оригами.

6


3

Складывание полоски «гармошкой «Яблочко и гусеница».

2


4

Складывание прямоугольника «гармошкой». «Последний листок».

2


5

Складывание различных геометрических фигур. «Бабочка».

2



Складывание «гармошкой» различных зверушек.

10


6

Котенок.

2


7

Щенок.

2


8

Лягушонок.

2


9

Мышка.

2


10

Паучок.

2



Базовая форма «Треугольник»

10


11

Яхта и пароход.

2


12

Композиция «Кораблики в море».

2


13

Композиция «Кораблики в море».

2


14

Синица и снегирь.

2


15

Композиция «Птицы в лесу».

2



Складывание квадрата.

10


16

«Парус и рыбка»

2


17

Бабочка из квадрата.

2


18

Тюльпаны из квадрата

2


19-20

Коллективная работа «Цветы».

4



Работа с гофрированной бумагой

10


21

Правила работы с гофр.бумагой.

2


22

Изготовление розы.

2


23-25

Букет для мамы к празднику.

6



Квиллинг

72


26

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

2


27

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

2


28-29

.Основные формы “капля”, “треугольник”,

4


30-31

“долька”, “квадрат”, “прямоугольник”.

4


32-34

Конструирование из основных форм квиллинга. Аппликации «Новогодние фантазии».

6


35-36

Основные формы. “Завитки”.

4


37

Экскурсия в зимний лес.

2


38-40

Конструирование из основных форм квиллинга. Работа по желанию детей.

6


41-42

Основные формы. “Спирали в виде стружки”

4


43-46

Коллективная работа. Композиция из основных форм.

8


47-48

Изготовление простых, несложных цветов.

4


49-50

Изготовление бахромчатых цветов.

4


51-52

Коллективная работа. Композиция из цветов.

4


53-54

«Цветочное панно»

4


55

«Корзина с цветами»

2


56

«Аквариум»

2


57

«Тюльпаны»

2


58-59

«Павлин» Коллективная работа

4


60-61

«Попугай»

4



Поделки – оригами.

22


62-63

Жар-птица.

4


64-65

Дракончик.

4


66-68

Пингвин.

6


69-70

Павлин.

4


71-72

Коллективная работа «Грибная полянка».

4



Итого:

134




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Мир бумажных фантазий"

Автор: Хамраева Альбина Куватовна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "РП и КТП внеурочной деятельности Волшебный квиллинг"
    ["seo_title"] => string(59) "rp-i-ktp-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyi-kvillingh"
    ["file_id"] => string(6) "266334"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450125542"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Формирование УУД во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(49) "formirovaniie-uud-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "197799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428317026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства