программа внеурочной деятельности "Юный полицейский"
Программа внеурочной деятельности "Юный полицейский"
Данная программа составлена на основе настоящего положения об отрядах ЮДП. Организаторы отряда в своей деятельности руководствуются Федеральным законом №120-12г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящим положением. На основе настоящего положения разрабатываются положения об отрядах ЮДП с учетом местных условий.
Актуальность создания отряда "Юный полицейский" – одна из форм военно-патриотического воспитания и профилактики правонарушений несовершеннолетних, потому что правовое образование и воспитание призваны развивать чувство ответственности будущих граждан, умение решать жизненные проблемы, с которыми ребята столкнуться после окончания школы. Если дети будут знать свои права и обязанности, то они будут уважать права и обязанности других людей.
Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе Российской Федерации "Об образовании", определено в числе основных принципов государственной политики в области образования. Концепция модернизации российского образования важнейшими задачами воспитания называет формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Основные принципы занятий «ЮДП»: на славных традициях полиции воспитывать у ребят мужество, принципиальность, нетерпимое отношение ко всякого рода нарушениям общественного порядка. Это будет не игра в «полицейских», а серьезная работа, которая, безусловно, дисциплинировала бы ребят, приобщала бы их к общественно-полезному труду, приучала влиять на своих сверстников, которые ведут себя неправильно, допускают правонарушения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная программа составлена на основе настоящего положения об отрядах ЮДП . Организаторы отряда в своей деятельности руководствуются Федеральным законом №120-12г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящим положением. На основе настоящего положения разрабатываются положения об отрядах ЮДП с учетом местных условий.
Актуальность создания отряда "Юный полицейский" – одна из форм военно-патриотического воспитания и профилактики правонарушений несовершеннолетних, потому что правовое образование и воспитание призваны развивать чувство ответственности будущих граждан, умение решать жизненные проблемы, с которыми ребята столкнуться после окончания школы. Если дети будут знать свои права и обязанности, то они будут уважать права и обязанности других людей.
Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе Российской Федерации "Об образовании", определено в числе основных принципов государственной политики в области образования. Концепция модернизации российского образования важнейшими задачами воспитания называет формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Основные принципы занятий «ЮДП»: на славных традициях полиции воспитывать у ребят мужество, принципиальность, нетерпимое отношение ко всякого рода нарушениям общественного порядка. Это будет не игра в «полицейских», а серьезная работа, которая, безусловно, дисциплинировала бы ребят, приобщала бы их к общественно-полезному труду, приучала влиять на своих сверстников, которые ведут себя неправильно, допускают правонарушения.
Цель программы:
создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования у них позиции активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе правовых норм и моральных ценностей.
Основные задачи программы:
- обучение основам правовых знаний, расширение знаний по правам человека, полученных в средней школе; расширение знаний о факторах риска и способах противостоять им;
- развитие творческой, познавательной и созидательной активности; развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией, организовывать и проводить занятия с младшими школьниками
- укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;
- воспитание социально активной личности, ответственности и позиции гражданина, воспитание потребности в здоровом образе жизни; коррекция отклоняющегося поведения.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
Готовность и способность к саморазвитию
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни
Гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
Осознания ответственности человека за общее благополучие;
Социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении правовым нормам.
Смыслообразование:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии
Эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им
Нравственно-этическая ориентация:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
Уважительное отношение к другому мнению
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
Регулятивные универсальные учебные действия
Планирование:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
Применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
Составлять план и последовательность действий;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Саморегуляция:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий
Активизации сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Использовать общие приёмы решения задач;
Осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Ставить и формулировать проблемы.
Осознавать и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Информационные:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица, диаграмма);
Сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников, дополнение схем, таблиц, диаграмм новыми данными)
Передача информации (устным, письменным, цифровым способами)
Интерпретации информации (структурировать; переводить в сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
Запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Логические:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
Анализ, синтез, сравнение;
Классификация по заданным критериям
Установления аналогий;
Установления причинно-следственных связей;
Построение рассуждений;
обобщение
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать затруднения; предлагать помощь и сотрудничество
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Планирование учебного сотрудничества:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия
Взаимодействие:
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение задавать вопросы;
умение строить понятные для партнёра высказывания
строить монологическое высказывание;
вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
умение слушать собеседника.
Управление коммуникацией
У ученика будут сформированы
Ученик получит возможность для формирования
умение определять общую цель и пути её достижения;
умение осуществлять взаимный контроль;
Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Умение координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников
Формы занятий
Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, выступление агитбригад, участие в слетах и фестивалях. Работа с источниками и ресурсами сети Интернет, медиатекой. Творческие проекты, «мозговые штурмы», социальные акции, выпуск стенгазет и буклетов позволят обеспечить серьезную мотивацию и поддержать устойчивый интерес ребенка к занятиям.
Режим занятий
Один раз в неделю по 1 академическому часу. Контроль за уровнем достижений воспитанников предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед или тестирования, так и в большей степени через творческие и проектные задания. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в ролевых и деловых играх, тренингах, «мозговых штурмах», контроль за выполнением проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций, участие в социальных акциях.
Планируемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения, правовых нормах, о социально одобряемом и неодобряемом поведении, знания о ЗОЖ. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия ученика с педагогом.
Результаты второго уровня.
Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
У школьника будут сформированы уважительное отношение к правовым нормам России, уважительное отношение к иному мнению, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Ученик получит возможность для формирования навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить правильные решения.
Результаты третьего уровня.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
У ученика будут сформированы навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Ученик получит возможность для формирования гражданской позиции, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них, установка на здоровый образ жизни.
Содержание программы
Раздел 1. Введение учащихся в курс деятельности объединения, знакомство с понятийным аппаратом. История права.
Раздел 2. Правовой блок. Права и обязанности человека и гражданина. Гражданин государства. Права несовершеннолетнего. Поведение в дома, в школе и на улице. Личная безопасность человека. Юридические профессии.
Раздел 3. Безопасность и здоровьесбережение. Здоровый образ жизни. Факторы риска. Безопасность дома, на улице. Поход. Игра «Марафон здоровья». Встреча с сотрудниками МЧС и ГИБДД.
Раздел 4. Творческий отчет участников объединения.
Тематическое планирование
№
Название раздела, темы
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Информационный блок
6
2
4
1
Права человека – это твои и мои права.
2
Экспресс-викторина
Составление проспекта «Право знать больше!»
2
История права.
2
Лекция,
блиц - опрос
Мини-исследования по отдельным темам «Обычаи», «Мифы», «Ритуалы», «Право в древности», «Средневековое право», «Эволюция права в России»
3
Моя страна и права человека.
2
Лабораторная работа
с интернет-ресурсами
Творческие работы учащихся.
Выставка «Права человека в России»
Раздел 2.
Правовой блок
18
18
4
Это – я!
1
Творческая мастерская
Оформление семейного проекта и стенда «Это – мы!».
5
«Детская Конституция».
2
Практикум
Конкурс плакатов или картин, с объяснением «своего» права
6
Права и обязанности.
2
Групповой практикум
Составление списка прав и обязанностей учащихся в классе.
www.school-sector.relarn.ru - Права и дети в Интернете.
www.kpd.nvrsk.ru/university/main.htm - Детский Правозащитный Университет.
www.hrea.org/pubs/Primer/ru/index.html. - Аннотированный Учебник для начинающих по отбору учебных материалов для образования в области демократии и прав человека.
www.hrusa.orq/default.htm - Центр по ресурсам в области прав человека.